ТЕМА: Формирование временных представлений у учащихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)
статья по окружающему миру на тему

Гусева Ольга Сергеевна

Специфика временных понятий и нарушение психического развития детей с умственной отсталостью затрудняют возможность самостоятельного, спонтанного познания и развития временных представлений. В связи с этим особое значение приобретает специально организованный процесс обучения.

Наиболее трудным оказывается определение последовательности времен года. Дети с выраженной умственной отсталостью не могут определить и назвать последовательность времен года. Отсутствие представления о цикличности этих временных отрезков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:   Формирование временных представлений у учащихся    с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)

Выполнила: учитель начальных классов 1 категории Гусева Ольга Сергеевна

Специфика временных понятий и нарушение психического развития детей с умственной отсталостью затрудняют возможность самостоятельного, спонтанного познания и развития временных представлений. В связи с этим особое значение приобретает специально организованный процесс обучения.

Наиболее трудным оказывается определение последовательности времен года. Дети с выраженной умственной отсталостью не могут определить и назвать последовательность времен года. Отсутствие представления о цикличности этих временных отрезков.

Умственно отсталые дети называют времена года, опираясь на существенные признаки. Лучше дифференцируют зиму и лето, представления о весне и осени нечеткие. Представления о временах года связаны с выделением характерных признаков, наиболее значимым из которых является состояние растительности (зима-снег, деревья голые, лето - цветочки, осень - желтые листья). Также представления о временах года связываются с воспоминаниями ярких событий или определенной деятельности (лето - едем на дачу, осень - дети идут в школу).

Сведения о днях недели и о частях суток нечеткие и разрозненные. Как правило, дети знают названия лишь некоторых дней недели, различают только утро и ночь. Определяют время суток, связывая с каким-то видом деятельности, который постоянно повторяется в определенный отрезок суток (в школу идти утром). Ориентируются, в основном, на степень освещенности неба, не учитывая положения Солнца. Не привлекается так же, как правило, и деятельность людей.

При определении дней недели и времени суток умственно отсталые дети опираются на опыт своей повседневной деятельности. Однако, в связи с тем, что их представления беднее по содержанию, менее устойчивы, носят фрагментарный характер, перечисляют значительно меньше видов деятельности, чем нормально развивающиеся дети.

Особое значение для организации деятельности ребенка имеет его умение соотносить темп деятельности с заданными условиями. Такое умение обеспечивает возможность использовать продуктивно свое время на уроках. Умственно отсталые дети могут ориентироваться на заданное время и менять при этом темп своей деятельности. Изменение в темпе длительности под влиянием изменения условий имеются и у нормальных, и у умственно отсталых детей. В измененных условиях относительная скорость увеличивается у умственно отсталых детей несколько меньше, чем у нормально развивающихся детей.

  В результате специально организованного обучения у умственно отсталых школьников формируются некоторые временные представления и ориентировка во времени в процессе практической деятельности.  

Для лучшего усвоения материала необходимо перед каждым разделом изучаемого материала проводить подготовительную работу. Ведется большая работа по закреплению и многократному повторению пройденного материала, так как детям с нарушением интеллектуального развития свойственно быстрое забывание. Весь процесс формирования временных представлений у детей с нарушением интеллекта проводится с учетом следующих требований:

1. Необходимо формировать временные представления на базе детских наблюдений, опыта, практики. Связывать каждый факт, явление, события со временем, в которое оно протекает.

2. Знакомить учащихся (до изучения единиц измерения времени и их соотношений) с помощью бесед, игр с отношениями времени, сутки больше, чем день или ночь, сутки меньше недели, год больше месяца, час больше минуты и т. д.

3. Показывать продолжительность единиц времени, возможное конкретное их содержание с тем, чтобы ученик ощутил длительность этого промежутка времени в различных условиях, постиг путем опыта, что можно сделать за ту или иную единицу времени.

4. Формировать, как можно раньше, правильные представления о длительности событий, явлений, которые учащиеся постоянно наблюдают или в которых участвуют (например, режимных моментов, урока, перемены и т. д.). Учащиеся должны накапливать опыт в определении длительности промежутка времени, необходимого для выполнения той или иной работы, подмечать зависимость между количеством продукции и затраченным на ее изготовление временем, отчетливо выделять связи и отношения между явлениями и событиями, давать им четкое словесное описание.

