«Основы функциональной грамотности: приемы работы в начальной школе»
методическая разработка

Чемёркина Елена Вячеславовна

Выступление (из опыта работы) «Основы функциональной грамотности: приемы работы в начальной школе»

Каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, в которых необходимо найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить находить решение, делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию. Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в активных методах и приемах обучения. В выступлении представлены разнообразные упражнения для формирования различных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodsovet_29.11.22.docx52.9 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом совете

учителя начальных классов Чемёркиной Е.В.

Современные требования таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, в которых необходимо найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить находить решение, делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию. Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в активных методах и приемах обучения.

Современному человеку необходимы навыки, которые помогут ему организовывать собственную жизнь, делать ее эффективной, интересной, комфортной. Иными словами, обладать навыками XXI века, среди которых можно выделить функциональную грамотность.

Функциональная грамотность – способность человека использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Именно в этот период происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтениюи письму, говорению и слушанию.

Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо использовать такие приемы, чтобы обучение на уроке должно носить деятельностный и системный характер.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Учебный предмет «Литературное чтение» предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному. Рассмотрим пример некоторых заданий, применяемых на уроке литературного чтения.

  1. Умение ориентироваться в источнике информации.

Прочитай отрывок из книги В. Сутеева «Мешок яблок» и дополни иллюстрацию. Как ты думаешь, где сидел волк? Посади его на это место.

  1. Умение извлекать информацию.

Прочитай отрывок заметки «Лесные происшествия – У кого дом лучше всех?» из «Лесной газеты» Виталия Бианки. Найди домики птиц и зверей, которые описывает автор.

  1. Умение работать с недостающей информацией.

Представь, что ты делаешь книжку – малышку для дошкольников. В ней надо заменить картинками некоторые слова. Прочитай строчку из сказки и обрати внимание на выделенные слова, которые надо будет заменить картинками. Подбери картинки.

Для формирования  читательской грамотностиучителя начальной школы   используют сплошные и несплошные тексты.  В наших учебниках они представлены, «Чтение с остановками», «Работа с вопросником», «Логическая цепочка».

Вспомните ту часть урока, когда вы даете классу задание для самостоятельной работы. Как часто учащиеся задают вам уточняющие вопросы к, казалось бы, достаточно понятному заданию? И все равно при проверке работ вы видите, что ученики не до конца поняли поставленное задание.

Чтобы избежать такой ситуации и более эффективно организовать самостоятельную работу с текстом, лучше всего воспользоваться графическими организаторами

Графические организаторы представлены в виде уже готовых бланков с четко сформулированными заданиями в соответствии с видом работ. 

   Технология продуктивного чтения является эффективным инструментом для формирования читательской грамотности у учеников, поскольку позволяет научить вдумчиво прочитывать текст, осмыслять его и развивать критическое и креативное мышление.

Суть технологии заключается в том, что работа с текстом организуется на трех этапах с подбором соответствующих приемов и заданий:

  1. Этап “До чтения”
  2. Этап “Во время чтения”
  3. Этап “После чтения”

Используйте для работы бланки графических организаторов, которые мы вам рекомендовали в уроке "Графические организаторы".

Или этап антиципации, подготовки к чтению текста:

  1. Прочитайте название текста, имя его автора (при наличии).
  2. Просмотрите иллюстрации к тексту.
  3. Стимулируйте учеников сделать предположения, о чем будет текст. Предположения можно зафиксировать в ходе мозгового штурма на доске или в виде вопросов учеников.Самые интересные вопросы можно записать на доске или написать их на стикерах, разместив на видном для учеников месте.

Обратите внимание учеников на структуру текста, расположение абзацев, наличие разного шрифта, подзаголовков, выделенных слов.

Возможно несколько вариантов реализации:

1. Вы читаете текст ученикам вслух

Если есть возможность, посадите учеников в круг так, чтобы все видели вас. При этом текст может быть только у вас, тогда вы опираетесь на навыки активного слушания учеников, или текст может быть у всех учеников, и тогда они следят за текстом по ходу чтения. Важно следить за интонацией, правильным темпом и хорошим произношением всех слов (совет — почитайте текст вслух до урока, практикуйте чтение вслух для учеников).

