"Формирование читательской грамотности школьника"
статья

Что такое функциональная грамотность, читательская грамотность как её основная составляющая, приёмы формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost_shkolnika.docx645.46 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на ШМО УНК по теме «Формирование читательской грамотности у современного школьника» учителя Булаевой Н.Г.

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Поэтому всё чаще в последнее время мы говорим о функциональной грамотности учащихся. 

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

В исследовании PISA в качестве основных содержательных составляющих функциональной грамотности выделены шесть: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Читательская грамотность является системообразующим компонентом функциональной грамотности, т.к. именно текст лежит в основе большинства источников научной информации.

Читательская грамотность способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач-необходимое умение школьника. Особое значение формирование читательской грамотности приобретает сегодня, когда ситуация в области чтения особенно напряжённая: время на чтение постоянно сокращается, круг чтения сужается, литературные вкусы делаются более примитивными, многие учащиеся не любят и не хотят читать, поэтому учителю нужно ясно осознавать, что без привлечения к чтению, без формирования уважения, любви к книге, тяги к чтению, без сознательного чтения как труда и творчества, невозможно формирование читательской информационной культуры. С каждым годом информации вокруг нас становится все больше, поэтому главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного, использовать эту информацию в конкретных условиях.

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения. Если раньше одним из главных показателей успешности учащегося начальных классов была скорость чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к читательской грамотности. На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста. Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения, например:

1. Умение найти и извлечь информацию из текста.

2. Умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию.

3.Умениеиспользовать полученную информацию для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных.

4. Умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.

При переходе из начальной школы в основную, заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения. Это значит, что учащимся необходимо овладеть осознанным, осмысленным чтением. Они должны научиться сопоставлять, сравнивать, думать, объяснять, мыслить пошагово, выстраивать стратегию решения задач. Не только литературное чтение является предметом, отвечающим за функциональную читательскую грамотность. По каждому предмету есть учебник. Поэтому работа с текстом присутствует на всех уроках!

А перед учителем встают задачи –

Научить:

1. Осознанно, правильно, выразительно читать.

2. Извлекать из текста полезную информацию.

3. Самостоятельно выбирать книги для чтения.

4. Работать с разными источниками информации.

5. Высказывать оценочные суждения о прочитанном.

6. Развивать потребность в чтении.

7. Развивать читательскую компетентность.

Работая над разными текстами, нужно использовать разные методики, разные приемы при обучении чтению художественной литературы и информационного текста.

Читать разные тексты — от стихов до инструкций.

Читать — значит всегда извлекать смысл.

Поэтому важно правильно отбирать тексты для работы.

Принципы отбора текстов для обучения :

  • Текст должен соответствовать возрастным особенностям восприятия ученика;
  • тексты, задания должны затрагивать эмоциональную сферу ребенка, чем-то удивлять, вызывать естественное любопытство;
  • должен соответствовать читательским и жизненным интересам школьников;
  • текст должен отражать реальные жизненные ситуации, с которыми ученик сталкивался или может столкнуться.

Работая с текстами, мы используем изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое чтение. Читательская деятельность учащихся включает в себя три этапа: предтекстовый, текстовый, послетекстовый. Разумеется, приёмы работы с текстом строятся с учётом этих особенностей .

Основные приемы работы с текстом на уроках

Прием «Верите ли вы, что…» https://prezentacii.info/wp-content/uploads/2015/11/FUgdgy51XhXmbeJU/16.jpg

Формируемые умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. Можно использовать на любом уроке.

При первичном чтении текста учащиеся могут использовать прием – «Толковый словарь». Дети читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Разумеется, после чтения происходит словарная работа. При необходимости учитель помогает, ребята работают со словарем.

Приём «Кольцевое чтение». Данный приём помогает управлять процессом осмысления текста во время чтения. Текст читается по очереди по абзацам. Один ученик читает, остальные слушают. Есть только одна копия текста, которая передается следующему чтецу. Слушающие придумывают и задают вопросы по содержанию текста. Тот, кто читал текст, отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. Работая с текстом, учащиеся учатся определять тему, идею текста, позицию автора, формулируют прямые выводы и заключения на основе фактов, имеющихся в тексте.

Прием «Мозаика» или «Реконструкция текста». Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении тем “Текст”, “Тема текста”. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Прием «Чтение с пометами»

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки,

"V" – это я знаю

"+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"?" – необходимо разъяснение

"!!" – это меня очень заинтересовало и др.

Прием «Верно или неверно». После чтения текста даются примерные задания:

1)Верны ли следующие утверждения?

2)Верно ли, что это утверждение соответствует содержанию текста.

Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приведу пример вопросника к тексту Л.Н. Толстого «Акула», который был предложен учащимся для работы с последующим коллективным обсуждением.

Назовите главных героев рассказа?

Где происходят события?

Какие чувства испытывали мальчики, оказавшись в открытом море? Подтвердите ответ словами из текста.

Как автор относится к мальчикам? Какими словами он пишет о них?

Что случилось в море? Найдите в тексте соответствующее предложение.

Как поступил артиллерист?

Перечитайте описание поведения артиллериста. Выпишите глаголы

Почему артиллерист закрыл лицо руками?

Чем заканчивается рассказ?

