МЕТАПРЕДМЕТНАЯ ИГРОТЕКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Аннотация: В статье рассматривается потенциал метапредметной игротеки как инновационной организационной формы обучения в начальных классах коррекционной школы. Обосновывается ее роль в преодолении фрагментарности знаний и формировании целостной системы базовых учебных действий (БУД) у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Описывается структура, содержание и алгоритм проведения игротеки, направленной на интеграцию знаний из разных учебных областей и их применение в смоделированных жизненных ситуациях.
Ключевые слова: ФГОС, интеллектуальные нарушения, начальная школа, метапредметный подход, базовые учебные действия (БУД), игровая деятельность, игротека, жизненные компетенции.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТАПРЕДМЕТНАЯ ИГРОТЕКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Харабрина Галина Юрьевна,
учитель, МБОУ С(К)Ш №14.
Аннотация: В статье рассматривается потенциал метапредметной игротеки как инновационной организационной формы обучения в начальных классах коррекционной школы. Обосновывается ее роль в преодолении фрагментарности знаний и формировании целостной системы базовых учебных действий (БУД) у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Описывается структура, содержание и алгоритм проведения игротеки, направленной на интеграцию знаний из разных учебных областей и их применение в смоделированных жизненных ситуациях.
Ключевые слова: ФГОС, интеллектуальные нарушения, начальная школа, метапредметный подход, базовые учебные действия (БУД), игровая деятельность, игротека, жизненные компетенции.
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от № 1599) для начальной школы акцентирует внимание на формировании базовых учебных действий (БУД), которые составляют основу овладения учебной деятельностью [1]. Для младшего школьника с интеллектуальными нарушениями характерны трудности переноса знаний из одной предметной области в другую, что приводит к формальности усвоения программного материала.
Преодолеть эту проблему призван метапредметный подход, который позволяет выстраивать связи между дисциплинами и показывать ученику целостную картину мира. Наиболее адекватной и естественной для детей младшего школьного возраста, особенно в коррекционной практике, является игровая деятельность. В связи с этим, актуальной представляется разработка и внедрение такой организационной формы, как метапредметная игротека, которая синтезирует в себе коррекционно-развивающий потенциал игры и системообразующую функцию метапредметности.
Цель статьи – представить теоретическое обоснование и практическую модель метапредметной игротеки как средства формирования БУД у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
1. Теоретические основания использования метапредметной игротеки в коррекционной практике
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а для младших школьников с интеллектуальными нарушениями она сохраняет свою актуальность как мощный мотивационный и коррекционный инструмент. Л.С. Выготский подчеркивал, что «игра создает зону ближайшего развития ребенка» [2], что особенно значимо в контексте коррекционной работы.
Метапредметная игротека – это специально организованное образовательное пространство, в котором серия дидактических игр и заданий объединена единым сюжетом (темой) и направлена на комплексное применение знаний и навыков из разных учебных областей: речевой практики, математики, окружающего мира, ручного труда.
Ее преимущества перед традиционным уроком:
- Снижение тревожности: Игровая форма снимает страх перед неудачей, создает ситуацию успеха.
- Мотивация: Высокий уровень интереса и вовлеченности учащихся.
- Практико-ориентированность: Знания сразу же применяются в смоделированной, но близкой к реальности ситуации.
- Формирование БУД: В процессе игры естественным образом формируются коммуникативные, регулятивные и познавательные действия.
2. Практическая модель организации метапредметной игротеки в начальных классах
Организация игротеки требует тщательного планирования и проходит в несколько этапов.
Этап 1. Подготовительный
- Выбор метатемы: Тема должна быть широкой и позволяющей интегрировать содержание нескольких предметов. Примеры: «Путешествие в Осенний лес», «В гостях у Сказки», «Наш город», «Супермаркет».
- Определение целей:
- Предметные: Закрепление знаний по пройденным темам (счет в пределах 10, названия животных, звуко-буквенный анализ и т.д.).
- Метапредметные (БУД):
- Регулятивные: Умение следовать инструкции, удерживать цель деятельности до ее завершения.
- Познавательные: Классификация объектов, установление простых причинно-следственных связей.
- Коммуникативные: Умение работать в паре/малой группе, обращаться с просьбой к взрослому или сверстнику.
- Личностные: Развитие самостоятельности, активности, положительного отношения к учению.
- Разработка станций (игровых точек): Каждая станция представляет собой отдельное задание в рамках общей темы. Количество станций должно соответствовать возможностям детей (обычно 3-5).
