«Развитие эмоционального интеллекта у детей с ЗПР младшего школьного возраста».
статья

Миронова Лариса Викторовна

В основу ФГОС НОО одним из приоритетных направлений образовательной области социально-коммуникативного развития, является развитие эмоционального интеллекта у детей с ЗПР.  Именно  в младшем школьном возрасте идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).  

Говоря об особенностях развития эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ необходимо отметить снижение в потребности в общении, несформированность форм коммуникации, повышенная тревожность, страхи, обидчивость и ранимость. И для того, чтобы подготовить ребенка к взаимодействию с другими детьми, сделать так, чтобы он был на равных в общении, чувствовал себя уверенным, проявлял инициативу, необходимо развивать ребенка не только интеллектуально, но и эмоционально. В развитии эмоционального интеллекта у детей с ЗПР  выделяют следующие задачи: – создание атмосферы эмоциональной безопасности; – вызывать у детей совместные эмоциональные переживания ( радoсть, удивление); – развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослoгo; – формировать у ребенка позитивный образ своего «я». Для того, чтобы развивать эмоциональный интеллект у ребенка, необходимо учить ребенка понимать чувства другого ребенка и взрослого, ставить себя на его место, постараться почувствовать его переживания и эмоции.

Ежегодно по данным Института Исследования детства Российской Федерации наблюдается увеличение количества детей с нарушенным темпом психического развитии, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.  Доказано, что на успех развития ребѐнка: 20% влияет развитие познавательного интеллекта и 80% - эмоционального. Как показывает практика, у детей с ЗПР  помимо недостаточности развития познавательного интеллекта (IQ) (внимания, памяти, воображения, мышления и речи), также на низком уровне развит и эмоциональный интеллект (EQ). Большинство детей с ЗПР (85%) имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей, недостаточный уровень самоконтроля эмоций и учебной мотивации. В школе данная категория детей сталкивается с массой трудностей со стороны социума. Одна из основных - отношение обучающихся к «особому» однокласснику. И поэтому здесь важно развивать не только у обучающихся с ЗПР эмоциональный интеллект, но и также у всех детей класса. Если это не корректировать, то у детей вскоре проявятся и вторичные личностные нарушения, выражающие в негативном характере способов поведения и общения, а также в деформации личностного роста и низким уровнем адаптивных способностей.

Эмоциональный интеллект обучающихся с ЗПР, определяется как готовность ребёнка к эмпатическому взаимодействию, позитивное регулирование речевого поведения и речевой деятельности.

Условия развития детей с ЗПР:

Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с ребенком, уважительное отношение к ребенку и его потребностям;

Поддержание индивидуальности и инициативы (выбор деятельности, участников совместной деятельности, принятие решений, выражение чувств и мыслей);

Установление правил взаимодействия в различных ситуациях;

Взаимодействие с родителями по вопросам образования детей.

Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, который требует от ребенка определенных знаний и уровня развития. Исследования психологов показали, что дети младшего школьного возраста ЗПР могут верно( но, в замедленном темпе) воспринимать эмоциональное состояние человека. Точнее определяют радость, восхищение, веселье, но затрудняются в распознавании грусти, испуга, удивления. Это объясняется тем, что дети имеют недостаточные представления об эмоциональных внутренних состояниях человека.

Учителя начальных классов могут развивать   эмоциональный интеллект, через литературные произведения и подходящую к тексту иллюстрацию эмоций. Для этого используют сюжетные картинки, на которых изображены эмоциональные состояния и чувства людей. На доступном ребёнку с ЗПР уровне происходит знакомство с выражением чувств людей и их словесным обозначением. Для каждого чувства подобраны сюжетные картинки, которые позволяют более точно раскрыть данное состояние и включить определяющее его понятие в контекст житейской ситуации.

Пять главных составляющих ЭИ: самосознание, самоконтроль, эмпатия, навыки отношений, мотивация. 

 Для определения эмоционального интеллекта детей с ЗПР использую диагностические методики, которые помогают выявить эмоциональную направленность детей.

Это методики: «Дорисовывание мир вещей – мир людей – мир эмоций», «Три желания», «Что – почему – как».

Методики развития эмоционального интеллекта на основе сотрудничества:

- «Изобрази эмоции». «Нарисуй свои эмоции». «Определи эмоции по мимике человека».

Методики развития эмоционального интеллекта на основе сотрудничества:

- «Определи эмоции человека по ситуации». «Нарисуй чужие эмоции».

- «Неоконченные рассказы.

