Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства
статья по музыке

Шевченко Светлана Владимировна

В статье дан анализ содержания программы «Музыка»  (1-4 классы) Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной в контексте изучения проблемы патриотического воспитания младших школьников средствами музыкального искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_na_urokah_muzyki.docx29.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства

Основной формой воспитания патриотических чувств младших школьников средствами музыки является урок музыки. Как один из предметов эстетического цикла он раскрывает широкие возможности развития школьников. Соприкосновение с высокохудожественными произведениями искусства, активное творческое начало, эмоциональная приподнятость, духовно-ценностная значимость урока, особая атмосфера на уроке позволяет более тонко воздействовать на психическое состояние, на мысли, чувства школьников, оказывающее ненавязчивое, но эффективное формирующее и воспитывающее значение, проникающее глубоко в сознание, затрагивая тонкие струны души.

В настоящее время существует множество программ по предмету «Музыка», в основе которых лежит концепция Д.Б. Кабалевского. Идеи программы – приоритет общечеловеческих ценностей, устремленность к сохранению и воспитанию духовной культуры – актуальны и сегодня. Урок музыки в данных программах трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим содержанием которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества.

Работая над развитием и воспитанием патриотических чувств у школьников посредством приобщения их к прекрасному, истинному искусству, урок музыки становится уроком искусства, нравственно-эстетическим стержнем, что позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей.

Современная образовательная программа по музыке авторов                    Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной ставит перед собой такие цели образования, как формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки; воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов.

В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования, новые педагогические технологии. Музыкальное искусство открывается перед ребенком как процесс становления художественного образа через разные формы художественного воплощения (литературные, музыкальные, изобразительные). Здесь урок музыки не просто урок развития сенсорных музыкальных способностей, а урок искусства, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и, в том числе, музыкальные способности: тембровый слух, чувство ритма, музыкальное мышление и т.д.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства-диалога культур. Ведущую идею тематического содержания программы можно сформулировать в двух аспектах: во-первых, о месте музыки в жизни человека, во-вторых, о роли музыки в воспитании патриотизма.

Патриотическое воспитание происходит в течение жизни школьника постепенно, непринужденно, взаимодействуя с окружающим миром. Изначально все, что узнает ребенок об окружающем его мире, он получает из семьи, воспитателей, затем учителей, сверстников и окружающих людей. Чувства патриотизма складывается из отношений к себе, своей семье, близким, знакомым, своему народу, другим народам страны; формируется через знакомство с народным творчеством (устным и музыкальным), с культурой, историей своей страны. Патриотическое воспитание школьников на уроке музыки происходит через музыкальный материал и содержание урока, форм, приемов и методов, используемых учителем, особой творческой, доброжелательной атмосфере сотрудничества.

Проанализировав программу «Музыка» (1–4 класс) авторов                      Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской с целью выявления тематики уроков, направленных на формирование и развитие патриотических чувств школьников, мы выяснили, что особое значение для патриотического воспитания в программе 2 – 4 классов имеют разделы «Россия – Родина моя», «О России петь, что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».  Нами была составлена таблица, в которой отражены названия тем уроков и музыкальных произведений патриотической направленности.

Большая часть материала раздела «Россия – Родина моя» посвящена раскрытию патриотической темы. Перед учащимися проходят страницы русской истории, отраженные в музыке разных жанров. Кантата «Александр Невский» рассказывает о защитниках Новгородской земли в XIII в. Опера «Иван  Сусанин» воссоздает атмосферу народного подвига в Смутное время начала XVII в. (царствование династии Романовых), когда Русское государство могло потерять национальную независимость. Канты и народные песни повествуют о военных походах и победах Петра I в Северной войне, походах А. Суворова (XVIII в.), героях Отечественной войны 1812 г.

От детской песни, исполняемой всем классом,  к гимну России – главной песне нашей Родины, к петровским кантам, лирическим романсам, кантатам, увертюрам, симфониям, концертам, операм – такой путь развития проходят учащиеся 2 – 4 классов, изучая материал данного раздела.  Введение учащихся в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства,  их знакомство с государственной символикой России, историей формируют основы гражданской идентичности, воспитывают патриотические чувства, любовь к Родине. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой на уроках во втором классе с произведений М. Мусоргского, М. Глинки, П. Чайковского, С. Прокофьева – золотого фонда мировой музыкальной культуры.

