ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (статья)
статья
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность.
Читательская грамотность -способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Фетисова Елена Андреевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность.
Читательская грамотность -способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Мною были изучены различные приёмы формирования читательской грамотности. Я представлю вашему вниманию только некоторые из них. Наверняка многие вам знакомы. Однако, считаю, что их применение позволяет достигать планируемых результатов.
- «Расчёска».
- Текст с «дырками».
- Чтение текста с прикрытой верхней частью.
- Чтение перевернутого текста.
- Текст - вертушка.
- Чтение сплошного текста.
- Перемешанные буквы.
За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом :
I этап. Работа с текстом до чтения.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Рассмотрим несколько приёмов, используемых на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности на каждом из этапов.
I этап. Работа с текстом до чтения.
Цель: вызвать у ученика желание прочитать текст,
развивать умения предполагать,
предвосхищать содержание текста
Приемы:
• отсроченная отгадка
• антиципация
• ассоциативный куст
• дерево предсказаний
• верите ли вы?
«Верите ли вы, что…»
Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
- Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?
- Верите ли вы, что главным героем будет мальчик?
- Верите ли вы, что Огонёк может быть мальчиком?
Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.
2 этап. Работа с текстом во время чтения
Цель: обеспечить полноценное восприятие текста.
Приемы:
- читаем и спрашиваем
- диалог с автором
- работа с ключевыми словами
- чтение про себя с пометками
- словарная работа
- беседа по содержанию
«Чтение про себя с пометками»
Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.
Данную стратегию чаще всего использую для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Приемы:
- постановка проблемного вопроса к тексту;
- повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям;
- высказывание и аргументация отношения к прочитанному;
- характеристика событий, места действия, поступков героев;
- выполнение творческих заданий учащимися.
«Создание диафильма»
На уроках литературного чтения предлагаю ученикам иллюстрирование изучаемого произведения. Этот вид работы учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию.
Делаем так:
- по материалу прочитанного произведения составляем свой диафильм, продумывая содержание отдельных кадров;
- определяем количество кадров.
Готовые диафильмы представляются в классе.
Хочется ещё обратить ваше внимание на приёмы Технологии развития критического мышления посредством чтения и письма.
- Кластер
- Дерево предсказаний
- Тонкие и толстые вопросы
- Инсерт (чтение с пометами)
- Бортовые журналы
- Корзина идей
- Синквейн
- Ромашка Блума
- Таблица «З-ХЗ –У»
- Шесть шляп и др.
Прием «Шесть шляп»
Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).
Цвет шляпы определяет направление развития мысли:
Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.
Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
А также:
Черная — шляпа критика. Она позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям и осторожности.
Это эталон приема «Шесть шляп». Но каждый учитель может адаптировать стратегию, исходя из собственных планов и темы урока.
Коллеги, пользуйтесь различными методами приёмами развития читательской грамотности. Используйте уже готовые или придумывайте свои. И результаты обязательно будут!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.
Данная статья рассматривает, какие задания можно использовать на уроках математики по формированию математической грамотности....

Презентация "Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе"
Рассматриваются приёмы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе...

Функциональная грамотность на уроках математики в начальной школе
Фуекциональная грамотность на уроках математики в начальной школе...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе (с примерами заданий)
В презентации содержится материал из опыта работы в направлении развития функциональной грамотности обучающихся начальной школе на уроках математики.Самый банальный вопрос — чему должны обучать ...
Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе
Данный материал будет полезен учителям начальных классов, так как помогает на практике, а конкретно на уроках математики формировать у обучающихся актуальную сейчас функциональную грамотность....

Мастер класс Ханбековой Ларисы Константиновны МОУ СШ №11 учителя начальных классов. Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках математике в начальной школе»
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых ре...

