Система оценивания образовательных достижений в начальной школе.2025год
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Постникова Оксана Ивановна

Система оценивания – сложная и многофункциональная система, включающая  текущую  и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.

Основой для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений и для итоговой оценки использую стартовый, текущий, тематический, промежуточный контроль. Система оценивания выстраивается таким образом,чтобы учащиеся включались в контрольно оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

 

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
  • ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
  • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Оценка  личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.

А потому оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:

Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.

Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам и учащимся.  Они  могут вырабатываться ими совместно.

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности»

Всё это требует пересмотра существующей практически повсеместно системы оценивания, выраженной  в баллах по пятибалльной (а точнее, по четырехбальной ) шкале. Такая оценка ограничивается  сугубо утилитарной  целью:  проверить степень усвоения знаний,  выработку умений и навыков по конкретному учебному предмету и носит крайне неинформативный характер как для учителя, поскольку не позволяет ему  выносить суждения  об эффективности программы обучения,  ни об индивидуальном прогрессе  и достижениях учащихся,  так  и для ученика, поскольку дает ему информацию лишь об общем уровне выполнения программы, но не о характере испытываемых затруднений, не позволяет развивать рефлексию и такие универсальные учебные действия, как  умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Следовательно, школе требуется создать  такую систему оценивания, которая бы точно и объективно  позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика — как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давала бы действительно целостное,  а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.

Один из таких методов — проведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения.

Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных, законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени, и требующие для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности — от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.

Таким образом,  складывается следующая совокупность данных об отдельных сторонах учения ребенка и его учебных достижениях: листы наблюдений, отражающие динамику образовательных  достижений  учащихся  (начиная с 1-го класса) по  следующим показателям:

Оценка выполнения работы, отражающая малочисленные, но существенно более объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися; причем все результаты, выводы и оценки в этом случае могут быть перепроверены, поскольку такая оценка делается на основе аудио- и видеозаписей, письменной фиксации фактов.

  Результаты тестирования, отражающие, как правило, учебные достижения учащихся в освоении материала от дельных тем курса. В приводимых рекомендациях этот метод  следует использовать на этапе проведения тематических зачетных работ, а также на этапе стартовой диагностики.    

Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся в начальной школе

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию,  самосовершенствованию и самоконтролю. Оценивание, как самого процесса познания, так и его результатов,  рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.

Настоящее положение определяет основы организации оценки знаний, предметных универсальных учебных действий, формы и порядок промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО).

Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся разработано на основании

  • п.3 ст.15 Закона РФ «Об образовании»,
  • Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования,
  • ФГОС НОО.

Основным показателем развития обучающихся является уровень сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов. Метапредметные результаты включают совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей  комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по учебным предметам. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний,  достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по предметам осуществляется в письменной и в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по предметам проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.

На персонифицированную итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе планируемых результатов начального образования «Выпускник научится»

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Их оценка осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.

Успешность освоения учебных программ обучающихся 2-4 классов оценивается в форме бальной отметки «5», «4», «3», «2». В личном деле выставляется отметка по пятибалльной шкале.

Перевод в пятибалльную шкалу осуществляется по соответствующей схеме.

 

Качество освоения программы

Уровень достижений

Отметка в 5 балльной шкале

90-100%

Высокий

«5»

66 -89%

повышенный

«4»

50 -65 %

средний

«3»

меньше 50%

ниже среднего

«2»

 

В журнале ставится отметка в пятибалльной шкале.

 

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки  «хорошо, но не отлично» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

  • либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
  • либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (НЕобязательный)  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка  «превосходно».

 

Критерии оценивания предметных результатов ФГОС НОО (2-4 классы).

Русский язык. 1 класс

1. В период обучения грамоте контроль проводится посредством небольших работ, включающих в себя письмо под диктовку изученных строчных и прописных букв, отдельных слогов,

слов простой структуры, списывание слов и небольших по объему предложений и рукописного, и печатного шрифтов.

2. В конце учебного года проводятся списывание с печатного шрифта и письмо под диктовку

небольших по объему текстов. Подбираются тесты, в которых написание слова не расходится с произношением.

