Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Кузнецова Елена Борисовна

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Okruzhayushchiy_mir.rar16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

Окружающий мир

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Окружающий мир»  3 класс разработана на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой

(М.: Вентана- Граф ,  2008 г.)

Предлагаемая программа по Окружающему миру 3 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии Окружающего мира определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе разделами:

 « Человек как биологическое существо», « Человек и другие люди» , « Человек и мир природы» , « Человек и общество» , «История родной страны»

       

Цели обучения

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

 развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

 освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

                                                     

                                        Содержание программы

3 класс – (68 ч.)

                            Введение ( 1 ч.)

                       Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счет лет в истории.

                      Земля – наш общий дом .(9 ч.)

                      Солнечная система . Солнце- звезда . Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной

             системы.

                       Изображение Земли.  Глобус – модель Земли . План. Карта ( географическая и историческая) . Масштаб,

             условные  обозначения карты. Карта России.

                       Условия жизни на Земле . Солнце- источник тепла и света.

                       Вода.  Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха .

           Свойство воды . Источники воды на Земле . Водоемы, их разнообразие.

            Растения  и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения.

                       ОБЖ : правила поведения на водоёмах в разные времена года.

                        Воздух . Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – это смесь газов. Охрана воздуха.

                       Человек изучает Землю. ( 2 ч.)

Наблюдения опыты, эксперименты- методы познания человеком окружающего

             мира. Изображение  Земли . Глобус – модель Земли . План. Карта (географическая и историческая ) . Масштаб ,    

            условные обозначения  карты . Карта России.

                         Расширение кругозора школьников .  Представления людей  древней цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.        

                      Бактерии  и    грибы ( 4 ч.)

                        Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. .

                         Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов . Предупреждение    отравления  грибам

                    Растительный мир Земли ( 8 ч.)

                        Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек . Разнообразие растений :   водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные) , цветковые, их общая характеристика

                       Растения – живые тела (организмы) . Жизнь растений . Продолжительность жизни : однолетние, двулетние,

         многолетние . Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений . Распространение плодов  и семян .

                   Человек  и  растения  ( 2 ч.)

     Культурные  растения  в  жизни  человека. Как  и  почему возникло  земледелие. Влияние  человека  на  расселение  культурных  растений. Хлеб – великое  чудо  Земли.

    Охрана растений.  Красная  книга.

                      Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения .    Предупреждение отравлений ими .

                        Животный мир земли ( 13 ч.)

                         Животные – часть природы. Роль животных в природе . Животные и человек  . Разнообразие животных :

         одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные ( на примере отдельных групп и представителей).

                        Животные – живые тела ( организмы) . Поведение животных. Приспособление к среде обитания . Охрана животных.

             детёнышей .

                         Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих  детёнышей .

                         Как человек одомашнил животных.

                       Человек  и  животные  ( 2 ч.)

 Почему  люди  приручали  диких  животных. Заповедники.

                        Наша Родина:  от Руси до России. (6 ч.)

     Древняя Русь. Древнерусское  государство. Московская  Русь. Российская  империя. Советская  Россия. СССР.  Российская  Федерация.

                         Как  жили наши предки. (8 ч.)

         Из  истории имён. Какими  людьми  были  наши  предки.  Какие  предметы  окружали  русских  людей.   Русская  трапеза. Боги  древних  славян. Народные  праздники. Принятие  христианства  на  Руси.

                         Как  трудились  наши  предки.  (13 ч.)          

        Как  трудились  крестьянские  дети. Тяжёлый  труд  крепостных. Что  создавалось  трудом  ремесленника. Русские  оружейники. Что  создавалось  трудом  рабочего. О  первых  железных  дорогах . Открытия, которые   совершил человек в  19-20 веках.   

                           Рыболовство и охота на Руси и в России.

                           Ремесла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, и России ( кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное  и др. )

                          Торговля . Возникновение денег.

                           Развитие техники в России ( на примере авиации , автостроения) . Освоение космоса. Строительство, Первые  славянские  поселения, древние города( Великий Новгород, Москва, Владимир)    

                           Расширение кругозора школьников.  Орудие труда в разные исторические эпохи. «Женский» и « мужской» труд .      Особенности труда людей  родного края. Как дом « вышел»  из-под земли .

                          Уроки – обобщения.  Древняя Русь. (повторение материала 2 класса) ; Московская Русь ( основные исторические        события,  произошедшие до провозглашения первого русского царя ) ; Россия ( основные  исторические события, произошедшие до 1917 года .

                         Экскурсии.  В природные сообщества ( с учётом местных условий) , на водный объект с целью изучения

      использования воды человеком , её охрана от загрязнения . В краеведческий ( исторический ) , художественный

      музеи, на предприятие  ( селькохозяйственное  производство ) , в учреждение быта и культуры.

                         Опыты . Распространение тепла от его источника. Смена сезонов , дня и ночи .  Роли света и воды в жизни растений. Состав почвы..

                        Практические работы . Работа с картой ( в  соответствии с заданиями в рабочей тетради ) . Работа с живыми     растениями  и гербарными экземплярами.