По ходу чтения делайте логически обоснованные паузы (вы можете задать вопрос; предложить ученикам проверить верность их предложений на этапе до чтения; важно, что пауз не должно быть много; вы должны их продумать при подготовке к занятию), обращайте внимание на термины, сложные для понимания слова (их можно выписывать на доске, после прочтения текста на третьем этапе можно поработать со словарем или энциклопедией).

2. Дети читают текст самостоятельно

Чем старше ученики, тем успешнее они будут справляться с самостоятельной работой с текстом. Учите учеников читать текст дважды — первый раз для общего понимания текста, второй раз с выполнением заданий для осмысления текста.

Хорошо помогают в работе стикеры для заметок — на них можно выписывать цитаты, имена нарицательные, термины, важные события и даты и т.д., в зависимости от типа текста и задания, которое вы подготовили.

Например, термины или даты можно использовать как карточки, если их оформить так: с одной стороны — термин/дата, с другой — определение/название события. Затем их можно сложить в конверт, написать на нем тему и приклеить в тетрадь. На следующих уроках можно играть в игру с этими карточками в парах или группе — стопку карточек положить на стол с термином/датой наверх, ученики по очереди берут карточку и должны назвать соответствующее определение/название события, выигрывает тот, кто назовет больше правильных вариантов.

3. Дети читают текст вслух по очереди в парах, группах 

Задания могут быть аналогичными тем, что вы даете при самостоятельном чтении текста, но здесь ученики должны работать в команде — оказывать помощь, внимательно слушать, проверять друг друга, сравнивать ответы.

Третий этап тоже может быть вариативным:

  1. Вернитесь к вопросам и предложениям, зафиксированным на этапе "До чтения".
  2. Возможно, появились новые вопросы, которые ученики могут задать вам или другим ученикам.
  3. Проверьте, как ребята справились с работой с графическими организаторами. Результаты можно использовать для устных обсуждений, пересказа текста, письменных работ по содержанию текста — сделать обзор, описание героя, исторического события, доказать утверждение, сравнить объекты или события и т.д. Можно продолжить работу с терминами и ключевыми словами, например, составить глоссарий по данной теме или плакат с терминами.
  4. Можно использовать ролевые игры, если текст предполагает различных героев, события и разные взгляды на эти события.
  5. Для художественных текстов хорошо использовать творческие задания — рисунки с цитатами, инсценировки (при этом ученики могут продумать некий доступный реквизит, нарисовать какие-то элементы, или вы заранее можете подготовить необходимый реквизит и маски для учеников).

Приемы «Чтение с остановками», «Синквейн», «Мозговой штурм», «Написание творческих работ», «Логическая цепочка»  «Тонкие и толстые вопросы».

Также для формирования читательской грамотности можно использовать комплексные виды работ:

На уроках   литературного чтения  дается возможность детям раскрывать один из секретов волшебницы речи – рифму. Работа     направлена на упражнения по рифмованию.    «Дополни стихотворную строку словом!», «Допиши стихотворение!»,   «Сочини сказку, небылицу, считалку...!», загадки на договаривание,  придумай рифму к слову “Кто больше?”,  “Поймай рифму”, сочинение чистоговорок,  разгадай ребус и составь стишок.

При изучении темы «Животные» можно   применить  игру  «Кто это?»  Данная игра развивает  умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера. А потом игра-пантомиму   «Изобрази животное».  Дети должны угадать, какое животное изобразил их товарищ.

Литературное чтение позволяет сформировать у школьников базовый навык, или навык читательской грамотности. Литературное чтение непосредственно пересекается с учебный предметом «Русский язык».

Учебный предмет «Русский язык» ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком нахождения ошибки (анализ);навыком проверки работы товарища(сравнение и анализ); навыком словесной оценки качества работы.

