Современные подходы к формированию каллиграфического навыка
статья (1 класс)
Наряду с традиционной методикой формирования каллиграфического навыка у младших школьников существуют и авторские технологии по формированию навыка письма. В настоящее время по проблеме формирования каллиграфического навыка работают: Е.Н. Соколова, Н.Г. Агаркова, М.М. Бехруких, В.А. Илюхина, Е.Н. Потапова. Сравним методики некоторых авторов с целью определения степени эффективности данных подходов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 322.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы к формированию каллиграфического навыка
Наряду с традиционной методикой формирования каллиграфического навыка у младших школьников существуют и авторские технологии по формированию навыка письма. В настоящее время по проблеме формирования каллиграфического навыка работают: Е.Н. Соколова, Н.Г. Агаркова, М.М. Бехруких, В.А. Илюхина, Е.Н. Потапова. Сравним методики некоторых авторов с целью определения степени эффективности данных подходов.
Методика по формированию каллиграфического навыка письма учащихся “Письмо с секретом” В.А. Илюхиной.
Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма, говорит автор. В.А. Илюхина пришла к выводу, что сложнее всего написать детям те элементы букв, где присутствует “овал”. Учёной было предложено заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы.
В.А. Илюхина выделила основные элементы письма: прямая наклонная палочка вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, "Поворот на месте" (закруглить), "Крючок до середины", "Секрет", "Закрыть секрет", "Рельсы". Упражнения, содержащие эти элементы, приучают писать детей в такт, по команде. Строгий размер в движении - вот вся тайна красивого и быстрого письма. Эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренирует память.
Все вышеуказанные элементы пишутся без отрыва руки от тетради. В.А.Илюхина при написании слова предлагает проговаривать каждую букву, обращаясь за помощью к детям. Основные элементы: прямая наклонная линия, "поворот на месте", "крючок до середины", "секрет"- встречаются часто, и дети легко усваивают. Каждый последующий урок - новая буква. Причем, начиная примерно с середины сентября, дети "отправляются в поиск" самостоятельно.
На уроке звучит речь, и произносит ее ребенок, который не всегда еще может дать полный ответ на другой вопрос учителя! Например: "Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем "поворот на месте", поднимаемся по "крючку" до середины, пишем "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия вниз, выполняем "поворот на месте", поднимаемся по "крючку" до середины, пишем "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия вниз, "поворот на месте". То есть дети объясняют написание каждой буквы и в итоге получают целое слово- школа.
Методика В.А.Илюхиной очень эффективна. Она имеет много своих плюсов: во-первых, экономичность обучения, быстрота периода обучения; во-вторых, положительная мотивация в действиях детей; в-третьих, развитие внимания, памяти.
Технология обучения письму Е.Н.Потаповой.
Она основывается на трёх этапах:
- развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами), над данной проблемой также работала Н.А.Федосова.
- развитие тактильной памяти (работа с карточками- образцами для обвода);
- закрепление знаний, умений, навыков (работа с кальками).
Многие размышления по данному вопросу соединились затем с размышлениями В.А.Илюхиной. Методика В.А.Илюхиной “Письмо с секретом” дает теоретическую разработку данной проблемы. Она как бы поднимает методику Е.Н.Потаповой на обновленный уровень, дополняя ее новым подходом к технике письма.
Данная методика - творческое переосмысление идей Е.Н.Потаповой, дополненная собственными приемами, дающими высокий образовательный эффект, оригинальным подходом к решению данной проблемы.
Для школьников есть система четких эталонов - алгоритмов написания букв. Эти алгоритмы должны быть хорошо усвоены учащимися.
В основу каждой буквы лег математически точный расчет: деление наклонной линии на 2 или 3 части. (Буквы могут соединяться на середине высоты, а могут на 1/3 части). Основа в обучении – буква «и», поэтому тщательно отрабатывается безотрывное написание двух крючков, которые подводят к букве «и». Это очень важный этап, потому что данный элемент (крючок) необходим при написании почти всех букв. Таким образом, в первые 5-6 уроков учитель, можно сказать, закладывает формулу письма на основе буквы «и», состоящую из 7 позиций. С детьми обыгрывается ситуация: буква «и» - королева страны Букволандии. Чтобы добраться до этой страны и встретиться с королевой, нужно пройти 7 воротец. Так в игровой форме дети знакомятся с основным алгоритмом письма.
Основной алгоритм письма является:
1.Написание прямых наклонных линий с соблюдением точных интервалов и их параллельности.
2. Деление наклонной линии и рабочей строки на 2 и 3 части по вертикали с целью подготовки к правильному выполнению соединений элементов букв и букв в слове (включение определенного математического расчета в написание букв, слов).
3. Выполнение закругления на нижней линии рабочей строки как связующего элемента между двумя разнонаправленными линиями.
4.Письмо крючковой линии до середины строки. (Крючковая линия вместе с прямой наклонной и закруглением обычно называется крючком.)
5. Письмо «секрета», т. е. прямой линии, которая продолжает крючковую линию от середины строки до верхней ее линеечки, соединяя конец крючка с верхней линеечкой рабочей строки («секрет» пишется параллельно прямой наклонной линии.)
6.Письмо вниз по «секрету» до нижней линии строки, т.е. написание второй наклонной линии («прячем «секрет»).
7.Завершение написания второго крючка (второе закругление и вторая крючковая линия).
Все эти составляющие алгоритма определяют собой написание буквы и, а также по отдельности или по нескольку вместе они входят в состав очень многих букв русского алфавита. Это не значит, что при ознакомлении с остальными буквами обучающиеся не встретятся с новыми элементами, но к их написанию они в основном будут подготовлены, если овладеют данным алгоритмом. Буква и вобрала в себя все основные элементы, часто встречающиеся при письме.
На основе соединения двух крючков между собой показан принцип соединения элементов и букв между собой, наиболее часто используемый при письме. Рассмотрим это на примере превращения буквы и в наиболее употребительные при письме — строчные буквы.
Обучающийся видит все преобразования, убеждается, как важно научиться правильно писать и соединять два крючка. В процессе усвоения основного алгоритма важно познакомить школьников со средствами проверки правильности написанного. С этой целью вводятся следующие графические знаки: середина ( — ), одна треть сверху или снизу (х), просвет снизу, «шалашик» (•), просвет сверху, «гнездышко» (v).
Ученики путем анализа, логических рассуждений, сравнений не только объясняют написание букв, но и усваивают правильный принцип безотрывного письма. Такое построение графической работы способствует активизации мыслительной деятельности ученика.
Помимо отработки написания той или иной буквы, ученик должен уметь отличить правильно написанную букву от неправильно написанной и указать, в чем заключаются ошибки (если они есть) и как их устранить.
Очень важно работу по анализу буквы проводить как можно раньше, так как ее результативность положительно сказывается на формировании правильного графического навыка. В букварный период следует уделять значительное внимание развитию графической зоркости, а не увлекаться скоростью письма.
Детям предлагаются разнообразные задания. Например, игра «Угадай букву» (узнать и дописать букву), «Найди графические ошибки», «Восстанови слово», «Найди пару каждому элементу»
Для лучшего осознания ребятами написания букв в их алгоритмах используются обозначения «качалочка», «секрет», «клюшка», «узелок» и др. Эти дополнительные обозначения понятны детям, легко запоминаются и успешно воссоздают в их сознании необходимые графические образы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный подход к формированию навыка смыслового чтения
«Люди перестают мыслить,когда перестают читать»(Д. Дидро). Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять...

Современные подходы формирования каллиграфических навыков у учащихся младших классов с нарушением речи.
В настоящее время у методистов возникает вопрос: «Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе?»К сожалению, количество дет...

Современный подход к формированию навыка смыслового чтения
Современный подход к формированию навыка смыслового чтения· Морозова Янина Сергеевна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в...

Современный подход к формированию навыка смыслового чтения.
Современный подход к формированиюнавыкасмыслового чтения....

Доклад на ШМО «Современные подходы к формированию каллиграфического навыка у обучающихся воспитанников с ОВЗ.»
В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. Современному обществу требуется всесторонне развитая личность -личность интеллектуально мыслящая,...
Современные подходы при формировании орфографических навыков у младших школьников на примере Республики Саха (Якутия)
Сегодня развитие грамотности, формирование орфографических навыков у младших школьников является одной из важнейших задач учителя начальных классов. Для этого каждый педагог старается использовать раз...
Использование современных подходов к формированию каллиграфических навыков
Сравнение современных и традиционных технологий в обучении письму...

