Система работы с применением проектной технологии в 4 классе (УМК «Школа России»)
проект (4 класс)

Распутина Наталья Геннадьевна

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) особое значение приобретает организация учебной деятельности, способствующей формированию универсальных учебных действий и развитию ключевых компетенций младших школьников. Проектная технология  в полной мере отвечает этим требованиям, так как ориентирована на активное участие учащихся в учебном процессе, развитие познавательной, коммуникативной, творческой и исследовательской активности.

Система работы педагога , применяющего проектную технологию в 4 классе, построенная на основе УМК «Школа России», представляет собой целостную педагогическую модель, включающую планирование, организацию, сопровождение и оценивание проектной деятельности. В основу положены принципы интеграции, системности, практической направленности и индивидуализации обучения.

Проекты реализуются в рамках учебных предметов (окружающий мир, русский язык, литературное чтение, технология и др.) и внеурочной деятельности, охватывают широкий круг тем, значимых для личностного и познавательного развития младших школьников. В системе предусмотрены как краткосрочные, так и долгосрочные проекты, индивидуальные, парные и групповые формы работы.

Каждый проект включает следующие этапы: выбор темы, постановка цели и задач, планирование работы, сбор и анализ информации, создание продукта, защита проекта, самооценка и рефлексия. В процессе проектной деятельности формируются учебно-познавательные и регулятивные умения, развивается самостоятельность, ответственность, навыки общения и самопрезентации.

Таким образом, система проектной деятельности способствует реализации требований ФГОС, повышает мотивацию учащихся к обучению, формирует устойчивый интерес к познанию, а также обеспечивает успешную социализацию и подготовку к дальнейшему обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_tehnologiya.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Система работы по применению проектной технологии в 4 классе (УМК «Школа России»)

Цели проектной деятельности:

  • Развитие умений самостоятельно добывать знания, анализировать и обобщать информацию.
  • Формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной.
  • Воспитание ответственности, инициативности, умения работать в команде.

Принципы организации проектной деятельности:

  • Личностная ориентированность: опора на интересы и потребности учащихся.
  • Деятельностный подход: обучение через практическую деятельность.
  • Интеграция знаний: объединение сведений из разных предметных областей.
  • Постепенность: от простых к сложным видам проектов.

Основные этапы работы над проектами:

  1. Постановка проблемы и цели проекта
    (Определяется тема, актуальность, цели и задачи проекта.)
  2. Планирование деятельности
    (Выбор методов работы, распределение ролей в группе, разработка плана.)
  3. Исследование и сбор информации
    (Работа с источниками информации: книги, интернет, опросы.)
  4. Создание продукта проекта
    (Подготовка презентации, макета, отчёта, буклета и др.)
  5. Презентация проекта
    (Публичная защита проекта перед классом или родителями.)
  6. Оценка и рефлексия
    (Обсуждение успехов, трудностей, уроков проекта.)

Виды проектов в 4 классе:

  • Творческие («Сказки народов мира», «Газета класса», «Календарь природы»).
  • Исследовательские («Как устроено моё тело», «Экологическое состояние нашего района»).
  • Информационные («История школы», «Выдающиеся люди России»).
  • Социальные («Помоги природе», «Акция добрых дел»).

Примерные темы проектов по предметам:

Русский язык:

  • «История одного слова»
  • «Мой личный орфографический справочник»

Литературное чтение:

  • «Герои любимых книг»
  • «Мой книжный дневник»

Математика:

  • «Математика в моей жизни»
  • «Геометрия вокруг нас»

Окружающий мир:

  • «Животные Красной книги»
  • «Экологический патруль»

ИЗО и технология:

  • «Моя родословная»
  • «Дизайн школьной газеты»

Формы представления проектов:

  • Презентации в PowerPoint
  • Газеты и буклеты
  • Мини-спектакли
  • Выставки работ
  • Видеоролики

Роль учителя:

  • Наставник и консультант.
  • Организатор процесса работы.
  • Помощник в преодолении трудностей.

Оценивание проектов:

  • Самооценка ученика.
  • Оценка работы группы.
  • Оценка результата (качества продукта проекта).
  • Учет креативности, оригинальности, глубины исследования.

Годовой план проектной деятельности в 4 классе

Месяц

Проект

Тип проекта

Предметная связь

Примечания

Сентябрь

«Моя школьная жизнь»

Социальный

Окружающий мир, технология

Проект-альбом, презентация

Октябрь

«Секреты родного края»

Исследовательский

Окружающий мир

Мини-исследование

Ноябрь

«Мир профессий»

Информационный

Окружающий мир, русский язык

Буклет, плакаты

Декабрь

«Новогодняя сказка»

Творческий

Литературное чтение, ИЗО

Сценарий, постановка

Январь

«История одного слова»

Исследовательский

Русский язык

Эссе, презентация

Февраль

«Наши защитники»

Социальный

Окружающий мир, технология

Праздничный проект

Март

«Путешествие в страну Математики»

Информационно-творческий

Математика

Выставка задач

Апрель

«Экологический патруль»

Исследовательский

Окружающий мир

Акция, отчёт, фотоальбом

Май

«Герои любимых книг»

Творческий

Литературное чтение

Выставка работ, презентация


Формы защиты проектов:

  • Публичные выступления.
  • Защита в формате конференции.
  • Выставки в классе или школьном холле.
  • Видеоотчёты и видеопрезентации.

