Отчет по самообразованию на тему: "Я знаю, как научить ребенка смело отвечать у доски"
методическая разработка

Павлова Милена Романовна

В отчете представлена система работы, направленная на преодоление страха публичных ответов у учащихся начальных классов. Рассматриваются конкретные приемы и упражнения для создания психологически безопасной среды, снижения тревожности и развития навыков уверенного поведения. Описаны эффективные методы подготовки к ответу, использования визуальных опор и игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

учителя начальных классов МБОУ СОШ №55

Павловой Милены Романовны

на тему:

«Я знаю, как научить ребенка смело отвечать у доски»

Цель: повышение профессиональной компетенции в области создания психологически комфортной образовательной среды и разработка методических приемов для формирования у учащихся начальных классов уверенности при публичных ответах.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы детской психологии (тревожность, самооценка) и возрастные особенности младших школьников;
2. Проанализировать причины страха публичных выступлений у детей;
3. Разработать и апробировать на практике систему упражнений и приемов для преодоления страха ответа у доски;
4. Оценить эффективность проделанной работы и обобщить результаты.

План работы:
1. Теоретический этап (сентябрь-октябрь): Изучение психолого-педагогической литературы, методических пособий и статей по теме.
2. Практический этап (ноябрь-март): Внедрение и применение разработанных приемов в учебный процесс, наблюдение за учащимися.
3. Аналитический этап (апрель-май): Подведение итогов, анализ результатов, оформление отчета.

«Если педагог соединяет в себе любовь

к делу и к ученикам, он - совершенный педагог.»

Лев Толстой

Вообще, не волноваться, стоя у доски на виду у всего класса, когда каждое твоё слово отдаётся в стенах школьного кабинета при полнейшей тишине звонкой барабанной дробью, могут лишь единицы. Да и то, найдётся такой случай, когда и у таких уверенных в себе «трясутся коленки». Только вот справляться с такой ситуацией удаётся не каждому, и умение «взять себя в руки» вырабатывается иногда годами.


Ход работы и основные результаты
1. Теоретическое изучение проблемы
В рамках самообразования была изучена следующая литература:
· Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» (принципы безусловного принятия);
· Работы по педагогической психологии, посвященные проблеме школьной тревожности;
· Методические рекомендации по формированию УУД (коммуникативных и личностных).


Были выявлены ключевые
причины страха ответа у доски:
·Боязнь совершить ошибку и быть осмеянным;
·Страх негативной оценки учителя и одноклассников;
·Неуверенность в своих знаниях;
·Особенности темперамента (застенчивость);
·Негативный предыдущий опыт.
2. Система практических приемов, применяемых на уроках
На основе теоретических знаний была разработана и внедрена система работы, которая включает следующие направления:
а)Создание поддерживающей атмосферы в классе:
· Введено «Правило доброго слушателя»: когда один ученик отвечает, остальные смотрят на него, слушают, не перебивают, а после ответа могут добавить или задать вопрос по делу;
· Использую технику «Давай подумаем вместе». Если ученик затрудняется, я не тороплю его, а предлагаю помощь классу: «Ребята, как мы можем ему помочь? Какая подсказка нам нужна?»;
· Исключила оценочные и критические реплики в момент ответа («неправильно», «плохо»). Вместо этого использую технику « двух звезд и пожелания»: после ответа мы с классом находим два положительных момента (звезды) и одно пожелание на будущее.
б)Подготовительные и тренировочные упражнения:
· «Пробный ответ»: ученик может сначала рассказать материал не у доски, а с места, или шепотом учителю на ушко;
· Работа в парах и малых группах («три-пять»). Дети отрабатывают ответ друг с другом, что снимает напряжение;
· Использование опорных схем и конспектов. Разрешаю пользоваться планом ответа, таблицей или рисунком на карточке, что служит «безопасной подушкой» для тревожного ребенка;
· Игровые технологии: ответ у доски в формате игры («Кто хочет стать отличником?», «Телепередача», «Научный доклад»).
в)Работа с эмоциональным состоянием:
· Провожу минутки релаксации перед контрольными и устными опросами (глубокие вдохи-выдохи, упражнение «Улыбнись»);
· Учу детей использовать аффирмации: «Я спокоен», «Я хорошо подготовился», «Я все смогу»;
3.Результативность
На конец учебного года можно отметить следующие положительные изменения:
· Снизился уровень тревожности во время устных опросов. Дети стали спокойнее и увереннее выходить к доске;
· Повысилась активность на уроках. Количество желающих ответить увеличилось;
· Улучшился психологический климат в коллективе. Ученики стали более поддерживающими по отношению друг к другу;
· У [Конкретные имена учащихся, например, «старательный ученик К.» или «очень стеснительная ученица М.»] появились первые успехи, они начали добровольно выходить к доске, пусть и с помощью опор.
Вывод:
Работа над темой самообразования показала, что проблема страха ответа у доски решаема через комплексный подход. Ключевым условием успеха является не давление, а создание ситуации успеха для каждого ребенка, атмосферы взаимного уважения и поддержки. Систематическое применение описанных приемов позволяет снять психологические барьеры и помочь каждому ученику раскрыть свой потенциал.
Перспективы на будущее:
· Продолжать применять и совершенствовать разработанную систему;
· Вовлекать родителей в работу по снижению тревожности у детей через индивидуальные консультации;
· Разработать памятку для учащихся «Как уверенно ответить у доски».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д. Б. Эльконин. – Москва : Издательство НПО 'МОДЭК' ; 1998. – 193 с.

2. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте :

/ А. К. Маркова. – Москва : Издательство Просвещение ; 1983. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Я знаю, как научить ребёнка смело отвечать у доски»

В данном материале вы сможете найти способы работы над ответами детей на уроке, тем самым облегчить обучение ученику и работу учителя на уроке. Каждый ребёнок по своему опасается ответа у доски, но не...

Презентация для выступления на тему "Я знаю, как научить ребёнка смело отвечать у доски"

Данная презентация является дополнительным материалом к выступлению, которое имеется на моей странице. Материал данный в презентации поможен более ярко и красочно расскрыть данное выступление....

Выступления на методическом форуме на тему: «Я знаю, как научить ребёнка смело отвечать у доски».

Выступления на методическом форуме на тему: «Я знаю, как научить ребёнка смело отвечать у доски». В данном материале представлен материал, как научить ребёнка не бояться отвечать у доски....

Тема: «Я знаю, как научить ребенка смело отвечать у доски».

В докладе представлены причины страха ученика отвечать у доски и как учителю с этим справляться....

Тема: «Я знаю, как научить ребенка смело отвечать у доски».

Рассматривается несколько ситуаций, когда ребенок боится отвечать у доски и что с этим делать учителю....

Выступление на педагогическом совете по теме: "Я знаю, как научить ребёнка смело отвечать у доски"

Разработка выступления на ШМО на тему «Я знаю, как научить ребенка смело отвечать у доски»...