Формирование финансовой грамотности младших школьников на уроке через игровые приемы.
учебно-методический материал
Статья посвящена вопросам формирования финансовой грамотности младших школьников. Рассматриваются методы и подходы к обучению финансовым навыкам через игровую деятельность. Приводятся примеры игр и упражнений, которые помогают детям овладеть базовыми понятиями финансов, учат планировать расходы и доходы, а также принимать осознанные финансовые решения. Акцентируется внимание на важности раннего финансового образования и его интеграции в образовательный процесс в начальных классах
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 154.64 КБ | |
| 490.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование финансовой грамотности младших школьников на уроке через игровые приемы.
1. Слайд
Вступление
Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но необходимо готовить их в вопросах финансового образования. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.
2 Слайд
Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
4. Деньги любят счет.
Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
7. Не все покупается.
Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
8. Финансы – это интересно и увлекательно!
Развивать финансовую грамотность учеников можно практически на всех уроках. Рассмотрим на примере 1 класса.
3 Слайд. Календарный план интеграции материалов по финансовой грамотности в образовательную программу начальной школы.
Предмет | Тема, заявленная в программе по предмету | Занятия по финансовой грамотности |
Математика | Сложение и вычитание в пределах 20 | Монеты, их номинал. |
Окружающий мир | Моя семья | Что нужно семье? |
Окружающий мир | Повторительно-обобщающий урок «Как, откуда и куда» | Как распоряжаться карманными деньгами? |
Окружающий мир | Зачем нам телефон и телевизор? | Как экономить на средствах связи? |
Окружающий мир | Зачем нужны автомобили? | Сколько стоит автомобиль? |
Технология | Работа с бумагой | Что такое свое дело? |
Технология | В мастерской кондитера. Как работает мастер? | Сколько стоит торт? |
Обучение грамоте(чтение) | «Золотой ключик или Приключения Буратино» А.Н.Толстой | Где лучше хранить деньги? |
Обучение грамоте(чтение) | Делу время, а потехе час | Рациональное использование времени. |
Обучение грамоте(чтение) | Без труда хлеб не родится никогда | Как вырастить хлеб? |
Обучение грамоте(чтение) | Русская народная сказка «Мужик и медведь» | Как правильно заключать сделки? |
В любой сказке есть экономическая составляющая. Давайте в этом убедимся.
Игра «Угадай сказку».
1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? «Колобок»
2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? «Репка»
3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? «Золотая антилопа»
4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл? «Курочка Ряба», золото.
5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. «Кот в сапогах».
Игра «Груша-яблоко»
Цель: научить считать деньги и ресурсы. Суть игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.
Вывод: если мы изначально хотим вырезать оба рисунка, необходимо заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами - их нужно планировать заранее.
Игра «Блокнот»
В блокнот необходимо распределить в 2 колонки «Доходы» и «Расходы» семьи. Даны следующие ситуации: «Купить арбуз», «Заплатить за свет», «Продали старый дедушкин автомобиль», «Порвалась куртка», «Дедушка заболел», «Купили билеты в кино», «Бабушка получила пенсию», «Брат получил стипендию», «Перевели деньги на телефон», «Купили подарок другу».
Игра «Хочу» и «Надо»
Предлагаются карточки с изображением различных предметов. Нужно убрать предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые относятся к понятию «Хочу». Остались предметы, к которым относится понятие «Надо».
Игра «Кто как работает?»
Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.
Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старуха из сказки Пушкина, Кот в сапогах, Стрекоза, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка из сказки «Колобок», Лисичка-сестричка, Муравей, Балда из сказки Пушкина и др.
Суть игры
Нарисовать лесенку из 5 ступеней. Расположить на них трудолюбивых и ленивых героев. Дети доказывают правильность своего выбора.
- Каких героев больше: трудолюбивых или ленивых?
Какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:
«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».
«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».
Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше.
После окончания игры устроите Дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.
Игра "Услуги и товары"
Цель. Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.
Суть игры
Уточняем, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).
Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач.
Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.