5. Проводить работу по формированию временных представлений и понятий на других учебных предметах (уроках музыки, русского языка, физкультуры, рисования) и во внеурочное время.

6. Проводить работу по развитию временных представлений систематически независимо от темы урока, затрачивая по 5-10 минут урока.

В первом классе уточняются представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь). Учитель знакомит детей с понятием «сутки». Учащиеся должны овладеть определенной группой слов, словосочетаний (рано, поздно, быстро, медленно). К концу пропедевтического периода учащиеся должны уметь чередовать понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Эти понятия могут быть усвоены только при систематическом их употреблении. Необходимо регулярно спрашивать детей, что было накануне (вчера), что произойдет в дальнейшем (завтра), какие дела нужно выполнить сегодня.

Начинается работа по формированию понятия недели. Опыт показывает, что учащиеся постепенно запоминают названия дней недели и их последовательность, если ежедневно спрашивать их, какой сегодня день недели, какой день недели был вчера.

 

Во втором классе учащиеся  специальной коррекционной школы VIII вида получают понятие о единице измерения времени - часе, знакомятся с прибором для измерения времени – часами, узнают об их назначении, о том, зачем людям нужно знать и уметь измерять время. На циферблате учащиеся рассматривают стрелки: часовую и минутную. Обращают внимание на движение стрелок. Сначала дети учатся размещать числа на циферблате, затем изображают стрелки. В последующие дни проводится работа по наблюдению за конкретной наполняемостью часа. Таким образом, дети должны научиться различать стрелки, называть их, должны знать, на какое число указывает минутная стрелка при определении целого часа, узнавать не только целый час, тот, который в данный момент наступил, но и по положению часовой стрелки определять, который час был и который будет.

  С понятием «год» учащиеся знакомятся в третьем классе (в году 12 месяцев). Одним из пособий, которое помогает сформировать понятие года, месяцев, дней недели является календарь. При знакомстве с календарем показывают различные виды календарей, уточняют их назначение. Система работы по овладению школьниками временными представлениями органично синтезировала в себе различного рода игры, которые условно можно разделить на несколько блоков.

1. Для формирования представлений о частях суток использовались следующие дидактические игры: «Кто работает рано утром?», «Путешествие ночью», «Назови пропущенное слово», «День и ночь», «Кто, когда спит», «Что я люблю делать днем, утром…», «Подбери картинки», «Скажи наоборот».

2. При формировании представлений о днях недели успешно применялись такие игры, как «Неделька, стройся», «Веселая неделя», «Радуга-дуга», «Чья неделя скорее соберется», «Лови, бросай, дни недели называй», «Найди соседей», «Найди свой день», «Я начну, а ты продолжи», «Назовите 1, 2, 5, 7… день недели», «Семь волшебных листков», «Наведи порядок», «Разноцветная неделька», «Совушка», «Неделькина лесенка».

3. Для формирования представлений о временах года целесообразным представлялось использование следующих игр: «Когда это бывает?», лото «Времена года», «Помоги незнайке собраться на прогулку», «Когда деревья надевают этот наряд», «Волшебный круг», «Лови, бросай, месяцы года называй», «Собери месяцы вместе», «Какое время года заблудилось?», «Что перепутал художник», «Какое время года я загадала?». Используйте игры-путешествия в различные времен года.

Также для наиболее эффективного овладения временными представлениями, расширения и закрепления чувства времени применялись игры на ознакомление с приборами измеряющими время и характеризующими такое его свойство как протяженность, текучесть.

4. Важной задачей является знакомство детей с часами. Для решения этой задачи использовались игры: «Какое время», «Который час?», «Часы гнома ТИК-ТАК», «Когда начинается спектакль», «Веселые часы».

5. Игры «Вчера, сегодня, завтра», «Машина времени», «Было – будет», «Дни приходят и уходят» способствовали формированию представления о текучести.

