Использование современных технологий обучения детей с ОВЗ
учебно-методический материал

Дымчикова Зинаида Дондоковн

Современный урок требует не только передачи знаний , но и активного вовлечения учащихся, развития их критического мышления и самостоятельности. Этого можно достичь за счет грамотного применения  образовательных технологий, которые делают процесс обучения более продуктивным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                «Использование современных технологий обучения

детей с ОВЗ в процессе реализации ФГОС».

 

Развитие и формирование образовательных процессов в современном обществе, огромный

Опыт педагогических инноваций, школ и педагогов –новаторов,итоги психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и кодификации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход в образовании.

Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.

П. И. Пидкасистый характеризует технологию обучения (педагогическую технологию) как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками.

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся с создании специальных условий для получения образования.

Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных  технологий.

Отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:

  • Интерактивные
  • Цифровые
  • Геймификация.
  • Дифференциация и персонализация
  • Проектные и исследовательские технологии
  • Обратная связь и рефлексия

Современный урок требует не только передачи знаний, но и активного вовлечения учащихся, развития их критического мышления и самостоятельности. Этого можно достичь за счет грамотного применения образовательных технологий, которые делают процесс обучения более продуктивным.

1.Интерактивные позволяют учащимся не просто пассивно воспринимать информацию, а активно участвовать в ее обсуждении и применении.

2.Цифровые. Использование цифровых инструментов расширяет возможности урока, делая ее более наглядным и деятельным:

-Электронные доски и онлайн- платформы помогают организовать дистанционное и смешанное обучение.

- Мультимедийные презентации и образовательные видео улучшают восприятие нового материала.

3. Геймификация – это применение игровых механик в неигровой учебной среде для повышения мотивации, познавательной активности обучающихся.

4. Дифференциация и персонализация. Это технологии адаптивного обучения, позволяют учитывать темпы и уровень подготовки учащихся:

- Разноуровневые задания- дают возможность каждому ученику работать в зоне ближайшего развития.

- Персональные образовательные траектории формируются на основе диагностики знаний и интересов.

- Автоматизированные системы проверки( например, тесты с мгновенной обратной связью) экономят время учителя и помогают ученикам видеть свои ошибки.

5. Проектные и исследовательские технологии развивают самостоятельность и креативность.

6.Обратная связь и рефлексия.

- Электронные опросы и анкетирование для быстрой оценки понимания темы.

-Системы формирующего оценивания, например, мини-тесты или облака слов для проверки усвоения материала.

- Рефлексивные вопросы ( Что было самым сложным? Как можно применить эти знания?) помогают учащимся осознать свой прогресс.Выбор методик зависит от целей урока, возраста учащихся и доступных ресурсов. Главная задача педагога – не просто применять современные инструменты, а делать это осознанно, сочетая их с традиционными методами для достижения нужного эффекта.

Использование технологий в образовании превращает урок в активный, увлекательный процесс, где каждый ученик может проявить себя и достичь нужных результатов.

В своей работе я использую следующие технологии:здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, игровую технологию, технологию проблемного и дифференцированного обучения, проектную деятельность. Данные технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся.

1. Технология проблемного обучения

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных и энциклопедических статей. Технология проблемного обучения универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

2.Игровые технологии.

Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию.

Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира расширяет представление о природе и красоте родного края.

3. Здоровьесберегающая технология.

Здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью работы с детьми с ОВЗ, позволяя создать условия для их полноценного развития, успешной адаптации и формирования здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии применяются на всех этапах урока, поскольку предусматривают чёткое чередование видов деятельности. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физкультминутки ,дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.

4. Технологии дифференцированного обучения.

Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей   учащегося, стараюсь создавать на уроках комфортную психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность.

 5. Информационно – коммуникационные технологии.

Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности.Активно использовать на уроках компьютерные приложения,которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.

 Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний. Использую на уроках  и внеклассных мероприятиях компьютерные игры, мультимедийные презентации, аудиовизуальные  технологии.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы.

 

Основными направлениями моей работы при использовании ИКТ являются:

  • мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ: «Уроки русского языка», «Уроки математики», «Уроки литературного чтения» для 1-4 классов;
  • дистанционные олимпиады и конкурсы;
  • уроки на основе авторских компьютерных презентаций;
  • виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.

6. Проектная деятельность.

Метод проектов. Его суть –стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять.

Метод проектов ориетирован на самостоятельную деятельность учащихся, органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.В работе с детьми с ОВЗ необходимо  более тщательно составлять план, в котором бы учитывались особенности развития:слабое внимание и запоминаемость, низкая аналитическая и мыслительная деятельность, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость. Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельностьдетей;осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать её;  способствуют развитию творческих способностей детей; способствует умению наблюдать,слушать,обобщать и анализировать; способствует развитию мышления; развивает внимание, память,речь.

Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, в различных творческих конкурсах.
Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.

Библиографический список

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.
  3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002. – 120 с.
  4. Педагогические Интернет-ресурсы.
  5. Громова О.К. «Критическое мышление – как это по-русски? Технология творчества. // БШ №12, 2001
  6. Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1. – С.36-38
  7. Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. – №2. – С.107-114


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы МО. "Использование современных технологий обучения в рамках ФГОС".

Материалы МО. "Использование современных технологий обучения в рамках ФГОС"....

Использование современных технологий обучения на уроках русского языка в начальном общем образовании.

Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной творческой личности.Главная задача на современном этапе обучения считаю развитие речи. Решение данной проблемы я вижу в ор...

презентация «Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС».

презентация «Использование современных технологий обучения  в начальной школе в процессе реализации ФГОС»....

Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Конечно же ум...

«Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС"

Основной задачей учителя является создание на уроке образовательной среды, где каждому ученику было бы комфортно и интересно добывать новые знания вместе с учителем. Учитель в этом случае выступает в ...

Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС

Использование современных пед.технологий  в работе позволяет мне добиваться высокого качества обучения. способствует  развитию познавательной активности....

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование современных технологий обучения на уроках математики в начальной школе в процессе реализации ФГОС»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование современных технологий обучения на уроках математики в начальной школе в процессе реализации ФГОС»...