Мелодией вступления «Рассвета на Москве-реке» к опере «Хованщина» гениального русского композитора М. П. Мусоргского открывается первый урок музыки в этом классе. Это дивная русская    мелодия – родной песенный мотив, музыка, прошедшая испытание временем. На первом уроке учитель играет главную тему на фортепиано, учащиеся поют её в удобной для них тональности, слушают  тему и несколько ее вариаций в оркестровом звучании. Предлагается детям самим придумать название произведения. Они самостоятельно находят слова, характеризующие мелодию: тихая, светлая, спокойная, порывистая, стремительная, утренняя, рассвет, солнце встает. Второклассники представляют развернутую картину наступающего рассвета, в которой спокойная мелодия, звучащая сначала немного грустно, многократно видоизменяется, варьируется, постепенно преображаясь в развернутую светлую мелодию, сопровождаемую колокольным звоном, благовестом.

На этом же уроке учащиеся знакомятся с песнями о Родине, о родном крае. Песни «Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичкова и «Моя Россия»                      Г. Струве контрастны и по форме, и по характеру исполнения, имеют различные средства музыкальной выразительности. Их объединяет одно – светлое, радостное, поэтичное отношение человека, любующегося своим краем.

Песню «Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичкова дети легко разучивают, с удовольствием ее исполняют, и она надолго запоминается. Песня «Моя Россия» Г. Струве сложнее, поэтому в данном разделе дети только знакомятся с ней, а разучивают её в 3 классе, сопоставляя с романсами русских композиторов. В IV классе сравнение этой песни с «Песней о России» В. Локтева и русской народной песней «Ты река ль, моя реченька» позволят учащимся не только ярче ощутить вокальное начало русской песенности, выработать навык кантиленного пения.

Особое внимание уделяется теме «Гимн России» (2 класс, 1 четверть). Перед слушанием Гимна, проводится беседа с детьми о достопримечательностях столицы нашей Родины. На Красной площади бьют кремлевские куранты, которые стали символом величия нашей страны. С боем часов Спасской башни Кремля начинается и заканчивается день великой Родины. Продолжая разговор о символах России, дети рассматривают Государственные флаг и герб России. Ребята, конечно, смогут сами рассказать о том, в каких особенно торжественных случаях звучит Гимн – музыкальный символ нашего государства, воспитывающий патриотическое сознание. Используя словесный метод для формирования знаний, необходимо объяснить младшим школьникам, что когда звучит Государственный Гимн, не только те, кто его исполняют, но и все, кто при его исполнении присутствуют, встают и слушают его стоя. Эта музыка призвана объединить весь народ. В гимне отражены главные идеи – единства, нерушимости, свободы. После разучивания исполняется Гимн стоя.

В 3 классе большинство уроков данного раздела посвящены героическому прошлому нашей страны. Задачи уроков «Виват, Россия!» «Наша слава – русская держава», «Кантата «Александр Невский» Опера «Иван Сусанин» – воспитание чувств любви и гордости за свою Родину, российский народ и историческое прошлое России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование исполнительских вокально-хоровых умений и навыков как способов воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений; освоение особенностей жанров (кантата, кант, солдатская песня, военный марш, опера). Перед учащимися проходят страницы русской истории, отражённые в музыке разных жанров. Кантата «Александр Невский» рассказывает о защитниках Новгородской земли в XIII в. Опера «Иван Сусанин» воссоздаёт атмосферу народного подвига в Смутное время начала XVII в., когда Русское государство могло потерять национальную независимость. Канты и народные песни повествуют о военных походах А. Суворова (XVIII в.), героях Отечественной войны 1812 г.  

        Раздел учебника «О России петь – что стремиться в храм» является абсолютно новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Он призван постепенно и очень бережно ввести учащихся начальных классов в художественные образы духовной музыки. На начальном этапе это пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского («Утренняя молитва» и «В церкви»), народные песнопения о Рождестве, Сергии Радонежском, колокольные звоны. Музыка религиозной традиции представлена сочинениями композиторов-классиков, духовным фольклором.

При изучении темы: «Великий колокольный звон» (2 класс) учащимся предлагается прослушать звучание колоколов из пролога оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского. Здесь же, используя словесный метод для формирования теоретических знаний, дети знакомятся со звучанием двух могучих колоколов – благовест, переходящий в радостный трезвон. Сравнение разных колокольных звонов приближает детей к ощущению и пониманию «колокольности» как художественного явления в русском искусстве.

Тема «Святые земли Русской» (2 класс) начинает знакомство с кантатой «Александр Невский» С. Прокофьева и народным духовным песнопением о Сергии Радонежском. Перед слушанием фрагментов, можно напомнить учащимся о том, что у каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Те же из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а деяния и служение народу были угодны Богу, еще более чтимы на земле. Это в полной мере относится к Александру Невскому и Сергию Радонежскому – святым земли Русской. Далее звучит «Песня об Александре Невском» – 2 часть кантаты.  Используется она и в начальных кадрах фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский», который стал особенно популярен в годы Великой Отечественной войны. Композитор хотел, чтобы музыка подчеркивала главную мысль фильма: защита родной земли от захватчиков. Позднее С. Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из кинофильма в одно сочинение. Так появилась кантата «Александр Невский», рассказывающая о силе духа русского народа, о любви к своей земле, о ненависти к ее захватчикам.