Особую ценность относительно развития чувства времени и представлений о нем представляют игры-погружения – путешествия в части суток (утро, день, вечер, ночь), дни недели, времена года. Они требовали полного проникновения учащихся в изучаемый материал, систематизации признаков рассматриваемого явления. Однако, при их организации необходимо было следить за продолжительностью игрового действия в связи с быстрой утомляемостью детей младшего школьного возраста.

Приемы по формированию представлений о времени также эффективно применялись и при использовании сюжетно-ролевых игр, раскрывающих профессии или просто бытовые действия. Такие игры целесообразность проводить вне занятий и в процессе задавать вопросы (когда на работу приходит строитель, как долго он строит дом, как долго мама готовит обед, когда семья обедает/завтракает/ужинает и т.п.). Их преимущество в непосредственной взаимосвязи с окружающим миром, с тем, что дети наблюдают в обычной бытовой жизни.

Динамические игры с распределением ролей также были нацелены на закрепление и совершенствование представлений о времени. Двое из учащихся получали роль недели или суток, остальным распределялись названия частей суток и дней недели, и по сигналу педагога, детям необходимо было объединиться в соответствующую группу к своему главному представителю (к суткам – части суток, к неделе – дни недели).

При проведении игровых методик соблюдалось условие последовательного разворачивания и усложнения изучаемого материала, а также активного применения наглядных средств.

В ходе игр дети сначала закрепляли навык в определении частей суток, свободного включения в речь их названий. После того как они научились определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание акцентировали на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.). В этих целях организовывали наблюдения за этими явлениями на прогулках.  

Свойство продолжительности и замкнутости времени раскрывалось учащимися на основе заданий на моделирование и также с применением наглядных средств. Детей постепенно знакомили с формой движения по кругу. «Круговое движение» подводит ребенка к пониманию непрерывности, текучести времени. Созданная объемная модель времени (круг с часами, временами года, частями суток, месяцами и т.п.) позволила наглядно показать динамику и основные свойства времени: одномерность, необратимость, текучесть и периодичность. В процессе использования этой модели дети легко и достаточно быстро доходят до самой сути такого сложного не столько математического, сколько философского понятия - время. С помощью таких моделей раскрывались значения слов «сутки», «неделя», «год».

Вывод.

 

В начальной школе методика формирования временных представлений у младших школьников и у детей с умственной отсталостью ведется строго в той последовательности, которая предусмотрена школьной программой. Те трудности, которые возникают в процессе обучения, учитель должен стараться искоренять еще на начальном этапе изучения темы. Уделять больше внимания, проводить индивидуальные занятия с теми учениками, которые затрудняются в конкретных понятиях или вообще в усвоении материала.

Список литературы

  1. Ананьев, Б.Г., Рыбалко, Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М.: Просвещение, 2001 – 214с.
  2. Ананьев, Б.Г., Ломов, Б.Ф. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. – М., 2006. – 187 c.
  3. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с.

4.Виноградова, А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Дефектология / А.Д.Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д.Виноградова. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.

5.Диагностика пространственных нарушений у детей и организация работы. Сборник методических рекомендаций, – СПб.: «Детство-Пресс», 2000. – 265  

 6.Занков, Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. – М., 196-254 c.

7.Максакова, В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С.1-74.

8.Правка, Н.Н. Особенности восприятия времени учащимися с интеллектуальной недостаточностью // Дэфекталогия. № 5. – С. 55-63;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями разв

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний....

Формирование временных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается общее недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, затруднено формирование жизненно необходимых практических умений и навыков...

Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на урока СБО и предметно - практической деятельности

Для большинства обучающихся  со сложным дефектом развития весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей.  Обучение навыкам самообслужи...

Статья на тему: "Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Речевое недоразвитие занимает значительное место в структуре интеллектуального дефекта учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Недостаточная сформированность речи умс...

Подборка нейропсихологических игр и упражнений, направленных на формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР.

На своих уроках по ФЭМП я включаю нейроигры и упражнения, для формирования математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР....

Обобщение опыта «Формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми множественными нарушениями развития посредством нейропсихологических игр и упражнений »

Обобщение опыта «Формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми множественными нарушениями развития посредс...

Открытый урок по формированию математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР «Путешествие в страну Математики»

Открытый урокпо формированию математических  представлений для детей  с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР«Путешествие в страну Математики»Це...