Применение инновационных педагогических технологий в начальных классах
учебно-методический материал

Будайчиева Гулханум Нурмагомедовна

В статье рассматриваются преимущества внедрения в педагогику передовых, информационных технологий. Приводятся, разновидности  технологий обучения в начальных классах, а также развитие навыков и компетенций у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение инновационных  педагогических технологий в начальных классах

Аннотация: В статье рассматриваются преимущества внедрения в педагогику передовых, информационных технологий. Приводятся, разновидности  технологий обучения в начальных классах, а также развитие навыков и компетенций у детей.

Ключевые слова: обучение, компьютеры, инновационные технологии, начальные классы.

Высокая скорость потери актуальности знаний сегодня неоспорима. При ежедневном обновлении баз данных и уточнении ранее полученной информации современный рынок труда требует от специалиста не только имение узкопрофессиональных компетенций, но и обладание рядом таких навыков, как готовность к самообучению, самостоятельность и креативность.

Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных как в психологической и педагогической науках, так и в образовательной практике. Общеизвестным является факт, что до семидесяти процентов личностных качеств закладывается именно в начальной школе. Таким образом, образование должно быть нацелено не только на развитие базовых навыков, таких как умение, читать, писать, решать, слушать и говорить.

Внедрение информационных и коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества обуславливают процесс его информатизации, и формирует основные тенденции его развития. В конце XX века стало понятно, что компьютеры применяют в образовании не только для получения компьютерной грамотности, но и в других целях. На современном этапе развития ребёнок живёт в мире электронной культуры.

Традиционные методы обучения, такие как доски, книги и ручная работа, предоставляют детям возможность развивать физические навыки, моторику и коммуникацию в реальном времени. Эти методы также позволяют детям учиться традиционным способом чтения, письма и математики, что может быть важным фундаментом для дальнейшего образования.

Однако современные технологии, такие как компьютеры, интерактивные доски и онлайн-ресурсы, могут интегрировать игровые элементы и визуальные эффекты, что делает обучение более интересным и захватывающим для детей. Такие методы могут также предоставить доступ к широкому спектру образовательных материалов и ресурсов, что может расширить знания и интересы детей.

Переход на современные технологии также способствует развитию навыков, которые будут необходимы учащимся в будущем. Работа с компьютером, поиск информации в Интернете, использование цифровых инструментов и приложений - все это помогает формированию цифровой грамотности и подготавливает школьников к современному информационному обществу.

Лучшим подходом может быть комбинация традиционных методов и современных технологий. Учителя могут использовать технологии для обогащения уроков, повышения мотивации и вовлеченности детей, в то время как традиционные методы обучения могут давать им необходимый фундамент и основу. Важно также учитывать индивидуальные потребности и предпочтения каждого ребенка.

Использование компьютеров и интернета в обучении детей начальных классов имеет следующие преимущества:

—        Разнообразные учебные материалы: Компьютеры и интернет предлагают обширные ресурсы учебных материалов, которые помогают детям развиваться и обучаться в интерактивной и увлекательной форме. Они позволяют доступ к различным форматам информации, таким как видео, аудио, картинки, игры и презентации.

—        Индивидуальный темп обучения: Компьютеры и интернет позволяют каждому ученику работать в своем собственном темпе. Это особенно полезно для детей, у которых есть разные уровни усвоения материала. Они могут повторять уроки или переходить к новым материалам, исходя из своих индивидуальных потребностей.

—        Развитие навыков информационной грамотности: Использование компьютеров и интернета в учебном процессе помогает детям развивать навыки поиска, выбора и оценки информации. Это важные навыки в эпоху информационного общества, которые будут полезны детям на протяжении всей их учебной и профессиональной жизни.

—        Развитие навыков работы с технологиями: Использование компьютеров и интернета в обучении детей начальных классов помогает им развивать навыки работы с технологиями. Знание базовых компьютерных навыков и привычка использования компьютеров полезны в наше время и будут востребованы в будущем.

—        Улучшение мотивации и вовлеченности: Интерактивные и увлекательные учебные программы на компьютерах и интернете могут сделать процесс обучения более интересным и захватывающим для детей. Это может способствовать повышению их мотивации и активного участия в уроках.

—        Расширение границ учебного опыта: Компьютеры и интернет позволяют детям обмениваться информацией и сотрудничать с учениками и учителями в других городах или странах. Это дает им возможность узнавать о других культурах и мире, а также расширять свои знания и представления о мире.

Важно отметить, что все эти преимущества требуют правильного и контролируемого использования компьютеров и интернета в учебном процессе. Дети должны быть надлежаще обучены навыкам безопасного использования онлайн-ресурсов, а учителя и родители должны активно участвовать в их обучении и наблюдать за их активностью в сети.

Использование компьютеров и интернета может способствовать развитию следующих навыков и компетенций у детей:

1.        Компьютерные навыки: дети могут освоить основы работы с компьютером, включая навыки работы с операционной системой, использования приложений и программного обеспечения.

2.        Информационная и медиа грамотность: дети могут научиться искать, оценивать и использовать информацию из разных источников, понимать медиа-сообщения и анализировать их.