3. При выявлении уровня развития умений и навыков по письму учитывается развитие каллиграфических навыков; знаний и умений по орфографии.

4. Высокому уровню развития навыка списывания текста с печатного образца соответствует

письмо без ошибок с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 недочета.

Среднему уровню развития навыка списывания текста с печатного образца соответствует

письмо, при котором число ошибок не превышает 3 и не более 3 недочетов.

Низкому уровню развития навыка списывания текста с печатного образца следует отнести

письмо, которое в целом, не соответствует перечисленным выше требованиям, небрежное,

неразборчивое, с помарками.

К числу недочетов относятся:

 Искажение формы букв;

 Несоблюдение точных пропорций по высоте строчных и заглавных букв;

 Наличие неправильных соединений, искажающих форму букв;

 Выход за линию рабочей строки, не дописывание до нее;

 Крупное и мелкое письмо;

 Отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами.

2-4 классы

Диктанты

Оценка«5»:ошибок нет, допускается 1-2 исправления; работа написана аккуратно, в соответ-

ствии с требованиями письма.

Оценка«4»:допущено не более 2 орфографических ошибок или 4 недочетов; работа выполнена

чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка«3»:допущено 3-5 орфографических ошибок или 8 недочетов; работа написана небрежно.

Оценка «2»: допущено 6 и более орфографических ошибок или более 8 недочетов; работа напи-

сана неряшливо.

Ошибкой в диктанте следует считать:

 

Нарушение правил орфографии при написании слов;

 

Неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями;

 

пропуск, перестановка, замена букв, слогов в словах;

 

замену слов (более одного);

 

отсутствие знаков препинания в пределах изучения программы данного класса. За

ошибку в диктанте не считаются:

 

ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

 единичный пропуск точки в конце предложения, если

первое слово следующего предложения записано с заглавной буквы;

 единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

 

два исправления;

 

две пунктуационные ошибки;

 

повторение ошибок в одном и том же слове. Не-

грубыми ошибками считаются следующие:

 

повторение одной и той же буквы в слове;

 

дважды записанное одно и тоже слово в предложении;

 

неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов)

на одно и то же правило; 

перенос слова.

Требования к тексту диктанта:

Текст диктанта подбирается средней трудности, с расчетом на возможность выполнения всеми

детьми. Текст содержит достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на неизученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.

Требования к количеству слов в диктанте

Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

-

15-20слов

2 класс

25-35слов

35-45слов

3 класс

45-55 слов

55-65слов

4 класс

65-75слов

75-80слов

Грамматические задания

Оценка «5»: все задания выполнены безошибочно, допускается 1 ошибка и исправления. Высо-

кий уровень: 90% -100% от общего объёма заданий.

Оценка«4»:правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

Уровень вышесреднего: 65%-89% от общего объёма заданий.

Оценка«3»:правильно выполнено не менее 1/2 заданий. Средний уровень: 51% - 64% от общего объёма заданий.

Оценка«2»: большинство грамматических заданий не выполнено. Низкий уровень: менее 50% от общего объёма заданий.

Словарный диктант

Оценка«5»:ошибок нет.

Оценка«4»: 1 ошибка и 1 исправление.

Оценка«3»:2 ошибки и 1 исправление.

Оценка«2»:3–5 ошибок.

Ошибкой считается любая допущенная орфографическая ошибка, включая пропуск и замену

букв.

Требования к количеству слов в словарном диктанте

Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

-

5-6слов

2 класс

8-10слов

10-12слов

3 класс

10-12слов

12-15слов

4 класс

12-15слов

15-18слов

Изложения и сочинения

К работам творческого характера относятся свободный диктант, изложение, сочинение, рассказ

по картинкам, личному опыту и т.д. на начальном уровне образования все

творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательные оценки за них не выставляются.

Во 2-4 классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка с умётом со-

держания, речевого оформления и грамотности написания слов.

Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинений, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса, тексты для 4 класса – до 25-30 слов.

Оценка «5»:

а) по содержанию и речевому оформлению:

 правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словарного запаса,

правильность речевого оформления (допускается 1 речевая неточность).

б) грамотность:

 

нет грубых орфографических и пунктуационных ошибок;

 

допускается 1-2 исправления.