Примеры заданий, направленных на развитие навыков анализа, синтеза, сравнения на уроках русского языка:

  1. Назови, одним словом.

Тарелка, кастрюля, ложка, нож, вилка – посуда.

Диван, стул, кровать, комод, табурет – мебель.

  1. Раздели слова на группы:

Яблоко, помидор, груша, персик, капуста, киви,огурец (фрукты и овощи);

Корова, медведь, белка, лошадь, лиса, кошка, волк (домашние и лесные животные).

  1. К выделенному слову выбери нужные по смыслу слова.

Цветы: тюльпан, роза, василек, астра, подснежник.

Птицы: ворона, сорока, воробей, голубь, ласточка, орел.

Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания.

Как добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму.

- Письмо с проговариванием.

- Списывание..

- Комментированное письмо.

- Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

- Письмо по памяти.

- Творческие работы.

- Выборочное списывание.

- Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии.

- Словарная работа

- Работа над ошибками,

Свои знания могут успешно применять и на других уроках: чтения, окружающего мира, математике.

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

Приемы для формирования функциональной грамотности

Прием «Ошибкоопасное место» для формирования грамотного письма.             

Все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются  на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования. «Выдели больше знакомых орфограмм» или «Кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока?».  

Прием «Лови ошибку» для формирования грамотного письма.             

Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в  тексте ошибки.

На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами.

Прием «Проблемная ситуация»

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Например, на уроке предстоит познакомиться с понятием «омофоны» (о чем дети не знают). Ребята получают задание:

- Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:

Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…

Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему?

Оказывается, некоторые слова пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково и называются «омофонами».

Прием «Ассоциации»

 Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работа и работа над ошибками.  Словарная работа ведётся ежедневно и строится на ассоциациях, которые ребята подбирают по ходу работы над словарными словами.

Способ «вхождения» в урок - прием «Отсроченная отгадка»

До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

В технологии проблемного обучения «Отсроченная отгадка» рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

Изучая тему «Словообразование», читаю стихотворение:

Чудак-математик в Германии жил.

Он булку и масло случайно сложил.

Затем результат положил себе в рот.

Вот так человек изобрёл бутерброд.

Вопрос классу: С какой темой соотносятся эти слова? У учащихся возникают версии самые невероятные

Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно» - приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка

Например, урок русского языка 1 класс «Звуки и буквы» 

Ребята, в некотором царстве, в некотором государстве жили - были брат и сестра. Сестра всегда пела и танцевала и любила носить красные платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зеленые, а иногда и сине-зеленые вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра всегда ходила с братом, держась за руку, и всегда пела красивые песни.

Ребята на доске буквы нам надо их разделить на две группы. 

А И Ж М Н Щ Ы У Д О 

Одни в группу сестры, вторые - брата.

Ребята, как вы думаете, какие буквы отправим в группу сестры, а какие брата?

Как вы думаете, какого цвета будут буквы в группе сестры, а брата?

Молодцы, хотите узнать, как звали сестру и брата?

Приём «Да - нет»

Этот игровой приём способен увлечь и маленьких, и взрослых. Можно использовать на уроках русского языка и литературы. Загадывается литературный герой, ученики, пытаясь найти ответ, задают вопросы. На них можно ответить только словами «да» - «нет». Вывод делают дети.

На уроке по изучению темы       « Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

Это самостоятельная часть речи? - да;

 Она обозначает признак предмета? – нет;

Эта часть речи склоняется? – да;

Это самая многочисленная часть речи? – да.

Ребята делают вывод, что это существительное.

Прием «Ложная альтернатива»

Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Пример.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

  • Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?
  • Что растет не березе - яблоки или груши?
  • Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
  • Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
  • Столица россии - париж или минск?
  • Какие звери живут в африке - мамонты или динозавры?

Приём «Живые буквы»

Учитель дает группе слово, по сигналу учителя, дети берут буквы и выстраиваются в нужном порядке. Делят его на слоги, называют ударный слог, можно сделать звуковой анализ слова.

