Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
консультация
Что такое современный урок?
Как создать урок, соответствующий требованиям ФГОС?
Характерные черты для современного урока.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Новолодская В.А.
учитель начальных классов РЖД Лицей №10 г.Улан-Удэ
«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»
Каждый из нас знает, что такое урок. Школьные годы – это тысячи занятий, которые могут быть весёлыми, занимательными, напряжёнными и познавательными.
Что же такое современный урок?
Современный – соответствующий своему времени, отражающий его дух и требования.
Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Эти цели направлены на формирование ключевой компетенции – способности к обучению.
Это необходимо для того, чтобы:
• быть востребованным в условиях высокой конкуренции и технологического прогресса;
• успешно интегрироваться в динамично развивающееся общество.
Какие черты характерны для современного урока?
- Современный урок ориентирован на личность ученика.
Главное отличие новых образовательных стандартов заключается в том, что акцент делается не на предметных знаниях, а на личностных результатах. Важно не столько количество информации, усвоенной за время обучения, сколько изменения, происходящие с личностью ребёнка в процессе.
- Современный урок предполагает активную деятельность учащихся.
Основой новых стандартов является системно-деятельностный подход, направленный на развитие личности ученика через освоение универсальных способов деятельности. Стандарт определяет конкретные виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Основное внимание уделяется не просто накоплению знаний, а их практическому применению.
- Современный урок ориентирован на формирование компетенций.
В центре внимания теперь не столько знания, которыми обладает ученик, сколько его способность применять эти знания на практике. Компетентность становится ключевым критерием оценки результатов обучения.
Как создать урок, соответствующий требованиям ФГОС? Учителю необходимо осознать ключевые направления развития современного урока.
Подготовка урока должна включать создание уникального педагогического произведения с собственным замыслом, завязкой и развязкой, подобно любому произведению искусства. Учитель должен стать искусным актёром второго плана.
Начиная проектировать, вспомним основные составляющие урока.
- Цели и задачи т.е зачем учить?
- Содержание т.е. чему учить?
- Методика т.е. как учить?
Цели и содержание образования претерпевают изменения, внедряются новые методы и технологии обучения. В связи с этим начинается процесс проектирования урока.
Первый этап — определение типа урока. Важно ответить на вопрос: какую роль этот урок играет в структуре изучаемой темы и какой это урок.
Замысел урока отражается, прежде всего, в его целях. Какова ведущая цель урока, которая определяет всю его логику.
А именно:
- какова обучающая цель
- воспитывающая
- коррекционно-развивающая
Сравнивая новые цели и задачи с прежними стандартами, можно заметить, что их формулировка изменилась незначительно. Основное внимание теперь сосредоточено на результатах освоения основной образовательной программы для начального общего образования. Эти результаты представлены в виде личностных, метапредметных и предметных достижений.
Ранее главной целью было формирование знаний, умений и навыков. С введением новых стандартов основной целью стало развитие личности.
Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Если раньше ведущей целью было формирование ЗУН, то с реализацией новых стандартов ведущая цель: развитие личности.
Цели не возникают по звонку на урок. Процесс целеполагания требует значительных усилий. Основная задача заключается в чётком определении и представлении целей обеих сторон, а также в их согласовании. Согласование целей означает, что учитель умеет преобразовывать учебные цели в цели деятельности ученика.
При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, как будто ученик:
- сам себе их поставил
- они понятны ему
- очевидны
- «с интересом и охотой усвояемы». (С.И.Гессен)
Основными характеристиками целей сегодня являются
- конкретность
- привлекательность / побудительность
- достижимость
Задача каждого из нас – выйти на максимальное КПД. Представление целей системой задач.
- Учитель определяет, какие знания, умения, возможно и навыки приобретёт (закрепит, обобщит) каждый ученик в течение этого урока.
- При этом продумывает, как достичь результативности работы каждого обучающегося в достижении планируемых результатов УУД;
- Как формировать у обучаемых самостоятельное, творческое мышление, инициативу, желание учиться;
- Как достичь эффективности урока в реализации задач духовно-нравственного воспитания;
Как построить деятельность учителя по развитию деятельности ученика.
Определяем начальные условия:
- Какие представления и знания учащиеся уже имеют по изучаемой теме к данному моменту?
- Какими умениями и навыками владеют?
- Какие нормы и смыслы у них сформированы?
Работа направлена на уточнение системы задач и организацию вводного повторения при необходимости.
Учитель, исходя из поставленных целей, определяет содержание урока. Особенностью современного урока является не только информирование о том, что ученик должен выучить (запомнить, воспроизвести), но и развитие универсальных учебных действий.
При этом необходимо определить:
- что учитель расскажет сам;
- что ученики изучат самостоятельно;
- какие вопросы поставит учитель;
- какие задания предложит;
- как будет контролировать процесс усвоения
И при этом помним, каковы основные критерии работы с содержанием.
- Это соблюдение принципов дидактики. Необходимо сверять с ними основные положения проекта урока и процесса его реализации.
- Выделение объекта прочного усвоения. К главному, существенному относятся: основные понятия, категории, законы, формулы, ведущие воспитательные идеи учебного материала.
Вместо старого подхода «чем больше, тем лучше» - новый - выделение объекта прочного усвоения.
- Учитель продумывает ценностные основания выбора содержания.
Ценности – это то, чем человек дорожит, из чего исходит в своих оценках других людей, себя самого. Это нравственные идеалы того культурного общества, в котором мы живем.
