Статья " Методическая система работы по творческому развитию ребенка как фактор его успешности"
статья

Кожина Эржена Намсараевна

  Цель педагогической деятельности – развитие ребенка как творческой личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кожина Эржена Намсараевна

Республика Бурятия                        

Методическая система работы по творческому развитию ребенка

как фактор его успешности.  

 

Если ученик не учится творить,

то и в жизни он всегда будет

 только подражать, копировать.

Л.Н. Толстой

  Цель педагогической деятельности – развитие ребенка как творческой личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации.

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,    активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества.   Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся,  которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации  и успешной социализации.   

Актуальность выбранной мною проблемы объясняется изменениями, происходящими в современном обществе. Детям 21 века теперь недостаточно получать только знания. Им нужно научиться не только добывать информацию, но и создавать свое, новое, для того, чтобы применять это в повседневной жизни.

   Творчество личности - это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности. Поэтому изучение самореализации в творческой познавательной деятельности приобретает сегодня особенную актуальность.

   Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.

Для начала важно определить, что такое творчество и творческая личность. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать  по-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, а  творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением. Новизна может быть объективно значима  или же субъективно значима. Последнее имеет большую личную значимость.

В основе моей  работы  с учащимися по развитию творческих способностей лежит  высказывание Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить», которое  представлено в виде авторского  педагогического кредо:

«Как научить ребенка мир любить?

Как показать, что жизнь крылата?

Попробуй научить детей творить –

И крылья обретут ребята!»

Если творчество не станет ценностной ориентацией в младшем школьном возрасте, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности.  Поэтому большая роль отводится творческому развитию личности.

Концепция А.Э. Симановского о творческом развитии ребенка

 Проблемами творческого развития личности занимались выдающиеся педагоги Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, С.Т. Шацкий, Н.Я. Брюсова, Н.И. Сац, Г.Л. Рошаль. Но мне ближе всех концепция А. Э. Симановского,  потому что главная идея концепции - формирование у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерности, решением сложных проблемных ситуаций.

Мною разработаны уроки с использование творческих заданий из программы Симановского А.Э. Именно эти уроки дают детям основы целостного представления об окружающем мире, природе и обществе. На уроках создается особая среда для общения детей с учителем и друг с другом, более высокий уровень учебной мотивации даже у слабых детей. На своих уроках пытаюсь решить вопрос формирования творчески мыслящих людей, способных принимать нестандартные решения. Сейчас не вызывает сомнения тот факт, что творчеству можно и нужно учить. Чем раньше начинается эта работа, тем существеннее и значительнее результат.

При разработке таких уроков я обращала внимание на логичность и последовательность изложения материала, соблюдая принцип нарастания трудностей от простого к сложному, использовала дифференцированный подход к детям в зависимости от уровня развития способностей и индивидуальных особенностей детей, включала на различных этапах урока. Работа начиналась уже с первых дней пребывания ребенка в школе.

Большое внимание в настоящее время уделяется активизации творческой деятельности школьников, поскольку творчество играет особую роль в становлении и развитии человека. В связи с этим основные усилия должны быть направлены на то, чтобы заложить прочные основы творческой деятельности уже в младшем школьном возрасте, дать детям ориентиры для ее активизации и совершенствования. Источник развития – специально организованное обучение, в котором создаются условия для саморазвития личности. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

Субъектная позиция ученика формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы на персональный

характер образования на основе приоритетного отношения к его интересам и потребностям. Большие возможности для развития творческой активности школьников создает проектная учебная деятельность. Работая над проектами, учащиеся получают представления о способах получения знания, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее. У них формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

                        Принципы реализации концепции

 Методическая система основана на следующих принципах:

  • Принцип гуманизации предполагает развитие ребенка, ориентацию на успех, изменение отношений в системе «учитель - ученик» (установления связей сотрудничества).
  • Принцип деятельности предполагает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность.
  • Принцип развивающего обучения, основанный на применении методов творческой мыслительной деятельности, развитие умственных способностей, самообразования учащихся.
  • Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».
  • Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.
  • Принцип индивидуализации обучения, который предполагает  учет уровня развития  каждого ученика

                                   Технология творческого развития

        С целью раскрытия творческих способностей учащихся использую технологию творческого развития (творчества), взяв за основу  систему развивающего обучения  с направленностью на развитие  творческих качеств личности   (идею общественного творчества И. П. Иванова, технологию развития критического мышления).  Данную технологию использую в учебно-воспитательном процессе. Считаю, что каждый ребенок талантлив, только нужно вовремя заметить и развить его задатки и способности.

Цель применения технологии: воспитание общественно-активной  творческой личности, способной приумножить общественную культур, сделать вклад в построение  правового демократического общества.

