"Дизайн-технологии в художественном образовании"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Попова Елена Ольгердовна

В статье раскрываются основные понятия дизайн-технологий в художественном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizayn-tehnologii_v_hudozhestvennom_obrazovanii.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Попова Елена Ольгердовна,

педагог дополнительного образования

высшей категории,

победитель национального проекта «Образование»

Дизайн-технологии в художественном образовании

Сегодня культура дизайна является частью общей культуры современного человека, однако область дизайн-педагогики изучена все ещё недостаточно. Для современного человека дизайн обладает важнейшими функциями – проектно-творческой и практически-созидательной. В широком смысле слова общеобразовательная школа должна готовить и создателей предметной среды, и ее потребителей, которые хорошо понимают, что такое гармоничная среда обитания человека. В этом контексте основной целью детского дизайн-образования является развитие у ребенка творческих способностей, нестандартного мышления, необходимого для современного понимания жизни и решения задач, направленных на создание этой гармоничной среды.

Такое понимание сущности дизайна должно содействовать перестройке взгляда на его прогрессивную роль в системе общего образования. Одной из главных целей, обеспечивающих эффективную интеграцию ребёнка в общество, является предоставление максимальных возможностей для формирования у него установки на творческую деятельность.

Дизайн-образование это особый тип образованности, в результате которого происходит воспитание проектно-мыслящего человека, в какой бы сфере социальной практики он ни работал образовании, науке, культуре, производстве, бытовой сфере и так далее.

Дизайн – проектная деятельность, включающая в себя интеллектуальную, конструкторскую, художественную и эмоционально-эстетическую составляющие. С точки зрения педагогики дизайн деятельность синтетическая, в процессе которой ребенок одновременно учится мыслить, чувствовать и созидать. Внедрение дизайн-технологий в основное и дополнительное образование открывает большие потенциальные возможности для развития художественного вкуса и творческих способностей личности.

Термин технология произошел от греческого teche + logos, т.е. мастерство + учение. В производственном процессе технология – система взаимосвязанных способов обработки материалов и приемов изготовления продукции. В общем случае технология – это правила действия с использованием каких-либо средств, которые являются общими для целой совокупности задач или задачных ситуаций.

Дизайн-технологии в профессиональной деятельности дизайнера – это совокупность средств и методов в процессе художественного конструирования предметов, интерьеров, объектов; проектирования эстетического облика предметной среды. Технологии являются инструментом в руках дизайнера. Благодаря изобретательности в творческом использовании технологий, инструментов и материалов дизайнер добивается высоких результатов в творческой деятельности.

На занятиях дизайн-деятельностью учащиеся тоже нуждаются в специальных, применимых в условиях школьного урока, кружка или студии дизайн-технологиях. Это те дизайн-технологии, которые помогают и в значительной степени облегчают воплощение детьми своих идей и замыслов в материале. В первую очередь это проектная дизайн-технология.

«Проект» в переводе с латинского языка оно означает «брошенное вперед», то, чего еще нет в реальности, но есть в воображении и будет воплощено в жизнь., Наиболее эффективный способ организации дизайн-деятельности детей на занятиях – творческий проект. Он включает в себя выбор темы, постановку проблемы, поиск идей для ее решения, изучение иллюстративного материала, создание эскизов и, наконец, воплощение своего замысла в материале на основе собственного опыта художественной деятельности и технологий, предложенных педагогом. Проекты могут быть индивидуальными и коллективными, в воплощении своих замыслов ребенок должен иметь достаточную степень свободы для реализации задуманного.

Главная ценностная идея дизайн-образования воспитание проектного мышления, обучение учащихся методам проектирования, в настоящее время выдвигается на первый план для всех учеников общеобразовательной школы, независимо от их способностей и наклонностей. Проектная технология придает детской художественной дизайнерской деятельности целенаправленный характер и делает творческий процесс на занятиях более эффективным.