Учебный предмет «Математика» предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковыми средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей:

1. Работа над решенной задачей.

2. Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.

3. Правильно организованный способ анализа задачи – от вопроса или от данных к вопросу.

4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

5. Самостоятельное составление задач учащимися.

6. Решение задач с недостающими данными.

7. Изменение вопроса задачи.

8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

9. Объяснение готового решения задачи.

10. Использование приема сравнения задач и их решений.

11. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.

12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

13. Закончить решение задачи.

14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).

15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

16. Решение обратных задач.

  1. Представление ситуации, описанной в задаче, в реальной жизни.

Например, после того как учащиеся решили задачу:

«Маша ездит в школу на автобусе. От дома до остановки Маша идет 5 мин, едет в автобусе 10 мин и еще 7 минут идет с остановки до школы. Сколько времени нужно Маше, чтобы добраться до школы?», детям на дом дается задание: узнать, сколько времени у Вас занимает дорога до школы, до ближайшего магазина, кинотеатра и т.п. Так дети учатся правильно высчитывать нужное для чего-либо время.

Также, можно с учениками обыграть ситуации похода в магазин: один ученик выступает в роли продавца, другие в роли покупателей. Эту работа организуется в группах  при изучении темы :т»Цена. Количество. Стоимость»

При изучении темы «Периметр», находим периметр не только фигур, представленных в учебнике, но и периметр класса, а на дом - найти периметр своей комнаты. Используя знания, полученные на уроке в жизни, дети лучше усваивают значение понятий.

Математическая грамотность также эффективно формируется при использовании заданий, направленных на развитие математической речи при работе с числовыми выражениями:

1. Соотнесение знаковой и словесной формулировки.

Например: 5+8

2. Выражение 25-12  Артем прочитал так: «Из двадцать пять вычесть двенадцать». Прав ли он?

3. Образование культуры математической речи сводится к устранению грамматических и математических ошибок

4. Прочитайте словесные формулировки числовых выражений. Запишите их с помощью цифр и знаков действий и найдите их значения.

Для большего интереса учеников эти задания можно использовать как игровой момент. Например, эту игру назовём "Переводчик", т.к. действительно осуществляется перевод со словесной математической трактовки на символическую.

Работа по этому заданию начинается с чтения предложений. Потом дети записывают их с помощью чисел и знаков действий и вычисляют.

5. Игра «Сюрпризный конверт»

Учащимся даётся задание записать данные числовые выражения в тетрадь и найти их значения. Затем из «сюрпризного конверта» дети достают карточку со словесными формулировками данных числовых выражений. Им необходимо отметить знаком «+» те формулировки, которые соответствуют данным числовым выражениям:

6. Задания для анализа данного способа решения:

Объясни, как нашли значение данного выражения.

17+6=17+3+3=20+3=23

По данному выражению, найди значение выражений с устным объяснением.

18+5= 14+7= 15+6=

7. Игра «Верно ли что?» Ребятам предлагается словесная формулировка высказывания, которую нужно перевести в знаковую форму, затем определить ложность данных высказываний.

  1. На знание математических терминов, используется  следующий игровой момент:

1) Учитель или ученик называет часть слова (слага...) и бросает мяч. Другой ученик должен поймать мяч и дополнить слово (... емое).

2) Противоположные слова

Назвать слова, противоположные по значению.

  • Прямая -

3) Опрокинутые слова

Ученикам предлагался комплект слов, в которых буквы перепутаны местами. Нужно восстановить типичный порядок слов.

Скажем:

  • УМАСМ - СУММА.
  1. Задания на правильное применение математических терминов

1) Озаглавьте каждый столбец

2) «Терминологическая викторина»

  1. Линия, которую невозможно свернуть? (прямая)
  2. Оценка плохого ученика? (два)

3) Соедини название величины и то, что удобней измерить этой величиной.

              4) Игра «Четное - нечетное»

Ученики работают в парах. Один называет четное число, другой нечетное и т.д.

5) Соедини знаковую математическую запись с её названием.

