Главные вкладки

    Урок окружающего мира по теме: Кто такие птицы? Презентация.
    методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

    Урок-презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon KTO_TAKIE_PTICY.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока по окружающему миру по программе А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»  в 1 «Б» классе  МОУ СОШ № 59 г. Архангельска                                  учителя начальных классов  Макаровой Т.Н.

    Тема: «Кто такие птицы?»

     Цели:

    1. Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности; с местами их обитания; учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов природы.

    2. Создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности.

    3. Воспитывать доброту, ответственность, чувство любви к природе и умение ценить прекрасное; формировать образ окружающего мира как дома для всего живого.

    Оборудование: ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, учебник «Мир вокруг нас» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А. Плешаков), муляжи птиц, перья птиц, ножницы, лупа, стаканчик с водой.

             Планируемые достижения учащихся: усвоить, что птицы — животные, тело которых покрыто перьями; научиться приводить примеры птиц.

    Ход урока

    Ι. Организация класса.

    - Здравствуйте ребята! Совсем скоро начнётся наш урок. Но прежде давайте поприветствуем наших гостей, которые пришли к нам. Повернитесь, посмотрите, поздоровайтесь.

    А теперь всё внимание на меня. - Что у меня в руке? (Перо птицы). - Я уроню его, а вы внимательно послушайте и попробуйте сесть так же тихо, как падает это перо.

     Слайд 1 

    Прозвенел для нас звонок.

    Начинается урок.

    Мы за парты дружно сели

    И на доску поглядели.

    Мы пришли сюда учиться,

    Не лениться, а трудиться.

    Работаем старательно,

    Слушаем внимательно.

    Мы хороший дружный класс

    Всё получится у нас!

    ΙΙ. Актуализация знаний.

    - Давайте вспомним темы предыдущих уроков. С какими группами животных мы познакомились? Я проведу небольшой опрос. А вы будете мне отвечать с помощью сигнальных карточек. Итак, я диктую предложения, если вы согласны с высказыванием, то поднимаете вверх красную карточку, если нет – то синюю.

    а) Муравей, пчела, стрекоза – насекомые. (Да)

    б) У насекомых три пары ног. (Да)

    в) Акула – речная рыба. (Нет)

    г) Рыбы живут в воде. (Да)

    д) Паук – это насекомое. (Нет)

    е) Тело у всех рыб покрыто чешуёй. (Нет)

    – А у каких рыб тело не покрыто чешуёй? (сом, налим, акула…)

    Молодцы!

    ΙΙΙ. Сообщение темы и цели урока.

    Слайд 2  К нам на урок пришел муравей Вопросик. Слайд 3   Он приглашает нас в лес на прогулку. Представьте себе, что мы очутились в лесу.  Здесь так много интересного. Какие запахи можно почувствовать? А кого можно встретить в лесу? (зверей, насекомых, птиц). Слайд 4   Как нужно себя вести в лесу? Какие звуки можно там услышать?

    - Попробуйте отгадать, чьи это голоса? Слайд 5    (дети слушают и отгадывают птичьи  голоса – воробья, синицы, вороны). 

    - А как вы думаете какую учебную задачу мы сегодня будем решать на уроке? Слайд 6    (Кто такие птицы и чем они отличаются от других животных).

    ΙV. Постановка проблемного вопроса.

    - Послушайте кого увидел в лесу Муравьишка. Слайд 7  

     «Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. На окраине деревни, за лесом, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Бесшумно, взмахивая крыльями, пролетела надо мной большая ночная бабочка. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. 

    - Какие разные животные, но все они умеют летать… Наверное, все они  птицы -  подумал Муравей.

    Действительно ли все они — птицы? -  А вы как думаете, ребята?    (Дети говорят, что курица — птица, бабочка — насекомое).

    - Учитель спрашивает: «Знает ли кто-нибудь из вас животное похожее на белку, о котором сказал Муравей?» Слайд 8  Если дети не знают,  учитель сообщает: Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь — птица?

    V. Изучение нового материала.

    1. Выявление существенного признака птиц.

    - Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий существенный  признак птиц, который отличает их от других животных. Важный признак для птиц – умение летать? И все ли птицы умеют летать? Умение летать не подходит — мы знаем, что не только птицы летают, но и насекомые. А некоторые птицы вообще летать не умеют или умеют, но очень плохо, например курица. Как вы считаете, что это за признак? (этот признак - перья).

    - Кто такие птицы? Слайд 9   (Животные, тело которых покрыто перьями).

    Физминутка  «В поход» +  физминутка для глаз Слайд 10   

    2. Знакомство со строением тела птицы. Работа по учебнику.

    - Давайте познакомимся со строением птицы. Откройте учебник на стр. 24. Рассмотрите строение птицы на примере голубя. Какие части тела можно выделить? А форма тела птицы вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.

    Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком.  С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Без носа птица – как мы без рук. 

    У птицы 2 ноги. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких как утка (см. муляж) между пальцами – кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами.

    Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

    Всё тело у птиц покрыто  перьями (см. муляж)  Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц. - Каких птиц ещё видите на рисунке? (гусей). - Какой части тела у них не видно? Почему? (гуси прижимают лапки к телу, когда летят) - Гуси, голуби – это птицы? Почему? Докажите.

    Прочитайте вывод Мудрой черепахи по учебнику.