Оценка«4»:

а)по содержанию и речевому оформлению: 

правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но

имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

 

допускается1-2речевых или фактических недочета, или недочѐт в содержании и построении

текста.

б) грамотность:

 

1-2 орфографические и 1-2пунктуационные ошибки, 1-2исправления.

Оценка«3»:

а)по содержанию и речевому оформлению:

 

Имеются отступления от авторского текста;

 

Отклонение от темы;

 

допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в по-

строении 1-2 предложений;

 

бедность словарного запаса;

 

имеются речевые неточности;

 

3-5 речевых недочетов в содержании и построении текста. б)

грамотность:

 

3-5орфографических и не более 2 пунктуационных ошибок, 1-2 исправления.

Оценка«2»:

а)по содержанию и речевому оформлению:

 

Работа не соответствует теме;

 

Имеются значительные отступления от авторского текста;

 

Много фактических неточностей;

 

Нарушена последовательность изложения мыслей;

 

Отсутствует связь между частями работы, отдельными предложениями;

 

Словарный запас скудный, однообразный;

 

Более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

 

б) грамотность:

 более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок, 3-5 исправлений.

Контрольное списывание

Оценка«5»:нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требовани-

ями каллиграфии письма.

Оценка«4»:1ошибка или 1-2исправления (3-4кл.);

Оценка«3»:2-3ошибкии 1исправление (3-4кл.);

Оценка«2»:4 и более ошибок (3-4 кл.);

За ошибку в списывании считается практически любая допущенная ошибка ор-

фографического и пунктуационного характера.

За одну ошибку в списывании считаются те же варианты недочетов, которые даны для оценива-

ния диктантов.

Требования к тексту для списывания

Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8

слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.

1-2класс–списывание с печатного текста.

3-4класс–осложнѐнное списывание (пропуск букв на изученные орфограммы).

Требования к количеству слов в тексте для списывания

Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

-

20-30слов

2 класс

30-35слов

40-50слов

3 класс

50-60слов

60-65слов

4 класс

65-75слов

75-90слов

Тесты

Оценка«5»:выполнено100-90% от общего объема заданий;

Оценка «4»: выполнено 89 - 75% от общего объема заданий; Оценка

«3»: выполнено 74-51% от общего объема заданий;Оценка«2»:выполненоменее50% заданий от объема заданий.

Оценка за исправления не снижается. Учитывается только последнее написание.

Комбинированные, диагностические работы (формат ВПР, НИКО)

Оценка «5»: безошибочное выполнение всех заданий, допускается 1 ошибка и ис-

правления.

Уровень высокий: 90%-100% от общего объѐма заданий.

Оценка «4»: безошибочное выполнение не менее 3/4 заданий. Уровень

выше среднего: 75%- 89% от общего объѐма заданий. Оценка

«3»:правильное выполнение не менее 1/2 заданий.

Уровеньсредний:51%-74% от общего объѐма заданий.

Оценка «2»: большинство заданий не выполнено. Низкий

уровень: менее50% от общего объѐма заданий.

2.Литературное чтение.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фрон-

тального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, вы-

борочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых

программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы –

небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятель-

ные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и

тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и

т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить

как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в ви-

де тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки под-

бираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осу-

ществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам

относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель зада-

ет после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или

группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает

каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированны-

ми.

Контрольная проверка навыка чтения проводится на конец полугодия у каждого учащегося,

оценка формируется по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, вырази-

тельность.

Проверка техники чтения (нормативы ФГОС НОО)

Примечание:

1. Ученику дается время на вчитывание в текст(10-15 секунд).

2. Первые две технических ошибки при чтении не влияют на итоговое оценивание.

3. При проверке техники чтения повышенного уровня каждый показатель увеличивается на

20 слов.