Задачи:    

  • формирование творческого потенциала  личности посредством использования различных  видов    деятельности;
  •  поддержка и развитие творчества учащихся в разнообразных его проявлениях.

Ожидаемые  результаты:

  • развитие  индивидуальных  особенностей  каждого  ребёнка;
  • повышение  коммуникативной  компетентности  учащихся;
  • развитие  самоуважения  и  формирование  адекватной  самооценки;
  • формирование  потребности  в  творческой  самореализации  личности;
  • формирование  уважительного  отношения    к  личности  других  людей.

Развитие творчества  осуществляется посредством:

  1. игровых форм работы, КТД,
  2. педагогических проб,
  3. творческих презентаций,
  4. проектной и исследовательской деятельности

 Проектная деятельность как фактор творческой успешности личности

Всегда стараюсь творчески подходить к организации  проектной деятельности, активно использую интегрированные  проекты, применяю информационные технологии. Считаю, что  продукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю.   Ученики   разрабатывают  проекты, проводят публичные презентации проектов с использованием ИКТ.

Современные  формы обучения позволяют учащимся делать маленькие открытия, развивать творческие и интеллектуальные способности.   Эффективными формами организации совместной деятельности педагога и учащихся, способствующими развитию их творческой активности, являются научно-практические конференции. Учащиеся принимают участие в научных конференциях, становятся победителями, работы учащихся опубликованы на страницах интернет-портала МИНОБР.ОРГ.   

Нестандартные уроки

Изучая с учащимися правила, стараюсь добиваться того, чтобы они понимали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.  Большое внимание уделяю закреплению при изучении всех разделов и тем, обеспечивая непрерывность в совершенствовании навыков написания. С этой целью в своей работе я использую как  объяснительно-иллюстративный, так  и  проблемный методы обучения.   Чувство новизны, удивления могут стать источником  желания решить поставленную задачу, поэтому использование разнообразных проблемных ситуаций активизирует мыслительную  и творческую деятельность учащихся.
      Я работаю по стабильным учебникам   (УМК «Школа России»), но в своей работе использую  УМК Языкановой Е.В. «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения».


       Большое внимание уделяю  на повышение  уровня речевого развития младших школьников. Например, предлагаю детям выполнить такие задания:

«Найди связь» (групповая работа)

Нужно найти  связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями и объяснить, как все происходило.

  1. Белка, сидя на дереве, упустила шишку.

Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

(Например: Шишка, падая, спугнула зайца, сидящего под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Водитель самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Заяц бросился в лес, водитель за ним. Водитель в лесу заблудился, и самосвал с грузом не пришел по назначению во время).

Формирование творческого мышления на уроках, через решение  проблемных ситуаций, в форме увлекательных игр, в форме групповой работы, упражнений показывает, что учащиеся с большим удовольствием  пытаются разгадать языковые тайны, без чувства страха преодолевают трудности, проявляют сообразительность, делают сравнения, обобщения, излагают различные точки зрения на один и тот же вопрос. Например, после изучения раздела «Чудесный мир классики» по литературному чтению  провожу урок – презентацию «Цветы любимому писателю», на котором учащиеся делают посвящения (кто прозой, кто стихами) и «дарят» цветы поэтам и писателям, чье творчество оставило у них наиболее яркое впечатление. Урок – сюрприз «Наша галерея», ставший уже традиционным, проводится по изобразительному искусству. На этом уроке учащиеся знакомятся с именами талантливых сверстников.  

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности (методическая система работы)

В современном образовательном пространстве чрезвычайно высок интерес к деятельностным технологиям обучения.Одним из примеров использования деятельностного подхода в обучении является метод проектов.Сп...

Система работы учителя по развитию творческих способностей учащихся

Материалы для проведения методического объединения учителей начальной школы и учителей-предметников образовательного учреждения МОУ Начальная школа-детский сад....

Методическая система по формированию и развитию универсальных учебных действий

Методическая система формировалась в процессе освоения Федеральных  Государственных Образовательных Стандартов начального общего образования и направлена на освоение системно-деятельностного подх...

Творческое развитие ребенка через проектную деятельность

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...

Статья. Тема : Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста

Статья.   Тема : Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Он...

Методическая система работы по творческому развитию ребенка как фактор его успешности

Методическая система работы по творческому развитию ребенка как фактор его успешности...

Мастер-класс "Создание условий для полноценного интеллектуального и творческого развития учащихся младших классов их успешная адаптация в образовательной и социальной среде.

Создание условий для полноценного интеллектуального и творческого развития учащихся младших классов их успешная адаптация в образовательной и социальной среде....