Технология развития критического мышления на уроках в начальной школе.
статья
Сообщение соддержит теоретическую информацию о критическом мышлении, а также описание некоторых прёмов, используемых в начальной школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология
развития критического мышления на уроках в начальной школе.
Приоритетом современного образования в соответствии с ФГОС является формирование у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности .
Развитие критического мышления – одна из технологий, соответствующих требованиям стандартов второго поколения.
Что такое критическое мышление и какие приёмы критического мышления используются на уроках в начальных классах.
Критика - изучение или обсуждение чего-либо с целью поисков недостатков. С.И.Ожегов
Мышление – это творческий познавательный процесс, обобщённо и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира.
Критическое мышление –способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты , как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения. Это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать её, способность выслушать собеседника , тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику. Это интерактивная технология, она развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения , учит учиться. Технология критического мышления формирует поисково-исследовательскую деятельность обучающихся. Дети учатся находить главную мысль в тексте, работают с разными источниками информации.
Главная цель технологии развития критического мышления- развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно, развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Говоря иначе, эта технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.
Данная технология предполагает использование на уроках трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
I этап – СТАДИЯ ВЫЗОВА- на этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. На стадии вызова у ребёнка должно сформироваться представление , чего же он не знает «Что хочу узнать?». Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевёрнутые логические цепи, свободное письмо.
Приём «Ассоциативная карта» (работа в группах на бумаге, один отвечает от группы).
Например: напишите слова-ассоциации к слову «ДРУЖБА».
Стратегия «Предположение».
-Кто автор рассказа?
- Можете ли определить тему рассказа?
- О чём может быть рассказ с таким названием?
-Что может произойти в рассказе с таким названием?
- Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?
2 этап – ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. На данной стадии ребёнок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии. Это самый длительный этап урока, который предполагает получение новых знаний, их осмысление, соотнесение с имеющимися. Цель - побудить ребёнка к высказываниям, дать толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес учащихся к информации и добиться её понимания. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления. Это стадия, на которой обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступлений, выполнения опытов. Это также стадия обучения, во время которой учитель оказывает наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время этой стадии обучаемый должен самостоятельно и активно участвовать данной работе. На этой стадии используются следующие приёмы: пометка на полях, чтение с остановками, вопросы уточняющие, интерпретационные, творческие, оценочные, практические.
Стратегия «Чтение с остановками» .
Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?".
Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в несколько этапов: чтение — вопросы по тексту — предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте.
Важно! Вопросы должны быть разными по уровню сложности и затрагивать все аспекты восприятия. Лучше всего использовать приемы «Толстые и тонкие вопросы».
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ (Кто автор рассказа? Как называется рассказ? Что делали главные герои?)
Толстые вопросы –это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы (Правильно ли поступили главные герои? Объясни, почему так назван рассказ? Как ты думаешь, какова главная мысль рассказа? Предположи, что ты сделаешь, если…)
3 стадия – РЕФЛЕКСИЯ. Размышление. На этой стадии происходит осмысление всей информации, полученной на первых двух стадиях. Здесь необходимо помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал. Определить направления в дальнейшем изучении материала. Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися. На этом этапе может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. На этом этапе используются следующие приёмы: синквейн, размышление от обратного, перепутанные логические цепочки, мысли по аналогии. В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.
Приём Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Он пишется по определённым правилам.
Первая строчка- название темы в одном слове (существительное).
Вторая строчка - описание темы в двух словах (прилагательные или причастия).
Третья строчка – описание действия в трёх словах (глаголы или деепричастия).
Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строчка – синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
НАПРИМЕР, при прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.
Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка.
Описание темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая.
Описание действия. Читать, пересказывать, учить.
Фраза, выражающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек.
Слово — синоним. Фантазия, выдумка.
Приём «Перевёрнутые логические цепочки»
Части текста записаны на отдельных листочках. Нужно восстановить их последовательность, составить текст из частей.
Приём «Незаконченное предложение».
Детям предлагается закончить предложения или ответить на вопросы:
- Было интересно….
- Новым для меня стало…
- Мне понравилось…
- Где мне было легко?
- Что давалось с трудом?
- Теперь я смогу…
Применять эти приёмы можно на всех уроках. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить и применить.
Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления на многих уроках в начальной школе. Её применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.
Применение данных приёмов критического мышления на уроках в начальной школе позволяет получить хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запомнить изученный материал, ведь на уроках в начальной школе важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.
ВЫВОДЫ:
Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
- находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
- анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;
- сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
- выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.
Работа по технологии критического мышления отмечает следующие преимущества:
- учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей; учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
- увеличивается интеллектуальный потенциал учеников, расширяется их словарный запас;
- совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
- вырабатывается уважение к собственным мыслям и чувствам;
- обостряется любознательность, наблюдательность;
- развивает активное слушание;
- повышает самооценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»
Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).
В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....
Проект «Технология развития критического мышления на уроках в начальной школе»
Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления....

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
Познакомить с технологией развития критического мышления, приобрести практический опыт использования некоторых приёмов ТРКМ....
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.
Мастер класс по теме...

Выступление но РМО по теме:"Технология развития критического мышления на уроках в начальной школе", март 2018
Развёрнутый конспект выступления на РМО...
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
Данная работа рекомендована учителям начальной школы...
