Дидактическая игра как средство достижения личностных результатов
статья (4 класс)

Инна Владимировна Горбатова

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство достижения личностных результатов

Учитель начальных классов: Горбатова И.В.

Цель: Использование дидактической игры в начальной школе для усвоения и выявления метапредметных и личностных результатов

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В составе основных видов универсальных учебных действий (УУД), диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1)личностный; 

2)регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Личностные УУД:

1) Самоопределение заключается во внутренней позиции школьника, самоидентификации, самоуважении и самооценки.

2) Смыслообразование – это мотивация (учебная, социальная), границы собственного знания и «незнания»

3) Ценностная и морально-этическая ориентация – ориентир на выполенние морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.

(Во всех предметах)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • Оценка
  • Саморегуляция ( Во всех предметах)

Познавательные УУД

  • Общеучебные
  • Логические
  • Действия постановки и решения проблем(
  • Особо в курсе «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир» – во всех предметах)

Каким образом сформировать УУД у ребёнка?

Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе

Игровые педагогические технологии

Дидактическая игра - это особая форма игрового обучения, когда у детей, чаще всего непреднамеренно, формируются необходимые метапредметные результаты.

Выделяют несколько функций дидактических игр:

  • Функция формирования психических новообразований (устойчивость и произвольность внимания, памяти, развитие мышления и т.д.);
  • Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму и освоение им социальных ролей – личностные УУД;
  • Функция формирования собственно учебной деятельности – регулятивные УУД;
  • Функция формирования общеучебных и логических действий, действий постановки и решения проблем – познавательные УУД;
  • Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки – личностные и регулятивные УУД;
  • Функция формирования адекватных взаимоотношений в классе, развитие навыков сотрудничества, совершенствование речевых навыков – коммуникативные УУД.

Виды дидактических игр: игры – путешествия;

  • игры – поручения;
  • игры – предположения;
  • игры – загадки;
  • игры – беседы..

Основные принципы использования игр на уроках:

Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся;

Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется;

Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность;

Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер;

В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся;

Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

Дидактические игры кратковременны (10-15 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

По возможности надо стремиться, чтобы каждый ребёнок мог участвовать в игре. Поэтому, если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролёров, судей, то есть тоже принимать участие в игре

Игра может быть проведена на любом этапе урока!

В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.

В середине урока дидактическая игра должна решать задачу усвоения темы.

В конце урока игра может носить поисковый характер.

В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую – это способствует более полному и быстрому овладению детьми метапредметными УУД.

Тема: «Письменная нумерация чисел в пределах 20». На этом этапе можно предложить игру “Математическая эстафета”

  • Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.
  • Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников, числа на карточках.
  • Содержание игры: учитель делит класс на группы по 4 человека и проводит игру-соревнование. Дети распределяют между собой роли (после объяснения учителем правил игры) Первый ученик из первой группы иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же группы называет цифрой обозначенное число, третий - его состав, четвёртый показывает число на карточках.
  • Аналогичные упражнения выполняют учащиеся из других групп. Победит та группа, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.
  • При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.
  • работа в группе - коммуникативное действие 

распределение ролей и планирование своих действий - регулятивные действия

решение проблемы – познавательные действия

связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется – личностные действия 

При умелом сочетании игровой и учебной деятельности учитель на уроках достигает хороших результатов формирования универсальных учебных действий.

Дидактические игры, применяемые на уроках во 2 классе:

«С листками календаря»

Всем играющим прикалывают на грудь по листку из отрывного календаря. Листки надо подбирать так, чтобы играющие могли выполнить следующие задания:

1.      Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов или пятниц и т.п. – записать пример на сложение, используя цифры на листках и решить его,  после чего громко назвать получившееся  число.

2.      Собрать команду, состоящую из всех семи дней недели (числа должны идти по порядку). Побеждает команда, вставшая в шеренгу первой.

3.      Найти вчерашний день (например, «пятое сентября» ищет «четвертое сентября» и т.п.). Побеждает команда, которая нашлась первая.

4.      Собраться так, чтобы образовался год 2000 (1998, 2005 и т.д.).

5.      Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась круглым числам (10, 20, 30, 40 и т. д.).

«Парная игра»

Цель: развивать умение соотносить плоскостные геометрические фигуры и их контуры.

Ученикам раздают плоскостные геометрические фигуры и контуры этих фигур. Дети, держа в руках фигуры, выстраиваются в шеренгу. По команде учителя они ищут себе пару согласно своей фигуре (плоскостная должна соединиться с контурной).

 

«Зрительный диктант»

Цель: распознавание геометрических фигур, формирование пространственных представлений детей.

