Исследовательская деятельность: декоративно – прикладного искусства в системе дополнительного образования. Художественная роспись.
статья (4 класс) по теме

 

           Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

А.И. Савенков отмечает, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность: декоративно – прикладного искусства в системе дополнительного образования. Художественная роспись.

 

1 слайд

     Курс художественной росписи в системе декоративно – прикладного искусства, являясь предметов дополнительного образования в исследовательской деятельности преследует те же цели, что и многие дисциплины художественного цикла.  Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней.

Опираясь на глубокие корни декоративно-прикладного искусства, способствовать развитию эстетического вкуса, интереса к традиционным промыслам славянских народов, сравнению и исследованию жизни народов России, Чехии, Украины, Сербии, Белоруссии, Болгарии.

2 слайд

           Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

А.И. Савенков отмечает, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи».

Использование данного метода предполагает отход от авторитарного стиля работы, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств  исследовательской деятельности.

 

     Исследовательская работа в области декоративно-прикладного искусства помогает решать многие задачи, помогает формировать художественно-эстетический вкус, развивать способности детей, их самостоятельность, творчество, активную работу в группах. Цель нашей  работы состояла в том, чтобы научить  исследовательско - проектной работе в  области декоративно – прикладного искусства (лепка из солёного теста и художественная роспись).

3 слайд

В своей работе мы используем различные методы и формы работы, а именно:

деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы работы.

4 слайд

       Технология исследовательской деятельности предполагают:

наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

самостоятельную деятельность ученика;

структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

использование исследовательских методов

   И  чтобы в будущем сделать проектную деятельность действительно полезной для    развития школьников необходимо основы исследовательской деятельности заложить уже  в 1 классе.

5 слайд

Поэтому   мы  определила следующую  педагогическую задачу :

Используя различные формы и методы  работы, чтобы эффективно включить учащихся в исследовательскую деятельность.

Для реализации поставленной задачи мы шли следующим путём:

1 шаг – создание заданий, подготавливающих   учащихся к работе над исследованием:

развитие коммуникативных умений (Дети  учатся высказывать свои мысли, слушать высказывания одноклассников, устанавливать связи).

развитие системного мышления. Ребёнок учится разным социальным ролям, учится представлять ситуацию с разных сторон.

формирование информационных умений (составь  рассказ, кроссворд.)  Здесь говорим о творческом конструировании знаний, такие задания позволяют создавать условия для самостоятельного охотного приобретения знаний из различных источников информации.

В ходе выполнения таких заданий учащиеся постепенно приобретают навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

2шаг: - игры, способствующие развитию навыка коммуникации

Наряду с предложенными заданиями  в 1 классе использую игры, в ходе которых дети приобретают навыки переноса знаний из учебной ситуации в реальную жизнь, развивают коммуникативные навыки:

6 слайд.

В групповой проектной работе мы распределяем роли и определяем обязанности:  

роль

обязанности

исследователь

отыскивает все новое, необычное, таинственное, разгадывает найденные загадки, отвечает за сбор информации

творец

создает новые произведения, сочиняет, оформляет

помощник

помогает налаживать коммуникации, оказывает поддержку другим участникам проекта

организатор

следит за этапами выполнения работы, ведет запись работы

докладчик

готовит доклад о работе, отвечает за этап презентации

7 слайд

3  шаг – разработка серии детских исследований

Дети по своей природе – исследователи. Для того, чтобы удовлетворить потребности своих первоклассников я  разработала серию детских исследований.

Исследование – рассказ. Идея исследования - рассказа достаточно многогранна. Возможны рассказы как результат детского творчества и детской фантазии. Такая работа, безусловно, относится к самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и, несомненно, на уровне  младших классов может считаться исследованием.

«Почему их так назвали -   подсолнух, колокольчик, одуванчик?»

«Родина Деда Мороза...»

«Новогодние фантазии:  Рождественские сказки.»

«Санта Клаус: кто он?»