Уже в младшем возрасте потребность ребенка в практической деятельности дает возможность педагогу организовать занятия детским дизайном. Дети моделируют украшения и сувениры, одежду для кукол, костюмы и декорации к спектаклям, обустраивают игровые комнаты и домики. Поначалу детская дизайн-деятельность сходна с рукоделием, поэтому ее называют дизайн-рукоделием в таких странах как Япония, Италия, США, Франция. В содержание понятия «детский дизайн» Г. Н. Пантелеев включает понятия «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект». Дизайн-рукоделием можно назвать небольшие украшения-аранжировки, выполняемые детьми самостоятельно. «Дизайн-проект» предусматривает более сложный, длительный и часто коллективный характер деятельности.

Другой важнейшей технологией, применяемой на занятиях дизайн-деятельностью, является дизайн-технология «пропедевтика».

Пропедевтика (от греч. propaideuo предварительно обучаю, подготовляю) подготовительные занятия; введение в какую-либо науку или искусство, сокращенное систематическое изложение науки или искусства в элементарной форме. В широком смысле слова пропедевтика - это создание тех или иных предпосылок, необходимых для определенной стадии или этапа образования.

На первых порах дети под руководством педагога экспериментируют с композициями на основе точек, пятен, прямых и волнистых линий, простых геометрических фигур и их сочетаний. Затем можно начинать работу с обобщенными, декоративно стилизованными природными формами (растений, животных), пробовать различные техники и использовать разные материалы. Дети на практике осваивают разнообразные средства и приемы художественной выразительности, исподволь формируют композиционное мышление, развивают свой эстетический вкус. В этом и заключается суть пропедевтики в преподавании основ дизайна детям – педагог помогает ученикам овладеть языком, а впоследствии и терминологией, необходимыми для понимания основ проектной культуры в дизайне разных объектов (плоских, объемных, пространственных и смешанных). Так дети исподволь приобретают необходимые навыки, умения работать с разными материалами и инструментами, используя техники рисования фломастерами, карандашами, красками, складывая модели оригами, коллажей, аппликаций, осваивая приемы работы с бумагой и картоном. Именно благодаря освоению этого языка ребенок получает возможность легко и радостно воплощать свои идеи в разнообразных материалах.

Благодаря пропедевтике у детей развивается фантазия, способность нестандартно мыслить и решать поставленные композиционные задачи каждым по-своему, оригинально. Постепенно формируется пространственное воображение, чувство гармонии, цвета, фактуры, элементов формы, основанное, пока еще подсознательно, на закономерностях и принципах композиции, определяющих чувство меры, на котором и базируется формирование эстетического вкуса.

Таким образом, проектная дизайн-технология и пропедевтика в первую очередь создают педагогические условия, необходимые для развития художественно-творческих способностей детей на занятиях дизайном. Конечно, наряду с ними необходимы и другие педагогические условия – педагогика сотрудничества, создание свободной комфортной обстановки на занятиях, предоставление свободы выбора тем и материалов, обеспечение современными материалами и инструментами для творчества и пр.

Нельзя обойти вниманием информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Сегодня наметились тенденции по замене реального композиционного творчества детей виртуальным, базирующимся только на компьютерной технике и технологиях, усадить детей как за компьютеры как можно раньше. Сама по себе компьютерная техника с ее программным обеспечением, избавляющая дизайнера и архитектора от рутинной работы по выполнению вручную цветных трехмерных изображений, чертежей, схем, графиков, таблиц и рисунков в обозримом будущем не в состоянии заменить творческую личность. Именно дизайнер, а не компьютер генерирует творческий процесс придумывания, всестороннего продумывания и сознательного художественно обоснованного отбора лучших решений для создания композиционно-стилевых вариантов дизайн-объектов. Поэтому необходимо сознательное сохранение ручных способов выполнения разноо6разных композиционных упражнений и заданий, выполнение работ с реальными художественными материалами.

