Программа внеурочной деятельности "Проектные задачи для младших школьников"
рабочая программа

Коцюруба Анжелика Николаевна

Программа «Проектные задачи младших школьников» тесно связана с содержанием предметных программ и программ внеурочной деятельности, реализуемых в начальном образовании, что позволяет комплексно решать образовательные задачи.

Цель программы: развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка на основе самостоятельной групповой проектной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vd_proektnye_zadachi.docx57.2 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г.Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»

ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

для обучащюихся 1- 4 классов

               

Направление: общеинтеллектуальное

Автор разработки:

Севрюк Анжелика Николаевна,

учитель  начальных классов,

высшей  квалификационной категории

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………………. 3
  2. Содержание курса «Проектные задачи» ……………………………………….......4
  3. Планируемые результаты освоения программы …………………………………5-6
  4. Тематическое планирование ……………………………………………………...6-10
  5. Формы контроля……………………………………………………………………..10
  6. Список литературы ………………………………………………………………….11

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности  «Проектные задачи для младших школьников» разработана на основе методического пособия для учителя «Проектные задачи в начальной школе» под редакцией А.Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и ООП НОО МБОУ «Гимназия №1 имени А.А.Иноземцева».

Программа  «Проектные задачи для младших школьников» представляет собой систему групповых  занятий с 1-го по 4 класс в объёме 112 учебных часов. Занятия распределяются следующим образом: в первом классе -  всего 10 занятий, которые проводятся на каникулярное время (дополнительные каникулы в феврале + каникулы по завершении 3 четверти),  со второго по четвёртый класс - 1 занятие в неделю, 34 занятия за учебный год.

Программа «Проектные задачи младших школьников» тесно связана с содержанием предметных программ и программ внеурочной деятельности, реализуемых в начальном образовании, что позволяет комплексно решать образовательные задачи.

Достижение современного уровня образовательных результатов возможно лишь при активном включении каждого учащегося в совместную практическую деятельность. Проектная деятельность позволяет создать педагогические условия для продуктивной самостоятельной коллективной деятельности учащихся. Решить задачу формирования системы универсальных учебных действий возможно лишь в ситуации разрешения надпредметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности, а это и есть проектирование (К.Н. Поливанова).

Цель программы: развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка на основе самостоятельной групповой проектной деятельности учащихся 

Задачи:

  • формирование умений решать творческие задачи;
  • формирование умений работать с информацией;
  • формирование умений поисковой деятельности;
  •  развитие познавательной инициативы;
  • развитие умения определять методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
  • формирование коммуникативных умений детей в сотрудничестве:
  • формирование способности к организации деятельности и управлению собственной деятельностью:
  •   воспитание целеустремленности и настойчивости;

-        формирование умения совместно планировать деятельность и сотрудничество;

-        формирование умения совместно принимать решения.

Программа проектной деятельности способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученики сами формулируют проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планируют варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность (рефлексия). Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно и в группе осваивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием.

Основной формой организации деятельности занятий является групповая работа (работа в парах и мини-группах – в первом классе, во 2-4 классах – группы постоянного и сменного состава, разновозрастные группы)

Содержание программы

1 класс.

Работа с мини-проектами в 1 классе начинается со второго полугодия, во время дополнительных каникул для первоклассников и по окончании 3 четверти. К этому времени ученики уже достаточно узнали своих одноклассников и привыкли к правилам учебного общения на уроках. Это поможет учителю и учащимся правильно организовать работу по реализации мини-проектов. А достаточное количество времени в период отсутствия учебных занятий обеспечат положительную мотивацию к новому виду деятельности для обучающихся.

Мини-проект «Рукавички» (1 час);

Мини-проект «Мозаика» (1 час);

Творческий мини-проект «Наша сказка …» (1 час);

Проектная задача «Построй дом» (работа в мини-группах 3-4 чел.- 2 часа);

Творческий проект «Наша мама- солнышко, мы её подсолнушки» (3 часа);

 Проектная задача «Наш дружный класс» (2 часа).  

2 класс.

