УРОК ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Цивилева Людмила Александровна
1 КЛАСС ТЕМА: « Вода и ее свойства».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon UROK_OZNAKOMLENIYa_S_OKRUZhAYuShchIM_MIROM.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

1 КЛАСС

ТЕМА: « Вода и ее свойства».

Цели:

1.Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, ее значении в жизни растений, животных и человека.

2. Развивать любознательность, мышление и речь детей.

3.Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная, желтая), лоток с лабораторной посудой на каждый стол (4 стакана с водой), кусочки льда, термос с горячей водой, стекло или зеркальце.

Ход занятия.

I ОРГ. МОМЕНТ

Доброе утро! Я вам говорю

Доброе утро! Я всех вас люблю!

И прошу сегодня очень постараться

Слушать внимательно и отлично заниматься!

II АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

О чем сегодня будем говорить, вы поймете, когда внимательно прислушаетесь к звукам, которые сейчас прозвучат.

( СЛАЙД-ШУМ ВОДЫ)

-Что напоминает вам этот звук?

Тема нашего урока - ВОДА

А кому нужна вода?

Зачем нужна вода животным? Растениям?

Зачем нужна вода человеку?

Вода – сок жизни. Так сказал Леонардо да Винчи.

( СЛАЙД - ПОРТРЕТ ДАВИНЧИ И ЕГО СЛОВА)

Действительно, вода является непременной составной частью всего живого. Растения почти полностью состоят из воды, в человеке ее находится больше половины. Вода содержится в костях, мускулах, в мозге, а больше всего ее содержится в крови.

Без пищи человек может прожить около 50-ти дней, если во время голодовки он будет пить пресную воду, без воды он не проживет и неделю - смерть наступит через 5 дней. Если организм получает достаточное количество воды, то человек становится более энергичным и выносливым. Симптомами обезвоживания организма являются сухая кожа (может сопровождаться зудом), усталость, плохая концентрация внимания, головные боли, повышение давления, плохая работа почек, сухой кашель, боли в спине и суставах. Исследованиями ученых уже доказано, что употребление достаточного количества воды может свести к минимуму боли в спине, мигрени, ревматические боли, а также понижение уровня холестерина в крови и кровяного давления, уменьшая тем самым вероятность сердечного приступа. Потребление достаточного количества воды — это один из лучших способов предотвратить образование камней в почках.

-А где содержится вода?

Давайте рассмотрим фотографию нашей планеты. А теперь и карту полушарий.

( НА СЛАЙДЕ ФОТОГРАФИЯ ПЛАНЕТЫ, КАРТА ПОЛУШАРИЙ )

– Какого цвета на карте больше?

–Скажите , что выделено этим цветом?

На земном шаре воды больше, чем суши и она изображается голубым цветом. Назовите океаны и моря. Необозримы их просторы. А главное вода в них не такая, как в реках. В реках, озерах, вода без вкуса (если она чистая). Она называется пресной. В морях и океанах вода соленая.

Кажется, что воды на Земле много – вон сколько голубой краски на карте! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало.

– Какую воду мы пьем? (Соленую или пресную?)

Человек не может пить соленую воду, а ее–то как раз на Земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду.

– Найдите на глобусе участки желтого цвета.

Это пустыни, где очень мало воды, поэтому там редко живут люди.

Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоемы. Значит, воду надо беречь.

- Что нужно делать, чтобы сохранять воду чистой?

Выводы: Мы не можем прожить без воды. Вода – это и озера, и реки, и океаны, и моря. Кажется, что воды на земле очень много, ее должно хватить всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы.

III COЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Сегодня мы с вами начнем открывать тайны воды. А помогут нам в этом три сестрички, три капельки воды. Они спешили к нам в гости, но вот что с ними произошло…………

( РАССКАЗ СОПРОВОЖДАЕТСЯ РИСУНКАМИ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ)

Беседа: –Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. И стала называться паринкой. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла, превратившись в красивую льдинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Льдинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”.

– Ребята, помогите! Докажите, что снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.

– Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?

Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты. А поможет нам в этом капелька, которая осталась жива и невредима. Вы ее видите? Где она находится?

Давайте займемся исследованием нашей первой капельки.

IV. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Опыт N1: “У воды нет вкуса”

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт N2: “Вода жидкая, может течь”

Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”.

Вывод: вода жидкая, льется.

Опыт №3 : “Вода не имеет формы”

Сравни форму воды в своем стакане с водой и в тарелочке, (учитель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).

– Что можно сказать о форме воды?

Опыт N4 : “У воды нет запаха”

Когда мама печет пирожки и булочки, что вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет?

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт N5 : “Вода прозрачная”

Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что–нибудь: текст, рисунок, на соседа).