Результат: В заключении важно отметить, что на развитие эмоционального интеллекта ребенка влияет социум, в котором ребенок находится. Очень важно ребенка принимать как личность, давать право на выражение чувств, независимого какого пола ребенок. Быть самим взрослым ресурсными в эмоциональном плане, быть для ребенка примером. Тогда и развивать эмоциональный интеллект будет не нужно. Ведь воспитание и развитие ребенка — это не только, что я говорю, а самое главное какие действия я совершаю. За счет расширения знаний об эмоциональном интеллекте, зная его  структуру мы всегда можем способствовать его развитию и изменению, так как EQ – это, прежде всего, способность человека. И если у наших детей эмоциональный интеллект будет достаточно развит, то значительно улучшится качество жизни ребенка за счет того, что он сможет: самостоятельно принимать решения, станет более критичным к собственным действиям и восприятию критики других, повысится самоконтроль поведения, появится эмпатия как черта характера, ребенок лучше узнает себя и будет принимать себя таким какой он есть. Адаптивные возможности обучающегося с ЗПР, в целом, намного повысятся, что будет способствовать гармоничному развитию личности ребенка.

 

Список использованной литературы:

1.  Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. - СПб.: БХВ- Петербург, 2012. – 288 с.

2. Афонькина Ю.А. Справочник педагога-психолога школы / авт.-ост. Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель. 2019. – 173 с.

3.  Леснянская Ж.А. Психология младшего школьника: учеб. пособие / Ж.А. Леснянская; Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2016. – 120 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие эмоционального интеллекта у детей с ЗПР младшего школьного возраста».

Миронова Лариса Викторовна

Педагог - психолог

МБОУ «СОШ №11»

РФ Забайкальский край

В основу ФГОС НОО одним из приоритетных направлений образовательной области социально-коммуникативного развития, является развитие эмоционального интеллекта у детей с ЗПР.  Именно  в младшем школьном возрасте идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).  

Говоря об особенностях развития эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ необходимо отметить снижение в потребности в общении, несформированность форм коммуникации, повышенная тревожность, страхи, обидчивость и ранимость. И для того, чтобы подготовить ребенка к взаимодействию с другими детьми, сделать так, чтобы он был на равных в общении, чувствовал себя уверенным, проявлял инициативу, необходимо развивать ребенка не только интеллектуально, но и эмоционально. В развитии эмоционального интеллекта у детей с ЗПР  выделяют следующие задачи: – создание атмосферы эмоциональной безопасности; – вызывать у детей совместные эмоциональные переживания ( радoсть, удивление); – развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослoгo; – формировать у ребенка позитивный образ своего «я». Для того, чтобы развивать эмоциональный интеллект у ребенка, необходимо учить ребенка понимать чувства другого ребенка и взрослого, ставить себя на его место, постараться почувствовать его переживания и эмоции.

Ежегодно по данным Института Исследования детства Российской Федерации наблюдается увеличение количества детей с нарушенным темпом психического развитии, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.  Доказано, что на успех развития ребѐнка: 20% влияет развитие познавательного интеллекта и 80% - эмоционального. Как показывает практика, у детей с ЗПР  помимо недостаточности развития познавательного интеллекта (IQ) (внимания, памяти, воображения, мышления и речи), также на низком уровне развит и эмоциональный интеллект (EQ). Большинство детей с ЗПР (85%) имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей, недостаточный уровень самоконтроля эмоций и учебной мотивации. В школе данная категория детей сталкивается с массой трудностей со стороны социума. Одна из основных - отношение обучающихся к «особому» однокласснику. И поэтому здесь важно развивать не только у обучающихся с ЗПР эмоциональный интеллект, но и также у всех детей класса. Если это не корректировать, то у детей вскоре проявятся и вторичные личностные нарушения, выражающие в негативном характере способов поведения и общения, а также в деформации личностного роста и низким уровнем адаптивных способностей.

Эмоциональный интеллект обучающихся с ЗПР, определяется как готовность ребёнка к эмпатическому взаимодействию, позитивное регулирование речевого поведения и речевой деятельности.

Условия развития детей с ЗПР:

Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с ребенком, уважительное отношение к ребенку и его потребностям;

Поддержание индивидуальности и инициативы (выбор деятельности, участников совместной деятельности, принятие решений, выражение чувств и мыслей);

Установление правил взаимодействия в различных ситуациях;

Взаимодействие с родителями по вопросам образования детей.

Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, который требует от ребенка определенных знаний и уровня развития. Исследования психологов показали, что дети младшего школьного возраста ЗПР могут верно( но, в замедленном темпе) воспринимать эмоциональное состояние человека. Точнее определяют радость, восхищение, веселье, но затрудняются в распознавании грусти, испуга, удивления. Это объясняется тем, что дети имеют недостаточные представления об эмоциональных внутренних состояниях человека.

