Применение здоровьесберегающих технологий в ГПД для профилактики нарушений здоровья учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
статья (1 класс)
Аннотация: в статье рассматривается отрицательное воздействие школьной среды на функциональное здоровье учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий для устранения негативного влияния. И непосредственное применение их в группе продленного дня (ГПД).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение здоровьесберегающих технологий в ГПД для профилактики нарушений здоровья учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Ниденс Анета Теодоровна – воспитатель ГПД, ГБОУШ № 46 Калининского района Санкт-Петербурга «Центр Реабилитации и Милосердия»
Аннотация: в статье рассматривается отрицательное воздействие школьной среды на функциональное здоровье учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий для устранения негативного влияния. И непосредственное применение их в группе продленного дня (ГПД).
Ключевые слова: умственная отсталость, ГПД, здоровьесберегающие технологии.
Здоровье подрастающего поколения нашей страны вызывает тревогу у педиатров и социологов. Они утверждают, что число практически здоровых детей значительно уменьшается на фоне увеличения количества детей-инвалидов; детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с диагнозом умственная отсталость (интеллектуальные нарушения).
По Международной классификации болезней 10-ого пересмотра (МКБ-10) Умственная отсталость - состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта. Дети с умственной отсталостью имеют различные недостатки психического и физического развития: общую слабость, повышенную утомляемость, нервозность, истощаемость, нарушения осанки, искривление позвоночника, дефекты двигательной сферы.
Все эти психофизические особенности, а также склонность к ухудшению здоровья, активно проявляются у учащихся с умственной отсталостью с приходом в начальную школу. Вот что писал о первых годах обучения в школе В.А. Сухомлинский: «Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырёх лет обучения, то добрая половина их - о здоровье». А учащиеся с умственной отсталостью, в большей степени чем дети нормы, c увеличением нагрузки начинают испытывать психоэмоциональные и физические трудности. На особенное здоровье таких школьников могут влиять различные факторы, среди которых четверть приходится на внутришкольную среду. Для того чтобы не нанести ещё больше вред их организму и не вызвать нежелательные осложнения уже имеющихся нарушений, необходимо свети к минимуму отрицательное воздействие на функциональное здоровье учащихся во время нахождения в школе. Обязательно проводить, систематическую работу по коррекции и сохранению здоровья учащихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Достижение поставленных целей может быть осуществлено с использованием комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства и внедрения здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии - система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития (Н.К. Смирнов).
Внедряя здоровьесберегающие технологии в ГПД, мы создаём условия для укрепления физического здоровья учащихся с умственной отсталостью. И получить необходимый результат поможет, соблюдение нескольких составляющих:
Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Правильно организованное рабочее пространство, а также соблюдение гигиенических норм, положительно влияет на здоровье школьников. Требования, предъявляемые к рабочему пространству, регламентируются правилами и нормами – СанПиН 2.4.2.2821-10 (С 01.03.2021г. новый СанПиН 1.2.3685-21). Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:
- оборудованию помещений общеобразовательного учреждения,
- естественному и искусственному освещению,
- воздушно-тепловому режим,
- санитарному состоянию и содержанию классных помещений,
Правильно организованный режим дня.
Обеспечение восстановления сил после активной учебной нагрузки в первой половине дня для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется в группе продленного дня за счет правильно организованного режима дня. К составляющим режима в ГПД относятся:
- прогулка. Активный отдых. Организм учащихся с ослабленным функциональным состоянием нуждается в двигательной активности больше, чем здоровый организм. Подвижные игры на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы школьника, обеспечивают восстановление сил, снимают эмоциональное напряжение. В подвижных играх реализуется потребность детского организма в двигательной активности, развиваются основные движения и координация. Следовательно, активные игры благотворно влияют на весь организм в целом. Они улучшают работу всех внутренних органов и систем, укрепляют мышечный каркас.
- прием пищи;
- послеобеденный сон (при наличии условий);
- самоподготовка. Самостоятельная работа по выполнению домашнего задания под контролем воспитателя. Начинать не раньше 15-16 часов. Очень важно не допустить переутомления, строго соблюдать режим выполнения домашней работы, вовремя начинать и делать перерывы;
- досуговая деятельность.
Использование разных видов здоровьесберегающих технологий.
Для укрепления здоровья и коррекции развития учащихся с умственной отсталостью, используются разные виды здоровьесберегающих технологий, в частности:
- подвижные и спортивные игры,
- дыхательная гимнастика,
- релаксация,
- пальчиковая гимнастика,
- гимнастика для глаз,
- артикуляционная гимнастика,
- динамические паузы,
- физкультурная минутка.
На основании изложенного, можно сделать вывод, применение здоровьесберегающих технологий в период нахождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в группе продленного дня способствуют: снижению утомляемости; повышению работоспособности, выносливости; развитию психологических процессов; развитию двигательных умений и навыков; повышение социальной адаптации.
Список использованной литературы:
1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 5ноября 2013г №8224 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».
2.- htts://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html
3. Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигофренопедагогика»/ Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2014-199с.-(Коррекционная педагогика)
4. Харитонова Л.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / Л.А. Харитонова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 187 с.
5. Смирнов Н.К. профессор, зав. кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Презентация www.myhared.ru/slide/105345/
6.Косенкова Т.В. Д.м.н., профессор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России Презентация PowerPoint https: congress-ph.ru/common/htdocs/upload/fm/vich/18/may/prez/14-09.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА: Формирование временных представлений у учащихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)
Специфика временных понятий и нарушение психического развития детей с умственной отсталостью затрудняют возможность самостоятельного, спонтанного познания и развития временных представлений. В связи с...
Организация урока математики для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС.
Данный материал составлен в виде методических рекомендаций и будет полезен учителям школы психолого педагогической поддержки....
«Психолого-педагогические основы профилактики зависимостей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
На сегодняшний день проблема зависимого поведения среди несовершеннолетних является одной из самых приоритетных. Поговорим об этом...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
В данной рабочей программе представлены цели, задачи учебного предмета. Раскрыто основное содержание, планируемые результаты освоения программы, тематическое планирование...
Аннотация к адаптированной рабочей программе для учащихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «Математика» (1-4)
Основные направления коррекционной работы:-развитие зрительного восприятия и узнавания;- развитие пространственных представлений и ориентации;-развитие основных мыслительных операций;-развитие наглядн...
«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальной коррекционной школе »
laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальной коррекционной школе ...
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе при работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ull; Создать атмосферу успеха для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);• Сформировать представление о сохранении и укреплении здоровья;• Научить детей верить в себя...