Итак, мы с вами узнали , что вода жидкая и может течь, поэтому ее назвали жидкостью, она не имеет запаха и вкуса, она бесцветная.

V. ФИЗМИНУТКА.

Теперь давайте вспомним во что превратились наши капельки. Одна превратилась в льдинку. А вот и она!

( детям раздаются кусочки льда )

Я предлагаю вам посмотреть, где же побывали эти льдинки, пока добрались к нам.

СЛАЙДЫ С ЛЬДИНКОЙ

1. Зимой часто выпадает снег. Снежинки состоят из маленьких кристаллов льда. У каждой снежинки шесть лучей. Она образуется в воздухе из водяного пара.

( снежинки под микроскопом )

2. Лёд — это тоже вода. Вода в твёрдом состоянии. Когда осенью холодает, вода замерзает и превращается в лёд. ( фотографии арктических льдов, айсбергов)

3. Когда зимой наступает оттепель, снег потихоньку тает.

Капли воды, стекая с крыш, замерзают.

На них натекают новые капли.

Так растут сосульки.

4. Эти волшебные узоры на стекле создал из водяного пара мороз.

5. Иней — это кристаллы льда, намёрзшие на траве, деревьях, почве... Иней образуется при резком охлаждении влажного воздуха.

Пока смотрели слайды, что произошло с нашей льдинкой? Она тает. И во что превращается?

Вывод: лед, снег – тоже вода.

А другая наша капелька превратилась в паринку. А вот и она! ( демонстрация пара)

Она тоже хочет рассказать и показать, где она побывала.

СЛАЙДЫ С ПАРИНКОЙ

1. Когда вода теплее окружающего воздуха, то можно заметить над водой туман.

Это испаряется, превращаясь в пар, вода.

2. Если воздух влажный, в нём много водяного пара, то при похолодании случается туман. На холоде частицы воды оседают на пылинках воздуха. Сливаясь, они образуют капли. Маленькие капли воды висят в воздухе — мы видим туман.

3. Невидимый водяной пар превращается в воздухе в облака. Это происходит, когда он поднимается всё выше вверх, туда, где достаточно холодно. Частицы воды, сливаясь, образуют капельки. Облако — это множество маленьких капель воды.

Опыт N7: “Пар – это тоже вода”

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода.

-Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да)

- Почему?

-Доказали мы нашим капелькам, что они сестры?

VI. ГРУППОВАЯ РАБОТА.

Проводится игра “Где спряталась вода”

А теперь я предлагаю вам творчески поработать. У вас лежат листочки бумаги. Даю вам 5 минут, попробуйте все вместе спрятать наши капельки на своем рисунке.

–( Дети работают по группам)

Затем идет защита своих рисунков и подсчет объектов, в которые дети спрятали водичку.

VII. ИТОГ УРОКА

Вывод: Давайте подведем итог нашему уроку. В чем мы с вами сегодня твердо убедились?

Вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха.

(Отрывок их фильма)

Мы еще раз убедились: вода бывает очень–очень разной. Она может быстро–быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными ледниками или горячим паром. Вот такая она разная! Вода нужна всем.

А на прощание наши капельки предлагают проделать фокус и дарят каждому из вас этот предмет, а что это такое увидите, когда погрузите его в воду.

( Детям выдаются цветочки, выполненные из бумаги со сложенными лепесточками. Когда цветочек погружают в воду, то он начинает « распускаться».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков ознакомления с окружающим миром в 3 классе

Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и разработано по учебнику Плешакова А. А. ...

Интегрированный урок: Ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.

Интегрированный урок: ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.Цели: -расширить кругозор о планетах Солнечной системы; -отрабатывать письменные и у...

Урок ознакомления с окружающим миром в 1 классе "Свойства снега и льда"

Опытным путем  учащиеся  1 класса знакомятся с некоторыми физическими свойствами снега и льда; анализируя и систематизируя накопленные знания по теме, ищут ответ на вопрос Снеговика-помощник...

ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА УРОКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

В данной статье представлены приемы работы над загадками на уроках ознакомления с окружающим миром, которые помогают наиболее успешно развивать речь учащихся с ДЦП. ...

Урок ознакомления с окружающим миром по теме"Кто такие звери" 1 класс

Окружающий мир 1 класс автор учебника Плешаков.На уроке создаются условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средством технологии проблемного обучения....

Урок ознакомления с окружающим миром "В гости осень к нам пришла".

Конспект урока ознакомления с окружающим миром в 4 классе (коррекционном). Тема: "В гости осень к нам пришла"....

Урок : ознакомление с окружающим миром 1 класс . Тема урока «Растения леса. Деревья, кусты, травы».

Урок : ознакомление с окружающим миром  1 класс .Тема урока  «Растения леса. Деревья, кусты, травы».Цель:  Сформировать понятия: дерево, куст, трава.Задачи :- учить различать дере...