8 слайд

В практике работы с младшими школьниками нередко используются индивидуальные и коллективные игры.

     Каждая игра-исследование состоит из двух этапов: тренировочных занятий и самостоятельного исследования.

9-10слайды

Экскурсионное исследование. Образовательная область – внеклассная работа, работа в системе дополнительного образования по декоративно – прикладному искусству. Программа обучения в начальной школе насыщена разного рода экскурсиями. Задача педагога - превратить экскурсии в серию детских исследований.

«Рождество в Коломенском»

«Мастерская Деда Мороза»

«Найди отличие между Дедом Морозом и Санта Клаусом»

11слайд

Конструктивное исследование. Сюда относится изготовление материальных предметов преимущественно на занятия в системе дополнительного образования или во внеклассной работе. Ведущей идеей  такого проектирования является идея «самообслуживания».Образовательная область – трудовое обучение(технология), внеклассная работа, работа в системе дополнительного образования по декоративно – прикладному искусству

«Новогоднее чудо»

«Рождественский вифлиеем»

«Объёмная композиция»( герои сказок)

«Мастерская Деда Мороза»

12 слайд

Мы с ребятами работали с солёным тестом, воплощая в жизнь наши рождественские фантазии.

Для этого нам нужно было:

 Оборудование: тесто, скалка, рельефные  предметы ( пуговицы, расческа, пробки и т.д.) нож.

Описание работы:

   Сначала лепим мелкие детали, а затем переходим к более сложной работе - составление композиций.

Итог.  При составлении композиций важно соблюдать пропорции элементов, отбирать характерное для композиции.

13 слайд

Сушка изделий(очень важная часть работы, если технологию не соблюсти, то изделие может не получиться).

Оборудование: изделия, противни, вода.

Описание работы.

    Противень смазать водой и уложить на него изделия. Поставить на солнечное место. (зимой на батарею украшения ни в коем случае ставить нельзя!)

Итог.

    Изделие можно считать высушенным, если при постукивании по нему пальцем раздается звонкий звук. Если звук глухой, то изделие требует дальнейшей сушки.

14-15 слайды

Роспись изделий.

Оборудование: акварельные краски, гуашь, вода, кисти, клей ПВА

Описание работы: Краски подбираем  соответствующие композиции. Их не следует наносить толстым слоем т. к. после высыхания изделие может потрескаться.

16 слайд

Приступая к исследовательской деятельности с младшими школьниками следует учесть, что большинство малышей не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны, подчас и спонтанны. Выполнять надо его немедленно, пока не угас интерес, что может привести к потере мотивации.

17-21 слайды

Вашему вниманию мы представляем наши работы:

17 слайд

Чешская Рождественская выпечка

18 слайд

«Кто мы – славяне?»

19 слайд

«Сказочная корзина».

20 слайд

«Короб для Машеньки».

21 слайд

«Рождественское чаепитие».

22 слайд

    Результат успешной работы в данном направлении подтверждается показателями ежегодного мониторинга основных умений, необходимых  в работе над исследованиями и  способствуют повышению  качества знаний.

Организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими исследований,- весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма. Но грамотно организованная исследовательская деятельность в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый эффект, связанный, прежде всего, с личностным развитием учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...

Статья по декоративно-прикладному искусству в системе доп образования

Как вызвать интерес у детей к изучению росписи по дереву....

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования детей»

В системе начального школьного образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В начальной школе закладывает...

Рабочая программа внеурочной деятельности" Декоративно-прикладное искусство"

Рабочая программа  внеурочной деятельности "ДПИ" для 1класса...

Занятие по декоративно-прикладному искусству "Городецкая роспись. Шкатулка"

Данную методическую разработку можно использовать на уроках рисования при изучении темы "Народные промыслы. городецкая роспись", а так же в кружковой работе и в группе продлённого дня....

Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению "Декоративно-прикладное искусство"

Декоративно- прикладное искусство способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию. Развивает эстетическое отношение к дейс...