Организация урока математики для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС.
учебно-методический материал по математике (1, 2, 3 класс)

Данный материал составлен в виде методических рекомендаций и будет полезен учителям школы психолого педагогической поддержки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._rekomendatsii.docx188.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Урок математики в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Введение.

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья, а конкретно, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного образования является одним из неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Это значит, что  школьники должны не только приобрести сумму знаний и умений по учебным предметам, но и овладеть умениями учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик.

Математика является одним из наиболее трудных предметов для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Это объясняется тем, что овладение даже элементарными математическими знаниями требует от них достаточно высокого уровня логического мышления, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.

Рассмотрим организацию урока математики в соответствии с требованиями Специального федерального государственного стандарта для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I варианта).

Цель данной работы:

Определение условий, способствующих повышению эффективности урока математики, как средства повышения качества образования учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

- рассмотреть модель организации урока математики в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- определить приемы формирования БУД на уроках математики;

- выявить наиболее эффективные методы, приемы, содержание учебного материала, которые повышают результативность обучения и способствуют социальной адаптации учащихся с умственной отсталостью.

Основные требования к уроку математики в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Отличия урока по ФГОС от традиционного урока.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок по ФГОС

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

В основу Стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы. Это значит, что процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. 

Определяется система требований к уроку математики. Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся – как активных субъектов деятельности, что становится решающими предпосылками реализации целевых установок Стандарта.

  1. Целеполагание (Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности, целеполагание осуществляется совместно с обучающимися исходя из сфомулированной, желательно – обучающимися, проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и  способы деятельности они освоят в процессе  деятельности на уроке и знать план достижения поставленных задач)
  2. Мотивация (учитель должен сформировать интерес, как самый действенный мотив, к процессу учебной деятельности и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания)
  3. Практическая значимость знаний и способов деятельности. (учитель должен показать обучающимся возможности применения получаемых знаний и умений в их практической деятельности)
  4. Отбор содержания (на уроке должны быть качественно отработаны планируемые результаты урока, определённые программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю).
  5. Необходимость использования разнообразных эффективных приёмов организации результативной  образовательной деятельности обучающихся (с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей)
  6. Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока (Выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения).
  7. Организация парной и групповой работы (что позволяет каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе)
  8. Использование системы самоконтроля  и взаимоконтроля (как средства рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности)
  9. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности
  10. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся (способствующая формированию положительной учебной мотивации)
  11. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

К

Компетентность

Критичность

Креативность

Культура

О

Органичность, основательность

Отдача , оптимально

Открытие

Ответственность

Образованный, осознанный

М

моделирование

мотивация

методика

мастер

Ф

Фантазия

формирование

функциональный

фундамент

О

Отдых, осмысленный

Открытие, организованный

обучение

Опора, озарение

Р

Радость

развитие

Рост

Результат, рефлексия

Т

Тепло

Творчество

Талант

темп

Критерии результативности современного урока:

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Иными словами учитель подводит учащихся к постановке целей урока таким образом, что дети сами ставят цель урока, планируют те знания, которые они должны получить и умения, которыми они должны овладеть. Таким образом, создаются условия для дополнительной мотивации изучения материала урока.

Понятно, что умственно отсталый ученик, в силу своих психо-физических особенностей, не способен сам поставить конечную цель, распланировать шаги для достижения цели, к которой он должен стремиться. Но, при правильном подходе учителя, учащиеся осознают необходимость получения новых знаний и идут к этой цели осознанно, становятся активными участниками учебной деятельности.

2.        Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).

 В конце урока обязателен этап рефлексии. Для умственно отсталых учеников чаще всего бывает трудно ответить на вопросы: Что мы делали сегодня на уроке? Какие задания выполняли? Чему научились? Поэтому рефлексия для них – это оценивание собственного эмоционального состояния по окончании урока. Учащиеся должны испытывать удовлетворение от собственной работы и определять, при выполнении каких заданий, они испытывали затруднение. Таким образом, ученики приходят к выводу, над чем еще необходимо поработать.  

3.        Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 

Для того чтобы урок был динамичным, продуктивным и интересным для каждого ребенка, важно применять разнообразные методы обучения, которые будут зависеть от типа урока, предметного материала и специфики его задач. Дети, показавшие недостаточный уровень освоения материала урока, лучше усваивают информацию, если методы обучения отличаются не только по виду передачи и возможностям восприятия учебной информации. Например, методы словесной передачи и слухового восприятия подойдут не каждому ребенку. Для определенной категории детей наиболее эффективными будут являться методы наглядной передачи и зрительного восприятия, практические методы обучения, объяснительно-иллюстративные и пр.

4.        Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем информации. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.

Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что в ходе их учащиеся применяют по образцу ранее или только что усвоенные знания. При этом, в ходе практической работы учащиеся не осуществляют самостоятельного приращения знаний. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение в навык требует неоднократных действий по образцу.

Проблемно-поисковые методы применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно-поисковых методов учитель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание).

Проблемно-поисковые упражнения очень трудны для учащихся данной категории, но знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепятся в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.

Задача учителя - специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

5.        На уроке даются задачи и  формулируются четкие критерии самоконтроля и самооценки умственно-отсталого ребенка (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

У младших умственно отсталых школьников самооценка неадекватна, правильные понятия о своих возможностях не сформированы. Они не способны критично оценивать свои действия и поступки. Эти дети или завышают чрезмерно, или, наоборот, занижают свои способности и нравственные качества.

Самоконтроль – регулятивное базовое учебное действие, которое необходимо для успешной организации (самоорганизации) учебной дея-тельности ученика и адаптации его в социуме. У детей данной категории, как правило, низкий познавательный интерес, слабая мотивация к изучению и усвоению нового материала. У них нарушена целенаправленность, они не умеют прогнозировать и планировать предстоящие действия и результат, плохо ориентируются в учебной задаче

Специальной педагогической и методической задачей педагога должно стать формирование у учащихся адекватной самооценки в учебной деятельности, способствующей развитию правильного отношения к собственным успехам и неудачам. Большое значение в этом плане имеет формирование правильного отношения учащихся к своим ошибкам. Следует изменить существующее отношение к ошибке как к чему-то недопустимому, наказуемому. Ученик должен усвоить, что ошибки неизбежны в ходе нормальной познавательной деятельности и могут помочь глубже понять изучаемый материал. Учитель должен восприниматься учеником как человек, основная функция которого – укрепление веры в себя, помощь в развитии и в решении проблем. По возможности нужно свести к минимуму негативные оценки деятельности учеников, а обращать особое внимание на качественный анализ.

На уроке целесообразно предлагать учащимся разноуровневые задания. Учащиеся с умственной отсталостью должны научиться адекватно оценивать свои возможности. Но при этом, учитель должен следить за тем, чтобы ученик, имея больший потенциал, сознательно не выбирал более легкие варианты заданий.

6.        Учитель добивается участия в учебной деятельности каждого ученика, используя для этого специальные приемы.

Необходимо суметь охватить все грани развития ребенка, учесть и использовать в работе его возможности, особенности, интересы. Задания необходимо дифференцировать по уровню сложности, чтобы каждый ребенок чувствовал свою включенность в образовательный процесс.

7.        Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

8.        Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Формированию коммуникативных навыков  способствует коллективная работа, коллективное обсуждение, сотрудничество с учителем. Учитель выступает руководителем сотрудничества. Целесообразно включать в планирование урока и такой вид работы, как работа в парах, командах. Необходимо стимулировать учащихся к развитию  коммуникативной стороны речи, умению слушать и уважать чужое мнение, высказывать  и аргументировать собственную позицию.

Основой развития коммуникативных умений в данном курсе математики является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:

а) диалог в большой группе (учитель – ученики);

б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);

в) диалог в паре (ученик – ученик).

Планируемые результаты освоения курса математики.

Освоение обучающимися курса математики предполагает достижение двух видов результатов: предметных и личностных.Стандарт устанавливает требования к предметным и личностным результатам учащихся.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися программным содержанием в области математики и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.

Иными словами, это овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени и др. в различных видах практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.), т.е. развитие способности гибко и самостоятельно использовать полученные знания в жизни.

Оценку предметных результатов целесообразно начинать со 2 четверти II класса, т.е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.

Предметные результаты должны отражать:

1) элементарные математические представления о количестве, форме,

величине предметов; пространственные и временные представления;

2) начальные математические знания о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

3) навыки измерения, пересчета, измерения, прикидки и оценки наглядного представления числовых данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов;

4) способность применения математических знаний для решения учебно-познавательных, учебно-практических, жизненных и профессиональных задач;

5) оперирование математическим содержанием на уровне словесно-логического мышления с использованием математической речи.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

знание числового ряда 1-100 в прямом порядке, откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;

знание названий компонентов сложения и вычитания, умножения, деления;

понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления ( на равные части);

знание таблицы умножения однозначных чисел в пределах 5;

понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;

знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;

знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;

выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;

знание единиц измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;

различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами;

пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;

определение времени по часам;

решение, составление, иллюстрирование простых арифметических задач;

решение составных арифметических задач в два действия ( с помощью учителя);

различение замкнутых и незамкнутых кривых, ломаных линий, вычисление длины ломаной;

узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания;

знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);

различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов.

