«Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования детей»
статья (4 класс) по теме

Нина Анатольевна Шубина

  В системе начального школьного образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде на основе патриотических, культурно-исторических и православных традиций России.     Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей  является искусство. Изобразительные и пространственные виды искусств, музыка, танцы, литература, поэзия отображают внутренний духовный мир художника, композитора, поэта, артиста, и знакомство детей с произведениями искусства приобщает их к этому миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства

 в системе дополнительного образования детей»

Шубина Н. А. , учитель начальных классов ГБОУ ООШ №12 пос. Шмидта г.о.Новокуйбышевск  

В детстве человек  должен пройти

эмоциональную  школу – школу

воспитания добрых чувств»

                                                                                             В. Сухомлинский

                 В системе начального школьного образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде на основе патриотических, культурно-исторических и православных традиций России. В настоящее время востребован человек, готовый к активному преобразованию окружающей действительности, инициативный, не боящийся ответственности, умеющий работать и находить разумное сочетание индивидуальных и социальных потребностей.   Духовно - нравственное воспитание предполагает становление отношений ребёнка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

              Понимание и принятие духовных и нравственных ценностей является фундаментом общественной жизни. Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор. Через эмоционально окрашенный процесс воспитания сегодня необходимо прививать ребенку основные формы нравственного сознания.

              За последние годы в образовательном процессе наибольшее внимание уделялось интеллектуальному развитию детей. Эта направленность имеет вроде бы хорошие результаты: уже младшие школьники и даже дошкольники легко владеют компьютером, иногда лучше своих учителей, у них развито логическое мышление, они без труда могут найти необходимую информацию. Но, несмотря на то, что дети имеют доступ к компьютерным технологиям, умеют работать с информационным пространством, мы все чаще наблюдаем примитивность их интересов, равнодушие и не уважение к окружающим их людям, часто даже к родителям. Это происходит из-за того, что у современных школьников нет четкого представления о добре, любви и красоте и о противоположных им зле, равнодушии и безобразии. Погружаясь в мир телевидения и интернета, школьники поглощают все, что им предоставляет огромное информационное пространство наиболее ярко и увлекательно, не умея «фильтровать» информацию.

              Перед современной школой стоит непростая задача.  С одной стороны, в современном обществе для получения хорошего квалифицированного образования необходим высокий интеллектуальный уровень развития. Но мы не должны забывать, что ребенок должен получить не только определенную сумму знаний и научиться зарабатывать деньги, но и стать полноценным членом общества с развитым чувством любви к Родине и ближнему, пониманием добра и зла.

              Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей  является искусство. Изобразительные и пространственные виды искусств, музыка, танцы, литература, поэзия отображают внутренний духовный мир художника, композитора, поэта, артиста, и знакомство детей с произведениями искусства приобщает их к этому миру. В процессе воспитания очень важен выбор произведений искусства для разбора с учениками, так как нужно остерегаться передачи негативного духовного опыта детям. Эмоциональная насыщенность произведений искусства оказывает сильное воздействие на развитие духовного мира учащихся.

              В развитии нравственных представлений детей и их духовного мира изобразительное искусство оказывает яркое эмоциональное воздействие и формирует у детей образное мышление. Из всех видов искусств изобразительное искусство наиболее доступно для детского творчества. Уже с раннего детства ребенок начинает рисовать. Сначала это простые каракули – интересный след от карандаша, оставленный на бумаге. Затем у каракулей появляются названия – мы еще не видим в детских рисунках формы, но ребенок уже понимает, что рисование может отображать предметы окружающего мира. Позже более понятными становятся формы изображенных предметов, и появляется эмоциональное состояние в рисунках. В изобразительном творчестве ребенок всегда четко выражает то, что ему нравится, а что нет, тех, кому он сочувствует или кого осуждает. Используя эмоциональные и выразительные возможности изобразительного искусства в процессе обучения рисованию, мы можем развивать духовный мир ребенка.

              Большие возможности для развития детского художественного творчества и формирования через него нравственных качеств обучающихся открывается в системе дополнительного образования детей. Эти возможности реализуются уже при  составлении программ и методических разработок, направленных не только на обучающий, но и на воспитательный процесс, они предоставляют широкую свободу для детского творчества.

              Воспитание детей средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования включает в себя не только практические занятия по рисованию, но и экскурсии, беседы, участие в выставках, благотворительных мероприятиях в большем объеме, чем в школьной программе.

              Организация экскурсионной деятельности в своей работе помогает способствовать приобщения детей к культурному наследию и своей Родины, и всего мира. Особое внимание уделяется национальной культуре, так как она формирует менталитет, именно через нее человек воспринимает значимые национальные ценности. В процессе экскурсий дети знакомятся наглядно с историей и культурой своего народа, своей страны. Для более чувственного эмоционального восприятия ученикам очень важно не только увидеть на картинках, но и самим побывать на  полях боевой славы, увидеть главные святыни русского народа, выдающиеся шедевры искусства, достижения отечественной науки и техники. Это способствует формированию чувства патриотизма, любви к Родине, заботе об окружающей среде. После проведения экскурсии полезно в изобразительном творчестве предлагается новая тема, чтобы ребенок смог закрепить сформированное эмоциональное отношение по теме экскурсии, возможность представить себя участником событий или в роли человека, о котором повествовала экскурсия. Кроме того,  детский рисунок – это и способ анализа восприятия темы ребенком.

