Окружающий мир. Помни о памяти. 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Зачем человеку память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mir_4k.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ПОМНИ О ПАМЯТИ. (4кл.)

Тема: Зачем человеку память.

Цели: Познакомить детей с ролью памяти в жизни человека, расширить знания учащихся о памяти; развивать память.

Ход урока.

Долгожданный дан звонок

                                                    Начинается урок

                                                    Игры, шутки все для вас!

                                                    За работу в добрый час!

1 Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. (Представить их.) Я надеюсь, что вы будете работать очень активно, слушать внимательно и отвечать правильно.

    Давайте вспомним, о чем же мы говорили на предыдущем уроке?

(О внимании.)

 1)Что же такое внимание?

        (Внимание – это способность человека выделять что-нибудь в окружающем мире, одновременно отвлекаясь от всего другого. Н-р: решаешь задачу , а в дверь кто-то постучал. Стук привлек твое внимание. Или в магазине  из многих игрушек ты выбираешь одну, она привлекла твое внимание.)

  2) Для чего внимание нужно человеку?

         (Оно помогает людям жить, больше знать и уметь. Без внимания не возможен успех в умственной работе. Н-р: невнимательно прочитал задачу – решил неправильно.

   3) Почему одних людей называют внимательными, а других невнимательными?

          (Внимательные умеют лучше замечать изменения , которые происходят вокруг.

           Невнимательные замечают только особенно яркие события или предметы. Н-р: Среди многих книг невнимательный выберет книгу яркую, а внимательный обратит внимание еще и на название книги.)

    4) Можно ли развивать внимание?

          (Да можно. Для этого существуют специальные игры и упражнения.)

       На дом я вам задавала задание: «Найти и разучить игры на развитие внимания. Пожалуйста .Кто готов провести такую игру, показать свои находки.

       (Дети проводят игры. Заранее проверить эти игры.)

    (Оценки за игры.)

       У вас на столе лежат листочки с тестами на тему «Внимание». Подпишите эти листочки.

        На листочках цифрами 1,2,3,… обозначены задания, буквами а), б), в)  -- варианты ответов. Внимательно прочитайте задания и выберите нужный вариант ответа, обведите нужную букву.

       (Дети выполняют задание.)

       Передайте листочки с последней парты на первую. Я посчитаю баллы и на следующем уроке сообщу результат.

2 Сообщение темы урока.

     А сейчас проведём игру. Игра называется «Самый умный.»

5человек выходят из класса, затем заходят по одному и отвечают на заданные вопросы.

 Быстро назовите : - часть лица;

  • фрукт;
  • птицу;
  • поэта.

 Что интересного было в ответах ребят?

(большинство сказали: нос, яблоко, воробей, Пушкин.)

Почему большинство ответов совпали?

Что нам помогает сохранить информацию об окружающем мире?

Благодаря чему человек накапливает в своем мозгу знания?

Это мы и постараемся, выяснит на уроке.

4Формирование новых знаний.

  1. Чтение и обсуждение текста «Зачем человеку память» (с.38)

(Прочитайте и подготовьте ответы на вопросы.)

  1. Ответы на вопросы.

(на доске вопросы)

- Что такое память? ( Память - это способность человека запомнить то, что он воспринимает с помощью органов чувств.)

- Если у человека нет памяти, что с ним может произойти?

- С чем можно сравнить память? (Память как магнитофон, который сначала записывает, сохраняет и при необходимости вспоминает то, что ему в этот момент нужно.)

- Как вы понимаете «У него хорошая память». (Это когда человек легко запоминает, долго не забывает и быстро вспоминает.)

         А теперь послушайте материал, который подготовили ваши товарищи.

1уч.  Учёные делят память на несколько видов: долговременную, кратковременную и промежуточную.

      Некоторые эпизоды из детства помнятся очень отчетливо. Спросите у своих близких, родителей, бабушек и дедушек, и они расскажут вам интересные случаи, бывшие десятилетия назад. Таблица умножения , выученная в детстве, «сидит»  в памяти навечно. Это и есть долговременная память.

Вы посмотрели фильм, прочитали книжку. Но вот прошло совсем мало времени, и уже напрочь забылось, о чем были этот фильм и книга.

 Другой пример: вас познакомили с кем-то, а при новой встрече с этим человеком, вы никак не можете вспомнить его имя. Это кратковременная память.

    Промежуточная память производит своеобразную сортировку. То, что нужно запомнить всего на несколько минут, передается в промежуточную память, а если при сортировке сведения оцениваются как очень нужные, то они передаются на долговременное хранение.

  Для того, чтобы на долго запомнить нужно несколько раз повторить: «Мороз и солнце – день чудесный», «Мороз и солнце день чудесный». Но еще лучше еще важнее разобраться в смысле того, что нужно запомнить. Установить зависимость , логическую связь.

 Вопросы: 1. На какие выды делится память?

                   2. Что нужно сделать для того чтобы легко запомнить?

2 уч. Память у человека может быть зрительной слуховой и моторной (человек хорошо запоминает, когда записывает.) Одному вполне достаточно послушать урок для того, чтобы не только все понять, но и запомнить. Другой сам любит читать, ему обязательно нужно скользить глазами по строчкам. Полезно знать особенности своей памяти и строить занятия так, чтобы использовать все её резервы и устранять недостатки.

   Вы заметили, что хорошо запоминаете с голоса. Дорожите этой особенностью, – внимательно слушайте учителя.

   Обнаружили, что стоит ученикам записать план ответа, как материал хорошо усваивается в голове. Значит, не нужно по 10 раз повторять вслух один и тот же трудный абзац, достаточно раз прочитать, составить подробный план и по нему рассказывать.