Во втором классе обучающиеся познакомятся с разными видами учебных проектов, их структурой и терминологией. Также освоят теоретические понятия исследовательской деятельности. Ребята познакомятся с основными методами исследования, научатся выделять главное и второстепенное, составлять схему исследования, формулировать и задавать вопросы,  познакомятся с алгоритмом защиты проекта и секретами успешного выступления. Со второго полугодия начнётся работа по решению проектных задач. Обучающиеся под руководством учителя познакомятся с алгоритмом решения проектной задачи. 

Понятие проекта. Виды учебных проектов  в образовательной системе обучения. Этапы работы над проектом (9 час.);

Групповая, парная  работа. Организация работы в мини-группе (1 час);

Проект и проектная задача «Кошкин дом»(2 часа);

Проектная задача «Осторожно - в лесу дети!» (3 часа);

Проектная задача «Конструирование детской площадки» (3 часа);

Проектная задача «Выходной день»(2 часа);

Проектная задача  «Построй дом» (3 часа);

Проектная задача «Путешествие на планету Математикус» (2 часа);

Проектная задача «Хитрость Змея Горыныча»(2 часа);

Проектная задача «Ковёр» (3 часа);

Проектная задача «Космические приключения Янта и Боба» (2 часа).

Итоговый проект «Карлсон просит о помощи»(2 часа).

3 -4 класс.

В третьем и четвёртом классах продолжается работа над решением проектных задач, но акцент делается на увеличение доли самостоятельности детей при организации работы. Учитель выполняет роль консультанта в ходе решения проектной задачи, помогает правильно организовать учебное сотрудничество и объективно оценить  результаты проделанной работы внутри группы и в целом всей работы.

В 4 классе целесообразно формировать группы из учащихся разных классов на одной параллели, а во втором полугодии – и разновозрастные группы. Это поможет детям научиться распределять задания по степени сложности между всеми участниками группы без ущерба для конечного результата работы. Доля самостоятельности детей от класса к классе увеличивается и вопросе оценивания результатов деятельности: конечного продукта и непосредственно самого процесса работы внутри групп участников.

(Названия и виды проектов в сетке тематического планирования занятий)

Планируемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение учащимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения; о правилах групповой работы: об основе разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений учащихся к школе, окружающим людям, к природе и культуре, труду, знаниям, своему здоровью.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): ученики получат возможность приобрести начальный опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт участия в совместной деятельности с другими детьми.

Личностными результатами реализации программы «Проектные задачи для младших школьников» является формирование следующих умений:

- определять и высказывать сначала под руководством педагога, а затем самостоятельно общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех и простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, а впоследствии – самостоятельно, как поступить;

- формирование положительной мотивации к процессу обучения в целом и учебно-познавательного интереса к решению проектных задач;

Метапредметными результатами реализации программы ВД «Проектные задачи для младших школьников» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- с помощью учителя определять цель и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с условиями и заданиями проектов и проектных задач;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-с помощью учителя осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно;

- с помощью взрослых и самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных проектных заданий с использованием учебной и научно-познавательной литературы;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в классе и каждой группы в отдельности на основе сравнения результатов деятельности с поставленной целью.

Коммуникативные УУД:

- развитие умения донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи на уровне одного предложения или небольшого текста;

-допускать возможность существования различных точек  зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и уважать их;

-задавать вопросы, в том числе уточняющие;

-договариваться с партнёрами по совместной деятельности и приходить к общему решению;

- учиться выполнять различные роли в группе в коллективно-распределённой деятельности- лидера, исполнителя, критика.

Предметными результатами  является формирование следующих умений:

-  умение выделить проблему и определить цель исследования;

-  умение сформулировать гипотезу;

-  умение определить объект и предмет исследования;

-  умение подобрать соответствующие методы исследования;

-  умение подобрать инструментарий;

-  умение осуществить анализ результатов и оценить полученный результат;

-  умение подготовить и представить публичный отчёт о проделанной работе.

Тематическое планирование занятий

1 класс (10 часов)

п./п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия (указать вид: экскурсия, проект,лаборатория и т.д.)

Примечание (можно указать итоговое занятие, форму и др.)

I.

Правила работы в паре, мини-группе. Мини-проект «Рукавички»

1 час

1 час

Работа в парах,

совместный рисунок

II.

Мини – проект «Мозаика»

1 час

1 час

Работа в парах, мини-группах.

III.

Учимся договариваться. Творческий мини-проект «Наша сказка …»

1 час

1 час (проект)

Работа в мини-группах.