Задание на трактование значений математических терминов.

1) Объясните смысл слов: уменьшаемое, вычитаемое, слагаемые.

2) Математическое выражение 9+8 Слава прочитал: «9 плюс 8». Как ещё можно прочитать данное выражение?

Задания на составление верных связных высказываний: прочитайте предложения, вставив пропущенные слова:

  • От … слагаемых … не меняется; чтобы к числу прибавить сумму, нужно к числу прибавить.. слагаемое, а потом к полученному итогу.. второе слагаемое;
  • применяя данные слова и выражения, составьте известное вам правило: слагаемое, сумма, найти, вычесть, неизвестное, слагаемое, другое, чтобы, нужно, из.

Данные задания направлены на усвоение верной и точной формулировки правил и определений, если данные задания применять регулярно, то учащиеся лучше усваивают определенные правила.

Работа над данным видом заданий может быть  интересна абсолютно всем учащимся. Они воспринимают эти задания, не как обычную задачу, которую нужно решить, а как игру, в которую они с удовольствием «играют».

Естественнонаучная грамотность (ЕНГ) - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучная грамотность – способность:

•использовать естественнонаучные знания,

•выявлять проблемы,

•делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности, общества, а также возможности участия в экономической  жизни.

Деловая игра «Лесная ярмарка»

 «Учусь создавать проект», например "Карманные деньги"

В начале четверти учитель предлагает учащимся самостоятельно заработать карманные деньги. Условия такие:

  1. За выполнение определенных заданий будет выдаваться школьная валюта в соответствии с системой оценивания.
  2. Каждый балл будет стоить 1 единицу школьной валюты (берем за основу 10 бальную систему).
  3. Дети предлагают дизайн единицы школьной валюты, и выбирается казначей класса — учащийся, который может сделать работу по оформлению школьной валюты и распечатки в нужном количестве. Не забудьте поощрить казначея школьной валютой.
  4. В конце четверти учитель вместе с родителями устраивают ярмарку "Всякая всячина" (оригинальных канцелярских товаров, мини-фигурок, наклеек и сладостей), оценивают все товары определенным количеством школьной валюты.
  5. Дети совершают покупки того, что приглянулось, и на что хватило денег.

Тема: "Потребности и желания"

Цель: научить составлять смету для реализации своих потребностей и желаний и определять, как заработать на это деньги.

Креативное мышление  это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций

Формирование креативного мышления обуславливается разными факторами. Влияет воспитание, детство, круг близких, установки в семье и другой опыт. Все мы разные, и креативные способности у каждого ребёнка развиты по-своему. Но можно пробовать разные способы для отработки навыка — обязательно найдётся то, что сработает у вас. 

1. Техника креативного письма

Благодаря этой технике развития креативного мышления ребёнок задействует воображение. Вот возможные задания на креативное мышление: 

  • поменять место действия в известной сказке, 
  • переписать концовку рассказа, 
  • изменить характер главного персонажа в книге. 

Ребёнок по-новому взглянет на устоявшиеся шаблоны и варианты развития событий. 

2. Игры и занятия на творчество и логику

Развитию креативного мышления у детей способствует: 

  • рисование и лепка, 
  • конструкторы и пазлы, 
  • головоломки и задачи на логику, 
  • шахматы и другое. 

3. Упражнение «Откуда, почему, что, как»

Предлагается предмет или картинка предмета, назначение которого не вполне очевидно. Ребёнок угадывает: 

  • для чего предназначен предмет, 
  • из какой он сферы, 
  • как используется. 

Если упражнение выполняют несколько детей сразу, ответы не должны повторяться. Задание активирует быстроту мышления и мотивирует на инновационные идеи. 

4. Упражнение «Ассоциации» 

Цель игры — назвать любой предмет и подбирать к нему самые неожиданные метафоры, эпитеты, сравнения, которые приходят в голову.