Достаточный уровень:

знание числового ряда 1-100 в прямом и обратном порядке;

счет присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100;

откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;

знание названий компонентов сложения и вычитания, умножения, деления;

понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способа чтения и записи каждого вида деления;

знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

понимание связи таблиц умножения и деления пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;

знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;

знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;

выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;

знание единиц измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;

различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах)

знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах;

определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин.;

решение, составление всех изученных простых арифметических задач;

краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;

различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий, вычисление длины ломаной;

узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания;

знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;

различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов.

Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

Личностные результаты на уроке математики должны отражать:

•        формирование уважительного отношения к иному мнению;

•        развитие адекватных представлений о собственных возможностях;

•        овладение социально бытовыми умениями, используемыми повседневной жизни;

•        владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

•        принятие и освоение социальной роли обучающегося,  формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

•        развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

•        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

•         формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

•        формирование готовности к самостоятельной жизни.

Формирование  базовых учебных действий на уроке математики.

Достижение данных результатов становится возможным благодаря формированию системы базовых учебных действий (БУД).

БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

Для формирования БУД используется технология деятельностного метода.

Функции БУД:

  1. Обеспечение возможностей обучающихся самостоятельно осуществлять деятельность учения:
  • ставить учебные цели;
  • искать и использовать средства для достижения этих целей;
  • контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
  1. Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному обучению.
  2. Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений и навыков и компетентностей в любой предметной области.

Личностные БУД подразумевают внутреннюю позицию (Я-ученик), мотивацию, нравственно-этическую оценку.

Личностные базовые учебные действия на разных этапах обучения в начальной школе

Классы

Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственные ориентаци)

Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, к учебе).

Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная мотивация, российская и гражданская идентичность)

1-2 классы необходимый уровень

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки, как «хорошие» или «плохие» с позиции:

- общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. ценностей;

- важности исполнения роли «хорошего ученика»;

- важности бережного отношения к своему здоровью, здоровью всех живых существ;

Важности различения «красивого» и «некрасивого».

Осмысление

Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить, как «хорошие» или «плохие» с позиции известных и общепринятых правил.

Самосознание

Объяснять самому себе:

- какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся (личные качества);

- что я делаю с удовольствием, а что нет (результаты).

Самоопределение

Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества). В том числе:

объяснять, что связывает меня:

- с моими близкими, друзьями, одноклассниками;

- с земляками, народом;

- со всеми людьми,

- с природой.

Поступки

Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе:

- известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного поведения»;

- сопереживания в радостях и в бедах за своих близких, друзей, одноклассников;

- сопереживания чувствам других, не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ.

Признавать свои плохие поступки.

Типовые задания на уроках математики, нацеленные на формирование личностных БУД.

1. Роль математики как важнейшего средства коммуникации в формировании речевых умений неразрывно связана и с личностными результатами, так как основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления. С этой точки зрения задания могут быть  ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах (все задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…»).

Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано (все задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят»). Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

  1. Наличие в курсе математики большого числа уроков, построенных на проблемно-диалогической технологии, даёт педагогу возможность продемонстрировать перед детьми ценность мозгового штурма как формы эффективного интеллектуального взаимодействия. В том случае, если дети научились работать таким образом, у них формируется и понимание ценности человеческого взаимодействия, ценности человеческого сообщества, сформированного как команда единомышленников, ценности личности каждого из членов этого сообщества.

3. Так как курс математики ориентирован на развитие коммуникативных умений, на уроках запланированы ситуации тесного межличностного общения, предполагающие формирование важнейших этических норм. Эти нормы общения позволяют научить ребёнка грамотно и корректно взаимодействовать с другими. Такая работа развивает у детей представление о толерантности, учит терпению во взаимоотношениях и в то же время умению не терять при общении свою индивидуальность, т.е. также способствует формированию представлений о ценности человеческой личности. (Все задания, относящиеся к работе на этапе первичного закрепления нового, работа с текстовыми задачами в классе и т.д.)

Результатом формирования личностных БУД следует считать:

      Уровень развития морального сознания

 Присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения

  Полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации

Регулятивные БУД – это целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, корреция, оценка, внутренняя саморегуляция.

Регулятивные базовые учебные действия на разных этапах обучения в начальной школе

Классы

Определять и формулировать цель деятельности. Составлять план действий по решению проблемы (задачи).

Осуществлять действия по реализации плана.

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

1 класс - необходимый уровень (с помощью учителя)

Учиться определять цель деятельности на уроке. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение (версию).

Учиться работать по предложенному плану.

Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

2 класс –

необходимый уровень (с помощью учителя и самостоятельно)

Определять цель учебной деятельности.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.

Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы).

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Формирование регулятивных базовых учебных  действий на уроках математики – типовые задания.

       На уроках математики   работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных умений. Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели.

В  уроки включаются  проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос) урока). Проблемные ситуации курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его. 

Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность:

·        выбирать средства для своего поведения

·        планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.

·        Планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки

·        Начинать и заканчивать свои действия в нужный момент

Познавательные БУД – общеучебные, логические, постановка и решение проблем.

Познавательные базовые учебные действия на разных этапах обучения в начальной школе

Классы

Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.

Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.

1 класс - необходимый уровень (с помощью учителя)

Отличать новое от уже известного. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы. Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака. Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности.

Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

2 класс – необходимый уровень(с помощью учителя и самостоятельно)

Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем источниках.

Сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям. Находить закономерности в расположении фигур по значению двух и нескольких признаков. Приводить примеры последовательности действий.

Составлять простой план текста-повествования.

Формирование познавательных универсальных учебных  действий на уроках математики – типовые задания.

Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

уметь устанавливать причинно-следственные связи;

уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

уметь устанавливать аналогии;

владеть общим приемом решения учебных задач;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

 Коммуникативные БУД – умение выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество, ставить вопросы, разрешать конфликты.

Коммуникативные базовые учебные действия на разных этапах обучения в начальной школе

Классы

Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

Понимать другие позиции (взгляды, интересы).

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того, чтобы сделать что-то сообща.

1-2 класс - необходимый уровень (с помощью учителя и самостоятельно)

Оформлять свою мысль  в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий – типовые задания на уроках математики.

 Развиваются базовые умения различных видов речевой деятельности: говорения, слушания. На уроках, помимо фронтальной, используется групповая форма организации учебной деятельности детей, которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач). Дальнейшее развитие коммуникативных умений учеников к концу начальной школы начинает осуществляться и через самостоятельное использование учениками присвоенной системы приёмов понимания устного и письменного текста.

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:

• желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);

• знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;

• умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации.

Формирование и развитие БУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий

Виды универсальных действий

Виды заданий

Познавательные

«Найти отличия»

«Поиск лишнего»

Составления схем-опор

    Работа с разными видами таблиц, диаграмм

Регулятивные

«Преднамеренные ошибки»

Поиск информации в предложенных источниках

Взаимоконтроль

Контрольный опрос на определенную проблему

Коммуникативные

Составь задание партнеру

Отзыв на работу товарища

Групповая работа

«Объясни …»

Личностные

Участие в проектах

Подведение итогов урока

Творческие задания, имеющие практическое применение

Самооценка событий

.

СТРУКТУРА КАЖДОГО ТИПА УРОКА ПО ФГОС

 

 

1. Структура урока усвоения новых знаний: 

 

1) Организационный этап.

 

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

3) Актуализация знаний.

 

4) Первичное усвоение новых знаний.

 

5) Первичная проверка понимания

 

6) Первичное закрепление.

 

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

 

1) Организационный этап.

 

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

 

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

4) Актуализация знаний.

 

-  с целью подготовки к контрольному уроку

 

- с целью подготовки к изучению новой темы

 

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

 

6) Обобщение и систематизация знаний

 

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

 

1) Организационный этап.

 

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

 

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

4) Первичное закрепление

 

§ в знакомой ситуации (типовые)

 

§ в изменённой ситуации (конструктивные)

 

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

 

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

 

1) Организационный этап.

 

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

3) Актуализация знаний.

 

4) Обобщение и систематизация знаний

 

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

 

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

 

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

 

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

 

5. Структура урока контроля знаний и умений

 

1) Организационный этап.

 

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

 

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

 

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

 

1) Организационный этап.

 

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

 

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

 

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

7. Структура комбинированного урока.

 

1) Организационный этап.

 

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

3) Актуализация знаний.

 

4) Первичное усвоение новых знаний.

 

5) Первичная проверка понимания

 

6) Первичное закрепление

 

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

 

Алгоритм урока открытия нового знания по технологии проблемного обучения  с перечнем БУД, формируемых на таком уроке .

Краткое описание этапов урока

открытия нового знания

Перечень БУД, выполняемых учащимися на данных этапах

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни).

самоопределение (Л);

смыслообразование(Л);

внутренняя позиция школьника (Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л);

планирование учебного сотрудничества (К)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

мотивационная основа учебной деятельности (Л);

- смыслообразование (Л);

- эмпатия (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия (П);

- структурирование знаний (П);

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем  (Р);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- волевая саморегуляция (Р)

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.