    - А сейчас я проверю как вы запомнили все части тела птицы. Я буду показывать, а вы хором называть (голова, тело, крылья, хвост, ноги, клюв, шея) или ребёнок у доски показывает все части тела птицы.  Слайд 11   

    Физминутка

    Совушка-сова

    Большая голова,

    На пеньке сидит,

    Головой вертит,

    Ножками топ-топ,

    Крылышками хлоп-хлоп,

    Во все стороны глядит,

    Да как полетит!

    3. Практическая работа  в паре. А сейчас поработаем в парах.

    - Мы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо?

    - Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в ученых. А чем они занимаются? (Исследуют, наблюдают, размышляют, делают выводы). Этим мы сейчас и займемся. У вас на столах лежат разные перья.

    - Сравните перья. Чем различаются? Чем они похожи? (Размер, форма, окраска – одинаковое строение).

    - Каждое перо имеет стержень. Найдите его. Почему эту часть пера так называют? (Похожа на стержень ручки, которой мы сейчас пользуемся.)

    - А еще у пера есть бородки. Найдите их. Обратите внимание, как бородки соединены друг с другом у больших и малых перьев. Аккуратно разъедините бородки. Как соединены бородки между собой у больших перьев?  (Есть маленькие крючочки, у маленьких – крючочков нет). Для чего птицам нужны большие перья? И называют их полётными. 

    Маленькие пёрышки - они мягкие, пуховые перья. Для чего птицам нужны пуховые перья? (они помогают птицам сохранять тепло).

    - Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? (Они очень легкие).

    - Почему перья легкие? Что у них внутри? (пустота). Посмотрим и убедимся. (Возьмите ножницы и отрежьте кончик стержня) Да, перо полое, внутри пусто.

    - Обмакните перо в стакан с водой. Что с ним случилось? Намокло ли оно? (Перо осталось сухим, вода скатилась капелькой). Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают. Значит, перья защищают птицу от воды и сырости.  

    Вывод по практической работе:

    - Итак, мы выяснили, что тело птицы – хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Перо имеет стержень и бородки. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, маленькие перья на теле защищают тело и придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу.              

    - Скоро зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время приходится особенно тяжело. Чаще всего птица погибает не от холода, а голода.  Обязательно сделайте кормушку и не забывайте насыпать птичкам корм.

    - Обратите внимание на изображения в учебнике (с. 24) пера и чернильницы. Почему они нарисованы рядом? Раньше перья использовали вместо ручек, писали чернилами.

      - Взгляните на Мудрую Черепаху в учебнике. Чем она себя украсила? (Перьями.) Кто узнал эти перья? (Это перья павлина).  Я вам принесла пёрышко от хвоста павлина. У павлина очень красивый и яркий хвост.

    VI. Расширение представлений детей о многообразии мира птиц.

    Посмотрите на картинку в учебнике и назовите птиц (с. 25). Каких птиц вы видели у нас в Архангельске и Архангельской области? На уроке обучения грамоте мы познакомились вот с такой книгой. Что это за книга? ( Красная книга Архангельской области) Наша планета заселена множеством различных животных. Но некоторые виды животных исчезают. Их остаётся очень мало. Если их не охранять, то они совсем исчезнут. Если животное занесено в Красную книгу, значит, оно находится под охраной государства. Есть птицы, которые тоже занесены в Красную книгу. Это серый журавль, чайка, филин, серая куропатка, беркут, малый лебедь, орлан-белохвост и другие. 36 птиц  занесены в Красную книгу и охраняются на территории Архангельской области.

    - А сейчас давайте посмотрим ещё несколько слайдов о птицах. Слайды с 12-21

    Одновременно учитель может читать детям загадки. Например:

    У нее глаза большие,                                          

    Хищный клюв всегда крючком.

    По ночам она летает,

    Спит на ветке светлым днем.

                  (Сова)

    Кто в берете ярко-красном,

    В черной курточке атласной?

    На меня он не глядит,

    Все стучит, стучит, стучит.

                (Дятел)

    Спинкою зеленовата,
    Животиком желтовата,
    Чёрненька шапочка
    И полоска шарфика.

            (Синица)

     Буян-мальчишка
    В сером армячишке
    По дворам шныряет,
    Крохи собирает.

               (Воробей)

      VII. Итог урока. Рефлексия. 

    - Муравей Вопросик просит еще раз сказать ему, кто такие птицы (животные, тело которых покрыто перьями). Приведите примеры птиц.

    - Понравился ли вам урок?  С каким настроением вы работали? Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.

    - Какое задание на уроке было самым интересным?

    - Было ли трудно?

    - Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей.

    - Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку окружающего мира по теме: Кто такие птицы?

    Презентация к уроку окружающего мира по теме: Кто такие птицы?. Мне пришлось удалить несколько слайдов, так как презентация не загружалась....

    Конспект открытого урока окружающего мира по теме «Что такое экономика?», 2 класс, УМК «Школа России»

    Цель:  Сформировать понятие «экономика».Задачи.Обучающие: -сформировать новое понятие «Экономика»;-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;- сформировать умение видеть взаимоо...

    Открытый урок окружающего мира по теме:"Кто такие звери?"

    Урок проводится с использованием интерактивной доски,прослеживается индивидуальная,групповая формы работы,дети проводят опыты,все виды работ в музыкальном сопровождении....

    урок окружающего мира по теме Что такое хвоинки?

    Открытый урок, данный на районном семинаре....

    Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Что такое глобус?"

    Объяснить понятия: что такое глобус, как устроен глобус,о чём может рассказать глобус....

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»

    Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....


     

    Комментарии

    Никитина Наталья Борисовна

    Огромное спасибо за пополнение нашей библиотеки. Интересный урок!

    Очень интересно! Спасибо!