Умение подмечать необычное в обычном легко почерпнуть из художественной литературы. Например, этим славился русско-американский писатель Владимир Набоков — он мог назвать волосы «ржавыми», петербургскую слякоть «фиолетовой», а улицы «бледными». Или сказать: «аллея шла с едва заметным наклоном, начинаясь почтамтом и кончаясь церковью, как эпистолярный роман». Перенимайте манеру писателей смотреть на мир — это гарантирует развитие креативного мышления. 

5. «Определяйка»,  когда предлагается 3 слова (например: квадратный, синий, сладкий или круглый, красный, кислый или кубический, жёлтый, твёрдый). Нужно за 2-3 минуты придумать не менее 3 предметов, которым были бы свойственны все три определения.

Поощряются самые сумасшедшие идеи. Сначала ребята называют самые простые предметы, но повторяться нельзя и вход идут фантастические, вроде круглого кирпича в капустном рассоле.

6. «Подходит-не подходит», где берётся любое существительное и называются 5 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «стол — большой, жёлтый, красивый, крепкий, устойчивый» и т. д. Это бывает легко, но затем детям предлагается назвать 5 прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так-то просто как, может показаться на первый взгляд. Тот же стол не может быть, скажем, сладким… Но, с другой стороны, а кто его пробовал?.. Стараюсь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы один раз написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

7. «Безумный генетик», когда ребята рисуют животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных существующих животных. Хвост — как у павлина, тело червяка, передние ласты — как у тюленя, задние ноги — как у паука, уши — как у осла, глаза — как у улитки… (чем старше дети, тем больше признаков). Придумывается ему название, вроде «петупингвиморж» или «мухолин».

8. «Очумелые глазки». Прошу придумать название иллюстрации в учебнике, книге, просто ситуации в классе. Обязательно чтобы высказались все.

     9. «А что если бы?...». Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие:

-Что если бы люди вели ночной образ жизни?

-Что если бы собаки могли летать? И другие.

10. «Мурзилка». Известный репортёр берёт интервью у различных персонажей: любимой куклы или котёнка, машинки, книжки, снеговика и т.д. Дети выступают в роли этих персонажей.

11. «Угадай–ка», где детки придумывают загадки по изучаемой теме. Загадки оформляются на листах с иллюстрацией.

12. «Вспоминай-ка», когда детям нужно вспомнить как выглядит, например, сосед по парте. Прошу повернуться к нему спиной и описать: какие у него глаза, волосы, костюм, на какой щеке у него родинка, на каком пальце царапина и т.д.

13. «Третий-лишний». Нужно найти среди предметов, чисел, слов «лишнее», причём оно не определяется единственным образом. Один ребёнок выделит одно, а другой другое.

14. «Мозаика», когда детки из частей складывают изображение предмета, которое заранее не обговаривается, ребята проявляют своё творчество.

15. «Что на что похоже», где рисуют изображения из геометрических фигур, дети придумывают целые страны, такие как «Кругляндия» или «Страна квадрашек»

16. Расшифровщик

Возьмите любое слов из трех или четырех букв и придумайте как можно больше вариантов аббревиатур. Например

КОТ - Кто-то Очень Таинственный

КОТ - Книга О Туризме

КОТ - Комитет Отчаянных Тушканчиков

И так далее

Все что приходит в голову. Старайтесь придумать как можно больше расшифровок. Чем смешнее, тем лучше.

17. Варианты использования

Выберете любой предмет и придумайте как можно больше вариантов, как его можно применить. Чем больше ситуаций вы вообразите, тем лучше.

Например: Вилка. Как можно использовать:

- Принимать пищу

Расчесывать волосы

Рисовать

Проделывать отверстия

Можно согнуть и использовать как подставку для телефона

И так далее

Вначале придумывайте хотя бы 10 вариантов, потом увеличивайте число.

18. Ассоциативные связи

Возьмите любую книгу. Откройте её на случайной странице и выберете одно слово. Затем откройте на другой странице и выберите второе. Теперь попробуйте найти связь между эти двумя словами. Вы можете придумывать любые сумасшедшие истории.