Ученикам предлагается посмотреть на наборное полотно, где слева направо расставлены 3 – 5 геометрических фигур.  Две команды под музыкальное сопровождение 1 – 2 минуты, должны расставить на площадке в такой же последовательности, как в образце, геометрические фигуры более крупного размера и назвать их.

Выигрывает та команда, которая быстро и без ошибок справляется с заданием.

 

«Сочини рассказ»

Ученикам предлагается придумать рассказ. Один из участников игры должен произнести первую фразу, другой – повторить её и добавить следующую, и т.д

Например:

1 ученик: «Жил-был в Антарктиде пингвин.»

2 ученик: «Жил был в Антарктиде пингвин. Однажды он пошел на прогулку» и т.д

 

«Подбери синоним»

Сначала педагог объясняет ученикам, что одно и тоже явление или предмет можно назвать разными словами. Такие слова, сходные по значению, и есть синонимы.

Педагог: «Заяц трусливый. А как еще можно его назвать?»

Ученик: « Пугливый, боязливый, робкий, несмелый»

Педагог: « Волк злой. А как еще его можно назвать?»

Ученик: «Сердитый, свирепый, жестокий»

Педагог: «Винни Пух смешной. А какими еще словами его можно назвать?»

Ученик: «Веселый, забавный, потешный»

 

«Подбери омоним»

Сначала педагог объясняет ученикам, что одно и тоже слово обозначает разные понятия. Например коса – это и сплетенные пряди волос, и сельскохозяйственное орудие, и узкая полоска земли, отходящая от берега. После этого можно предложить ученику самостоятельно подобрать омонимы к различным словам. Например:

Педагог: «Какие значения есть у слова «лук»?»

Ученик: «Съедобное растение, оружие для метания стрел»

Педагог: «Что означает слово «ключ»?»

Ученик: «инструмент для открывания замка, родник, музыкальный знак»

Можно обсудить с детьми значения таких слов как игла, ручка, нога, нос, язык и т.д.

 

«Подбери антоним»

Сначала нужно рассказать ребенку о том, что ко многим словам можно подобрать противоположные по смыслу, то есть антонимы.

Затем следует ввести в игру сказочного персонажа, например колобка, который очень любит искать антонимы. Дети передают колобка друг другу  заканчивая при этом   начатую фразу, например:

Ночью темно, а днем…

Компот жидкий, а кисель…

Мороженое холодное, а чай…

Слон большой, а муравей…

Башня высокая, а избушка…

Камень твердый, а глина…

Шоколад сладкий, а перец…

Сказки бывают смешные и …

Полезно прочитать детям стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра».

 

«Потерянные слова»

Педагог читает ученикам стихотворение, но при этом намеренно не договаривает последнее слово в строчке, таким образом, предлагает им самостоятельно подобрать рифму. Возможно с первого раза кому-то не удастся правильно подобрать слово. В этом случае этим детям требуется помочь. Для этой игры прекрасно подходит стихотворение Даниила Хармса «Очень страшная история»:

Доедая с маслом булку,

Братья шли по переулку.

Вдруг на них из закоулка

Пес большой залаял гулко.

 

Сказал младший: «Вот напасть,

Хочет он на нас напасть.

Чтоб в беду нам не попасть,

Псу мы бросим булку в пасть».

 

Все закончилось прекрасно.

Братьям сразу стало ясно,

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою булку.

 

«Сочини стихотворение»

Дети младшего школьного возраста вполне способны сочинять простые стихи. Подобные упражнения прекрасно помогают развивать речь и образное мышление. Педагог  должен придумать две первые строчки стихотворения, а ученик – продолжение.

«Да и нет»

Это универсальная игра, способствующая развитию остроумия и логического мышления. Смысл ее сводится к следующему. Ведущий задумывает какое-либо слово или ситуацию, а игроки должны отгадать, о чем  или о ком идет речь, задав по очереди определенное количество наводящих вопросов. Каждый из них предполагает только два варианта ответа  - «да» или «нет».

Ситуации, например, могут быть такими:

«Одна девочка очень любила шоколадные конфеты, но после одного случая она перестала их есть. Что это был за случай?»

«Один мальчик разбил стекло в чужой квартире, за что его поблагодарили. Почему?»

Героев сказок, басен, рассказов можно «зашифровать» в такие предложения:

«Он ее поймал и отпустил. Она его отблагодарила, но потом наказала за жадность».

«Ее вытаскивали всей семьей, но у них ничего не получились, если бы не маленький зверек».

«Одна хвастливая птица поплатилась за свое самодовольство и осталась без обеда»

 

«Сравни предметы»

Это упражнение в игровой форме учит детей давать характеристики различным предметам, развивает способность к анализу. Можно показать ребенку две любые вещи и предложить объяснить их сходство и различие. Например, яблоко и абрикос: что между ними общего, чем они не похожи друг на друга? Если ребенку трудно самостоятельно выполнить задание, целесообразно задавать ему наводящие вопросы.