Для этого они должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

- учебно-познавательный интерес (Л);

- смыслообразование (Л);

- эмпатия (Л);

- волевая саморегуляция (Р);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- подведение под понятие (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- определение основной и второстепенной информации (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

ü  ставят цель,

ü  согласовывают тему урока,

ü  выбирают способ,

ü  строят план достижения цели;

ü  определяют средства, ресурсы и сроки.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

- самоопределение (Л);

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- постановка познавательной цели (П);

- познавательная инициатива (Р);

- планирование, прогнозирование (Р);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- построение речевых высказываний (П);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- определение основной и второстепенной информации (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- разрешение конфликтов (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К);

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

- чувство прекрасного и эстетические чувства (Л);

- установка на здоровый образ жизни (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

- волевая саморегуляция (Р);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- познавательная инициатива (Р);

- использование знаково-символических средств (П);

- поиск необходимой информации (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П);

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

- установление причинно-следственных связей, доказательство (П);

- самостоятельное создание способоврешения проблем творческого характера (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

- разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К);

- управление поведением партнера (К);

- адекватное использование речевых средствдля решения коммуникационных задач (К)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- волевая саморегуляция (Р);

- подведение под понятие (П);

- использование  общих приемов решения задач (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);

- построение речевых высказываний (П);

- выведение следствий (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);

- анализ, сравнение, классификация (П);

- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);

- использование знаково-символических средств (П);

- волевая саморегуляция (Р);

- познавательная инициатива (Р);

- использование  общих приемов решения задач (П);

- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия,   внесение необходимых корректив (Р);

- выделение и формулирование проблемы (П);

- постановка познавательной цели (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- подведение под понятие (П);

- выведение следствий, доказательство (П);

- координирование разных позиций с учетом разных мнений (К);

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация (П);

- поиск и выделение необходимой информации (П);

- моделирование, преобразование модели (П);

- умение структурировать знания (П);

- смысловое чтение, извлечение необходимойинформации (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание (П);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- использование общих приемов решения задач (П);

- построение речевых высказываний (П);

- подведение под понятие (П);

-  выведение следствий (П);

- доказательство (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- постановка вопросов (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

- управление поведением партнера (К)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

- внутренняя позиция школьника (Л);

- самооценка на основе критерия успешности(Л);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- эмпатия (Л);

- адекватное понимание причин успеха /  неуспеха в учебной деятельности (Л);

- контроль и оценка процесса и результатовдеятельности (П);

- формулирование и аргументация своего мнения (К);

- планирование учебного сотрудничества (К)

 

Самоанализ урока математики по ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

        Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

 

            Самоанализ урока дает возможность:

 

- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

 

- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

 

- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

 

- формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА (1)

 

1. Характеристика класса:

 

- межличностные отношения;

 

- недостатки биологического и психического развития;

 

- недостатки подготовленности класса.

 

2. Место урока в изучаемой теме:

 

- характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

 

3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

 

4. Характеристика плана урока:

 

- содержание учебного материала;

 

- методы обучения;

 

- приёмы обучения;

 

- формы организации познавательной деятельности.

 

5. Как был построен урок в соответствии с планом:

 

- разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

 

6. Структурный аспект самоанализа урока:

 

- анализ каждого элемента урока;

 

- его вклад в достижение результата;

 

- доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

 

7. Функциональный аспект:

 

- насколько структура урока соответствовала общей цели;

 

- соответствие возможностям класса;

 

- анализ стиля отношений учителя и учащихся;

 

- влияние на конечный результат урока.

 

8. Аспект оценки конечного результата урока:

 

- формирование универсальных учебных действий на уроке;

- определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

 

- причины разрыва;

 

- выводы и самооценка.

План самоанализа урока (2)

 

            I . Краткая общая характеристика класса

 

1. Общая подготовленность класса:

 

- умение детей работать в парах;

 

- умение детей работать в малых группах;

 

- умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

 

- умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

 

2. Общая характеристика общения.

 

3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

 

4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

 

5. Общая характеристика освоения программы к этому времени.

 

II . АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА УРОКА

 

1. Реальность цели урока.

 

2. Каким образом организовать работу на уроке?

 

3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

 

4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

 

5. Что знают ученики об изучаемом понятии?

 

6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

 

7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

 

8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

 

9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

 

10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

 

11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

 

12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

 

III . КАК БЫЛ ОСУЩЕСТВЛЕН УРОК, ИСХОДЯ ИЗ ЕГО ЗАМЫСЛА?

 

1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

 

2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

 

3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

 

4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?

 

5. Была ли принята учебная задача учащимися?

 

6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

 

7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

 

8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

 

9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

 

10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

 

IV . ОЦЕНКА ЦЕЛОСТНОСТИ УРОКА

 

1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?

 

2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

 

3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

 

4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.

 

Заключение.

Урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. 

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. Цель учителя – применяя  новые педагогические технологии, научить школьников учиться. Весь процесс обучения строится по схеме: воспринять – осмыслить – запомнить - применить – проверить.

Современный урок – это понятный  урок.

Современный урок – это весёлый, познавательный, интересный и нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются.

Современный урок – это разнообразный урок.

Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое  мнение, урок, где человек учится быть человеком.