Распространение детского дизайнерского образования в нашей стране связано с созданием авторских детских дизайн-студий в рамках дополнительного образования. Начало этому движению в 70-е годы ХХ века положил выходец из Челябинска архитектор В. Кирпичев, который создал в Москве школу-студию "ЭДАС". За заслуги по созданию авторской школы дизайна В. Кирпичев в 1993 г. был удостоен Государственной премии РФ в области литературы и искусства по разделу "Дизайн". В Москве по его стопам пошли учредители-школы-студии "Старт" во главе с И. Абаевой, также ставшие в 1998 году лауреатами Госпремии РФ за выдающуюся просветительскую деятельность., В Набережных Челнах с 1990 года по методике "Старта" успешно преподают дизайн детям в школе-студии "ДА-ДА».

В Санкт-Петербурге в 80-е годы ХХ века при Дворце Творчества Юных возникла и до сих успешно существует дизайн-школа Сергея Таланкина. Благодаря ее методике на Урале в Орске появился детский дизайн-центр под руководством члена Союза дизайнеров С. Захаровой, который впоследствии перебрался в Оренбург. Эти учебные заведения совершили переворот в детской художественной педагогике, добились впечатляющих творческих результатов, превратив обучение детей дизайну, архитектуре и изобразительному искусству в увлекательный цикл заданий и упражнений, не уступающий по художественному и проектному уровню достижениям взрослых.

Большой интерес представляет собой модель детского дизайн-образования в Великобритании. В этой стране были выработаны принципы дизайнерского обучения, основой которых является тезис о врожденном чувстве формы и цвета у каждого человека. Обучение начинается с детского сада и проходит на протяжении всей жизни человека. В Великобритании считают, что главная задача обучения детей основам дизайна – высвобождение таящихся в ребенке способностей, которые в обычных условиях остаются невостребованными. При этом ребенок легко и естественно усваивает принципы добра, человечности, разумного отношения к природе и окружающей среде. Он учится ставить задачи и решать их. При работе над проектами у ребенка вырабатывается особая эстетика, которую можно обозначить как эстетику человечности.

В ходе занятий дизайн-деятельностью у детей происходит формирование особого стиля мышления, для которого характерно понимание дизайнерского проектирования как творческого процесса, направленного на преобразование окружающей среды, понимание основных критериев гармонии окружающей предметной среды, развитие чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей (т.е. дизайн-мышление). Дети учатся целенаправленно вести исследование доступных им проблем, у учащихся развивается воображение и мышление, способность организовывать и планировать свои действия, воплощать, представлять и защищать их результаты, причем упор делается на использование творческого потенциала дизайна как фактора многостороннего развития ребенка.

Учитывая вышесказанное, можно с уверенностью говорить о необходимости внедрения дизайн-образования в практику художественного образования учащихся, ибо пробуждение в человеке художника, творца и ценителя прекрасного вызывает только художественная деятельность, непосредственно связанная с жизнью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность: декоративно – прикладного искусства в системе дополнительного образования. Художественная роспись.

      Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование, по сути, – процесс поиска не...

Роль дополнительного художественного образования в формировании творческой элиты общества

Инновационная / экспериментальная деятельность:Доклад «Роль дополнительного художественного образования в формировании творческой элиты общества» на городской конференции «Будущее Ро...

Современные педагогические технологии в художественном образовании.

Использование современных педагогических технологий в художественном образовании. Классификация методов по источнику. Классификация методов по соотношению деятельности учителя и учащихся. Классификаци...

Рабочая программа по курсу «Волшебная кисточка» (внеурочная деятельность) Художественно – эстетическое направление. Уровень общего образования – начальное общее образование, 3 класс

Рабочая программапо курсу «Волшебная кисточка»(внеурочная деятельность)Художественно – эстетическое направление. Уровень общего образования –  начальное общее...