Инсценирование истории, сказки

IV.

Проектная задача

«Построй дом»

2 часа

1 час

1 час (проект)

Представление поделки, защита

V.

Творческий проект «Наша мама - солнышко, мы её подсолнушки»

3 часа

1 час

2 часа(проект)

Открытая защита

проекта

VI.

Проектная задача «Наш дружный класс»

2 часа

1 час

1 час (проект)

Открытая защита

проекта

Итого

10 час

5 часов

5 часов

Тематическое планирование занятий

2 класс (34 часа)

п./п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия (указать вид: экскурсия, проект,лаборатория и т.д.)

Примечание (можно указать итоговое занятие, форму и др.)

I.

Понятие проекта. Виды учебных проектов  в образовательной системе обучения. Этапы работы над проектом.

9 час

4 часа

5часов (проект)

II.

Групповая, парная  работа. Организация работы в мини-группе.

1 час

1 час

III.

Проект и проектная задача «Кошкин дом».

2 часа

1 час

1 час (проект)

IV.

Проектная задача «Осторожно - в лесу дети!»

3 часа

2 часа

1час (экскурсия, проект)

Создание иллюстрированного журнала «Правила поведения в лесу для детей».

V.

Проектная задача «Конструирование детской площадки»

3 часа

1 час

2часа (экскурсия, проект, лаборатория)

Сконструировать четыре игровые зоны детской площадки.

VI.

Проектная задача «Выходной день»

2 часа

1 час

1 час

VII.

Проектная задача  «Построй дом»

3 часа

1 час

2 час (проект)

Построить дом, изготовив самостоятельно материал для строительства.

VIII

Проектная задача «Путешествие на планету Математикус»

2 часа

1 час

1 час

IX

Проектная задача «Хитрость Змея Горыныча»

2 часа

1 час

1 час

X

Проектная задача «Ковёр»

3 часа

1 час

2 час (проект)

XI

Проектная задача «Космические приключения Янта и Боба»

2 часа

1 час

1 час

XII

Итоговый проект «Карлсон просит о помощи»

2 часа

1 час

1 час

Открытая защита проекта на параллель 2-х  классов

Итого:

34 час

16 час

18 часов

Тематическое планирование занятий

3 класс (34 часа)

п./п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия (указать вид: экскурсия, проект,лаборатория и т.д.)

Примечание (можно указать итоговое занятие, форму и др.)

I.

Введение в курс «Решение проектных задач». Повторение за 2 класс.

1 час

1 час

 2.

Проектная задача «Операция: Спасти учёного кота».

3 часа

1 час

2 часа

3.

Проектная задача «Осень, осень, в гости просим!»

2 часа

1 час

1час (экскурсия)

4.

Проектная задача «В царстве Берендея»

2 часа

1 час

1 час (проект)

5.

Проектная задача «Новости программы «Вокруг света»

4часа

1часа

3часа (проект, библиотека)

Коллективная творческая работа по созданию художественно-публицистического журнала.

6.

Проектная задача «Тайны океана»

4часа

1 час

3часа (проект)

Составление карты «Животный мир участка океана Великий».

7.

Проектная задача «Делаем ремонт в детской комнате»

2 часа

1 час

1 час

8.

Проектная задача «Едят ли птицы сладкое?»

4часа

3 часа

1час (экскурсия в эколого-биологический центр)

Коллективная работа по созданию худо-жественно-публи-цистического журнала«Правила обращения с природой»

9.

Проектная задача «Вулканы», «Что находится внутри Земли?»

4часа

1час

1час (лаборатория) 2 час(проект)

Коллективная творческая работа по созданию макета вулкана.

10.

Проектная задача «Лягушка – путешественница»

2 часа

1 час

1 час

11.

Проектная задача «Дом в Простоквашино»

2 часа

1 час

1 час

12.

Проектная задача «Танграм»

2 часа

1 час

1 час

13.

Итоговый проект «Путешествие доктора Айболита»

2 часа

1 час

1 час

Открытая защита проекта на параллель 3-х  классов

Итого:

34 час

15 часов

19 часов

Тематическое планирование занятий

4 класс (34 часа)

п./п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия (указать вид: экскурсия, проект,лаборатория и т.д.)