3.        Коммуникационные навыки: интернет позволяет детям учиться взаимодействовать с другими людьми через электронную почту, социальные сети и онлайн-платформы, развивая навыки эффективной коммуникации.

4.        Креативность: интернет предоставляет детям доступ к различным творческим инструментам и ресурсам, таким как графические редакторы, видео- и аудио-инструменты, веб-платформы для создания и представления своих идей.

5.        Проблемное решение: использование компьютеров и интернета может помочь развить у детей навыки поиска решений и преодоления технических проблем.

6.        Глобальное сознание и культурная осведомленность: интернет позволяет детям узнавать больше о разных культурах и странах, а также развивать межкультурное понимание и сознание.

7.        Самообучение и самоорганизация: использование компьютеров и интернета требует самостоятельности и способности управлять временем, развивая у детей навыки самоорганизации и саморазвития.

Для обучения детей начальных классов в 2023 году используются следующие технологии:

—        Интерактивные доски: позволяют ученикам активно взаимодействовать с материалом и учиться через игру и задания на доске.

—        Планшеты: предлагают интерактивные программы и приложения для обучения различным предметам, которые помогают детям лучше усваивать информацию.

—        Расширенная реальность: с помощью специальных приложений дети могут визуализировать абстрактные понятия, такие как геометрические фигуры или анатомия, и более глубоко понимать материал.

—        Онлайн-платформы и образовательные игры: предлагают интерактивные уроки, упражнения и игры для развития навыков чтения, письма, математики и других предметов.

—        Робототехника: ученики могут создавать и программировать роботов, что помогает развивать логическое мышление и творческие навыки.

—        Онлайн-коллаборация и коммуникация: позволяет детям сотрудничать над проектами и общаться с учителями и другими учениками удаленно.

—        Мультимедийные ресурсы: видео, аудио и графические материалы помогают визуализировать и объяснить сложные концепции.

При использовании технологий в обучении детей начальных классов, нужно учитывать следующие принципы безопасности:

1.        Защита данных: Обеспечение конфиденциальности личной информации детей, такой как имена, адреса, контактные данные и т.д. Также важно обеспечить безопасное хранение данных учеников и защиту от несанкционированного доступа.

2.        Контроль контента: Следует обеспечить контроль доступа к Интернет-ресурсам и выбирать содержание, соответствующее возрасту и развитию детей. Желательно использовать фильтры и программы для блокировки нежелательного контента.

Таким образом, современные технологии в процессе обучения детей начальных классов имеют положительное влияние на развитие страны. Они способствуют развитию информационной грамотности у детей, что в будущем поможет им стать успешными гражданами. Кроме того, эти технологии способствуют развитию креативного мышления и способностей детей, что важно для инновационного развития страны.

Список литературы:

1.        Аникина А.Е. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ II Форум молодых ученых - 2020 - №6 (46) - С. 39-45.

2.        Гильманшина С.И., Массарова Е.О. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ IIКПЖ - 2022 - №2 (151) - С. 155-162.

3. Монтикова Л. А. Профессиональная подготовка будущих учителей технологии по стандартам WorldSkills на основе цифровых ресурсов // Цифровизация в системе образования: теоретические и прикладные аспекты: сб. тр. III ежегод. всерос. науч.-практ. конф. М.: Мир науки, 2022.

4.        Куликова Т. А., Поддубная Н. А. Формирование готовности будущего учителя к использованию технологий виртуальной и дополненной реальности в условиях цифровизации образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 3.

5. Бермус А. Г. Основы топологической модели реализации компетентностного подхода // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2021. № 2.

6. Курмаева, С. А. Значение развивающих игр в начальных классах / С. А. Курмаева II ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ и ИННОВАЦИИ : сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 апреля 2023 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. - С. 25-28.

7. Хандожко А.Н., Денисова А.А., Организация рефлексивной деятельности на уроках как средство формирования самоконтроля младших школьников / Хандожко А.Н., Денисова А.А. // Герценов-ские чтения. Начальное образование. 2022. Т. 13. № 1. С. 23-28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающей технологии в начальных классах

Статья содержит рекомендации по применению здоровьесберегающей технологии  в начальной школе. Будет полезна учителям начальных классов и родителям младших школьников....

Особенности применения модульной технологии в начальных классах

Модульная технология является актуальной и востребованной. В статье вы найдёте ответ на вопрос, как применять технологию в начальных классах....

План самообразования "Применение игровых технологий в начальных классах"

План самообразования учителя начальных классов Ушаковой Алёны Павловны "Применение игровых технологий в начальных классах" расчитан на 5 лет. В плане отражены цель и задачи, предполагаемые результаты ...

презентация "Применение проектной технологии в начальных классах"

Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работ...

Применение инновационных технологий в начальной школе на примере урока технологии.

В настоящее время понятие инновационные технологии широко распространено в начальной школе. Под этим названием в сфере образования мы понимаем совокупность психолого-педагогических приемов, определяющ...

Применение игровых технологий в начальных классах с целью повышения качества обучения.

     С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у  них организаторских способностей...

Применение межпредметных технологий в начальных классах.

Какие технологии применяются на уроках в начальных классах....