Россия – наша Родина.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

 

  Формировать общие представления о нашей стране - России,на отдельных примерах показать разнообразие природы России, формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты, расширять кругозор учащихся, развивать познавательный интерес, познакомить с народами, населяющими нашу страну, их национальной одеждой, традициями, обычаями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon KONSPEKT.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Россия – наша Родина.

Цели урока:

 1) Формировать общие представления о нашей стране - России.

 2) На отдельных примерах показать разнообразие природы России.

 3) Формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты.

 4) Расширять кругозор учащихся, развивать познавательный интерес.

5) познакомить с народами, населяющими нашу страну, их национальной одеждой, традициями, обычаями.

1.Организационный момент.

Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку.

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все видят. Уши чутко слушают и все слышат. Голова хорошо работает.

Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?

(современное человечество живет в селах и городах, расположенных на территории какого-либо государства)

Выберите слова, с которыми познакомились на прошлом уроке. Вставьте, если нужно, пропущенные.  Дорога, правительство, флаг, город, животноводство, транспорт, столица.

(правительство, флаг, столица, государство или страна)

 А где находятся государства?          (на материках)

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Наши помощники Лена и Миша, совершив путешествия по материкам и познакомившись с географическими объектами, решили поиграть. Один называл несколько слов, а другая находила что же объединяет эти слова и рассказывала о том, что их объединяет. Давайте поиграем с ними.

Что объединяет слова: Виктория, Эйр, Танганьика, Байкал.(это озера)

Что общего у слов: Кордильеры, Анды, Уральские. (горы)

Что объединяет слова: Баренцево, Красное, Средиземное. (моря)

Молодцы! Вы хорошо разбираетесь в географических объектах. А теперь найдите в каждой группе лишнее. Уточните, что объединяет их.

(Байкал, Уральские, Баренцево-они находятся в северном полушарии,  на материке Евразия,  на территории России.)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?     (о нашей стране)

Правильно! А знаете, ребята, я ведь не случайно заговорила о нашей стране. Сегодня на имя нашего класса пришло странное письмо. Послушайте его:

«Дорогие  друзья! Нам известно, что вы хорошо знаете разные части света и страны мира. Мы решили рассказать вам немного о себе, отгадайте откуда мы. Родились мы на севере планеты. Наша страна располагается в зоне ледяных пустынь, тундр, тайги. На флаге изображен кленовый лист. Страну омывают Северный Ледовитый океан, Тихий океан, атлантический океан. На западе страны располагаются горы Кордильеры. Столица Оттава располагается на юго-востоке страны. У нас можно встретить белого медведя, овцебыка, песца, медведя-гризли.»

Ребята, вы догадались, о какой стране идет речь?

Правильно, Канада. Но на этом письмо не заканчивается. Канадские ребята просят рассказать нас о своей стране. Как вы думаете, мы сможем это сделать?      (Да)

Тогда посовещайтесь в группах и решите о чем мы расскажем нашим друзьям.(обсуждают, отвечают)

3. Совместное открытие знаний.

Как много информации. В одном письме все и не уместится. Что же делать? Ведь нам надо выбрать самое главное и интересное. Давайте еще раз вспомним, что такое государство и составим план исследования страны.

(Каждое государство имеет столицу, где располагается правительство. У каждой страны есть своя символика. Необходимо узнать название, определить столицу, рассмотреть символику страны, особенности климата, земной поверхности, какие реки текут, какие животные обитают.)

Можно сформулировать так:

Название

Столица

Символика

Особенности земной поверхности(равнины, горы)

Особенности животного и растительного мира

Чем знаменита страна

Какие народы ее населяют

Вы согласны работать по такому плану?    (Да)

Тогда приступаем к обработке информации.

Как называется наша страна?   (Россия)

А кто знает как звучит полное название нашего государства? (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. Слово федерация говорит о том, что в государстве объединено много республик, краёв и областей. В них живут люди разных национальностей.)

В нашей стране очень много больших и маленьких городов. И вот мы прибыли в столицу нашей Родины. Как называется столица России?  (Москва)

Вот как о столице нашей Родины говорится в одном из стихотворений

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах…
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..

У каждой страны есть государственная символика – герб, флаг, гимн.

Посмотрите внимательно на экран, здесь изображено несколько гербов, какой из них является гербом России?

(Слово герб пришло из немецкого языка и  обозначает – наследство. Фигуры и предметы, которые изображены на гербе, выражают исторические традиции государства. На гербе России изображён двуглавый орёл – символ могущества государства – со знаками власти в когтистых лапах.)