Класс

Первое полугодие учебного года

Второе полугодие учебного года

1 класс

Не менее 25–30слов в минуту

Не менее 40 слов в минуту

2 класс

«2»– менее 35 слов в минуту

«3»–35-45 слов в минуту

«4»–46-49 слов в минуту

«5»– 50 и более слов в минуту

«2»– менее 45 слов в минуту

«3»–45-50 слов в минуту

«4»–51-59 слов в минуту

«5»– 60 и более слов в минуту3 класс

«2»– менее 55 слов в минуту

«3»–55-65 слов в минуту

«4»–66-69слов в минуту

«5»– 70 и более слов в минуту

«2»– менее 65 слов в минуту

«3»–65-75 слов в минуту

«4»–76-79 слов в минуту

«5»– 80 и более слов в минуту

4 класс

«2»– менее 75слов в минуту

«3»–75-85слов в минуту

«4»–86-89 слов в минуту

«5»– 90 и более слов в минуту

«2»– менее 85 слов в минуту

«3»–85-95слов в минуту

«4»–96-99 слов в минуту

«5»– 100 и более слов в минуту

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

 Искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв слогов,

слов);

 Неправильная постановка ударений (более2);

 чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов

при чтении вслух;

 непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

 неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

 неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выра-

жения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

 нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

 нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

 монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

 не более двух неправильных ударений;

 отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении

вслух;

 осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

 неточности при формулировке основной мысли произведения; нецелесообразность исполь-

зования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера

персонажа.

Чтение наизусть

Оценка«5»:твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка «4»: знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, само-

стоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка «3»:читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка

«2»: нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

 правильная постановка логического ударения;

 соблюдение пауз;

 правильный выбор темпа;

 соблюдение нужной интонации;

 безошибочное чтение.

Оценка«5»:выполнены правильно все требования.

Оценка«4»:не соблюдены 1-2 требования.

Оценка«3»:допущены ошибки по трем требованиям.

Оценка«2»:допущены ошибки более, чем по трем требованиям.

Чтение по ролям. Требования к чтению по ролям:

 своевременно начинать читать свои слова;

 подбирать правильную интонацию;

 читать безошибочно;

 читать выразительно.

Оценка«5»:выполнены все требования.

Оценка«4»:допущены ошибки по одному какому-то требованию.

Оценка«3»:допущены ошибки по двум требованиям.

Оценка«2»:допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ

Оценка «5»: обучающийся пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последо-

вательно, не упуская главного (подробно, или кратко, или по плану), правильно отвечает на во-

прос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка«4»:допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка«3»:пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно

передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка«2»:не может передать содержание прочитанного.

3.Математика

1 класс

1. Текущая аттестация учащихся 1-хклассов по математике в течение учебного года осуществляется качественно без фиксации их достижений в классных журналах.

2. В течение учебного года контроль проводится посредством текущих самостоятельных работ

(15-20 мин) и контрольных работ по итогам тем (20-30 мин).

3. В конце учебного года проводится контрольная работа с целью определения уровня предметных результатов согласно требованиям программы по математике.

Высокий уровень: работа выполнена без ошибок.

Средний уровень: допускает ошибки, но 75% от общего объёма работы выполнено верно.

Низкий уровень: допускает ошибки, менее 50% от общего работы выполнено верно.

При определении уровня сформированности математических умений орфографические ошибки

не учитываются.

2-4классы

Контрольная работа (тематическая)

Работа, состоящая из примеров:

Оценка«5»:ошибок нет.

Оценка«4»:1грубая и 1–2 негрубые ошибки.

Оценка«3»:2–3грубые и 1–2 негрубые ошибки или 3и более негрубых ошибки.

Оценка«2»:4и более грубых ошибок.

Работа, состоящая из задач:

Оценка«5»:ошибок нет.

Оценка«4»:1–2 негрубых ошибки.

Оценка«3»:1грубая и 3–4 негрубые ошибки.

Оценка«2»:2 и более грубых ошибки.

Комбинированная работа (1задача, примеры и задание другого вида)

Оценка«5»:ошибок нет.

Оценка«4»:1-2 вычислительные ошибки.

Оценка «3»: допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех

остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки, при этом ход решения задачи

должен быть верным.

Оценка «2»: допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка

или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.

Математический диктант

Оценка«5»:вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.

Оценка «4»: не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.

Оценка «3»: не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа.

Оценка «2»: не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.

Тест

Оценка«5»:100% от общего объѐма заданий.

Оценка «4»: 80% от общего объѐма заданий.

Оценка «3»: 60% от общего объѐма заданий.

