Рефлексивная деятельность на уроках
материал

Байбордина Ольга Николаевна

На урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksivnaya_deyatelnost_na_urokah.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

"Рефлексивная деятельность на уроках в начальной школе"

     Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач начальной школы является формирование у ребенка универсальных учебных действий, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения.  Рефлексивная деятельность связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, является источником развития мотивации достижения, умения учиться, познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене.      Современная педагогическая наука считает, что если ребёнок не производит рефлексию учебной деятельности, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В таком случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении, о реализации системно-деятельностного подхода. Таким образом, этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. 

Младший школьный возраст – это самый благоприятный период для формирования основ адекватной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной. Поэтому в начальной школе необходимо обучать школьников основам рефлексивной деятельности. В структуре урока, соответствующего требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рефлексия является обязательным этапом урока, где учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение педагогом  объективной информации о ходе учебно – познавательной деятельности учащихся. Современная  начальная школа стоит на позициях  многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя (и школы в целом), направленная на максимальное раскрытие  и развитие личностных качеств  ученика. При этом учебный  материал выступает  уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса. С учетом того, что современная начальная школа – это не школа навыка, а  школа пробы сил учащегося, становится актуальной  проблема оценивания  его учебных достижений, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика. Отличительной особенностью  содержания новой системы оценки является ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных. Следовательно, в силу присутствия  в структуре оценочной деятельности  регулятивного компонента  она является  универсальным учебным действием.  Приоритетной задачей, стоящей          перед школой, является подготовка  учащихся к реальной жизни, что предполагает готовность личности, открыто выражать и отстаивать свою  общественную позицию, критически оценивать  собственные намерения, мысли и поступки, принимать ответственность за результаты собственных действий, проявлять целеустремленность  и настойчивость в достижении результата, адаптироваться  в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

 Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. 

 В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

 Классификация рефлексии:

1) По содержанию: устная и письменная.

2) По форме деятельности:: индивидуальная, групповая, коллективная.

3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от

обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре

сферы человеческой сущности:

1) физическую (успел – не успел);

2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруд-

нения испытывал);

4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

    Если ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем, какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке, какой вклад в общее дело он может внести, и может адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для  педагога. При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся и состав класса, особенности предмета, тему и тип урока (уроки гуманитарного ряда более располагают к рефлексии эмоционального состояния,  уроки математики требуют рефлексии содержания материала и рефлексии деятельности).

Исходя из целей, рефлексию классифицируют следующим образом:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины.

Например:

1)На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются

лучики и облака. Лучики нужно прикрепить к солнышку в случае, если

понравилось занятие, получил много интересной информации; тучками

закрыть солнышко, если занятие неинтересное, было мало полезной

информации.

2) «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю

На дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

3)  Эмоционально-художественное оформление.

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна

картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

 4) Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно восполь-

зоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-

похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в

котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг

друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает

возможность удовлетворения потребности в признании личностной

значимости каждого.

5)В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного

из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

2. Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов.

Данный вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или  в конце урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.  

Например, прием «Лестница успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты. Рефлексивный прием «Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала, прием «Яблоня» – на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.

При  использовании рефлексивного приема «Светофор», ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке. Можно также использовать карточки со значками – вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие. Нетрудно догадаться, что означают эти знаки.

3. Рефлексия содержания учебного материала

 Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Оптимальный для этого  вид рефлексии – рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания изученного. В этом случае используются самые разные приёмы: эффективен прием незаконченного предложения, тезиса. Например, методика «Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …

 Рефлексия оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания типа Я не знал… - Теперь я знаю…);

 Прием «Синквейн», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и новое, не требует специального оборудования. В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – 1 – 2  ключевых слова, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, или действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.

 «Оцени себя на уроке»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть

фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок                       Я на уроке                     Итог

1. интересно         1. работал                     1. понял материал

2. скучно               2. отдыхал                    2. узнал больше, чем знал

3.безразлично       3.помогал другим        3. не понял

«Выбор»

1.На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок показался мне

4. За урок я

5. Мое настроение

 «Фразы»

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят

по окончании урока.

«Лестница успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности в конце урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче! Список литературы

1. Енжевская М.В. Рефлексия как основа формирования контрольно-оценочных умений учащихся 1–5-х классов при обучении русскому языку //Начальная школа, 2010. № 9.

2. Макарова Е. В. Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/626313/

 3. Новиков П. В. Рефлексия как фундаментальная способность учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1216–1220. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96160.htm.

4. Шутова Г. Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.su/metodika/refleksiya /5665_ refleksiya_ kak_etap_ uroka _f gos


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация рефлексивной деятельности на уроке.

Завершающим этапом любого урока является организация рефлексивной деятельности. Именно этот этап позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Поскольку каждый ребё...

Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе.

Определение рефлексии и актуальность применения в работе учителя.  Виды рефлексии, методика и варианты использования....

Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе.

Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия. Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, услов...

«Современный урок: поиски, проблемы, решения. Приемы организации рефлексивной деятельности учащихся»

Материал на тему: Рефлексия на уроках в начальной школе. Примеры упражнений направленных на развитие рефлексии...

Рефлексивная деятельность на уроках математики

В презентации дана классификация рефлексивной деятельности, описаны приемы и методы рефлексии на уроках математики....

Презентация выступления на тему "Организация рефлексивной деятельности на уроках в начальной школе"

В презентации раскрывается сущность рефлексивной деятельности, что это такое, виды учебной рефлексии ( по содержанию и по цели, по функции, по типу урока, по способам проведения), как происходит обуче...

Мастер-класс по теме : Рефлексивная деятельность на уроках в начальной школе

Фрагмент урока по русскому языку с использованием рефлексивной деятельности...