О гербе вы знаете хорошо,  посмотрим,  как обстоят дела с флагом. На столах у вас лежат листы, нарисуйте, пожалуйста, флаг нашей страны.  ( рисуют)

Давайте посмотрим, что у вас получилось? (показывают, анализ)

А теперь посмотрите на экран и сравните, правильно вы нарисовали?

Трёхцветный флаг России утверждён первым российским императором – Петром I. Каждый, кто любит свою страну, с уважением относится и к её флагу.

Как вы думаете, а что могу означать цвета на флаге нашей страны? (ответы детей)

В настоящее время не существует официального толкования цветов флага России. Однако сейчас они трактуются следующим образом:

Белый – мир, чистота

Синий – вера и верность

Красный – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество

А так объясняют цвета флага в народе: 

Белый цвет – берёзка.

Синий - неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет.

Что еще относится к государственной символике? (Гимн)

Слово гимн образовано от греческого «гимнос» - восхваление, торжественная песня. Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях: при вручении наград, на встречах с послами других стран… Гимн слушают стоя.

Гимн России – это торжественная песнь о красоте, величии нашей Родины.

Первый российский гимн появился в 1833 году при императоре Николае Первом.

Современный гимн на музыку Александрова и слова Михалкова был принят 8 декабря 2000 года. Послушайте его.

Как разнообразна природа нашей Родины, как много у нас красивых городов, как разнообразны занятия людей в разных уголках страны. Давайте отправимся в путешествие по стране.

Каждая группа должна по описанию или иллюстрации угадать,  куда мы попали. Затем рассказать об этом месте более подробно.

1-ая группа. Это самый холодный океан на Земле.

2-ая группа. Иллюстрация бурого медведя.

3-ья группа. Местность вечной мерзлоты.

4-ая группа. Фотография степи.

(группы рассказывают о своих природных зонах, параллельно на доске крепятся названия природных зон в правильной последовательности)

Какие крупные равнины вы знаете на территории России? (В России выделяют две равнины - это Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Значительная часть Европейской части России расположена на одной из крупнейших равнин мира – Восточно-Европейской (Русской). Рельеф Западно-Сибирской равнины — один из самых однородных в мире. Занимая площадь в 2,6 млн км², Западно-Сибирская равнина протянулась с запада на восток, от Урала до реки Енисея. Основная особенность З-С равнины – болотистая местность.)

Какие горы можно условно назвать границей между Европой и Азией? Стареющие горы в умеренной зоне в Восточном полушарии? ( Уральские горы)

В России, также  находятся такие горные массивы – Кавказ, Урал, Алтай, Саяны .

У нас в стране самые большие и многоводные реки, давайте вспомним их названия.

Крупнейшие озера Европейской части России – это ЛАДОЖСКОЕ, ЧУДСКОЕ, ИССЫК –КУЛЬ, ОНЕЖСКОЕ.

А как называется самое глубокое пресноводное озеро? (Байкал)

Самое большое озеро на Земле, расположенное на стыке Европы и Азии называемое морем из-за его размеров. Каспийское море представляет собой бессточное озеро, и вода в нём солёная.

Многие народы населяют Россию: русские, чуваши, татары, башкиры, карелы, коми, удмурты, марийцы и другие. Большую часть населения нашей страны составляют русские.

А еще наша стран богата различными промыслами - это ГЖЕЛЬ, САМОВАРЫ, ХОХЛОМА, ПАЛЕХ, ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, МАТРЕШКИ, ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ, БАЛАЛАЙКИ.

4.Самостоятельное применение знаний

Теперь мы можем написать письмо нашим друзьям?  (Да)

Приступаем к работе. (пишут письма, 1 – 2 зачитываем.)

Молодцы! Я думаю, что канадским ребятам понравится наше письмо о России.А как вы думаете, почему именно ребята из Канады прислали нам письмо? Нет ли чего общего между этими странами?(Канада напоминает Россию, так как располагается в холодном и умеренном поясе.)

5.Итог урока.

Что нового узнали?

Как узнали, что помогло?

Где пригодятся знания?

6.Домашнее задание

Составить проект «Путешествие по городам России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия - наша Родина

Разработка урока ОРКСЭ по теме: Россия - наша Родина...

Презентация "Россия-наша Родина"

Презентация(измененная) к уроку "Россия - наша Родина" по курсу ОРКСЭ, модуль Светская этика....

Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

Россия-наша Родина

Разработка урока и методические рекомендации к уроку  с презентацией "Наша Родина-Россия" по предмету "Основы мировых религиозных культур" 4 класс....

презентация по окружающему миру "урок России" 1 класс "Россия - наша Родина"

презентация для урока по окружющему миру 1 класс. Хорошо подходит для национальных школ Республики Саха. Здесь дети узнают много нового про народы России, национальные костюмы разных народов многонаци...