 

«Учимся классифицировать»

Вариантов подобных игр можно придумать множество, но суть их всех заключается в следующем. Ученик должен научиться классифицировать изображенные на карточках предметы по тому или иному признаку. Самый простой способ – разложить на столе картинки и предложить ребенку разделить их на две группы (большое – маленькое, твердое – мягкое, живое – неживое и др.)

 

«Шифровальщик»

Это упражнение направлено на развитие у детей способности к анализу. Смысл игры состоит в следующем. Ребенку предлагается «закодировать» любую известную сказку или историю, представить ее в схематичном виде. С дидактической точки зрения намного более эффективно использовать в качестве заместителей персонажей геометрические фигуры. Необходимо вырезать из плотной бумаги или картона несколько фигур (круги, квадраты, треугольники и др.) различного размера. Ребенок должен сам выбрать из них те, что будут действовать в качестве персонажей сказки. Уже в этом проявляется его способность рассуждать и мыслить логически. Так, ребенок  поступит разумно, если выберет для сказки «Курочка Ряба», например, два больших квадрата (дед и бабка), круг меньшего размера (курочка) и самый маленький треугольник (мышка). После распределения ролей можно разыграть сказку, а затем предложить ребенку в схематичном виде нарисовать все это на бумаге.

«Отыщи слово»

Нужно написать на бумаге набор букв, среди которых «затеряно» слово, и предложить ребенку за определенное время найти и подчеркнуть его. Сделать задание более сложным можно, увеличив объем  текста и количество слов. Например:

ВПЫЛОАВРДВЕРЬЕЛОЖУКФНАЖАБАЖЭВАДАРВАЛДР

«Таинственные квадраты»

Педагог чертит квадрат 3 × 4 и вписывает в него 12 двузначных чисел, расположенных в случайном порядке, а рядом рисует другой квадрат таких же размеров. Ученик должен за определенное время заполнить пустой квадрат этими же числами, но расставив их в порядке убывания или возрастания.

«Запомни и повтори»

Прекрасным упражнением для тренировки внимания является одновременное выполнение двух или нескольких различных действий.

Вариантов подобных заданий может быть множество, их легко придумать самостоятельно. Приведем некоторые примеры.

  1. Педагог читает вслух предложение и одновременно с этим постукивает по столу ручкой или любым другим примером. Задача учеников состоит в том, чтобы запомнить текст и повторить его, а также назвать количество ударов. По мере тренировки рекомендуется увеличивать длину и число предложений.
  2. Педагог  засекает время и начинает хлопать в ладоши, ученики при этом рисуют на бумаге квадраты. По прошествии минуты он должен назвать число хлопков. Чем больше квадратов малыш успел нарисовать за это время, чем лучше.
  3. Ученику дается минута. В течение этого времени он рисует правой рукой треугольники, а левой круги. Цель игры – начертить как можно больше аккуратных геометрических фигур.

«Арифметика для внимательных»

        Педагог диктует ребенку арифметический пример и предлагает решить его в уме. Результаты вычисления записывать не разрешается. Ответ можно записать только после соответствующей команды. Диктовать следует довольно быстро, но так, чтобы у ребенка была возможность подумать и произвести необходимые вычисления.

Задания для 2-го класса.

Даны числа: 52 и 28. Найди произведение первых чисел обоих чисел. Из полученного результата вычти вторую цифру второго числа. Записывай! (2)

Даны числа: 24 и 87. Прибавить ко второй цифре первого числа первую цифру второго числа. Полученную сумму раздели на первую цифру первого числа. Записывай! (6)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Портфолио ученика как средство достижения личностных результатов младших школьников".

Государственный  Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к результатам.  Два из них (предметные и метапредметные) нам знакомы. Они включают в себя ЗУНы (знания, умения,...

Портфолио ученика как средство достижения личностных результатов мл.школьников

Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов мл.школьников....

«Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках по физической культуре как средство достижения личностных результатов, реализующая интеграцию начальной и основной ступени образования в условиях внедрения ФГОС»

      Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех ...

Портфолио-как средство достижения личностных результатов.

Портфолио- как средство достижения личностных результатов. Конкурс- "Ученик года" по итогам  работы за весь учебный год....

Формирование коммуникативных УУД как средство достижения личностных результатов.

В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Экономика стала очень динамичной. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войт...

Дидактическая игра как средство достижения личностных результатов

Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников...

Тема по самообразованию "Дидактическая игра как средство достижения личностных результатов"

Статья с разделом "Дидактические игры, применяемые на уроках во 2 классе"...