Оценка«2»:менее 60% от общего объѐма заданий.

Оценка за исправления не снижается. Учитывается только последнее написание.

Самостоятельная работа

Носит обучающий характер.

Цель - выявить и своевременно устранить имеющиеся проблемы в знаниях.

На выполнение самостоятельной работы отводится: 2 класс – 15-20 мин., 3-4 класс– 10-15 мин.

Оценка «5»: ошибок нет, допускаются 1-2 недочѐта.Оценка«4»:не менее 75% от общего объѐма заданий.

Оценка «3»: не менее 50% от общего объёма заданий.

Комбинированная работа, диагностическая работа (формат ВПР, НИКО)

Оценка

«5»:

безошибочное выполнение

всех

заданий,

допускается

1

Ошибка и

исправления.

Уровень высокий: 90%-100% от общего объѐма заданий.

Оценка«4»:безошибочное выполнение не менее 3/4заданий.

Уровень повышенный: 75%- 89% от общего объѐма заданий.

Оценка «3»:правильное выполнение не менее 1/2 заданий.

Уровень базовый: 51% - 74% от общего объѐма заданий.

Оценка«2»: большинство заданий не выполнено.

Уровень низкий: менее 50% от общего объѐма заданий.

Грубые ошибки:

 Вычислительные ошибки в примерах и задачах;

 Ошибки на не знание порядка выполнения арифметических действий;

 Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние

действия);

 Нерешѐнная до конца задача или пример;

 Невыполненное задание;

 Ошибки при выполнении чертежа.

Негрубые ошибки:

 Неверно сформулированный ответ задачи;

 Неправильное списывание данных (чисел, знаков);

 Незаконченные преобразования;

 Нерациональный прием вычислений;

 Неправильно поставленный вопрос к действию при решении задачи.

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

За небрежно оформленную работу оценка по математике может быть снижается на 1 балл, но не

ниже «3», и не в контрольной итоговой работе.

4.Окружающий мир

В рамках курса «Окружающий мир» разнообразные полученные школьниками знания должны

позволять им описывать свои наблюдения, помогать отвечать на возникающие у них вопросы.

Фактически нужны прочные знания и навыки использования данных знаний при решении зада-

ний различного уровня.

Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение

полноценной задачи, то есть умения по использованию знаний.

Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме.

Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме

тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных

заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определен-

ного умения.

Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для те-

матических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя

за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ,

итоговой диагностической работы.

Способы оценивания:

 Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продук-

тивных (проектных) заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итого-

вых работах (1-2 кл.), в проверочных и контрольных работах (3-4 кл.).

 

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших

понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового

материала проводится блиц-опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.

Поитогампроверочной,самостоятельной,контрольнойработыоценкаставитсявсем ученикам.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

 Неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несуще-

ственной;

 нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она явля-

ется существенной;

 неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия про-

текания того или иного изученного явления;

 ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

 незнание фактического материала, не умение привести самостоятельные примеры, подтвер-

ждающие высказанное суждение;

 отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы; неумение

подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

 ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

 неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных

объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

 преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

 неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на резуль-

тат работы; отсутствие обозначений и подписей;

 отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие

к неправильному результату;

 неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наво-

дящих вопросов;

 неточности при нахождении объекта на карте.

Оценка «5»: уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсут-

ствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного

недочета; логичность и полнота изложения.

Оценка «4»: уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

Оценка «3»: достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к

конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не

более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные

нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

Оценка «2»: уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, не раскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Тестовая работа, диагностическая работа (формат ВПР, НИКО)

Оценка «5»: безошибочное выполнение всех заданий, допускается 1 ошибка и исправления.

Уровень высокий: 90%-100% от общего объёма заданий.

Оценка«4»:безошибочное выполнение не менее ¾ заданий.

Уровень повышенный: 75%- 89% от общего объёма заданий.

Оценка «3»:правильное выполнение не менее 1/2 заданий.

Уровень базовый: 51% - 74% от общего объёма заданий.

Оценка«2»: большинство заданий не выполнено.

Уровень низкий: менее50% от общего объёма заданий.

