Статья "Революция в обучении: искусственный интеллект как инструмент педагога"
статья

Пашнина Екатерина Валерьевна

Современный образовательный контекст выдвигает серьёзные требования к уровню профессионализма учителя. Государство ставит новые задачи по подготовке и переподготовке компетентных кадров российской системы образования, пересмотру и разработке более гибких учебных планов, отвечающих тенденциям цифровизации всех сфер жизни, повышению конкурентоспособности образовательных учреждений.

Одним из средств решения перечисленных задач является искусственный интеллект. Быстрый рост использования нейросетей в образовании является свидетельствомих потенциала, превращающего процессы преподавания и обучения в более эффективный, увлекательный и адаптированный опыт. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pashnina_e.v.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

Революция в обучении: искусственный интеллект как инструмент педагога

Revolutioninlearning: Artificialintelligenceas a teacher'stool

Екатерина Валерьевна Пашнина

Россия, г. Челябинск

Ekaterina ValerevnaPashnina

Russia, Chelyabinsk

Аннотация. Современный образовательный контекст выдвигает серьёзные требования к уровню профессионализма учителя. Государство ставит новые задачи по подготовке и переподготовке компетентных кадров российской системы образования, пересмотру и разработке более гибких учебных планов, отвечающих тенденциям цифровизации всех сфер жизни, повышению конкурентоспособности образовательных учреждений.

Одним из средств решения перечисленных задач является искусственный интеллект. Быстрый рост использования нейросетей в образовании является свидетельствомих потенциала, превращающего процессы преподавания и обучения в более эффективный, увлекательный и адаптированный опыт.

Ключевые слова: учитель, искусственный интеллект, нейросеть, цифровые инструменты.

Abstract. The modern educational context places serious demands on the teacher's level of professionalism. The government sets new goals for the training and retraining of competent personnel in the Russian education system, the revision and development of more flexible curricula that meet the trends of digitalization in all spheres of life, and the improvement of the competitiveness of educational institutions.

One of the means of solving these problems is artificial intelligence. The rapid growth in the use of neural networks in education is evidence of their potential to transform teaching and learning processes into more effective, engaging, and adaptable experiences.

Keywords: teacher, artificial intelligence, neural network, digital tools.

«Цифровая революция», воплощенная в персональных, мобильных и сетевых технологиях, заменила ручной и рутинный умственный труд идеями, инновациями и персонализированными услугами. Современный мир стремительно меняется и образование вынужденно отвечать на вызовы, формируя новые образовательные практики.Достижения в области наук, широкая доступность информации, новые педагогические подходы и акцент на обучении на протяжении всей жизни диверсифицируют интересы и способы обучения, а также доступ к образованию.

Современные педагоги сталкиваются с множеством вызовов: перегруженность административными задачами, необходимость индивидуального подхода к каждому ученику, постоянное обновление учебных материалов. Одним из инструментов решения перечисленных проблем может стать Искусственный интеллект.

По указу Президента Российской Федерации В.В. Путина от г. Nº 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», образование — это одна из основных сфер применения искусственного
интеллекта [2]. Кроме того, закреплен национальный стандарт РФ «Технологии искусственного интеллекта в образовании» (ГОСТ Р 59895–2021), а в 2024 г. разъяснены национальные цели развития до 2036 г. [3]

В сфере образования инструменты искусственного интеллекта претендуют на выполнение следующих функций:

  1. Оптимизация рабочего времени.
  2. Персонализация обучения.
  3. Автоматизация рутинных задач.
  4. Повышение эффективности обучения.
  5. Подготовка учеников к будущему, где нейросеть играет важную роль.
  6. Расширение возможностей для креативного подхода к обучению.
  7. Помощь в анализе успеваемости и прогресса учеников.
  8. Генерирование образовательного контента.
  9. Повышение продуктивности.
  10. Анализ и прогнозирование.