Рассматривая картины художников М. Нестерова «Князь Александр Невский» и П. Корина «Александр Невский», учащиеся сопоставляют образы Невского – святого и воина – в этих картинах и в музыке С. Прокофьева. Аналогично картинам, звучит контраст и в музыке: «Песня об Александре Невском» и набатный хор «Вставайте, люди русские». Эскизно разучивается с учащимися мелодии этих фрагментов. Все уроки, посвященные кантате «Александр Невский», помогают в решении одной из главных задач работы учителя музыки: воспитания у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере жизни великих соотечественников, внесших значительный вклад в историю России, заслуживших признание современников и потомков.

При изучении темы «Илья Муромец» (4 класс) учащиеся узнают, что такого могучего, храброго, мужественного богатыря народ не выдумал, а это реальный русский человек, защищавший Русь от татар, который боролся с несправедливостью. Жизнь свою закончил смиренным монахом. Рассматривая картину В. Васнецова «Богатыри», ребята должны сделать вывод о том, что облик Ильи Муромца мы чаще всего представляем по данной картине. После прослушивания «Богатырской» симфонии А. Бородина, сравнивают ее с картиной В. Васнецова, делают вывод, что в обоих произведениях ощущается мощный богатырский дух.

Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» посвящён музыкальному фольклору, который представлен в УМК как синкретический вид искусства, тесно переплетающийся с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью человека. Освоение образцов русского музыкального фольклора, так же как и фольклора других народов мира, включает в себя различные формы его воплощения: пение, инструментальное музицирование, движение под музыку и использование элементов танцев, имитацию среды бытования, декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки (костюм), народные игры.

              Первостепенная роль отводится освоению жанров русской народной песни: детский фольклор, колыбельные, лирические, солдатские, трудовые, исторические, былины. Основные вокально-хоровые умения и навыки учащихся, связанные с освоением песенного фольклора, направлены на формирование кантилены, широкого дыхания, естественной манеры звучания голосов. Однако не следует забывать, что народная песня – это не «напев со словами», а часть жизни человека и что момент ее исполнения очень ответствен, так как, по существу, это момент передачи опыта поколений.  Интересен для детей прием «игрового вхождения» в песню или пляску, то есть ее разыгрывание, инсценировка, драматизация, с включением танцевальных движений. Например, р.н. «На горе-то калина», «А я по лугу»; имитации игры на музыкальных инструментах – балалайке, баяне, гуслях, дудочке,

Импровизационность – важнейшее качество бытования лучших образцов фольклора – должна накладывать отпечаток на процесс освоения песни детьми, на формы ее разучивания: народные песни рекомендуется разучивать «с голоса», без сопровождения, включая элементы игры, ее инсценировки. Ведь только почувствовав себя сопричастным к процессу создания и озвучивания песни, инструментального наигрыша, сочиняя собственные варианты мелодии, подголоски к ней, «составляя» композицию, исполнительский план песни, ребенок сможет проникнуться мыслью о том, что творчество неизвестных композиторов и исполнителей народных образцов музыкального фольклора неразрывно в своем единстве.

              Предлагая в начальной школе образцы литературного фольклора для детских импровизаций (речевых, вокальных, пластических, инструментальных), авторы комплекта осознают всю сложность реализации этой задачи в условиях ограниченного учебного времени на уроке. Но, несмотря на это, первые опыты приобщения ребенка к созданию своего «сочинения» в любой форме самовыражения дают положительные результаты и способствуют развитию устойчивого интереса детей к музыке. В начальных классах необходимо больше опираться на интуицию детей, на живой и увлекательный процесс их общения с музыкальным фольклором.

Инструментальное музицирование фольклорных наигрышей и мелодий обогащает представления ребенка о роли и месте исполнителей в сохранении музыкального наследия. Школьники с удовольствием оркеструют с помощью несложного набора инструментов такие хорошо известные русские народные песни и наигрыши, как «Во поле береза стояла», «Калинка», «Светит месяц», «Камаринская», «Ах вы, сени мои, сени».

              Постижение народной музыкальной культуры в начальной школе идет по двум направлениям: во-первых, это изучение подлинных или стилизованных образцов народного фольклора; во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ярко выражено фольклорное начало или использованы подлинные народные мелодии. Опора на отечественную музыкальную культуру делает естественным и органичным приобщение детей к музыкальному фольклору других народов мира, когда дети выявляют общность жизненного содержания образцов фольклора, «сходство и различие» родных напевов с фольклором других стран. Сопоставляя интонационный строй фольклора с особенностями разговорной речи народа, природными условиями жизни, темпераментом и т. п., учащиеся глубже познают свою родную музыку.

Нельзя не остановиться отдельно на таком этапе урока, как хоровое пение и определить ее роль в формировании чувств патриотизма. Хоровое пение – основополагающее начало постижения музыкального искусства, т.к. это самый простой, доступный для каждого вид музыкального исполнительства. Любой человек, который может выражать свои мысли в разговоре может их выражать и в пении. Такая коллективная форма хорового исполнения делает её ценным средством общего воспитания школьников.

Следовательно, что вот такое хоровое систематическое исполнение песен на уроках музыки позволяет не только формировать музыкальную культуру школьников, развивать исполнительские навыки хорового пения, музыкальный слух, расширять песенный репертуар, имеющий высоко-художественную значимость, но и позволяет оказывать воспитательное значение.

Хоровое пение – один из любимых видов деятельности на уроке музыки большинства учеников, особенно среди ребят начальной школы и младшего подросткового возраста. С большим энтузиазмом и воодушевлением исполняются они особо полюбившиеся песни как в течение всех уроков, так и на итоговых уроках в четверти, где используется такая форма урока, как урок-концерт. Тематика изучаемых на уроках музыки песен весьма разнообразна, в их числе песни  о мире, России, Родине, красоте родного края, матери, школе и т.д. Среди самых любимых песен у ребят патриотической направленности, это «Здравствуй, Родина моя»  Ю. Чичкова, «Из чего наш мир состоит» Б. Савельева, «Катюша» М. Блантера, «Три танкиста» Дм. Покрасс, «Шёл Ленинградский паренёк» р.н.п., «Солдатушки, бравы ребятушки» р.н.п., «Моя Россия» Г. Струве,      «Давайте сохраним» А. Черного, «Прекрасное далёко» Е. Крылатова,       «Наш край» Д. Кабалевского, «С чего начинается Родина», М. Баснера, «Родная земля», Я. Дубравинаи многие другие.

Исполняя на уроках музыки эти песни, у школьников формируется весомый багаж патриотических песен, который, несомненно, обладает хорошей воспитательной функцией, формирует высокое патриотическое сознание, чувства верности своему Отечеству, помогающий беречь, защищать, любить свой дом, свою Родину, бережно относиться к ее ресурсам, к окружающим людям, самому себе, ощущать себя частичкой целой, необъятной страны – России.

Знакомство учащихся с биографиями русских композиторов позволяет понять, что все они неустанно трудились на благо нашей Родины: Чайковский, Прокофьев, Глинка, Бородин. Яркие черты творчества этих композиторов глубоко запечатлеваются в сознании учащихся. Разумеется, на этом первоначальном этапе развития их музыкальной культуры названные композиторы должны быть представлены самыми характерными чертами, наиболее доступными детскому восприятию, составляющими «сердцевину» их творчества, хотя далеко не охватывающими все его грани.

П.И. Чайковский для школьников, прежде всего, будет композитором, бесконечно любившим русскую песню, русскую природу, русского человека, композитором, воспевавшим свою Родину в лирических сочинениях, полных поэтической красоты. Прокофьев будет воспринят ребятами как композитор, развивавший патриотические традиции оперы М. Глинки «Иван Сусанин» (например, кантата «Александр Невский»). Его музыкальный язык будет в сознании ребят связан с ощущением особой любви к Родине, к Отечеству, к появлению чувства гордости от того, что все это – твоя Родина.

Таким образом, в результате анализа программы «Музыка» авторов    Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной  можно прийти к выводу, что патриотическое воспитание на уроках музыки в начальной школе осуществляется через фольклор и его жанры, духовную музыку, произведения композиторов-классиков; знакомство с историей народа и Отечества, его традициями, обычаями, символикой и историческим наследием; знакомство с культурой родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки.

В данном материале освещена проблема духовно-нравственного воспитания учащихся средствами музыкального искусства и приведены примеры использования методов воспитания в практике....

Педагогический проект «Средства патриотического воспитания младших школьников»

Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитан...

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования детей»

В системе начального школьного образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В начальной школе закладывает...

Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения через экскурсионную деятельность.

    В современный период времени уделяется большое внимание патриотическому воспитанию школьников. Для этого нужно не только дать определенный уровень знаний подрастающему покол...

Реализация проекта «Воинская слава моей семьи» как средство гражданско – патриотического воспитания младших школьников.

Из опыта работы над исследовательским проектом учеников 4 класса  "Воинская слава моей семьи"....

Статья "Создание Блокадной книги моей семьи как средство патриотического воспитания младших школьников"

Патриотическое воспитание учеников начальной школы через организацию проектной деятельности по созданию Блокадной книги моей семьи....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства

Роль музыкального искусства в воспитании личности.Пение - вид музыкальной деятельности, влияющий на духовно-нравственное развитие детей.Влияние классических и народных произведений на духовно-нравстве...