"Взаимотренаж"
тренажёр (2, 3, 4 класс)

Зуева Ольга Васильевна

Методика взаимотренажа

Эта методика предназначена для организации повторения, закрепления, тренировки пройденного материала. Она не требует особого запуска и постоянного присутствия учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методика взаимотренажа22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методика взаимотренажа

Эта методика предназначена для организации повторения, закрепления, тренировки пройденного материала. Она не требует особого запуска и постоянного присутствия учителя.

Дидактический материал

Для организации работы по методике взаимотренажа необходимо подготовить специальные карточки, на каждой из них несколько упражнений с ответами. Например, чтобы потренироваться в сложении и вычитании двухзначных чисел, карточка может быть такой:

По каждому разделу составляется несколько разных карточек. Для удобства карточки нумеруются. Обычно буква в номере обозначает раздел (в нашем примере «СВ ДЧ» – сложение и вычитание двузначных чисел), а цифра – порядковый номер карточки в этом разделе. Например, карточка «СВ ДЧ 3» будет того же типа, что и карточка «СВ ДЧ 1», а карточка «ДВЧ 3» будет уже содержать упражнения по другому разделу (к примеру, 48:12=4).

Пример по русскому языку. Раздел «Словарные слова» (СС).

Слова в карточках взяты из учебника и распределены по карточкам следующим образом:

СС 1

справа

вскоре

героизм

салют

коллекция

вокзал

рюкзак

СС 2

слева

вдвоём

влево

издалека

отовсюду

вскоре

впереди

СС 3

рюкзак

гербарий

вверху

посетить

беседовать

справа

направо

СС 4

впереди

всегда

рапорт

стремиться

героизм

слева

вверху

СС 5

гербарий

вдвоём

всегда

стремиться

салют

издалека

посетить

СС 6

вокзал

влево

направо

беседовать

коллекция

отовсюду

рапорт

Обратим внимание, каждое слово встречается в двух разных карточках. Это делается специально. Одно и то же слово можно включить и в несколько карточек.

Вопрос 1. Для чего предназначена методика взаимообмена заданиями?

Вопрос 2. Какая особенность в представленных карточках по теме «Словарные слова»?

Работа в паре

У одного ученика одна карточка (скажем, А 1), а у его напарника – другая (А 2). Первый ученик называет второму первое упражнение своей карточки (не говоря при этом ответ). Второй ученик отвечает на поставленный вопрос. Первый ученик по своей карточке сверяет ответ. Если ответ правильный, то он называет второе упражнение. Если ошибается – предлагается ещё раз ответить. Если напарник ошибается несколько раз, то первый ученик говорит ему правильный ответ, а затем переходит к следующему вопросу (упражнению).

Когда первый продиктует все упражнения своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик называет вопросы своей карточки (в нашем случае это карточка А 2), а первый отвечает на эти вопросы. Когда все вопросы заданы, ученики заканчивают работу и расходятся. При этом они карточками не обмениваются.

Вопрос 3. Какие действия совершает в паре первый ученик?

Вопрос 4. Происходит ли обмен карточками после завершения работы в паре?

Организация работы сводной группы

Из учащихся, завершивших первичное освоение определённого раздела программы, организуется сводная группа для взаимотренажа. Каждый получает по одной карточке, отличной от карточек других членов группы.

Вначале ученик знакомится с содержанием своей карточки. Затем ученики разбиваются пары и работают друг с другом, как было описано выше. Закончив работу в одной паре, ученик находит себе другого напарника.

Когда все друг с другом поработают по одному разу, группа расходится. Иногда группа может не расходиться, а совершить ещё один виток, но тогда целесообразно перераспределить карточки. Второй (третий…) виток учащиеся могут продолжить на следующий день.

Вообще-то необязательно, чтобы все члены группы одновременно начинали и заканчивали работу.

Вопрос 5. Могут ли в сводной группе у разных учеников одинаковые карточки? Почему?

Вопрос 6. После завершения работы в паре в составе сводной группы надо ли ученикам меняться карточками?

Вопрос 6. Что целесообразно учесть при работе второй (и даже третий!) раз в составе сводной группы?

Особенности методики

Методику взаимотренажа можно использовать при закреплении материала по разным предметам. Это могут быть задания на применение орфографических правил, усвоение в «словарных» слов, заучивание и повторение таблицы умножения, закрепление в памяти различных формул, сведений, фактов, определений и т.д.

В зависимости от конкретных случаев могут быть видоизменены приёмы работы в парах. Важно, чтобы у одного напарника был правильный ответ вопроса, на основе которого он безошибочно может проверять работу партнёра. В частности, при освоении «словарных слов» можно использовать приёмы предупредительного диктанта (один диктует слова из своей карточки, другой комментирует их написание и записывает у себя в тетради, а первый прослеживает и исправляет ошибки).

Нецелесообразна долговременная деятельность сводной группы по методике взаимотренажа. Как правило, каждая такая сводная группа должна выполнять работу в течение 5-20 минут. Это обстоятельство надо иметь в виду при составлении карточек и определении количества учеников сводной группы.

Методика взаимотренажа не требует ни особого процесса запуска (как, например, методика взаимообмена заданиями), ни постоянного присутствия учителя. Эта позволяет учителю быть в это время со сводными отрядами, в которых требуется присутствие учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимотренаж

Используя взаимотренаж, можно повторить некоторые вопросы по окружающему миру....

работа в парах по методике взаимотренажа

Когда важно довести действия до автоматизма использую взаимотренаж....

Взаимотренаж "Табличное умножение на 2и3"

Данный материал используется для закрепления знаний табличного умножения на 2 и 3....

Взаимотренаж "Табличное умножение на 3 и 4"

Карточка для отработки табличного умножения на 3 и 4....

Взаимотренаж "Табличное умножение на 4 и 5"

Для отработки знаний табличного умножения на 4 и на 5....

Взаимотренаж "Табличное умножение на 5 и 6"

Взаимотренаж на отработку знаний табличного умножения на 5 и на 6....

Взаимотренаж "Табличное умножение на 6 и 7"

Взаимотренаж на отработку знаний табличного умножения на 6 и на 7....