Примечание (можно указать итоговое занятие, форму и др.)

I.

Что узнали и чему научились в 3 классе. Введение в курс «Решение проектных задач в 4 классе».

1 час

1 час

II.

Проектная задача «Помогите Пете Семёнову»

3 час

1 час

2 час (проект)

Составление карты местности

III.

Проектная задача «Мир глазами животных»

4 час

1 час

3 час (проект)

Журнал глазами животных

IV.

Проектная задача «Как Петя страну от Змея Горыныча спас»

4 час

1 час

3 час (проект)

Составить сборник правил пожарной безопасности.

V.

Проектная межпредметная  задача «Помоги Деду Морозу»

4 час

1 час

3 час (проект)

Изготовить ёлочную игрушку по списку требований

VI.

Проектная межпредметная задача «Экспедиция в долину Вирусов»

4 час

1 час

3 час (проект)

Открытая защита проекта на параллели классов

VII.

Проектная задача «Кто обитает на необитаемом острове?»

4 час

1 час

3 час (проект)

Создание макета необитаемого острова.

VIII.

Проектная задача «Математика на планете Синус»

4 час

1 час

3 час (проект)

Открытая защита проекта на параллели классов

IX.

Проектная задача «Экскурсия по родному краю»

2 час

1 час

1 час (проект)

Публичная презе-нтация результа-тов работы

X.

Итоговый межпредметный проект «В погоне за белым кроликом»

4 час

1 час

3 час (проект)

Открытая защита проекта на параллели классов

Итого

34 час

10 часов

24 часа

Формы контроля за реализацией программы

Для оценивания результатов проектной деятельности используется критериальный подход. К определению критериев оценки привлекаются учащиеся. По результатам выполнения проекта и на промежуточных этапах целесообразно использовать элементы самооценки учащимися процесса и результата деятельности.

Формы контроля: представление и защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.

Возможные результаты проектной деятельности младших школьников:

  • альбом, буклет, журнал, книжка-раскладушка, стенгазета, плакат, иллюстрации;
  • гербарий, макет, модель, наглядные пособия, поделка, коллекция, костюм;
  • музыкальная подборка, сценарий праздника, сказка;
  • справочник, словарь; фотоальбом, фильм и др.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

-  умение выделить проблему и поставить цель исследования;

-  умение сформулировать гипотезу;

-  умение определить объект и предмет исследования;

-  умение подобрать соответствующие методы исследования;

-  умение подобрать инструментарий;

-  умение осуществить анализ результатов;

- умение организовать работу в группе: распределить обязанности, выполнить задания, проверить и скорректировать работу, при необходимости оказать помощь товарищам;

- степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, том выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- поведение   учащихся   на   занятиях:   живость,   активность,   заинтересованность   школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Список литературы

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.

  1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.

  1. Исследовательская деятельность младших школьников : программа, занятия, работы учащихся / авт.-сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград : Учитель, 2011

4.   Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших  школьников. Книга

      для учителя. – М.: Вентана-Графф, 2002

      5.   Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников : пособие для учителя / К.Н.  

            Поливанова. – М. : просвещение, 2011 – (Работаем по новым стандартам).

      6.   Проектирование в начальной школе : от замысла к реализации : программа, занятия,  

            проекты / авт.-сост. М.Ю. Шатилова и др. –  Волгоград : Учитель, 2010.

      7.   Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / [ А.Б.Воронцов, В.М.

            Заславский, С.В. Егоркина и др.] ; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"

Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности  в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Младший школьник - юный исследователь". 4 класс.

Программа кружка "Младший школьник - юный исследователь" составлена для учащихся 4-х классов и создана на основе авторской программы А.И.Савенкова "Я - исследователь"....

Календарно -тематическое планирование по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка) С.Н. Ямшинина 2 класс

Календарно -тематическое планирование по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка)С.Н. Ямшинина2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этикет для младших школьников»

Данная программа позволяет учащимся 2 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике....

Тематический план на основе модульной программы по формированию нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности

Тематический планна основе модульной программы "Ручеек общения" по формированию нравственных ценностей  младших школьников во внеурочной деятельности...

Программа внеурочная деятельность " Финансовая грамотность младших школьников"

Программа внеурочная деятельность " Финансовая грамотность младших школьников"...