5.Изобразительное искусство

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

 активность участия;

 умение собеседника прочувствовать суть вопроса;

 искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность;

 самостоятельность;

 оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

 как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как орга-

низована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как

выражена общая идея и содержание);

 владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует

выразительные художественные средства в выполнении задания;

 общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного об-

раза, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей

работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство»

является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно- практические за-

дачи. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оцени-

вания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой-

оценки. Преодолению не успешности отдельных учеников помогают коллективные работы. Си-

стема коллективных работ дает каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих

возможностей.

Формамиподведенияитоговреализациипрограммыявляютсятематическиевыставки. Оценка дея-

тельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия.

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригиналь-

ность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения

(оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техни-

ческая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, назва-

ние рисунка)

Критерии оценивания знаний и умений

Оценка«5»: поставленные задачи выполнены, работа выразительна, интересна.

 

Обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока;

 

Правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практи-

ке;

 

Верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компо-

ненты изображения;

 

Умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка«4»: поставленные задачи выполнены, но работа не выразительна

 

Обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допус-

кает неточности второстепенного характера;

 

Гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

 

Умеет подметить, но не совсем точно передаѐт в изображении наиболее характерное.

Оценка«3»:поставленные задачи выполнены частично, работа невыразительна

 

обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;

 

допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка«2»: поставленные задачи не выполнены

 

обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;

 

не справляется с поставленной целью урока.

6.Технология

Оценки выставляются за выполнение изделия в целом, за отдельные технологические

операции; за умение составлять план работы, поставить опыт; определить свойства материалов, правильно назвать материалы и инструменты, определить их назначение, назвать правила без-опасной работы с ними.

Критерии оценки за выполнение изделия в целом:

Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении

правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).

Оценка «4» выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.

Оценка «3» выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения

конструкции изделия.

За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу отметку можно повысить

на один балл или оценить это дополнительной отметкой.

Изделие с нарушением конструкции, не отвечающей его назначению, не оценивается, оно под-

лежит исправлению, переделке.

За готовое изделие вовремя проверочной работы оценка ставится всем обучающимся.

Критерии оценки за отдельные технологические операции:

Оценка«5»:

 

точность выполнения различных видов разметки, раскроя материалов; правильность сгибания; выполнение равномерных стежков;

 

точность выполнения изделия из деталей конструктора соответственно образцу или рисун-

ку;

 

безошибочное распознавание крупных семян овощных и цветочно-декоративных растений,

правильный уход за комнатными растениями без напоминания взрослых;

 

экономное и рациональное использование материалов, инструментов в зависимости от их

назначения;

 

умение составить план работы по наводящим вопросам (2-й класс), самостоятельно состав-

лять план после коллективного анализа конструкции изделия (3-й класс), составить план по-

сле самостоятельного анализа изделия (4-й класс);

 

умение продемонстрировать изделие в действии (2-й класс), с объяснением (3-й и 4-й клас-

сы).

Оценка«4»:

 

если ученик при разметке допустил неточность (до 3 мм), при раскрое - отклонение от ли-

нии разметки на 1 мм, нерационально использовал материал;

 

порядок на рабочем месте соблюдал после напоминания учителя;

 

при распознавании 4-5 видов семян допустил не более1 ошибки;

 

составил план работы по наводящим вопросам учителя (2-й класс), вместе с учителем (3-й

класс), самостоятельно составил план предстоящей работы с 1 ошибкой (4-й класс).

Оценка«3»:

 

если ученик при разметке допустил неточность: от 3 до 10 мм во 2-м классе, от 2 до 5 мм в

3-м классе, до 2 мм в 4-м классе;

 

неэкономно использовал материал (2-й класс), нерационально использовал материал и ин-

струменты (3-й класс), соблюдал порядок на рабочем месте только с напоминанием учителя;

 

при распознавании семян, всходов допустил 2-3ошибки;

 

при работе с деталями конструктора слабо закрутил гайки, не использовал контргайку;

 

при составлении плана работы по наводящим вопросам учителя допустил 3 логические

ошибки (2-й класс),

 

при составлении плана работы вместе с учителем допустил 3 логические ошибки (3-й

класс), при самостоятельном составлении плана работы изготовления изделий допустил 2

логические ошибки (4-й класс).