              На беседах по истории изобразительного искусства на примере работ художников затрагиваются темы, влияющие на формирование нравственного облика ребенка. На примере картин исторического и батального жанра воспитываются патриотические чувства детей. Рассматриваем  с учащимися не только композиционные особенности полотна и содержание исторических событий, но и обращаем особенное внимание на поведение людей в сложившихся ситуациях, давать им оценку. При беседе о картинах бытового или портретного жанра раскрываю тему семейного воспитания, даем оценку общественным явлениям,  формирую представления о большой и крепкой семье, взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми, воспитываю нравственное и доброе отношение к членам общества. Анималистический жанр, натюрморт и пейзаж раскрывают перед детьми красоту окружающего мира, который они должны научиться любить, о котором они должны заботиться и защищать. Все беседы об  изобразительном искусстве закрепляются практическими занятиями, для того чтобы ребенок смог пропустить через себя полученный материал. В  процессе работы над рисунком он закрепляет эмоциональное впечатление, сформированное во время беседы.

             При знакомстве с основами русской народной культуры проводятся беседы о предметах труда и быта наших предков, обычаях и традициях, праздниках и буднях русского народа, используя произведения детского фольклора (потешки, прибаутки, скороговорки, загадки, заклички, считалки, народные игры и т.д.). Ведь не секрет, что именно в них, в произведениях народного творчества, заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств.

             Формы и способы подачи информации о русском фольклоре разнообразны: это беседы, занятия, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки, исполнение народных песен, и т.д. Наиболее ярко обряды, отражающие быт крестьянской деревни и явления природы, связанные со сменой времен года, передающие труд людей и отношения взрослых и детей представлены в народных праздниках, которые систематически проводятся на урочной и внеурочной деятельности.

            В процессе общения с учащимся используем в  речи подходящие народные прибаутки, пословицы и поговорки, которые совершенно естественно входят в словарь ребят. Например, 31 января на Афанасия, наблюдая вместе с детьми за состоянием погоды  на прогулке, рассказываю им, что наши предки примечали: «В Афанасьев день – самый корень, самые морозы живут», «Афанасьевские морозы шутить не любят»,  но при этом обязательно добавляю: «В мороз нужно не только тепло одеваться, но и больше двигаться, ведь мороз ленивых хватает, а перед проворными шапку снимает». Работа по календарю – прекрасный повод дать ребятам возможность услышать и почувствовать всю красоту фольклорного слова. Звучат приметы, поговорки и пословицы, способствующие расширению словаря детей, воспитанию у них интереса к слову, любовь к родному языку и гордость за его богатство. Работа  по народному календарю направлена на развитие в детях чувства гордости за свою Родину, закрепление знаний об окружающем мире, восхищением творчеством русского народа и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на котором мы живем.

              Участие учащихся в выставках тоже имеет воспитательную направленность. Подбираю тематику выставок и конкурсов, которые ориентированы на знакомство детей с мировым культурным наследием, на изучение истории и национальных традиций, на формирование умения любоваться красотой окружающего мира. Я считаю, что роль конкурсов в учебном и воспитательном процессе значительна, так как, участвуя в них, каждый учащийся получает возможность продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов.

      Еще одна особенность моих занятий изобразительным искусством – это возможность для юных художников участвовать в благотворительных акциях: участие в школьных ярмарках, подготовка подарков для ветеранов или одиноких стариков, для детей-сирот. У учащихся формируется понимание, что своим трудом они могут доставить радость ближнему человеку  не за материальное вознаграждение, а за награду, заключающуюся в улыбке и благодарности человека, находящегося в более печальных жизненных условиях.

              Таким образом, используемые мною творческие методы построения процесса обучения на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования детей существенно влияют на духовные, нравственные качества воспитанников, развивают эмоциональное восприятие окружающего мира, дают учащимся основы патриотического и семейного воспитания.

              К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с огромным потоком негативной и вредной для наших детей информации. Но мы должны научить их ограждать себя от псевдокультуры, и содержать в чистоте свой духовный мир. Важно говорить о том, что плохо, но еще важнее говорит о том, что хорошо, так как именно те примеры, которые мы разбираем с детьми запоминаются и находят эмоциональное отражение в их сознании. Мы не можем перегородить потоки негативной информации, но мы можем приложить все усилия, чтобы сформировать у подрастающего поколения представление о том, какое поведение является правильным и нравственным, что есть добро, что есть красота. И они научатся самостоятельно делать правильный выбор, защищать себя от отрицательного и разрушающего воздействия окружающей информационной и общественной среды.

   

     

     

    Список использованной литературы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1998.

2  Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие /Под редакцией игумена Киприана (Ященко). М.: Институт экспертизы образовательных программ      

3. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: учебник для 1 кл. Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – м.:Просвещение,2007.

 5..Изобразительное искусство: искусство и ты: учебник для 2класса. Е.И.Коротеева; под ред. Б.М.Неменского.- м.: Просвещение. 2007.

6.  Искусство вокруг нас. Учебник для 3 класса. Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.; под ред. Б.М.Неменского – М.: Просвещение, 2006.

7. Каждый народ -  художник. Учебник для 4 класса. Л.А.Неменская. Просвещение, 2007.

8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие. М.: ТЦ «Учитель», 2000

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки.

В данном материале освещена проблема духовно-нравственного воспитания учащихся средствами музыкального искусства и приведены примеры использования методов воспитания в практике....

«Средства формирования духовно-нравственных качеств личности в системе дополнительного образования детей».

Педагогическое решение задач, направленных на формирование нравственных представлений обучающихся. основано на рассмотрении дополнительного образования как необходимого условия успешнойсоциализации в ...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства

Роль музыкального искусства в воспитании личности.Пение - вид музыкальной деятельности, влияющий на духовно-нравственное развитие детей.Влияние классических и народных произведений на духовно-нравстве...

Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства

В статье дан анализ содержания программы «Музыка»  (1-4 классы) Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной в контексте изучения проблемы патриотического воспитания младших...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами спецкурса «Уроки духовности».

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем,...