Учителя начальных классов могут развивать   эмоциональный интеллект, через литературные произведения и подходящую к тексту иллюстрацию эмоций. Для этого используют сюжетные картинки, на которых изображены эмоциональные состояния и чувства людей. На доступном ребёнку с ЗПР уровне происходит знакомство с выражением чувств людей и их словесным обозначением. Для каждого чувства подобраны сюжетные картинки, которые позволяют более точно раскрыть данное состояние и включить определяющее его понятие в контекст житейской ситуации. 

Пять главных составляющих ЭИ: самосознание, самоконтроль, эмпатия, навыки отношений, мотивация.  

 Для определения эмоционального интеллекта детей с ЗПР использую диагностические методики, которые помогают выявить эмоциональную направленность детей.

Это методики: «Дорисовывание мир вещей – мир людей – мир эмоций», «Три желания», «Что – почему – как».

Методики развития эмоционального интеллекта на основе сотрудничества:

- «Изобрази эмоции». «Нарисуй свои эмоции». «Определи эмоции по мимике человека».

Методики развития эмоционального интеллекта на основе сотрудничества:

- «Определи эмоции человека по ситуации». «Нарисуй чужие эмоции».

- «Неоконченные рассказы.

Результат: В заключении важно отметить, что на развитие эмоционального интеллекта ребенка влияет социум, в котором ребенок находится. Очень важно ребенка принимать как личность, давать право на выражение чувств, независимого какого пола ребенок. Быть самим взрослым ресурсными в эмоциональном плане, быть для ребенка примером. Тогда и развивать эмоциональный интеллект будет не нужно. Ведь воспитание и развитие ребенка — это не только, что я говорю, а самое главное какие действия я совершаю. За счет расширения знаний об эмоциональном интеллекте, зная его  структуру мы всегда можем способствовать его развитию и изменению, так как EQ – это, прежде всего, способность человека. И если у наших детей эмоциональный интеллект будет достаточно развит, то значительно улучшится качество жизни ребенка за счет того, что он сможет: самостоятельно принимать решения, станет более критичным к собственным действиям и восприятию критики других, повысится самоконтроль поведения, появится эмпатия как черта характера, ребенок лучше узнает себя и будет принимать себя таким какой он есть. Адаптивные возможности обучающегося с ЗПР, в целом, намного повысятся, что будет способствовать гармоничному развитию личности ребенка.

Список использованной литературы:

1.  Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. - СПб.: БХВ- Петербург, 2012. – 288 с.

2. Афонькина Ю.А. Справочник педагога-психолога школы / авт.-ост. Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель. 2019. – 173 с.

3.  Леснянская Ж.А. Психология младшего школьника: учеб. пособие / Ж.А. Леснянская; Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2016. – 120 с.

«Развитие эмоционального интеллекта у детей с ЗПР младшего школьного возраста».

Миронова Лариса Викторовна

Педагог - психолог

МБОУ «СОШ №11»

РФ Забайкальский край

В основу ФГОС НОО одним из приоритетных направлений образовательной области социально-коммуникативного развития, является развитие эмоционального интеллекта у детей с ЗПР.  Именно  в младшем школьном возрасте идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).  

Говоря об особенностях развития эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ необходимо отметить снижение в потребности в общении, несформированность форм коммуникации, повышенная тревожность, страхи, обидчивость и ранимость. И для того, чтобы подготовить ребенка к взаимодействию с другими детьми, сделать так, чтобы он был на равных в общении, чувствовал себя уверенным, проявлял инициативу, необходимо развивать ребенка не только интеллектуально, но и эмоционально. В развитии эмоционального интеллекта у детей с ЗПР  выделяют следующие задачи: – создание атмосферы эмоциональной безопасности; – вызывать у детей совместные эмоциональные переживания ( радoсть, удивление); – развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослoгo; – формировать у ребенка позитивный образ своего «я». Для того, чтобы развивать эмоциональный интеллект у ребенка, необходимо учить ребенка понимать чувства другого ребенка и взрослого, ставить себя на его место, постараться почувствовать его переживания и эмоции .

Почему мы исследуем данную тему?

Ежегодно по данным Института Исследования детства Российской Федерации наблюдается увеличение количества детей с нарушенным темпом психического развитии, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.  Доказано, что на успех развития ребѐнка: 20% влияет развитие познавательного интеллекта и 80% - эмоционального. Как показывает практика, у детей с ЗПР  помимо недостаточности развития познавательного интеллекта (IQ) (внимания, памяти, воображения, мышления и речи), также на низком уровне развит и эмоциональный интеллект (EQ). Большинство детей с ЗПР (85%) имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей, недостаточный уровень самоконтроля эмоций и учебной мотивации. В школе данная категория детей сталкивается с массой трудностей со стороны социума. Одна из основных - отношение обучающихся к «особому» однокласснику. И поэтому здесь важно развивать не только у обучающихся с ЗПР эмоциональный интеллект, но и также у всех детей класса. Если это не корректировать, то у детей вскоре проявятся и вторичные личностные нарушения, выражающие в негативном характере способов поведения и общения, а также в деформации личностного роста и низким уровнем адаптивных способностей.