В совокупности эта перспектива отводит ведущую роль совершенствованию не только образовательных технологий с точки зрения применения ИИ, но и методического сопровождения педагогов. Современные школьники и студенты всё чаще используют нейросети в образовательном процессе, и грамотные педагоги должны направлять их в этом, а не запрещать, считает заслуженный учитель России Евгений Ямбург [5].

Самые популярные сервисы искусственного интеллекта: Чат GPT, YandexGPT, Photoroom, Ассистент учителя, Яндекс.Учебник и другие. О каждом поподробнее.

Универсальный бот ChatGPT, генерирующий ответы на любые вопросы, появился в открытом доступе в конце 2022 года. Эта нейросеть умеет переводить тексты, резюмировать научные статьи, писать программный код, придумывать сценарии сериалов и даже сочинять стихи. Но школьники всего мира начали использовать её для выполнения домашних заданий. ‍ Школьную программу искусственный интеллект знает на ура: меньше чем за минуту он способен выдать ответ на вопрос, подробно изложить решение любой задачи и даже написать вполне логичное сочинение по литературному произведению. При этом результат зачастую сложно отличить от работы реального ученика, однако опытному учителю и пользователю интернета всё же возможно. ‍ С точки зрения учебного процесса ничего нового здесь нет: школьники списывали всегда: раньше у соседей по парте, а теперь у бота.

Ассистент преподавателя (учителя) инновационный инструмент в руках современного учителя. Сервис позволяет анализировать динамику занятия и оптимизировать время для эффективного достижения учебных целей. Также ассистент анализирует речь учителя и создает отчет на его основе. После загрузки аудиозаписи урока, сервис предлагает рекомендации для педагогов. Учителя МБОУ «Гимназия № 48» апробировали данный инструмент и делятся позитивными отзывами.

Tome — нейросеть для создания презентаций. Пользователям просто нужно описать, какую информацию нужно разместить на слайдах и как именно оформить. Следуя инструкции пользователя, система создаст около восьми слайдов с необходимыми изображениями и текстами.

С целью выявления отношения педагогов МБОУ «Гимназия №48 г. Челябинска» к внедрению нейросетей в образовательный процесс и для анализа перспектив применения искусственного интеллекта, в ходе исследования был проведен опрос, в котором приняли участие 45 педагогических работников.

На вопрос: «Знакомы ли Вы с какими-либо разработками в сфере искусственного интеллекта (ИИ)?» 37 человек ответили — «да», что составляет 82,2% опрошенных, 8 педагогов ответили «нет».

На вопрос: «Применяете ли Вы средства нейросетей в своей профессиональной деятельности?» 24 опрошенных ответили — «да» (), 21 ответили «нет».

У респондентов, владеющих инструментами ИИ (искусственного интеллекта) в работе, самыми часто и сервисами являются: ChatGPT, GPT-4о, Quizlet, голосовые помощники, Ассистент учителя.

29 педагогов () считают, что ИИ может существенно облегчить их труд и помочь в работе? 8 – педагогов так не считают, 8 затрудняются ответить.

На вопрос: «По Вашему мнению, нейросети могут позитивно повлиять на качество образования обучающихся» 21 респондент () ответил «да», 8 ответили «нет», 8 затрудняются дать ответ.

Ответы респондентов свидетельствуют о позитивном отношении педагогических работников к процессу внедрения элементов искусственного интеллекта в систему образования, причем больше половины педагогов уже используют сервисы, обладающие характеристиками искусственного интеллекта в своей практике. Также большинство опрошенных педагогов считают, что силы искусственного интеллекта облегчают их труд и использование этого ресурса в профессиональной деятельности может повысить эффективность обучения детей. Таким образом, большинство опрошенных осознают важность использования искусственного интеллекта для профессионального саморазвития, в контексте нахождения новых подходов к обучению, анализе и коррекции предлагаемых решений искусственным интеллектом.

Внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс открывает новые горизонты для развития современной школы. Однако важно помнить о необходимости тщательного планирования стратегии внедрения ИИ и учитывать возможные риски, связанные с качеством программного обеспечения и потенциальным влиянием на рабочие места.

