Материалы МО. "Использование современных технологий обучения в рамках ФГОС".
статья по теме

Пастухова Вера Викторовна

Материалы МО. "Использование современных технологий обучения в рамках ФГОС".

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Пастухова Вера Викторовна

«Использование современных технологий обучения в рамках ФГОС».       “Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться”. (В.Сухомлинский)


Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества - экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития.

Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.
Школа призвана подготовить ребенка к жизни в условиях неопределенности и высоких темпов развития, то есть, к жизни в мире, о котором сам учитель не имеет четкого представления. 
В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя.

Из всего набора педагогических и образовательных технологий остановимся на современных технологиях.

Обратимся прежде всего к самому понятию «технология». 
«Технология» - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

«Педагогическая технология» - это совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

В современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий  выделили: 
-
Личностно-ориентированное обучение;
-Здоровьесберегающие технологии;
-Информационно-коммуникационные;
-Технологию уровневой дифференциации
-Игровые технологии;
-Тестовые технологии
-Коллективную систему обучения;
-Технологии проектной деятельности.

Весь этот «веер» технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, творчески думающего, владеющего современными методами, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

Каковы показатели их эффективности современных технологий?

Технология личностно-ориентированного обучения. 

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования 
Почему мы отдаем предпочтение этой технологии обучения.

 Во-первых, личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы - личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей. 

Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлечённого.
В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, проектную деятельность.
Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности,специфическим особенностям каждого класса. 

Технология использования игровых методов.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям: 
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; 
- учебная деятельность подчиняется правилам игры; 
- учебный материал используется в качестве её средства; 
- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых; 
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Технология проектной деятельности. 

Проект – форма организации совместной деятельности людей. Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта

То есть ученик учится: 
ставить цель, в соответствии со своими потребностями; 
намечать план своей деятельности; 
подбирать необходимые средства для реализации своей цели; 
осуществлять определенную деятельность по плану;

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие). К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. 
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. 
Использование ИКТ позволяет учителю проводить уроки: 
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне 
-
обеспечивает наглядность 
-привлекает большое количество дидактического материала 
-
повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 раза 

-обеспечивает высокую степень дифференциации обучения 


СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Технология уровневой дифференциации

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это
создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.

Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей.

Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный yспex.

Коллективная система обучения (КСО)

Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса строится на сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности.

Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя, дают возможность продвигаться каждому ученику в индивидуальном темпе, способствуют проявлению и развитию способностей каждого ребенка.
Тестовые технологии.

Тестовые технологии:
-
во-первых, обеспечивают объективность контроля,исключают субъективный фактор (за одну и ту же работу ученики получают разные оценки). 
-
во-вторых - легко обрабатываются результаты (проверять гораздо легче, чем контрольные работы), экономится время учителя.
-в-третьих - развивается логическое мышление учащихся, внимательность.
В сочетании с различными видами проверки, используются компьютерные тестовые задания, которые является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.

Здоровьесберегающие технологии.

Следующая технология – здоровьесберегающая технология, является первостепенной в XXI веке. 

«Здоровьесберегающие образовательные технологии» - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. 

В нашей школе мы стараемся использовать здоровьесберегающие технологии, но по возможностям

-Введёно 3часа физкультуры 
-На уроках проводим физминутки.
-
Массажные упражнения.

-Введена внеурочная деятельность «Азбука здоровья»

Система инновационной оценки «ПОРТФОЛИО» 

К числу современных образовательных технологий можно отнести и систему инновационной оценки «портфолио». 

Портфолио (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения

Проектная деятельность, которой уделяется внимание на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, представление своих проектов. Они не просто учатся воспроизводить увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение. И это речь ведь идет о детях, которым 7 лет.Мы рассмотрели педагогические технологии в учебном процессе, которые можно использовать на уроках , для достижения качественного обучения. Но учитывая работу в малокомплектных классах с малым контингентом учащихся, приходится обдумывать и использовать те технологии , которые уместны в данном случае.
Таким образом 
Вариативность использования современных технологий даёт положительную динамику и возможность прогнозировать положительные изменения, в программе развития школы. В результате использования современных технологий повышается качество обучения учащихся.
И в заключении хочу сказать: «Да, инновации требуют огромной затраты сил, времени, но это то, что делает нас современным своему времени. Мы стремимся к успеху. И если будут успешными учителя и школа, значит, есть надежда на то, что наши ученики тоже будут успешными и счастливыми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС».

презентация «Использование современных технологий обучения  в начальной школе в процессе реализации ФГОС»....

Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Конечно же ум...

«Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС"

Основной задачей учителя является создание на уроке образовательной среды, где каждому ученику было бы комфортно и интересно добывать новые знания вместе с учителем. Учитель в этом случае выступает в ...

Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС

Использование современных пед.технологий  в работе позволяет мне добиваться высокого качества обучения. способствует  развитию познавательной активности....

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование современных технологий обучения на уроках математики в начальной школе в процессе реализации ФГОС»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование современных технологий обучения на уроках математики в начальной школе в процессе реализации ФГОС»...

Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС.

В своей статье я использую следующие технологии: технологию критического мышления, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровую технологию, технологию проблемного и дифференцированного...