Современный урок – это урок, на котором чувствуешь себя уверенно, и на нём не бывает стрессов.

Современный урок - это урок, на котором решаются задачи, которые готовят детей к жизни.

Психологическая обстановка доверия и равноправия, учет индивидуальных особенностей восприятия учебного материала – вот, что способствует эффективной учебно – познавательной деятельности. Заслуга математики состоит в том, что она является весьма действенным инструментом к самопознанию человеческого разума. И хотя человек не всегда имеет возможности для создания чего-то нового в той или иной сфере деятельности, но, будучи личностью, он, тем не менее, не может не быть готовым к творческому самовыражению. Математика помогает ему, пробуждая творческие потенции. В этом и есть одно из главных предназначений учебного предмета математики.

       

Список литературы

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-022831-2.

  Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О. А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С. 9-11.

Определение, классификация универсальных учебных действий. Примеры заданий на развитие универсальных учебных действий младших школьников.

Карабанова О.А.  Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.

Климанова Л.Ф.   Универсальные учебные действия обучающихся : примеры формирования / Л. Ф. Климанова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 20-25.

Кузнецова М.И.   ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 3. - С. 19-23. - Библиогр.: с. 23.

Кузнецова О.В.   Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева// Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.

Осипова Н.В.   Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 26-33.
Песняева Н.А.   Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / Н. А. Песняева// Методист. - 2010. - № 4. - С. 61-67.

Песняева Н.А.   Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева// Управление начальной школой. - 2010. - № 7. - С. 15-22.
Петерсон Л.Г.   Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." / Л. Г. Петерсон// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3. - С. 17-23. - Библиогр.: с. 23.

Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 120 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023809-0.

Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталость. (интеллектуальными нарушениями). Министерство образования науки Российской Федерации, 2014г.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7.

Чиндилова О.В.   Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий / О. В. Чиндилова
// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 3-6.

Чиранова О.И.   Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе реализации эстетической функции математики / О. И. Чиранова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 6. - С. 29-32. - Библиогр.: с. 32.

Шакина Г.В.   Оценка сформированности у младших школьников умений работы с текстом как источником информации / Г. В. Шакина, И. В. Ванисова
// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 7-10. - Библиогр.: с. 10.

Ячменникова Т.С.   Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе : как на уроке формировать универсально-учебные действия, предусмотренные ФГОС нового поколения? / Т. С. Ячменникова// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 1. - С. 25-31.

 

Приложение 2.

        Для закрепления пройденного материала на уроках математики, для самостоятельных заданий и в качестве дополнительной заданий для отдельных обучающихся можно использовать тесты. Тест не требует сложных письменных вычислений. Он позволяет в короткий срок проверить уровень знаний по изучаемой теме.

        До начала тестирования необходимо объяснить ребенку, что в графе «ответы» даны и неправильные варианты. Ученик должен подчеркнуть тот ответ, который он считает правильным. В некоторых тестах (очень редко) встречаются два варианта правильных ответов. В этих случаях учащегося нужно предупредить.

Тестовые работы для 1 класса.

Тест №1

Задание

Варианты ответов

  1. Какое число при счете следует за числом 4?

5    3    6

  1. Какое число при счете предшествует числу 6?

7    8    5

  1. Какое число при счете стоит между числами 7 и 9?

6   10  8

  1. Кажи число, которое закрыто карточкой: 5 – это 3 и

2    4    1  

  1. Какое число больше чем 5?

3   7   4

  1. Какое число надо прибавить к 7, чтобы получилось 8?

2   1   3  

  1. Между какими числами при счете стоит число 9?

6  и  8

7  и  5

8  и  10

  1. Какое число надо отнять от 9, чтобы получилось 7?

4   2   3

Тест №2

Задание

Варианты ответов

  1. Укажи сумму чисел 3 и 2.

2    6    7

  1. Сколько получится, если из числа 7 вычесть 3?

5   10   4

  1. Из какого числа надо вычесть 1, чтобы получилось 6?

Из числа:

4    6    7

  1. Сумма каких двух чисел равна 8?

7  и  2

6  и  2

5  и  2

  1. К какому числу надо прибавить 2, чтобы получилось 7?

К числу:

3   5   4

  1. Укажи число, которое закрыто карточкой: 6 – это 4 и

2   1   3

  1. Какое число больше, чем 5 на 3?

7   8   9

  1. Какое число надо прибавить к числу 2, чтобы получилось 5?

2   3   1

Тест №3

Вопрос № 1 

Выбери число, в котором один десяток и пять единиц.

 14
 15
 18

Вопрос № 2 

За числом 17 при счёте следует число...

 16
 18
 20

Вопрос № 3 

Витя записал числа 13 и 16. Какое из них большее?

 16
 13

Вопрос № 4 

Найди самое большое число из данных: 13, 12, 20.