Можно использовать прием «Смысловая выборка» на любых уроках. Он позволяет отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.

Например, при узучении темы "Природные зоны" 1 гр. -находит материал по расположению природной зоны и особенности климата,2 гр.- растительный мир, 3 гр. – животный мир данной природной зоны, 4 гр.- занятия населения и экологические проблемы

Приём «Тонкий и Толстый вопрос». Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимного опроса.

Приём позволяет формировать:

умение формулировать вопросы;

умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ с опорой на текст, по содержанию.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый, постижение тайн текста, по смыслу.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Похожий приём "Кубик Блума"

Приём «Кубик (ромашка) Блума» (технология активно-продуктивного чтения)

На гранях кубика написаны начала вопросов:

         Почему?

         Объясни

         Назови

         Предложи

         Придумай

         Поделись

Дети придумывают продолжение вопроса по тексту.

Приём «Письмо с дырками (пробелами)». Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется использовать этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам.

1) Имя существительное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

Приём Кластер" https://kz-russia.ru/wp-content/uploads/b/5/f/b5f9a0e395290bdf647ddeeb1ca30212.jpeg

Приём «Акцентное вычитывание».

Акцентное вычитывание - «вычерпывание» из текста определенных моментов, существенных для понимания авторской позиции. При таком способе работы учитель заранее «назначает» задачу вычитывания, но никогда, однако, не знает ее исчерпывающего решения. Акцентное вычитывание - путь не только к пониманию авторской позиции, но и к осознанию и становлению собственной позиции читателя.

В качестве примера использования данного метода можно рассмотреть стихотворное  и прозаическое произведения.

Акцентное вычитывание стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер"

Беседа по вопросам:

Кто рассказчик? (Рассказчик – герой, так как есть слова "к нам").

Какая "картина жизни", о чем стихотворение? (Зимняя буря, зимний вечер).

Какое настроение вызывает эта "картина жизни" у рассказчика? (Грустное, мрачное).

Докажите текстом это настроение (Завоет, заплачет).

С кем сравнивает рассказчик бурю? (Со зверем, с дитятею).

Зачем он это делает? Какие чувства он испытывает при этом? (То, как зверь она завоет – страх; то заплачет, как дитя – жалость; то, как путник запоздалый – ожидание, чувство одиночества). Пушкин находился далеко от своих друзей и очень скучал по ним.

Как называется прием, когда один предмет сравнивается с другим? (Сравнение).

Какую роль играет сравнение? (Помогает автору лучше выразить свои чувства и мысли).

Работа с эпическим текстом.

Акцентное вычитывание сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок».

Прочитайте первый абзац. О чем сообщает нам рассказчик-повествователь? Как оценивает ситуацию? («Хорошо было за городом»).

Какой рисунок можно вывесить первым для составления диафильма?

Тот, кто правильно ответил на поставленный вопрос, пойдет вывешивать рисунок к диафильму.

Какое настроение у РП? (Он восхищается. В природе все прекрасно.)

Почему вы так считаете?

Что мы можем ждать от сказки с таким прекрасным началом? (Читатель ожидает веселую интересную историю).

Но увы, до самого конца ничего веселого не будет. Утенку долго будет плохо.

Итак, мама-утка сидела на яйцах, «сидела она уже давно и ей порядком надоело это сидение». Почему «надоело»? (Ей скучно.)

Что было дальше? (Вылупились птенцы).

Каким был следующий день? (В природе опять все хорошо.)

Найдите это в тексте.

Все утята, в том числе и некрасивый птенец, «поплыли так, что любо». Все хорошо «ведь некрасивый серый утенок не отставал от других».

Скоро добрались они до птичьего двора. И что же? На что прежде всего обращает внимание читателя рассказчик?  (На птичьем дворе драка. Две семьи дрались из-за одной угриной головки. И в конце концов, она досталась кошке.)

О каком отношении рассказчика к обитателям птичьего двора это говорит? (Рассказчику смешно.)

Как к обитателям птичьего двора относится утка? Согласен ли с ее отношением рассказчик? (Утка восхищается знатной уткой испанской породы. А знатность заключается в том, что у нее на лапке красный лоскуток, и она «такая жирная». Рассказчик так не думает. Человеку смешно.)

Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.

Формирование читательской грамотности- одна из основных задач начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»

Формирование читательской грамотности-актуальная проблема современного образования.     На мастер-классе я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я...

Презентация "Формирование читательской грамотности младших школьников"

Презентация содержит материал, помогающий учителю начальных классов  работать по теме "Формирование читательской грамотности младших школьников"....

Формирование читательской грамотности у младших школьников

Читательская грамотность - базовая инструментальная грамотность. Это отправная точка к любой деятельности....

Методические материалы по формированию читательской грамотности у младших школьников.

В материале отражены формы и методы работы по повышению читательской грамотности....

Рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности у младших школьников"

В данных рекомендациях представлены учебно-методические и дидактические материалы по формированию читательской грамотности.   Рекомендации помогут учителям начальных классов в в...

Рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности у младших школьников".

В данных рекомендациях представлены учебно-методические и дидактические материалы по формированию читательской грамотности.   Рекомендации помогут учителям начальных классов в выборе п...

Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника

Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....