ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫЗ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД) У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛЕГКИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
учебно-методический материал

Кирпищикова Светлана Николаевна

Материал посвящен вопрсам формирования БУД у учащихся с легкими интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС ОО УО (ИН)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bazovye_uchebnye_deystviya_bud.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫЗ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД)

У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛЕГКИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Зам. директора по УВР, учитель

Кирпищикова С.Н.

Под базовыми учебными действиями (далее – БУД) в примерных АООП понимаются элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью.

В отличие от универсальных 5 учебных действий БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. Кроме того, они формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося. Формирование БУД у школьника с умственной отсталостью направлено на становление его как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

 К функциям базовых учебных действий относится:

1) обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

2) реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

3) формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;

4) обеспечение целостности развития личности обучающегося.

С учетом этих функций базовые учебные действия могут рассматриваться как условие и как предпосылка формирования различных жизненных компетенций, конкретных способов поведения, обеспечивающих социальную (в т. ч. социально-бытовую) ориентировку и социальную адаптацию.

 Следовательно, от степени их сформированности у выпускника коррекционной школы зависит успешность овладения в дальнейшем новыми видами деятельности и необходимыми для социальной адаптации компетенциями.

Структура базовых учебных действий включает:

- мотивационный компонент учебной деятельности;

 - операционный компонент учебной деятельности, состоящий из комплекса БУД, обеспечивающих реализацию различных видов учебной деятельности;

- регулятивный компонент учебной деятельности, включающий умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

БУД включают 4 группы:

1) личностные БУД;

2) коммуникативные БУД;

3) регулятивные БУД;

4) познавательные БУД.

С учетом возрастных особенностей обучающихся с легкой степенью умственной отсталости состав и содержание БУД различается для I -IV и V-IX классов.

Согласно Стандартам на протяжении всего периода обучения должна проводиться целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника. Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Стандартами предусмотрено формирование у обучающихся БУД в разных видах учебной и внеурочной деятельности, включая различные специальные коррекционные занятия, реализуемые в групповой и индивидуальной формах.

В соответствии с деятельностным подходом и принципами коррекционно-развивающего обучения БУД формируются в специально проектируемых ситуациях с учетом типологических особенностей обучающихся с умственной отсталостью. Вместе с тем, важнейшим условием эффективности программы является обеспечение взаимосвязи между всеми направлениями работы по формированию БУД на основе общих принципов, методов и алгоритмов, а также единых критериев и показателей оценки их сформированности. Кроме того, следует учитывать структуру и уровневое строение БУД, а также особенности нарушений психических функций у детей для осуществления коррекционно-развивающей работы. Таким образом, организация работы по формированию БУД должна выстраиваться на основе системного подхода.

Полученный инновационный опыт использования системного подхода к реализации программы формирования БУД у обучающихся с умственной отсталостью позволяет выделить следующие взаимосвязанные элементы этой работы:

1. Определение направлений формирования БУД и связи видов БУД с определенными учебными предметами и курсами.

2. Определение методов и приемов, обеспечивающих формирование БУД у обучающихся с легкой умственной отсталостью в учебной и внеурочной деятельности.

3. Проектирование учебных и коррекционных занятий с учетом решения задач, связанных с формированием БУД.

4. Разработку технологической карты урока с определением учебных ситуаций, обеспечивающих формирование БУД.  

5. Разработка программы формирования БУД и рабочих программ учебных предметов, курсов, предусматривающих деятельность по формированию БУД.

6. Разработку показателей и уровней сформированности БУД.

7. Отбор методов педагогической и психологической диагностики, а также разработку формы мониторинга сформированности БУД.

8. Организацию взаимодействия педагогов и специалистов по формированию БУД у учащихся.

Большинство видов БУД, составляющих ядро любой учебной деятельности, актуализируются и формируются на каждом учебном занятии. Вместе с тем, для целенаправленной работы по их формированию должны создаваться специальные условия. Направления формирования разных видов БУД определяются исходя из специфики образовательных областей, коррекционной работы и внеурочной деятельности.

Для сравнения : Для детей с ЗПР-Универсальные учебные действия (УУД) — базовый элемент умения учиться; совокупность способов действий учащегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни. По мнению авторов ФГОС, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик»

Выделяются следующие виды универсальных учебных действий:

  • познавательные:
  • общие учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
  • логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
  • постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения;
  • коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей;
  • регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка плана;[2].
  • личностные: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • знаково-символические действия : моделирование и преобразование модели ит.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первой ступени с помощью ИКТ в условиях реализации ФГОС

Формирование  коммуникативных  универсальных  учебных  действий  учащихся  первой  ступени  с   помощью  ИКТ  в  условиях  реализа...

Составление СИПР для обучающегося с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС

В материале презентации раскрыты аспекты деятельности учителя-дефектолога при составлении  и реализации СИПР...

Организация урока математики для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС.

Данный материал составлен в виде методических рекомендаций и будет полезен учителям школы психолого педагогической поддержки....

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»...

Доклад «Использование арт-терапии в коррекционно-развивающих занятиях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

В данном докладе освещёны вопросы применения арт-терапевтических приёмов при проведении коррекционно-развивающих занятий, дана классификация изотерапевтических техник и приёмов, типов задани...

Формирование жизненных компетенций у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В работе представлена организация процесса обучения и воспитания по формированию жизненных компетенций у младших школьников с нарушением интеллекта. Рассмотрены факторы, усложняющие процесс социализац...

Выступление на МО начальных классов «Дифференцированный подход к обучению учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (0-4 класса)»

Дифференцированный подход осуществляется планомерно и систематически.Дифференцированный подход направлен на всемерное продвижение детей 0-4 классов в обучении, овладение ими в силу возможностей програ...