 13
 20
 12

Вопрос № 5 

Какое число больше 14, но меньше числа 16?

 13
 15
 17

Тест №4

Найди примеры с  соответствующими ответами. Проверь себя.

7                   8                     9                                 Самопроверка

11 – 1          10 – 2              10 + 9                10-3=7          10-2=8        10-1=9

10 – 3          10 + 5              10 – 1                3+4=7           6+2=8         4+5=9

3 + 4          6 + 2                 4 + 5                 5+2=7           4+4=8         7+2=9

10 + 4          4 + 4                7 + 2                 6+1=7           8+0=8         6+3=9

5 + 2          8 + 0                 6 – 3

6 + 1          4 – 4                 6 + 3

Приложение 3

Проверочная работа

1. Сколько яблок и сколько груш изображено на рисунке? На рисунке изображено больше яблок или груш? Напиши общее количество фруктов, изображенных на рисунке.


Ответ: _______________________

4. Что на этом рисунке изображено правее: морковки или помидор? Правильный ответ обведи синим карандашом.

5. Что на этом рисунке изображено левее: малина или вишня? Правильный ответ обведи желтым карандашом.


5. Нарисуй такое количество кругов, чтобы их оказалось на две штуки больше, чем яблок.

6. Нарисуй такое количество овалов, чтобы их оказалось на две штуки меньше, чем помидор.

Проверочная работа

1. Вычисли.

        4  + 1 =                2 + 1 =                4 + 2 =                7 – 1 =

        8 – 1 =                6 + 2 =                9 – 2 =                6 – 1 =

2. Вставь про знак + или – , чтобы равенство стало верным.

        3        2 = 5        4         2 = 2                6        1 = 7        9         1 = 8

3. Запиши числа от 1 до 10 в порядке увеличения.

4. Начерти отрезок, длина которого 4 см.        

Проверочная работа.

        1. На рисунке изображены треугольники и квадраты. Каких фигур больше: треугольников или квадратов? Закрась в синий цвет те фигуры, которых меньше.

2. На рисунке изображены овалы и квадраты. Каких фигур больше: овалов или квадратов? Закрась в красный цвет те фигуры, которых больше.

3. Сколько треугольников изображено на рисунке? Запиши ответ красным цветом.


Ответ: _______________________

4. Сколько квадратов изображено на рисунке? Запиши ответ синим цветом.


Ответ: _______________________

5. Нарисуй столько квадратов, что бы их оказалось на две штуки больше, чем треугольников.

Проверочная работа

1. Запиши пропущенные числа в том порядке, как они идут при счёте.

2. Вставь пропущенные числа.

        

        4 +        = 5                8 –            = 7                7 +        = 8

        

        6 + 1 =                           – 1 = 4                9 –        = 8

              –  1 = 2                6 –         = 5                      – 1 = 3

3. Что изменилось? Запиши это, используя цифры и знаки +,  –, =.

                        Было                                             Стало

Проверочная работа.

1. Пересчитай треугольники. Запиши ответ.

        

2. Запиши ответы.

        7 + 0 =                9 – 9 =                0 + 5 =

        0 + 8 =                2 – 0 =                7 – 7 =

3. Сравни числа и выражения (>, <, =)

        5        0                4 – 2         1                0        4 – 4                 10        1

4. Верно ли, что числа в ряду записаны в порядке уменьшения?        

        8,  7,  6,  5,  3,  1

                                ДА         НЕТ        

5. Измерь и запиши длину отрезка.

        •                                     •        

6. Начерти отрезок, который на 1см длиннее данного.

7. Составь числовые выражения по схемам.

        

Приложение 4

Занимательные задания для уроков математики

1. Напиши соседей чисел.

       2

        4

       5

        7

       4

         5

       

       6

         7

       

       

2

        3

       3

         4

       

       

         2

       

       

5

       

       

         7

       

2. Вставь вместо звёздочки знак «+» или «-»:

5 * 3 = 8                                  7 * 2 = 9

3 * 5 = 8                                  2 * 7 = 9

8 * 3 = 5                                  9 * 7 = 2

8 * 5 = 3                                  9 * 2 = 7

5 * 4 = 9                                  6 * 4= 10

3 * 7 = 10                                1 * 9 = 10

7 * 4 = 3                                  5 * 4 = 1

2 * 2 * 3 = 1

3 * 2 * 1 = 4

4 * 1 * 2 = 1

        

3. Реши. Прочитай полученные слова:

УЧЕБНИК                                     КОНФЕТА                                          ПОДЪЕЗД

7 – 1 = …        … - … = …        … - … = …

4. Расшифруй слово:

7 – 2 – 1 = … Н                                  2 + 2 + 2 = … Е

5 – 4 + 1 = … О           3 + 4 – 2 = … Ц

4 - 1 – 2 = …  С           4 – 3 + 2 = … Л

1        10        9        8        5        6

Расшифруй слово:

   О

     7 - 2

                

   Л

     6 + 3

   Е

     6 - 5

   Ц

     6 - 4

        

   М

     5 - 1

   Д

     2 + 1

                   4               5        9        5        3        1                2


                                        

5. Найди ошибки:

8 = 8                                    4 + 3 = 8                                     2 + 7 = 9

7 > 4                                    3 + 1 < 6                                     6 – 4 > 3

3 < 1                                    7 + 1 = 1 + 7                               5 < 5 + 4

7. Найди лишние выражения и зачеркни их:

1 + 6         3 + 4          2 + 3           5 + 2

        

7 – 2          7 – 6          8 – 3          7 – 3

8. Раскрась грани кубика Рубика:

9 - 7

1 + 8

3 + 6

4 + 5

7 + 2

9 - 0

6 - 4

9 + 0

6 + 3

8 - 7

4 - 3

6 – 5

7 - 4

8 - 5

9 – 6

9 - 8

0 + 1

7 - 6

        

        1                         2                            3                            9

9. Из каких чисел состоит?

               

       7777        

1

2

3

4

5

6

        


        

       77????

1

4

3

2

5

        

10. Числовая лесенка

11. Реши выражения и раскрась Жар-птицу.


   
5                                     4                                     3                                     2

        

13. Найди закономерность. Продолжи ряды чисел влево и вправо:

…  4  6  …  …

…  …  3  4  5  … … … … …

14. Игра «Лишнее число»

Даны числа: 1, 10, 6.

Задание: найди лишнее число.

Дай математическую информацию о числе: однозначное или двузначное, чётное или нечётное; состав числа; соседи числа на числовом отрезке.

15. Игра «Чем похожи?»

Даны выражения: 3 + 4

                               1 + 6

Задание: ответить на вопрос – что общего у этих выражений?

16. Игра «Ошибки-невидимки»

Учащимся предлагаются математические записи, содержащие ошибки.

Задание: необходимо исправить ошибку, ничего не исправляя, сделать её невидимой.

8 = 7                         6 + 3 =10                         7 – 2 = 2

17. Игра «Числа вокруг нас»

Учащимся предлагается назвать как можно больше слов, в состав которых входит название какого-нибудь числа.

Например, 1 – единица, единство, одинокий, однажды и т . д.;

                    2 – двойка, двойник, двушка, двустволка, дуэт и т. д.

18. По какому признаку отобраны слова?
кот сок оса мел лес
Выбери и подчеркни верный ответ:
1)в каждом слове есть буква О
2)каждое слово начинается с согласного звука
3)в каждом слове 3 буквы
Ответ: в каждом слове 3 буквы


19.
Найди ключ и прочитай название животного, обитающего в Австралии.

Ответ: кенгуру

20.
Верны ли высказывания?
1.Пять больше нуля
Ответ: да
2.Двенадцать больше семи
Ответ: да
3.Восемь меньше девяти
Ответ: да
4.Двадцать меньше девятнадцати
Ответ: нет
5.Неверно, что семь больше десяти
Ответ: да
6.Неверно, что один больше пяти
Ответ: да
7.Шесть не меньше пяти
Ответ: да
8.Десять не больше одиннадцати
Ответ: да
9.Восемь не равно шести
Ответ: да
10.Три плюс два равно пяти
Ответ: да
11.Один-самое маленькое число
Ответ: нет
12.Десять-самое большое двузначное число
Ответ: нет
13.Сумма четырех и шести меньше 10.
Ответ: нет
14.Разность двенадцати и пяти равна семи
Ответ: да

21. Реши кроссворд






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ ФГОС.

Обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС НОО...

«Духовно-нравственное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»

  Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса....

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»...

Доклад «Использование арт-терапии в коррекционно-развивающих занятиях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

В данном докладе освещёны вопросы применения арт-терапевтических приёмов при проведении коррекционно-развивающих занятий, дана классификация изотерапевтических техник и приёмов, типов задани...

Аннотация к адаптированной рабочей программе для учащихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «Математика» (1-4)

Основные направления коррекционной работы:-развитие зрительного восприятия и узнавания;- развитие пространственных представлений и ориентации;-развитие основных мыслительных операций;-развитие наглядн...

Применение здоровьесберегающих технологий в ГПД для профилактики нарушений здоровья учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Аннотация: в статье рассматривается   отрицательное воздействие школьной среды на функциональное здоровье   учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необ...

Выступление на МО начальных классов «Дифференцированный подход к обучению учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (0-4 класса)»

Дифференцированный подход осуществляется планомерно и систематически.Дифференцированный подход направлен на всемерное продвижение детей 0-4 классов в обучении, овладение ими в силу возможностей програ...