В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы "Товары" и "Услуги". Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:
-Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.
-Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.
Художник Тюбик рисует картины (товар),
Кнопочка варит варенье (товар), доктор Айболит лечит (услуга, Дедушка ловит неводом рыбу (товар), почтальон Печкин разносит письма (услуга). По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.
Игра «Что такое?».
Можно использовать мяч. Учитель задает вопрос и кидает ученику. Ученик ловит и отвечает.
Цель игры: учиться определять понятия, развивать речь и логику.
Правила игры. Учитель называет слова, а ученики дают определения. Проводить можно и письменно и устно.
Слова: копейка, банк, валюта, вклад, бюджет, зарплата, пенсия, стипендия, банкомат, инкассатор, банковская карта.
Работа с диаграммами
4 Слайд. На диаграмме показан доход семьи за год. В каком месяце доход был максимальный, а в каком минимальный? Что такое доход?
5 Слайд На диаграмме представлена заработная плата мамы и заработная плата папы, кто заработал больше за март? Апрель? Май?
6 Слайд. Твоя подруга помогает бабушке вязать салфетки. В каком месяце подруга связала больше салфеток, чем бабушка?
Помогаешь ли ты своим бабушкам и дедушкам?
Задачи.
1. Тебе подарили копилку и ты хочешь начать копить деньги. С родителями договорился, что они будут давать тебе каждую неделю по 100 рублей, но у тебя есть любимая бабушка, которая обещала давать тебе 50 рублей каждую неделю.
2. Ты решил не откладывать деньги в копилку, а открыть в банке вклад, при условии, что при вложении 100 рублей в конце года ты сможешь снять 107 рублей. Какова сумма прибыли при этом действии?
3. Семья решила открыть свою фирму по изготовлению мебели. Стартовый капитал составляет 50 рублей. На закупку необходимого оборудования уйдет половина капитала. Какая сумма останется на дальнейшие вложения?
4. Бабушка планировала потратить на покупку продуктов 20 рублей, а потратила 18 рублей. Какую сумму съэкономила бабушка?
5. Для чего необходимо копить деньги? Умеешь ли ты копить деньги? Чтобы ты купил на накопленные деньги?
6. На банковской карте мамы 20 рублей, сколько останется на ней денег, если мама потратила на покупку товара 6 рублей?
7 Слайд. На диаграмме представлено количество ложных СМС, которые пришли каждому члену твоей семьи на телефон. Сколько ложных СМС пришли за неделю твоей семье? Что значит ложные СМС? Как правильно реагировать на такие СМС?
Совершать покупки через интернет магазин очень удобно, но можно встретить мошенников. Что такое мошенничество? Как не попасться на мошенничество?
8 Слайд. Проведенный рейтинг показал, что существует ряд видов мошенничества, которые применяются чаще всего. На диаграмме представлен рейтинг видов мошенничества. Какие виды представлены? Расставьте в порядке убывания виды мошенничества.
9 Слайд. Интернет-ресурсы
В помощь учителю есть образовательные сайты и платформы. Так на сайте «Мои финансы РФ», во вкладке «Меню» можно скачать бесплатно учебные тетради «Финансовой грамотности» для 2-3 классов в 2-х частях, а также методические рекомендации для учителя, учебную программу и материалы для родителей.
На образовательной платформе doligra.ru. можно найти игры по финансовой грамотности, финансовые ребусы, лабиринты и другие материалы.
Финзнайка.рф, кроме того, там можно найти набор заданий по темам финансовой грамотности "Деньги", "Налоги", "Семейный бюджет", "Семья и государство", "Банки", "Валюта", "Страхование", "Бизнес".
Онлайн-сервис Монеткины.рф, знакомит обучающихся основам ведения бюджета для 2-8 классов.
Создан интерактивный развлекательный просветительский мультсериал «Богатый бобрёнок для детей от 6 лет.
10 Слайд. В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне начального образования, обучающиеся должны знать:
- понимание природы и функции денег;
- умение ценить деньги;
- умение считать деньги;
- умение составлять финансовый отчёт (доходы и расходы семьи);
- умение экономить и сберегать;
- умение тратить деньги и жить по средствам;
- умение делиться.
Таким образом, на данный момент развитие навыков работы с финансами становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе. Работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.
Преобразование финансовой информации в таблицу
Ученикам дан текст.
«В роли денег в разное время и у разных народов выступали разные предметы: кусочки кожи, раковины, скот, рисовые зерна и т.д. Но постепенно роль денег перешла к металлам. Выясним, почему же это произошло? Заполните следующую таблицу. В первой колонке перечислены предметы, выступавшие в роли денег. Сравним их по критериям, указанным в таблице. Если предмет соответствует, по-вашему мнению, критерию, ставьте «+», если нет - «-».
Результатом работы учащихся должна стать заполненная таблица
Предметы, выступающие в роли денег | Компактность | Делимость | Долговечность |
Соль | - | - | + |
Каменные колеса | - | - | + |
Рыба | - | - | - |
Золото | - | + | + |
Медные монеты | + | + | + |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что: Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Сначала зарабатываем – потом тратим. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Деньги любят счет . Финансы нужно планировать. Твои деньги бывают объектом чужого интереса . Не все покупается. Финансы – это интересно и увлекательно.
Математика Сложение и вычитание в пределах 20 Монеты, их номинал. Окружающий мир Моя семья Что нужно семье? Окружающий мир Повторительно-обобщающий урок «Как, откуда и куда» Как распоряжаться карманными деньгами? Окружающий мир Зачем нам телефон и телевизор? Как экономить на средствах связи? Окружающий мир Зачем нужны автомобили? Сколько стоит автомобиль? Технология Работа с бумагой Что такое свое дело? Технология В мастерской кондитера. Как работает мастер? Сколько стоит торт? Обучение грамоте(чтение) «Золотой ключик или Приключения Буратино» А.Н.Толстой Где лучше хранить деньги? Обучение грамоте(чтение) Делу время, а потехе час Рациональное использование времени. Обучение грамоте(чтение) Без труда хлеб не родится никогда Как вырастить хлеб? Обучение грамоте(чтение) Русская народная сказка «Мужик и медведь» Как правильно заключать сделки?
На диаграмме показан доход семьи за год. В каком месяце доход был максимальный, а в каком минимальный? Что такое доход?
На диаграмме представлена заработная плата мамы и заработная плата папы, кто заработал больше за март? Апрель? Май ?
Твоя подруга помогает бабушке вязать салфетки. В каком месяце подруга связала больше салфеток, чем бабушка?
На диаграмме представлено количество ложных СМС, которые пришли каждому члену твоей семьи на телефон.
На диаграмме представлен рейтинг видов мошенничества. Какие виды представлены? Расставьте в порядке убывания виды мошенничества .
Интернет ресурсы Сайт «Мои финансы РФ» , во вкладке «Меню» Образовательная платформа doligra.ru. Финзнайка.рф , ". Онлайн-сервис Монеткины.рф И нтерактивный развлекательный просветительский мультсериал « Богатый бобрёнок для детей от 6 лет.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"
Данный мастер-класс раскрывает методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования....

Доклад на МО « Формы и методы формирования финансовой грамотности у младших школьников».
Формирование финансовой грамотности у младших школьников - это вопрос, который сейчас волнует современное общество. @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; ...
Формирование финансовой грамотности у младших школьников.
В докладе на тему "Формирование финансовой грамотности у младших школьников" предложены задания по финансовой грамотности для использования в урочной и внеурочной деятельности....

Мастер-класс по теме «Формирование финансовой грамотности у младших школьников средствами учебных предметов»
Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране....
Проблемы, перспективы и возможности при работе по формированию финансовой грамотности у младших школьников
На современном этапе образования приоритетным является формирование функциональной грамотности учащихся. Финансовая грамотность - одно из направлений образовательных программ...
Мастер-класс " Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"
Данный мастер- класс нацелен на повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения младших школьников финансовой грамотности....