- Стремление учителя помочь детям раскрыть личностный смысл любого изучаемого материала.
(Многие дети не стремятся хорошо учиться потому, что не понимают, зачем им нужны те или иные знания.)
Следующий этап проектирования – это обоснованный выбор оптимального сочетания методов обучения.
При выборе метода необходимо знать, как методы связаны с задачами урока. Ведь каждая задача решается не любыми, а совершенно конкретными методами или их сочетанием.
Существует следующая их классификация:
- по виду передачи и восприятия учебной информации;
- по степени педагогического управления деятельностью учащихся со стороны учителя;
- по основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе урока;
- по логике изложения и усвоения учебного материала;
- по характеру учебно-познавательной деятельности.
Сравним подходы к обучению. Раньше акцент делался на восприятии новой информации через наблюдение и слушание. Однако с внедрением новых стандартов обучение стало строиться на формировании гипотез для решения проблемных ситуаций.
Для достижения современных целей в области образования, воспитания и развития школьников используются инновационные методы обучения. Один из таких методов — проблемно-поисковый (продуктивный метод обучения). Изучение материала должно основываться не на монологе учителя, а на следующих формах работы: эвристические беседы, дискуссии, диспуты, диалоги и исследовательская деятельность.
Существуют различные приёмы эффективного урока.
У каждого подхода есть свои плюсы и минусы. Важно учитывать и возможности детей при выборе методики. При новых требованиях к оценке необходимо рассматривать не столько сами методы, сколько их обоснованность.
Давайте поговорим о формах проведения урока.
В какой форме наиболее полно реализуются выбранные методы.
Важно сочетать общеклассные, групповые и индивидуальные формы работы, стремясь организовать учебный процесс как коллективную деятельность.
Нетрадиционные формы урока.
Разработка структуры урока.
Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.
- технология личностно-ориентированного обучения
- дифференцированное обучение
- технология проектной деятельности
- развитие критического мышления
- игровые технологии
- икт
- здоровьесберегающие технологии
На следующем этапе проектирования урока следует тщательно выбрать средства обучения.
Важно использовать эти средства обоснованно, целесообразно, рационально и комплексно. Применение учителем тех или иных средств оправдано, если они помогают сэкономить силы и время (дефицитный ресурс), улучшают восприятие учебного материала и позволяют контролировать уровень усвоения знаний. Однако стоит помнить, что излишняя наглядность может замедлить развитие абстрактного мышления у учеников.
При планировании использования мультимедийных ресурсов и работы на компьютере необходимо учитывать санитарно-гигиенические требования к организации учебного процесса.
Следующий этап – рефлексия деятельности.
Учитель целенаправленно развивает у детей навыки рефлексивного мышления. Если раньше мы акцентировали внимание на контроле и самоконтроле усвоения нового материала, то теперь в соответствии с новыми стандартами речь идёт о самооценке и рефлексии результатов деятельности. Это предполагает умение оценивать свою готовность к выполнению задач, выявлять пробелы в знаниях и определять причины возникающих трудностей.
Способность к рефлексии играет ключевую роль в формировании социальной роли ребёнка как ученика и школьника, а также в его стремлении к саморазвитию.
Учитель ставит вопросы:
Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
Для повышения эффективности обучения и развития индивидуальных способностей учащихся, домашние задания рекомендуется дифференцировать по характеру, содержанию и объёму. Это позволит одним ученикам развивать творческие навыки, а другим — закрепить уже изученный материал.
Вот такой кластер по итогу изложения материала можно составить.
Вспомним, о чём говорили.
- определили цели и задачи;
- отобрали содержание урока;
- выбрали формы и методы;
- провели рефлексию и вышли на результат, который планировали в целях и задачах.
Итак, мы спроектировали грамотный, технологичный, профессиональный и современный урок.
Однако важно помнить, что урок — это не только учебный процесс, но и отношения между участниками.
Поэтому необходимо продумать, как создать благоприятную психологическую атмосферу и обеспечить эффективное взаимодействие.
Ранее роль учителя сводилась к передаче знаний, хранению норм и традиций, а также контролю за их соблюдением. Ученик же воспринимался как объект педагогического воздействия. С введением стандартов второго поколения функции учителя изменились: теперь он выступает в роли организатора учебного процесса, способствует сотрудничеству и выполняет роль консультанта. В свою очередь, ученик становится активным участником образовательного процесса, проявляя интерес к учебной деятельности и стремление к самосовершенствованию.
Особое значение имеет настрой преподавателя на качественное проведение урока. Эффективность урока во многом определяется тем, насколько педагог сможет настроиться на работу, войти в нужный ритм и чётко продумать своё педагогическое поведение.
Современный урок — это отражение современного учителя!
Литература
- Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.- М,. Центр педагогического образования,2011год.
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования,2011год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.Что же такое соврем...

Проектирование современного урока в начальной школе в условиях работы по ФГОС НОО»
Презентация по материалам методического объединения...

Проектирование урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
ØШкольные годы – это тысячи уроков – веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.ØЧто же такое современный урок? Современный...

Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Что же такое современный урок? Современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют це...
Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС
Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС...

«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»
Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитета...