Эмоциональный интеллект обучающихся с ЗПР, определяется как готовность ребёнка к эмпатическому взаимодействию, позитивное регулирование речевого поведения и речевой деятельности.

Условия развития детей с ЗПР:

Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с ребенком, уважительное отношение к ребенку и его потребностям;

Поддержание индивидуальности и инициативы (выбор деятельности, участников совместной деятельности, принятие решений, выражение чувств и мыслей);

Установление правил взаимодействия в различных ситуациях;

Взаимодействие с родителями по вопросам образования детей.

Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, который требует от ребенка определенных знаний и уровня развития. Исследования психологов показали, что дети младшего школьного возраста ЗПР могут верно( но, в замедленном темпе) воспринимать эмоциональное состояние человека. Точнее определяют радость, восхищение, веселье, но затрудняются в распознавании грусти, испуга, удивления. Это объясняется тем, что дети имеют недостаточные представления об эмоциональных внутренних состояниях человека.

Учителя начальных классов могут развивать   эмоциональный интеллект, через литературные произведения и подходящую к тексту иллюстрацию эмоций. Для этого используют сюжетные картинки, на которых изображены эмоциональные состояния и чувства людей. На доступном ребёнку с ЗПР уровне происходит знакомство с выражением чувств людей и их словесным обозначением. Для каждого чувства подобраны сюжетные картинки, которые позволяют более точно раскрыть данное состояние и включить определяющее его понятие в контекст житейской ситуации. 

Пять главных составляющих ЭИ: самосознание, самоконтроль, эмпатия, навыки отношений, мотивация.  

 Для определения эмоционального интеллекта детей с ЗПР использую диагностические методики, которые помогают выявить эмоциональную направленность детей.

Это методики: «Дорисовывание мир вещей – мир людей – мир эмоций», «Три желания», «Что – почему – как».

Методики развития эмоционального интеллекта на основе сотрудничества:

- «Изобрази эмоции». «Нарисуй свои эмоции». «Определи эмоции по мимике человека».

Методики развития эмоционального интеллекта на основе сотрудничества:

- «Определи эмоции человека по ситуации». «Нарисуй чужие эмоции».

- «Неоконченные рассказы.

Результат: В заключении важно отметить, что на развитие эмоционального интеллекта ребенка влияет социум, в котором ребенок находится. Очень важно ребенка принимать как личность, давать право на выражение чувств, независимого какого пола ребенок. Быть самим взрослым ресурсными в эмоциональном плане, быть для ребенка примером. Тогда и развивать эмоциональный интеллект будет не нужно. Ведь воспитание и развитие ребенка — это не только, что я говорю, а самое главное какие действия я совершаю. За счет расширения знаний об эмоциональном интеллекте, зная его  структуру мы всегда можем способствовать его развитию и изменению, так как EQ – это, прежде всего, способность человека. И если у наших детей эмоциональный интеллект будет достаточно развит, то значительно улучшится качество жизни ребенка за счет того, что он сможет: самостоятельно принимать решения, станет более критичным к собственным действиям и восприятию критики других, повысится самоконтроль поведения, появится эмпатия как черта характера, ребенок лучше узнает себя и будет принимать себя таким какой он есть. Адаптивные возможности обучающегося с ЗПР, в целом, намного повысятся, что будет способствовать гармоничному развитию личности ребенка.

Список использованной литературы:

1. 1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. - СПб.: БХВ- Петербург, 2012. – 288 с.

2. Афонькина Ю.А. Справочник педагога-психолога школы / авт.-ост. Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель. 2019. – 173 с.

3.  Леснянская Ж.А. Психология младшего школьника: учеб. пособие / Ж.А. Леснянская; Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2016. – 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана с учетом отработки  звукового ряда.  В ситему собранный материал по развитию общей и мелко...

«Сохраним личность ребенка физически, психически, духовно здоровой!» (Развитие целостного мировоззрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста)

Современная школа  в результате непрерывных реформ может утратить такую функцию образования, как формирование образов и смыслов – гуманитарная составляющая, концентрируясь на оказании образовател...

Развитие творческого воображения у детей с ОВЗ младшего школьного возраста на уроках математики

Проект ориентирован на развитие творческого воображения детей с ограниченными интеллектуальными возможностями на уроках математики в начальной школе. Особое внимание уделяется на подбор специальных ме...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. А. Карапетян, О. Ю. Мандрика

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. А. Карапетян, О. Ю. Мандрика. — Текст : непос...