Например, слова: Улитка и Море

Однажды виноградная УЛИТКА заползла на крышку бочки, которую погрузили на корабль матросы из команды отважного капитана. Так она оказалась на борту торгового судна, на которое позже напали пираты и разграбили его. Сам корабль потерпел крушение и улитка продолжила свое плаванье на сломанной крышке бочки в открытом МОРЕ.

Пусть ваше история будет длиннее одного предложения. Добавляйте в нее интересные детали и дайте волю своей фантазии.

19 .  5 + 5

Выберите любое существительное, какое хотите. Придумайте 5 прилагательных, которые его характеризуют. Это просто.

Например: Диван

Мягкий

Удобный

Чистый

Большой

Широкий

Теперь придумайте 5 прилагательных, которые совершенно к нему не подходят. Это уже довольно затруднительно, подумайте как следует.

Допустим, для дивана это будет:

Пасмурный

Дождливый

Ветренный

Активный

Интенсивный

Повторяйте упражнения с разными словами и учитесь искать неочевидное.

20. Образ на основе фигуры

Ваша задача нарисовать на листе несколько одинаковых фигур. Это могут быть кружочки, квадратики, треугольники или что угодно. Затем нужно включить таймер и за 1 минуту дорисовать как можно больше картинок. После остановки таймера, посмотрите на картинки и продолжите рисовать уже спокойно.

21. Задания на «изображение смыслов»

Выбери и подчеркни то слово, которое закончит предложение.

У корабля есть…

СПИНА, СТОЛ, ПЕТУХ, БИБЛИОТЕКА, ВИНТ, КИСТОЧКА, ВАЗА, МАЛИНА

У человека есть…

ХВОСТ, КРЫЛЬЯ, ПОТОЛОК, ЛИЦО, ГРЕБЕШОК, ЖАЛО, ЛАПЫ, ШЕРСТЬ

22. Задания на выявление внутрипредметных и межпредметных связей

Выбери нужную фигуру из 6 пронумерованных. Впиши номер вместо вопроса.

  1. Задания на разрушение стереотипов

Угадай пословицы и поговорки

  • Безделье любителя запугивает (Дело мастера боится)
  • Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)
  • Безделью часы — унынию год (Делу время — потехе час)
  • Борщ сметаной поправишь. (Кашу маслом не испортишь)
  • Будней — пять, а выходных — два (Делу — время, потехе — час)
  • Буквы как орлы – прилетают и ускользают (Слово не воробей — вылетит, не поймаешь)
  • Великое безделье хуже крошечного бизнеса (Маленькое дело лучше большого безделья)
  • Весела ночь под утро, ведь отдыхать некому (Скучен день до вечера, коли делать нечего)
  • Вклад невыплатой ужасен (Долг платежом красен)
  • Глазами стариков умалчивается ложь (Устами младенца глаголет истина)

Компьютерная и информационная грамотность – это навык использования цифровых инструментов в формировании функциональной грамотности школьников. Большую популярность среди учащихся начальной школы имеет онлайн-платформа «Учи.ру». На данной платформе в интерактивной форме учащиеся могут закрепить знания по изученным темам, самостоятельно изучить материал, также у школьников есть возможность поучаствовать в образовательных марафонах, олимпиадах в онлайн-режиме.  Цифровые инструменты в современном мире помогают не только представить серьёзный материал в наглядной и доступной форме, но и реализовать деятельностный подход в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приём технологии критического мышления как средство развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Прием технологии критического мышления "корзина идей" позволяет:—быстро подготовить ребят к восприятию нового материала;—научить видеть ошибки и исправлять их самостоятельно;—научить видеть ...

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе...

Презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе "

Презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"...

«Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе»

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение ...

Выступление на педагогическом совете по теме " Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"

Презентация и сообщение к ней включает в себя краткий обзор приёмор формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе...

Выступление на педагогическом совете по теме " Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"

Презентация и сообщение к ней включает в себя краткий обзор приёмов формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе...

Приемы и методы формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе.

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач ...