Система работы с применением проектной технологии в 4 классе (УМК «Школа России»)
проект (4 класс)
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) особое значение приобретает организация учебной деятельности, способствующей формированию универсальных учебных действий и развитию ключевых компетенций младших школьников. Проектная технология в полной мере отвечает этим требованиям, так как ориентирована на активное участие учащихся в учебном процессе, развитие познавательной, коммуникативной, творческой и исследовательской активности.
Система работы педагога , применяющего проектную технологию в 4 классе, построенная на основе УМК «Школа России», представляет собой целостную педагогическую модель, включающую планирование, организацию, сопровождение и оценивание проектной деятельности. В основу положены принципы интеграции, системности, практической направленности и индивидуализации обучения.
Проекты реализуются в рамках учебных предметов (окружающий мир, русский язык, литературное чтение, технология и др.) и внеурочной деятельности, охватывают широкий круг тем, значимых для личностного и познавательного развития младших школьников. В системе предусмотрены как краткосрочные, так и долгосрочные проекты, индивидуальные, парные и групповые формы работы.
Каждый проект включает следующие этапы: выбор темы, постановка цели и задач, планирование работы, сбор и анализ информации, создание продукта, защита проекта, самооценка и рефлексия. В процессе проектной деятельности формируются учебно-познавательные и регулятивные умения, развивается самостоятельность, ответственность, навыки общения и самопрезентации.
Таким образом, система проектной деятельности способствует реализации требований ФГОС, повышает мотивацию учащихся к обучению, формирует устойчивый интерес к познанию, а также обеспечивает успешную социализацию и подготовку к дальнейшему обучению.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по применению проектной технологии в 4 классе (УМК «Школа России»)
Цели проектной деятельности:
- Развитие умений самостоятельно добывать знания, анализировать и обобщать информацию.
- Формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной.
- Воспитание ответственности, инициативности, умения работать в команде.
Принципы организации проектной деятельности:
- Личностная ориентированность: опора на интересы и потребности учащихся.
- Деятельностный подход: обучение через практическую деятельность.
- Интеграция знаний: объединение сведений из разных предметных областей.
- Постепенность: от простых к сложным видам проектов.
Основные этапы работы над проектами:
- Постановка проблемы и цели проекта
(Определяется тема, актуальность, цели и задачи проекта.) - Планирование деятельности
(Выбор методов работы, распределение ролей в группе, разработка плана.) - Исследование и сбор информации
(Работа с источниками информации: книги, интернет, опросы.) - Создание продукта проекта
(Подготовка презентации, макета, отчёта, буклета и др.) - Презентация проекта
(Публичная защита проекта перед классом или родителями.) - Оценка и рефлексия
(Обсуждение успехов, трудностей, уроков проекта.)
Виды проектов в 4 классе:
- Творческие («Сказки народов мира», «Газета класса», «Календарь природы»).
- Исследовательские («Как устроено моё тело», «Экологическое состояние нашего района»).
- Информационные («История школы», «Выдающиеся люди России»).
- Социальные («Помоги природе», «Акция добрых дел»).
Примерные темы проектов по предметам:
Русский язык:
- «История одного слова»
- «Мой личный орфографический справочник»
Литературное чтение:
- «Герои любимых книг»
- «Мой книжный дневник»
Математика:
- «Математика в моей жизни»
- «Геометрия вокруг нас»
Окружающий мир:
- «Животные Красной книги»
- «Экологический патруль»
ИЗО и технология:
- «Моя родословная»
- «Дизайн школьной газеты»
Формы представления проектов:
- Презентации в PowerPoint
- Газеты и буклеты
- Мини-спектакли
- Выставки работ
- Видеоролики
Роль учителя:
- Наставник и консультант.
- Организатор процесса работы.
- Помощник в преодолении трудностей.
Оценивание проектов:
- Самооценка ученика.
- Оценка работы группы.
- Оценка результата (качества продукта проекта).
- Учет креативности, оригинальности, глубины исследования.
Годовой план проектной деятельности в 4 классе
Месяц | Проект | Тип проекта | Предметная связь | Примечания |
Сентябрь | «Моя школьная жизнь» | Социальный | Окружающий мир, технология | Проект-альбом, презентация |
Октябрь | «Секреты родного края» | Исследовательский | Окружающий мир | Мини-исследование |
Ноябрь | «Мир профессий» | Информационный | Окружающий мир, русский язык | Буклет, плакаты |
Декабрь | «Новогодняя сказка» | Творческий | Литературное чтение, ИЗО | Сценарий, постановка |
Январь | «История одного слова» | Исследовательский | Русский язык | Эссе, презентация |
Февраль | «Наши защитники» | Социальный | Окружающий мир, технология | Праздничный проект |
Март | «Путешествие в страну Математики» | Информационно-творческий | Математика | Выставка задач |
Апрель | «Экологический патруль» | Исследовательский | Окружающий мир | Акция, отчёт, фотоальбом |
Май | «Герои любимых книг» | Творческий | Литературное чтение | Выставка работ, презентация |
Формы защиты проектов:
- Публичные выступления.
- Защита в формате конференции.