Организация:

  • В начале месяца: постановка задачи, планирование.
  • В середине месяца: консультации, коррекция хода работы.
  • В конце месяца: презентация проектов и коллективная рефлексия.

📋 Шаблон оформления проекта

1. Титульный лист:

  • Название проекта
  • Имя и фамилия ученика(ов)
  • Класс
  • Руководитель проекта
  • Дата выполнения

2. План проекта:

Тема проекта:
(Запиши тему проекта)

Цель проекта:
(Что ты хочешь узнать или сделать?)

Задачи проекта:

  • ...
  • ...
  • ...

Актуальность:
(Почему это важно?)

Методы работы:
(Как ты будешь работать: искать информацию в книгах, проводить опросы, эксперименты и т.д.)

Этапы выполнения проекта:

  1. ...
  2. ...
  3. ...
  4. ...

Ожидаемый результат:
(Что получится в итоге: презентация, альбом, выставка, видеоролик?)


3. Содержание проекта:

  1. Введение
    (Кратко расскажи о теме и её важности.)
  2. Основная часть
    (Описание процесса работы, результаты исследований, фотографии или рисунки.)
  3. Заключение
    (Выводы по проекту: что узнал, чему научился.)

 Чек-лист выполнения проекта

Этап работы

Да/Нет

Комментарий

Тема выбрана

Цели и задачи проекта сформулированы

Информация собрана

Продукт проекта создан

Проект оформлен

Подготовка к защите проведена


🌟 Лист рефлексии после защиты проекта

1. Что мне особенно понравилось в работе над проектом?
Ответ:

2. Какие трудности возникли? Как я их преодолел(а)?
Ответ:

3. Чему я научился(ась) благодаря проекту?
Ответ:

4. Что бы я сделал(а) по-другому в следующий раз?
Ответ:


📚 Пример 1: Исследовательский проект

Тема: История одного слова


Титульный лист:

Проект: "История одного слова — ПОДАРОК"
Ученик: …, 4б класс
Руководитель: Распутина Н.Г.
Дата: …


План проекта:

Цель: Узнать происхождение и изменения значения слова "подарок".

Задачи:

  • Найти информацию о происхождении слова.
  • Изучить, как изменялось его значение.
  • Сделать выводы и оформить результаты.

Методы:
Работа со словарями, интернет-источниками, опрос одноклассников.


Содержание:

Введение:
Я выбрала слово "подарок", потому что оно связано с радостью и счастьем.

Основная часть:
Слово "подарок" происходит от древнерусского "даръ" — "то, что дают безвозмездно".
Раньше подарками считались не только вещи, но и услуги, помощь.
Я провела опрос среди одноклассников: 90% считают подарок — это приятный сюрприз.

Заключение:
Подарок всегда связан с добротой. Слово сохранило своё значение на протяжении веков.


Продукт проекта:

Презентация + стенгазета «Интересные факты о слове "подарок"»


🌱 Пример 2: Экологический проект

Тема: Экологический патруль


Титульный лист:

Проект: "Экологический патруль — Чистый двор"
Ученик:   …4Б класс
Руководитель: Распутина Н.Г.
Дата: …


План проекта:

Цель: Улучшить экологическую обстановку около школы.

Задачи:

  • Осмотреть территорию около школы.
  • Определить загрязнённые участки.
  • Провести субботник.
  • Пропагандировать чистоту среди учащихся.

Методы:
Наблюдение, фотофиксация, анкетирование, субботник.


Содержание:

Введение:
Мы заметили, что около школы стало много мусора.

Основная часть:
Провели осмотр территории, сфотографировали проблемные места.
Организовали уборку: убрали мусор, повесили плакаты «Не мусори!».
Провели опрос: 70% учеников согласны поддерживать чистоту.

Заключение:
Маленькие усилия делают наш двор красивее! Теперь мы сами следим за чистотой.


Продукт проекта:

Фоторепортаж + экологический уголок в классе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного   стандарта    начального    общего  образо...

Система работы по применению групповых технологий

Ведущая идея моей педагогической деятельности: расширение возможностей обучающихся  для усвоения программного материала и улучшение межличностных отношений  через применение групповых технол...

Конструкт урока по теме «Конкретный смысл действия умножения» с применением лего конструктора. 2 Класс УМК «Школа России»

На данном уроке при изучении темы умножения при актуализации знаний, используются детали лего конструктора для формирования смысла умножения и связи со сложением. При использовании лего конструтора мы...

Система работы по применению проектных технологий. (УМК "Начальная школа 21 века)

Описание системы  работы по примению проектных технологий в рамках УМК "Начальная школа 21 века"...

Итоговая контрольная работа по технологии. 2 класс.УМК"Школа России"

Файл содержит материалы для проведения итоговой контрольной работы по технологии во втором классе. Контрольная работа в двух вариантах базового и повышенного уровня сложности  в тестовом формате....