«Технологии сохранения и стимулирования здоровья обучающихся в условиях надомного обучения»
статья (4 класс)

Елена Владимировна Фирсова

У школьников, обучающихся на дому, ослаблены процессы активного восприятия, произвольного внимания и памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функцией речи. Для этих детей характерны нарушения пространственного восприятия, работоспособности и разнообразные дефекты моторной сферы. Нарушение интеллекта у ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. В этой связи становится актуальным поиск эффективных путей обучения и воспитания таких детей. И в первую очередь -зто применение здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_1.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска»

Выступление на МО учителей надомного обучения  №2

«Технологии сохранения и стимулирования здоровья обучающихся в условиях надомного обучения»

Подготовила: учитель надомного обучения Е.В.Фирсова

Смоленск 2022/2023

«Технологии сохранения и стимулирования здоровья обучающихся в условиях надомного обучения

У школьников, обучающихся на дому, ослаблены процессы активного восприятия, произвольного внимания и памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функцией речи. Для этих детей характерны нарушения пространственного восприятия, работоспособности и разнообразные дефекты моторной сферы. Нарушение интеллекта у ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. В этой связи становится актуальным поиск эффективных путей обучения и воспитания таких детей. И в первую очередь -зто применение здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии делятся на 3 группы. 1 группа включает технологии сохранения и стимулирования здоровья .

Стретчинг  это упражнения, предназначенные для растягивания мышц, связок и сухожилий.

Суть стретчинга - реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития дошкольника.

Например, упражнение «Солнышко» - помогает растянуть боковые мышцы туловища, сохраняет гибкость позвоночника, подвижность тазобедренных суставов.

И.П. – широкая стойка, правая стопа развёрнута наружу, руки в стороны.

1- 4 - на выдохе наклоняться вправо, пока правая рука не коснётся пола, левая рука вытянута      вверх;

5-8- стоять в наклоне;

9-12- медленно выпрямиться.

То  же в другую сторону, развернув другую стопу. По 2 раза в каждую сторону.

Упражнение «Самолёт взлетает» - укрепляет мышцы спины, развивает подвижность тазобедренных и плечевых суставов.

«Лодочка» - укрепляет мышцы спины, брюшного пресса.

«Морская звезда» - растягивание мышц бёдер.

И.П. – стоя на коленях, руки опущены вдоль туловища.

1- сесть на пол между стоп, руки в упоре сзади;

2- передвигая руки назад лечь на спину;

3-4 - колени развести в стороны, руки в стороны.

Лежать 10 сек. Медленно встать, выпрямить одну ногу, затем другую, расслабить.

Подвижная игра «Хвостики» - также составляющая основной части занятия. В игре дети развивают быстроту, ловкость, координацию движений.

Между играми упражнение на дыхание: Носом вдох, а выдох ртом,

                                                                       Снова носиком вдохнём,

                                                                       Выдохнем опять мы ртом.

Физкультминутки - комплекс упражнений, направленный на снятие усталости и напряжения, совершенствования общей моторики, выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статистического напряжения.  Проводятся во время организованной образовательной деятельности, их длительность составляет 3-5 минуты; они проводятся в форме разнообразных комплексов физических упражнений (6-8 упражнений) с выходом из-за стола.

1) Упражнение «Потягивание»: сидя раскрыть руки, поднять вверх, потянуться назад, потом вперед, вправо, влево (3 раза).

 2) Упражнение «Обороты»: сидя выпрямить руки вперед, сделать обороты кистями рук.  3) Упражнение «Наклоны»: встать, руки на пояс и под счет учителя сделать наклоны вправо, влево (2 раза).

 4) Игра «Конек». Руки на поясе. Подпрыгивая на двух ногах, передвигаться вперед в направлении к доске, а затем в обратном направлении.

5) Игра «Ветер». Школьники представляют, как ветер колышет деревья, поднимают руки вверх, делают наклоны вместе с туловищем вправо и влево, имитируя при этом шум ветра.

