ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (статья)
статья

Фетисова Елена Андреевна

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность. 

Читательская грамотность -способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fg_literaturnoe_chtenie.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ

 ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Фетисова Елена Андреевна

учитель начальных классов

 МБОУ СОШ №2

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность. 

Читательская грамотность -способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

Мною были изучены различные  приёмы формирования читательской грамотности. Я представлю вашему вниманию только некоторые из них. Наверняка многие вам знакомы. Однако, считаю, что их применение позволяет достигать планируемых результатов.

  1. «Расчёска».
  2. Текст с «дырками».
  3. Чтение текста с прикрытой верхней частью.
  4. Чтение перевернутого текста.
  5. Текст - вертушка.
  6. Чтение сплошного текста.
  7. Перемешанные буквы.

За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом :

I этап.   Работа с текстом до чтения.

II этап.  Работа с текстом во время чтения.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Рассмотрим несколько приёмов, используемых на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности на каждом из этапов.

                   

I этап. Работа с текстом до чтения.

Цель: вызвать у ученика желание прочитать текст,

            развивать умения предполагать,

            предвосхищать содержание текста

Приемы:

  • отсроченная отгадка

  • антиципация

  • ассоциативный куст

  • дерево предсказаний

  • верите ли вы?

       

«Верите ли вы, что…»

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

  • Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?
  • Верите ли вы, что главным героем будет мальчик?
  • Верите ли вы, что Огонёк может быть мальчиком?

           

Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

2 этап.  Работа с текстом во время чтения

Цель: обеспечить полноценное восприятие текста.

Приемы:

  • читаем и спрашиваем
  • диалог с автором
  • работа с ключевыми словами
  • чтение про себя с пометками
  • словарная  работа
  • беседа по содержанию

«Чтение про себя с пометками»

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Данную стратегию чаще всего использую для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Приемы:

  • постановка проблемного вопроса к тексту;
  • повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям;
  • высказывание и аргументация отношения к прочитанному;
  • характеристика событий, места действия, поступков героев;
  • выполнение творческих заданий учащимися.

«Создание диафильма» 

На  уроках  литературного чтения предлагаю   ученикам иллюстрирование   изучаемого произведения. Этот вид работы учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию.

Делаем так:

  • по материалу прочитанного произведения составляем свой диафильм, продумывая содержание отдельных кадров;
  • определяем количество кадров.

Готовые диафильмы представляются  в классе.

Хочется ещё обратить ваше внимание на приёмы Технологии развития критического мышления посредством чтения и письма.

  • Кластер
  • Дерево предсказаний
  • Тонкие и толстые вопросы
  • Инсерт  (чтение  с пометами)
  • Бортовые журналы
  • Корзина идей
  • Синквейн
  • Ромашка Блума
  • Таблица «З-ХЗ –У»
  • Шесть шляп   и др.

Прием «Шесть шляп»

Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).

Цвет шляпы определяет направление развития мысли:

Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.

Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.

Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.

Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

А также:

Черная — шляпа критика. Она позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям и осторожности.

       Это эталон приема «Шесть шляп». Но каждый учитель может адаптировать стратегию, исходя из собственных планов и темы урока.

Коллеги, пользуйтесь различными  методами приёмами развития читательской грамотности. Используйте уже готовые или придумывайте свои. И результаты обязательно будут!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.

Данная статья рассматривает, какие задания можно использовать на уроках математики по формированию математической грамотности....

Презентация "Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе"

Рассматриваются приёмы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе...

Функциональная грамотность на уроках математики в начальной школе

Фуекциональная грамотность на уроках математики в начальной школе...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе (с примерами заданий)

В презентации содержится материал из опыта работы в направлении развития функциональной грамотности обучающихся начальной школе на уроках математики.Самый банальный вопрос — чему должны обучать ...

Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Данный материал будет полезен учителям начальных классов, так как помогает на практике, а конкретно на уроках математики формировать у обучающихся актуальную сейчас функциональную грамотность....

Мастер класс Ханбековой Ларисы Константиновны МОУ СШ №11 учителя начальных классов. Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках математике в начальной школе»

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых ре...