Если ученик плохо справляется с тем заданием, которое проверяет учитель, то учитель обязан

заново показать ребенку, как правильно выполнить работу. В этом случае оценка ставится через

несколько уроков.

Таким образом, за урок учитель выставляет несколько, оценок, но все они будут выставлены за определенные знания и умения.

7.Музыка

Оценка теоретических знаний учащихся

Оценка «5»: дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музы-

кального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «4»: ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального

произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «3»: ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты

недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка«2»:ответ обнаруживает не знание и не понимание учебного материала.

Оценка хорового пения

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предвари-

тельно провести индивидуальное прослушивание каждого ребѐнка, чтобы иметь данные о диа-

пазоне его певческого голоса.

Оценка«5»:

 знание мелодической линии и текста песни;

 чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

 выразительное исполнение.

Оценка«4»:

 знание мелодической линии и текста песни;

 в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

 пение недостаточно выразительное.

Оценка«3»:

 допускаются отдельные не точности в исполнении мелодии и текста песни;

 неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточно-

сти;

 пение невыразительное.

Оценка«2»:

 исполнение неуверенное, фальшивое.

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащи-

мися и соответствующим образом оценен учителем.

Оценка выполнения тестовых заданий:

Отметка«5»:90–100% от общего объема заданий.

Отметка«4»:70–90% от общего объема заданий.

Отметка«3»:50–70% от общего объема заданий.

Отметка«2»:менее50%от общего объема заданий.

8.Физическая культура

Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки уча-

щихся:

Знания

При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели:

глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным

случаям и занятиям физическими упражнениями.

С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без

вызова из строя), тестирование.

Оценка «5»: учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его

излагает, использует в деятельности.

Оценка «4»: за тот же ответ, если в нѐм содержатся небольшие неточности и незначительные

ошибки.

Оценка «3»: отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала,

нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.Оценка«2»:не знание материала программы.

Техника владения двигательными умениями и навыками

Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следу-

ющие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений, комбиниро-

ванный метод.

Оценка«5»:движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех

требований, без ошибок, легко, свободно, чѐтко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в

надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в

движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях;

может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет

учебный норматив.

Оценка «4»: при выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем оценивании, но до-

пустил не более двух незначительных ошибок.

Оценка «3»: двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая

или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся

не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях.

Оценка «2»: движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более

двух значительных или одна грубая ошибка

Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность

Оценка«5»:

Учащийся умеет:

 самостоятельно организовать место занятий;

 подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;

 контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги.

Оценка«4»:

Учащийся:

 организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной по-

мощью;

 допускает незначительные ошибки в подборе средств;

 контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги.

Оценка «3»: более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учи-

теля или не выполняется один из пунктов.

Оценка«2»:учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов.

Уровень физической подготовленности учащихся

Оценка «5»: исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, преду-

смотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, ко-

торая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержа-

ния обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической

подготовленности за определённый период времени.

Оценка «4»: исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и доста-

точному темпу прироста.

Оценка «3»: исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначи-

тельному приросту.

Оценка «2»: учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей

физической подготовленности.

При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста

результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп

прироста) должны представлять определённую трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий даёт основание учителю для выставления высокой оценки.

Общая оценка успеваемости складывается по основным видам программы путём сложения

конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение

контрольных упражнений.

Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти

с умётом общих оценок по разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-

оздоровительную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов "Отметка"."

Презентация была создана для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014г. Данный материал объясняет систему оценивания устных и письменных работ учащихся начальных классов, утвержденную на мет...

Система оценивания образовательных достижений обучающихся начальной школы.

В соответствии  с ФГОС, в котором содержатся четкие требования к системе оценки достижений планируемых результатов, система оценки должна:1. Фиксировать цели оценочной деятельности:а) ориент...

Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС

Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС...

Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС

Система оценки сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов школы, так и оценку р...

Система оценивания образовательных достижений в начальной школе. Формы и методы оценивания.

Система оценивания образовательных достижений в начальной школе.Формы и методы оценивания....

Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС. Лист достижения ученика

Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС. Лист достижения ученика...