Подвижные и спортивные игры являются важнейшим ежедневным занятием с детьми с ОВЗ. Предусмотренные планированием игры проводятся  в соответствии со временем года. Игры способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья детей.

Релаксация – специальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Способствует снятию напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов с музыкальным и словесным сопровождением. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

Проводятся в любом подходящем, проветриваемом помещении. Длительность зависит от индивидуальных особенностей нервной системы детей.

Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать… Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза.

Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка. Рекомендуются детям с речевыми проблемами.

Выделяют следующие виды пальчиковой гимнастики.

1) Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.  «Пианино», «Веер», «Рыбка», «Нам холодно»

2) Игры с природным, бросовым материалом (горох, фасоль и т.д.).

3) Игры с пособиями (игры-шнуровки, игрушки с прищепками, пальчиковый театр).

С карандашом.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

 Быть послушным научу!  

С шариками.

(воздушные шары заполнены манкой).

Эти шарики берём,        

Ими ручки разомнём.

Меж ладошками  кладём

И ладошки разотрём.

Вверх и вниз его катаем,

Свои ручки развиваем!

(Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями; массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз)

Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания. Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

- насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;

-повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;

- нормализации и улучшение психоэмоционального состояния организма;

-развитие силы, плавности и длительности выдоха.

В работе с детьми использую дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом и вдохом через нос. Оборудование для развития дыхания, является частью развивающей предметно-пространственной среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажеры).

Вот некоторые упражнения для развития дыхания.

1) «Свеча». Возьмите узкую полоску бумаги и, представьте, что это свеча, дуйте на нее. Струя выдохе должен быть без резких колебаний - бумага контролирует равенство выдохе.

2) «Надувание шариков». Имитирование надувания шарика.

 3) «Рубка дров». Дети становятся прямо, ноги шире плеч. Руки опущены, пальцы сцеплены в замок. Поднимают руки вверх, вдыхают, прогибаются назад. Затем, резко выдыхают, со звуком «ха» наклоняются, опускают руки, как при ударе топором, между ног и сразу поднимают их вверх. Повторить 5-10 раз. Очень важно, чтобы звук «ха» был результатом резкого выдоха, шел с грудной клетки. Упражнение хорошо очищает дыхательные органы, улучшает их работу

Артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить с детьми начиная с трехлетнего возраста. Желательно отводить на артикуляционные упражнения от 3-5 минут ежедневно в младшем дошкольном возрасте, до 10-12 минут ежедневно для детей старшего дошкольного возраста. Каждый комплекс должен включать от четырех до восьми упражнений (соответственно возрасту детей, но не должен превышать рекомендованной продолжительности).

 Чистоговорилки Ши - ши - ши - чистоговорилки допиши. Я - я - я - хорошая очень школа наша. Шу - шу - шу - умело примеры пишу. Ши - ши - ши - учу интересные здесь стихи. Добавляем звукотерапию. (Ученики набирают через нос максимальное количество воздуха в легкие. Выдыхая, говорят определенный звук или звуки.) Ученик продолжает: звук «О» - оздоравливает сердце, печень, желудок, звук «А» - усиливает деятельность щитовидной железы, зрения, слуха звуки «О», «В», «М» - усиливают вибрацию мозга, комплексно оздоравливают все органы и функциональные системы организма

Гимнастика для глаз проводятся с целью:

- укрепления глазных мышц нарушений зрения, переутомления;

- снятия напряжения;

- общего оздоровления зрительного аппарата.

 Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 минут в свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Для этого мною используется разнообразный наглядный материал: карточки-тренажеры с изображением каких-либо фигур (овалов, восьмерок, волн, спиралей и т.д.) или перекрещенных линий разного цвета. У меня имеется картотека комплексов гимнастики для глаз: “Слон”, “Веселый цирк”, “Звери заняты делом”, “Поиграем в мяч”, Мы шоферы”, “Ученые мартышки”, “Хитрый лис”, “Качели”, “Радуга”. Дети выполняют задания и упражнения на укрепление зрения и профилактику утомления глаз: попеременное фокусирование взгляда на носу, на точке между бровями, на левом плече, на правом плече (не поворачивая головы); слежение за полетом “бабочки”, “пчелы”; выполнение упражнений “ласточка на стекле”, а также играют в игры: “Угадай, что изменилось”, “Поменяй, как было”, “Восстанови картинку”, Ночь – день”, “Самая черная кошка” с закрытыми глазами). Обучение приемам пальминга: дети сидят спокойно, плотно закрыв глаза ладонями, поставив локти на опору.

Динамические паузы  рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

 Динамическая пауза «Медвежата»

\

1. Медвежата в чаще жили               - все стоят в кругу

Головой своей крутили,                - вращение головы в одну и

Вот так, вот так,                             другуюстороны

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали,                  - вытягивание прямых рук

Дружно дерево качали,                впереди сгибание рук в локтях

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили,                  - ходьба «по - медвежьи»

И из речки воду пили,                   - наклон туловища вперед,

Вот так, вот так,                              руки за спиной

И из речки воду пили.

А потом они плясали,                    полуприсяд, подъем прямых

Лапы к солнцу поднимали             рук вверх

Вот так, вот так,

Лапы к солнцу поднимали.

2. Мы ручками похлопаем - Хлоп-хлоп   хлоп,
Мы ножками потопаем - Топ-топ-топ,

Мы руки все подняли

И дружно опустили.

И сели все в волшебный самолёт, (руки, согнутые в локтях, перед грудью)

Завели мотор - Ж- ж- ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж (крутим медленно руками перед грудью, увеличивая

темп)

Самолёт летит, а мотор гудит- У-у-у, у-у-у (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и

вправо),

Полетели

Корригирующая гимнастика – разновидность лечебной гимнастики, представляет собой систему специальных физических упражнений, применяемых в основном для профилактики и устранения нарушений осанки и искривлений позвоночника.

Гимнастика ортопедическая рекомендуется детям с плоскостопием и нарушениями осанки в качестве профилактики болезней опорно-двигательного аппарата. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Таким образом, подводя итоги выше сказанного, можно подчеркнуть, что применение технологий сохранения и стимулирования здоровья в процессе обучения детей с нарушением интеллекта приводят к следующим результатам:

 у ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе.

Здоровый образ жизни занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически.

 Нам педагогам коррекционных образовательных учреждений необходимо творчески подойти к использованию перечисленных технологий, а также привлечь родителей к их применению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях современного образования.

В данной презентации представлены практические рекомендации по созданию сохраняющих здоровье условий воспитания и обучения детей. В их основе лежит успешный опыт работы школы-центра "Цветик-семицветик...

Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии и социальная адаптация при работе с умственно отсталыми детьми в условиях надомного обучения»

Умственно отсталые дети являются одной из наиболее многочисленныхкатегорий, которые имеют определенные отклонения от норм развития. Данное определение включает большое количество совершенно разных дет...

Программа по социализации обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения: «Природа родного края (туристско-краеведческой направленности)

Программа по социализации обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения: «Природа родного края» (туристско-краеведческой направленности)Период реализации: 5 лет в условиях...

Современные коррекционно-развивающие технологии и адаптация их к условиям надомного обучения детей с ОВЗ

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпа жизни, новыми технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов  состоит в т...

Развитие творческого и личностного потенциала обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях надомного обучения.

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим трудом, изобр...

«Педагогические условия формирования социальной компетенции учащихся в условиях надомного обучения».

Развитие социальной компетентности необходимо ребенку для успешного вхождения в социум.Принципиальными являются следующие представления:- педагогическая поддержка ребенка в образовании, в которой восп...

"Здоровьесберегающие образовательные технологии, позволяющие решить проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся".

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучен...