Статья "Альтернативный урок как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"
опыты и эксперименты (3 класс)

В статье рассматривается альтернативный урок как способ активизации познавательной деятельности детей начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._nachalnaya_shkola.alternativnyy_urok.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Статья подготовлена

учителем начальных классов

МАОУ "Лицей «Звезда"

Волковой Натальей Николаевной

Альтернативный урок как способ активизации познавательной деятельности младшего школьника

В условиях современного обучения перед учителями, методистами, психологами все чаще встает вопрос: как мотивировать познавательную деятельность учеников? Ведь устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация - один из критериев успешного педагогического труда.

В настоящее время обнаружилась опасная тенденция к снижению интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными, приемлемыми для создавшейся ситуации, способами. На обострение проблемы массовая педагогическая практика отреагировала так называемыми альтернативными уроками, имеющими главной своей целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.

Мы рассмотрим альтернативный урок как один из способов повышения познавательной активности.

  В своих трудах Седова О. О. акцентирует внимание на том, что альтернативный урок – это урок, не удовлетворяющий по своей форме, общепринятому стандарту, трафарету, традиции. Это урок нетипового, нетрадиционного вида, обязательно заключающий в себе что – то оригинальное, творческое, особо – организованный, требующий эмоциональных и умственных сил.

Подласый И. П. в своем учебнике по педагогике отмечает, что альтернативный урок – это импровизированное учебное занятие с нетрадиционной структурой.

В настоящее время все больше педагогов в процессе своей практики используют уроки с нетрадиционной структурой. Это связано с рядом объективных и субъективных причин, главная из которых – наличие специфических возрастных и психологических особенностей школьников: неустойчивого внимания, преобладания наглядно – образного мышления, наличие стремления к игровой деятельности и стремления к разнообразию познавательных интересов.

Для того, чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной деятельности. В процессе проведения альтернативных уроков используется большое количество наглядного материала. Ведь принцип наглядности является одним из базовых методических принципов обучения любому предмету. Чем больше каналов восприятия задействованы в процессе получения, обработки и применения информации, чем больше ассоциативных связей создается в связи с изучаемым материалом, тем выше вероятность его прочного усвоения.

Альтернативные уроки позволяют сочетать в себе большинство методов, приемов и средств, используемых для активизации познавательной деятельности. Они способствуют прочному усвоению знаний, умений, навыков и их закреплению.

Альтернативные уроки отличают:

- активность учащихся;

- сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных способов организации обучения;

- связь педагогического руководства и самостоятельности учащихся;

- развитие коммуникативных способностей;

- атмосфера сотрудничества на занятиях.

Эти формы создают наилучшие условия для передачи учащимся ЗУНов, для их закрепления на практике, для включения в активную работу всего класса.

Целью альтернативных уроков является закрепление и систематизация знаний учащихся, совершенствование ранее приобретенных умений и навыков, развитии интереса к конкретному учебному предмету.

Существует несколько классификаций альтернативных видов уроков. Рассмотрим некоторые из них.

1. Классификацию данных видов уроков предлагает Седова О. О. Она подразделяет уроки по следующим признакам:

- уроки – соревнования (конкурсы, турниры, викторины, кроссворды, КВН – уроки и т.д.);

- уроки имитации деятельности (путешествия, заочные экскурсии, репортажи, суды, игры в «магазин», «больницу», «школу» и т.д.);

- уроки в форме внеклассных дел (праздники, концерты, инсценировки, диспуты, конференции и т.д.);

- интегрированные уроки, уроки – исследования (алгоритм, «мозговая атака», анализ первоисточников, рецензия и т.д.);

- уроки по типу телепередач (аукционы, диалоги, пресс – конференция, ток – шоу и т.д.)

В центре практически всех альтернативных уроков присутствует игра. Учебная игра – это особо организованное задание, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Она представляет собой небольшую ситуацию со своим сюжетом и действующими лицами, у которых есть общая и/или особенная роль, специфическая цель в конкретной ситуации общения.

Альтернативные уроки мы можем подразделить на группы:

1 группа: объединяются уроки с нестандартным подходом к отбору содержания урока, учебного материала (интегрированный урок, урок – устный журнал, урок – живая газета и т.д.).

2 группа: нестандартный подход к методам и средствам (урок – исследование, урок – комментарий, урок – фантазия и т.д.).

3 группа: уроки, использующие нестандартные формы деятельности детей (урок – концерт, читательская конференция и т.д.).

4 группа: нестандартные формы проверки и оценки знаний ( КВН, брейн – ринг, викторина и т.д.).

5 группа: нетрадиционность проявляется во внешнем его оформлении (урок – путешествие, урок – посиделки, урок – чаепитие, литературная гостиная, урок – сказка и т.д.).

Альтернативные уроки включаются в общий цикл уроков, как правило, на завершающем этапе работы над темой, разделом и т.п.

Данные уроки могут служить не только для систематизации и закрепления знаний, но и могут с успехом применяться и на этапе знакомства с новым материалом. Поставленные учителем задачи успешно реализуются на таких альтернативных уроках, как уроки – путешествия, интегрированные уроки, коллективные уроки и т.д.

Стимулируя работу учащихся, учитывая интерес и склонность детей к необычному и занимательному, мы побуждаем учащихся к активным действиям, к раскрытию творческих способностей ребенка. Включение в процесс обучения альтернативных видов уроков способствует активизации познавательной деятельности школьников. Умственному развитию ученика с учетом его индивидуальных особенностей, развивает умение работать индивидуально и коллективно. Доказано, что включение альтернативных уроков в педагогическую практику на определенных этапах обучения является неотъемлемым условием положительной работы всех участников образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шар...

"Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"

Тема работы: "Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"...

Анализ педагогической деятельности. Тема "Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"

Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период по теме "Использование технологии проблемно-диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"....

Тема самообразования "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"

обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, позволяющее найти подходы и методы формирования творческих способностей у учащихся в связи с требованиями ФГОС, при которых они приобре...

Индивидуальная проблемная тема самообразования: "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников" 

Индивидуальный план самообразования: "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"...