- Выставки в классе или школьном холле.
- Видеоотчёты и видеопрезентации.
Организация:
- В начале месяца: постановка задачи, планирование.
- В середине месяца: консультации, коррекция хода работы.
- В конце месяца: презентация проектов и коллективная рефлексия.
📋 Шаблон оформления проекта
1. Титульный лист:
- Название проекта
- Имя и фамилия ученика(ов)
- Класс
- Руководитель проекта
- Дата выполнения
2. План проекта:
Тема проекта:
(Запиши тему проекта)
Цель проекта:
(Что ты хочешь узнать или сделать?)
Задачи проекта:
- ...
- ...
- ...
Актуальность:
(Почему это важно?)
Методы работы:
(Как ты будешь работать: искать информацию в книгах, проводить опросы, эксперименты и т.д.)
Этапы выполнения проекта:
- ...
- ...
- ...
- ...
Ожидаемый результат:
(Что получится в итоге: презентация, альбом, выставка, видеоролик?)
3. Содержание проекта:
- Введение
(Кратко расскажи о теме и её важности.) - Основная часть
(Описание процесса работы, результаты исследований, фотографии или рисунки.) - Заключение
(Выводы по проекту: что узнал, чему научился.)
✅ Чек-лист выполнения проекта
Этап работы | Да/Нет | Комментарий |
Тема выбрана | ||
Цели и задачи проекта сформулированы | ||
Информация собрана | ||
Продукт проекта создан | ||
Проект оформлен | ||
Подготовка к защите проведена |
🌟 Лист рефлексии после защиты проекта
1. Что мне особенно понравилось в работе над проектом?
Ответ:
2. Какие трудности возникли? Как я их преодолел(а)?
Ответ:
3. Чему я научился(ась) благодаря проекту?
Ответ:
4. Что бы я сделал(а) по-другому в следующий раз?
Ответ:
📚 Пример 1: Исследовательский проект
Тема: История одного слова
Титульный лист:
Проект: "История одного слова — ПОДАРОК"
Ученик: …, 4б класс
Руководитель: Распутина Н.Г.
Дата: …
План проекта:
Цель: Узнать происхождение и изменения значения слова "подарок".
Задачи:
- Найти информацию о происхождении слова.
- Изучить, как изменялось его значение.
- Сделать выводы и оформить результаты.
Методы:
Работа со словарями, интернет-источниками, опрос одноклассников.
Содержание:
Введение:
Я выбрала слово "подарок", потому что оно связано с радостью и счастьем.
Основная часть:
Слово "подарок" происходит от древнерусского "даръ" — "то, что дают безвозмездно".
Раньше подарками считались не только вещи, но и услуги, помощь.
Я провела опрос среди одноклассников: 90% считают подарок — это приятный сюрприз.
Заключение:
Подарок всегда связан с добротой. Слово сохранило своё значение на протяжении веков.
Продукт проекта:
Презентация + стенгазета «Интересные факты о слове "подарок"»
🌱 Пример 2: Экологический проект
Тема: Экологический патруль
Титульный лист:
Проект: "Экологический патруль — Чистый двор"
Ученик: …4Б класс
Руководитель: Распутина Н.Г.
Дата: …
План проекта:
Цель: Улучшить экологическую обстановку около школы.
Задачи:
- Осмотреть территорию около школы.
- Определить загрязнённые участки.
- Провести субботник.
- Пропагандировать чистоту среди учащихся.
Методы:
Наблюдение, фотофиксация, анкетирование, субботник.
Содержание:
Введение:
Мы заметили, что около школы стало много мусора.
Основная часть:
Провели осмотр территории, сфотографировали проблемные места.
Организовали уборку: убрали мусор, повесили плакаты «Не мусори!».
Провели опрос: 70% учеников согласны поддерживать чистоту.
Заключение:
Маленькие усилия делают наш двор красивее! Теперь мы сами следим за чистотой.
Продукт проекта:
Фоторепортаж + экологический уголок в классе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планироваие по технологии 3 класс УМК "Школа России"
технология 3 класс (68часов.) Б.М . Неменский...
Рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Система работы по применению групповых технологий
Ведущая идея моей педагогической деятельности: расширение возможностей обучающихся для усвоения программного материала и улучшение межличностных отношений через применение групповых технол...
Конструкт урока по теме «Конкретный смысл действия умножения» с применением лего конструктора. 2 Класс УМК «Школа России»
На данном уроке при изучении темы умножения при актуализации знаний, используются детали лего конструктора для формирования смысла умножения и связи со сложением. При использовании лего конструтора мы...

Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию гвардейского класса начальной школы в условиях внедрения ФГОС.
Обобщение опыта...
Система работы по применению проектных технологий. (УМК "Начальная школа 21 века)
Описание системы работы по примению проектных технологий в рамках УМК "Начальная школа 21 века"...

Итоговая контрольная работа по технологии. 2 класс.УМК"Школа России"
Файл содержит материалы для проведения итоговой контрольной работы по технологии во втором классе. Контрольная работа в двух вариантах базового и повышенного уровня сложности в тестовом формате....