Этап 2. Проведение игротеки
- Вводный этап (5-7 мин): Погружение в сюжет. Учитель в роли ведущего (сказочного персонажа, капитана) объявляет тему и правила. У каждого ребенка или малой группы – маршрутный лист с изображениями станций.
- Основной этап (20-25 мин): Работа на станциях. Дети перемещаются между станциями, выполняя задания. Роль учителя – тьюторская: направляет, помогает, но не выполняет задание за ребенка.
Пример содержания станций для метатемы «Супермаркет»:
- Станция «Фруктовый отдел» (Математика + Окружающий мир):
- Задание: Разложить муляжи фруктов по корзинкам с соответствующими цифрами (например, в корзинку с цифрой «5» положить 5 яблок).
- Формируемые БУД: Познавательные (счет, соотнесение числа и количества), регулятивные (выполнение по образцу).
- Станция «Молочный отдел» (Речевая практика + Окружающий мир):
- Задание: Прочитать (глобально или по слогам) название продукта (молоко, кефир, сыр) и найти его среди карточек или реальных упаковок. Составить простое предложение: «Я купил молоко».
- Формируемые БУД: Познавательные (глобальное чтение), коммуникативные (составление высказывания).
- Станция «Касса» (Математика + Социально-бытовая ориентировка):
- Задание: «Рассчитаться» за товар. Ребенку даются монеты-имитации, он должен отсчитать нужное количество для покупки.
- Формируемые БУД: Регулятивные (планирование действия), познавательные (операции с числами).
Этап 3. Рефлексивный (5 мин)
- Все участники собираются вместе. Обсуждается, что понравилось, что было трудно, что нового узнали. Обязательно поощрение всех участников (медали, наклейки, словесная похвала).
3. Анализ эффективности и критерии сформированности БУД
Эффективность игротеки оценивается через наблюдение за деятельностью учащихся. Критериями служат показатели сформированности БУД:
- Регулятивные: Ребенок принимает задачу, понимает инструкцию, доводит начатое дело до конца, адекватно реагирует на подсказку.
- Познавательные: Правильно выполняет классификацию, счет, устанавливает связи между объектами.
- Коммуникативные: Вступает в контакт с учителем и сверстниками, использует простые речевые формулы для общения.
Заключение
Метапредметная игротека является высокоэффективным инструментом в арсенале педагога начальных классов коррекционной школы. Она позволяет перевести знания учащихся из разряда формальных в разряд действенных, формируя прочную основу базовых учебных действий. Интегрируя содержание разных учебных предметов в увлекательную игровую форму, педагог не только решает коррекционно-развивающие задачи, но и способствует успешной социализации младших школьников с интеллектуальными нарушениями, готовя их к применению полученных знаний в реальных жизненных ситуациях.
Список литературы
- Приказ Минобрнауки России от № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: ).
- Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62–76.
- Алексеева, Е.В. Формирование базовых учебных действий у младших школьников с интеллектуальными нарушениями: методическое пособие / Е.В. Алексеева. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 167 с.
- Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр / Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 256 с.
- Яковлева, И.М. Метапредметный подход в специальном образовании: теория и практика / И.М. Яковлева // Специальное образование. – 2020. – № 3. – С. 45–53.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
В своей статье об организации проектно-исследовательской деятельности я поднимаю вопрос о значимости и важности данного вида деятельности для учащихся начальной школы. Я сама практикую на уроках и во ...

Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников
В статье раскрываются виды и формы учебных проектов на уроках в начальной школе...

Формирование базовых учебных действий у младших школьников.
Формирование учебных действий обучающихся с интеллектуальной недостаточностью реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результата...

Формирование жизненных компетенций у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
В работе представлена организация процесса обучения и воспитания по формированию жизненных компетенций у младших школьников с нарушением интеллекта. Рассмотрены факторы, усложняющие процесс социализац...

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫЗ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД) У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛЕГКИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Материал посвящен вопрсам формирования БУД у учащихся с легкими интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС ОО УО (ИН)...

«Развитие смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников».
Выбор данной темы неслучаен, потому что проблема смыслового чтения сейчас как никогда актуальна. Анализируя метапредметные работы, работы по написанию ВПР, позволило выделить недостатки в ...
