"Формирование функциональной грамотности в начальной школе"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему:
«Формирование функциональной грамотности в начальной школе»
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на мастер- классе
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Прежде чем приступить к работе, я попрошу вас-моих помощников выполнить одно нехитрое задание.
- Поднимите, пожалуйста, правую руку, показывая тем самым свою готовность к дальнейшей работе.
- Спасибо.
- А теперь, попробуйте поаплодировать себе и товарищам, используя только поднятую руку.
- Не получается?
- А если я подойду к Вам и своей рукой хлопну по Вашей руке? Получилось?
- Попробуйте сделать хлопок с другим участником мастер-класса.
- Это говорит о том, что только вместе, а не по одному, мы сегодня сможем прийти к выводу в ходе нашей совместной плодотворной работы.
Обратите внимание, у каждого из вас на партах лежат ладошки разного цвета я попрошу вас выбрать себе одну из них, тех кто выбрал зелёный цвет ожидает успех на сегодняшнем занятии, те кто выбрал красную ладонь, желают пообщаться, у кого желтая ладонь, проявят сегодня активность. В конце занятия мы к ним вернемся.
Как известно, функциональная грамотность включает в себя 6 направлений: читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции. Одним из приоритетных направлений в работе учителя в процессе формирования функциональной грамотности является развитие мышления, а именно: как из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое, как развивать аналитико-синтетические способности, память и внимание.
Читательская грамотность - это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Математическая грамотность - это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах и является математической грамотностью. А задачи встречаются в нашей жизни и на бытовом уровне.
Естественно-научная грамотность представлена как способность обучающихся использовать естественно-научные знания. Это необходимо для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов. А также для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира, для принятия соответствующих решений.
Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Креативное мышление - это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму.
Глобальные компетенции - это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).
Обратите, пожалуйста, внимание на слайд
Слайды 1
Здесь вы видите отрывок из басни И. Крылова «Мартышка и очки».
Задание (введение в тему): прочитайте, пожалуйста, отрывок и ответьте на вопрос:
«Почему мартышка не может надеть очки?» (Идѐт обсуждение).
Вывод по результатам обсуждения: мартышка видит предмет, берѐт его,
вертит и рассматривает, но не понимает, какие функции эти очки должны выполнять. Ей не хватает грамотности в данном вопросе, она не знает, как на практике использовать найденные ею очки.
Данные примеры показывают, что многие наши школьники, получая знания, не понимают и не знают, как эти знания использовать, где они могут их применить в дальнейшей жизни.
Получается, что выходя из стен школы и имея на руках аттестат, наши школьники, как
мартышка из басни, некомпетентны во многих вопросах, неграмотны, не могут применить полученные знания на практике. Поэтому, одна из важнейших задач, стоящих на современном этапе перед педагогами, – формирование функционально грамотных людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности в начальной школе.
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достиг...
Статья. Формирование функциональной грамотности в начальной школе.
Формирование функциональной грамотности в начальной школе....

Примеры заданий по формированию функциональной грамотности в начальной школе
В работе предлагаются примеры заданий, направленные на формирование математической и естественнонаучной функциональной грамотности в начальной школе...

Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе.
Данная статья предназначена для учителей начальных классов. В ней идет речь о понятии "функциональная грамотность", приведены примеры методов формирования читательской, математической и есте...

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.
Выступление на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка." Презентация к выступлению....

Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе"
Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучени...

Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности в начальной школе
В современном образовании есть необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения для формирования функционал...