В нескольких штатах США не разрешают использовать ChatGPT в учебных работах из-за опасений, что нейросеть негативно воздействует на обучение. Аналогичное решение приняли в Японии. В Италии нейросеть запретили полностью, то же самое хотят сделать в Германии, Испании и ряде других развитых стран [6].

Успешное использование искусственного интеллекта в образовании требует:

  1. Соответствующей подготовки педагогических кадров.
  2. Преодоления цифрового разрыва между регионами.
  3. Соблюдения этических норм и защиты данных.

При грамотном подходе ИИ может стать мощным инструментом, который поможет учителям повысить эффективность образовательного процесса и сделать обучение более персонализированным и интересным для каждого ученика.

Миру, в котором компьютеры легко справляются с рутинными интеллектуальными задачами, нужны исследователи, первооткрыватели — люди, способные мыслить нестандартно. Ведь нейросети не способны совершить научное открытие или написать произведение, которое изменит общество: они лишь компилируют всё, что создано человечеством до них.

‍ При текущей доступности информации умение зубрить потеряло смысл. Куда важнее учить осмыслять, отбирать, творчески обрабатывать и критически оценивать информацию. Благодаря искусственному интеллекту акценты в образовании должны и будут смещаться. Поскольку ИИ продолжает развиваться, он будет играть решающую роль в формировании будущего образования, поддерживая как учителей, так и учащихся в полной реализации их потенциала.

Библиографический список

  1. Указ Президента Российской Федерации от г. Nº 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»
  2. Национальный стандарт РФ «Технологии искусственного интеллекта в образовании» (ГОСТ Р 59895–2021)
  3. Национальная стратегия развития ИИ на период до 2030 года утверждена Указом Президента РФ от № 490. — ).
  4. Указ Президента Российской Федерации от № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»
  5. Электронный ресурс:
  6. Электронный ресурс:

References

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 490 dated "On the development of Artificial Intelligence in the Russian Federation"

2. The National standard of the Russian Federation "Artificial Intelligence technologies in education" (GOST R 59895-2021)

3. The National Strategy for the Development of AI for the period up to 2030 was approved by Decree of the President of the Russian Federation dated No. 490. —

4. Decree of the President of the Russian Federation dated 05/07/2024 No. 309 "On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the future up to 2036"

5. Electronic resource:

6. Electronic resource:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Искусственный интеллект"

Материал поможет детям понять отличия робота от искусственного интеллекта....

Введение в искусственный интеллект для младших школьников

В статье рассматриваются подходы к первому знакомству с нейронными сетями и искусственным интеллектом младших школьников. ...

Конспект урока в 3 классе "Искусственный интеллект"

Данный конспект содержит в приложении презентацию. Ссылка на презентацию находится в документе...

"Внедрение искусственного интеллекта в преподавании английского языка в качестве инструмента повышения эффективности обучения"

Искусственный интеллект (ИИ) уже изменяет множество аспектов нашей жизни, и образование не является исключением. Он открывает новые возможности для повышения эффективности обучения, особенного в препо...

Искусственный интеллект - помощник в обучении

Платформы, основанные на искусственоом интеллекте, могут помочь преодолеть традиционные ограничения и сделать обучение более доступным и интересным для всех участников образовательного процесса....

КПК по программе «Развитие профессиональных компетенций педагогов в области применений технологии искусственного интеллекта»

КПК по программе «Развитие профессиональных компетенций педагогов в области применений технологии искусственного интеллекта» Удостоверение о повышении квалификации № 14836 от 17.05.20...

Внедрение искусственного интеллекта в преподавании английского языка в качестве инструмента повышения эффективности обучения.

Искусственный интеллект (ИИ) уже изменяет множество аспектов нашей жизни, и образование не является исключением. Он открывает новые возможности для повышения эффективности обучения, особенного в препо...