   

         

                   

 

     

            Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса

          К  концу обучения в 3 классе учащиеся должны : называть  ( приводить примеры) :

          - тела живой и неживой природы ;

          -  планеты Солнечной системы ( 2-3 ) ;

          - свойство воздуха, воды ;

           - древние города и их достопримечательности ;

          - имена отдельных руководителей государства, деятелей , просветителей Руси и России ( в соответствии с программой )

          - причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ ;

            различать  (соотносить ) :

         - год, век, арабские и римские цифры;

         - название русского государства и их соответствие исторической эпохе;

         - растения разных групп ( водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) ;

         - животные различных групп ( одноклеточные-многоклеточные, беспозвоночные-позвоночные );

         - приспособления животных к среде обитания;

         - особенности внешнего вида , строения животного в зависимости от среды обитания;

         - понятия « земледелие» , « ремесло» , « торговля» , « деньги»;

          решать задачи в учебных и бытовых ситуациях : 

          - объяснять значение Солнца для жизни на Земле ;

          - объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;

          - характеризовать условия жизни на Земле ; природные зоны России;

          -  характеризовать  основные процессы жизнедеятельности животных ;

          - раскрывать значение растений  и животных в природе и жизни человека ;

         - составлять описательный рассказ о животных ( растениях) по плану учителя и самостоятельно составленному;

         - соблюдать правила поведения в природе ; участвовать в работе в уголке природы , на пришкольном участке;

         -   характеризовать  некоторые важнейшие события в истории российского государства ( объединение славян,

         принятие христианства, крепостное право, возникновение ремёсел, развитие городов) ;

         - рассказывать об особенностях жизни в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

         - работать с географической и исторической картой, глобусом ( в соответствии с заданиями рабочей тетради) ,

         работать с контурной картой  по заданию учителя ;

             

 Перечень учебно-методического обеспечения

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

– Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: учебник. 3 класс в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2008.

– Виноградова Н. Ф., Поглазова О. Т. Учимся познавать мир: рабочие тетради к учебнику. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания.

В авторскую программу изменения не внесены.

     

                               

                       

                      Учебно-тематический план

    Количество часов – 68 – 2 часа в неделю

    Итоговых  контрольных работ - 2.

    Экскурсии – 3.

    Форма итоговой аттестации  обучающихся  – тестовые задания

 

Календарное  планирование  окружающий  мир   3 класс

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Вид занятия

Наглядные пособия и технические средства

Календарные сроки

1

Введение. Как работать с учебником.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

Земля - наш общий дом.

9

2

Где и когда ты живёшь.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

3

Какие бывают природные тела и природные явления. Искусственные тела.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

4

Солнце – огненный шар.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

5

Земля- шар.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

6-7

Значение Солнца для жизни на Земле.

2

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

8-9

Вода - условие жизни на Земле.

2

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

10

Воздушная оболочка земли.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

Человек изучает землю

2

11

Человек познаёт мир.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

12

Как изображают землю.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

Бактерии и грибы.

4

13

Бактерии.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

14-16

Грибы.

3

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

Растительный мир земли.

8

17

Растения встречаются повсюду.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

18

Если бы на Земле не было растений.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

19

Растения прекрасные, но опасные.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

20

Разнообразие растений на Земле.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

21-24

Растения – живые существа (организмы)

4

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

Человек и растения.

2

25

Культурные растения в жизни человека.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

26

Красная книга России.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

Животный мир Земли.

13

27

Какова роль животных в природе.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

28

Разнообразие животных.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

29-32

Животные – живые существа (организмы).

4

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

33

Беспозвоночные животные.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

34-38

Позвоночные животные.

5

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

39

Что такое природное сообщество.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

Человек и животные.

2

40

Почему люди приручали диких животных.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

41

О заповедниках.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

Наша Родина: от Руси до России.

6

42

Древняя Русь.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

43

Древнерусское государство.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

44

Московская Русь.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

45-46

Российская империя.

2

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

47

Советская Россия. СССР. Российская Федерация.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

Как жили наши предки.

8

48

Из истории имён.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

49

Какими людьми были наши предки?

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

50-52

Какие предметы окружали русских людей?

3

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

53

Русская трапеза.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

54

Боги древних славян.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

55

Принятие христианства на Руси.

1

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

Как трудились наши предки.

13

56-57

Что создавалось трудом крестьянина?

2

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

58-61

Что создавалось трудом ремесленника?

4

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

62-63

Что создавалось трудом рабочего?

2

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

64-68

Открытия, которые совершил человек в 19-20 веках.

5

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал, интерактивная доска.

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по окружающему миру.3 класс.Начальная школа 21 века.

Развёрнутое тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе по программе Начальная школа 21 века....

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая  программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе федерального  государственного стандарта начального образования, примерной программы начального общего об...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая  программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе федерального  государственного стандарта начального образования, примерной программы начального общего об...

"Наша страна - Россия". Конспект урока окружающего мира в 1 классе ("Начальная школа XXI века")

Конспект урока со слайдами презентации, карточками для фронтальной и парной работы и ссылками на задания в пространстве учителя....

Презентация у окружающему миру 4 класс .УМК " Школа 21 века" тема"Искусство 18 века"

Презентация содержит материал о народной музыке и скоморохах в 18 веке на Руси....

Итоговая Проверочная работа по окружающему миру за 1 полугодие 3 класс (Начальная школа 21 века) Тесты по окружающему миру 21 век Виноградова

Проверочная работа по окружающему мируУМК «Начальная школа XXI века»3 класс, 2 четвертьПроверочная работа составлена в виде теста в двух вариантах....

Тест по окружающему миру "Как человек воспринимает окружающий мир" 4 класс, "Начальная школа. 21 века"

Проверочная работа по окружающему миру составлена в форме теста, включающего 15 вопросов, с использованием различных типов заданий. по разделу: "Как человек воспринимает окружающий мир", 4 к...


 

Комментарии

Кузнецова Елена Борисовна

Пояснительная записка, тематическое планирование