 Вопрос: Какой может быть память у человека?

 -- Алина сказала, что полезно знать особенности своей памяти и использовать их.

    Есть задания для проверки особенностей памяти. Сейчас некоторые из них мы выполним.

     Возьмите чистые листочки. (Заранее подписанные.)

Проверка слуховой памяти.

- Послушайте 10 слов вместе с порядковыми номерами. (Каждое слово читается 1 секунду.) Все запомнившиеся вам слова запишите в столбик.

    снег                              экскаватор

    ветер                            воспитатель

    дом                               дневник

    велосипед                    ручка

    стол                              автомат

(Задание выполняется 3-4 минуты.) Подчеркните записанные слова. Сосчитайте, ск слов вы написали и запишите кол-во цифрой.

  (Проверка. Учитель читает слова, а дети проверяют нет ли других, лишних слов.)

Проверка. Поднимите руки те, у кого записано 8-10 слов –  отличная память, у кого 7-5 слов – хорошая, 4-1 – надо развивать память.

  А теперь проверим зрительную память.

Проверка зрительной памяти.

- Внимательно прочитайте слова записанные на доске. (Затем слова закрываются.) Запомнившиеся слова запишите в столбик рядом с первым.

    зима                     заповедник

    малина                 ответ

    буфет                    магазин

    василек                 задача

    ежевика                книга

   Точно также подчеркните, сосчитайте и запишите цифрой кол-во слов. Которое вы запомнили.

 (Проверяется также как и первое задание.)

   Сравните результаты. Поднимите руки у кого больше балов при проверке слуховой памяти. О чем  это говорит? (Что у этих ребят лучше развита слуховая память.)

 Поднимите руки  те, у кого больше баллов при проверке зрительной памяти. У этих ребят лучше развита зрительная память.

      Нужно не только умело использовать особенности своей памяти, но и развивать другие ее виды. Есть много игр и упражнений для развития памяти.

Сейчас мы поиграем в игру, развивающую зрительную память. Называется она «Запомни порядок!»

5-6 уч-ся. Один из них водящий. Другие выстраиваются в паровозик. Водящий смотрит на «паровозик» 1 минуту, а затем отворачивается и  перечисляет учащихся по имени так как они стоят в «паровозике».

 После этого игроки становятся зрителями, а на «сцену» выходят другие дети.

Игра «Художник»

Цель. Развитие наблюдательности и зрительной памяти.

Процедура игры. Из учащихся в классе выбираются 2 ученика. Остальные зрители. Один из выбранных «Художник» (по желанию) другой – «заказывает ему свой портрет». «Художник внимательно смотрит на своего «заказчика» в течение  1,5 – 2 минут. Затем он отворачивается и по памяти  описывает внешность первого ученика.

(Если «художник» медлит, разрешается задавать ему вопросы: Какие у Тани волосы? Какие у нее глаза? Во что она одета? и т.д. Ну-ка, вспомни, какая Таня красивая?)

Игра «Повтори за мной».

Ц: развивать моторно-слуховую память.

Процедура игры: Все сидят на своих местах. Учитель за столом.

   Учитель постукивает определенный ритм концом карандаша по столу. Ритмическая пауза должна быть короткой и четкой. Один из учеников (по желанию) повторяет ритм.

  Учитель спрашивает: «Кто не согласен?»

Если кто-то считает, что не правильно он предлагает свой вариант.

 Некоторые из этих игр вы можете использовать и на переменах.

 У вас на столе памятки : «Правила тренировки памяти». Давайте прочитаем их.

(Дети читают в слух) Эти памятки остаются у вас, пользуйтесь ими.

Итог. Прочитайте главную мысль нашего урока на с. 39 учебника. Так что же такое, хорошая память? (Это когда человек легко запоминает, долго не забывает и легко вспоминает.)

Домашнее задание. Т. с.22 №56,58,59. С.21 – разгадать кроссворд. Уч. с. 38-39.Подобрать игры и упражнения способствующие развитию памяти.

Тесты на тему «Внимание».

  1. Встречаясь с человеком:

        а)  ты смотришь ему только в лицо;

        б)  незаметно оглядываешь его с ног до головы;

        в)  обращаешь внимание лишь на отдельные части лица (глаза, нос, губы и т. д.)

  1.  Когда ты утром просыпаешься:

        а)  сразу же думаешь о том, что предстоит сделать сегодня;

        б)  вспоминаешь, что тебе снилось;

        в)  обдумываешь происшествия вчерашнего дня.

  1. Когда садишься в общественный транспорт;

    а)  сразу же проходишь вперед или занимаешь свободное место, ни на кого не глядя;

    б)  разглядываешь тех, кто стоит рядом;

    в)  обмениваешься словом-другим с тем, кто находится рядом (отвечаешь, какая следующая остановка и т.п.)

  1. На улице ты:

    а)  наблюдаешь за транспортом;

    б)  разглядываешь фасады зданий, витрины;

    в)  наблюдаешь за прохожими.

  1. Рассматривая свой детсадовский групповой снимок;

    а)  волнуешься или смущаешься

    б)  тебе становится смешно;

    в)  стараешься вспомнить и узнать всех, кто снят на фотографии.

  1. При чтении книг:

    а)  помечаешь карандашом то место, до которого дошел;

    б)  оставляешь закладку;

    в)  доверяешься своей памяти.

  1. О своих соседях ты помнишь:

    а)  их имя и отчество;

    б)  их внешность или породу их собаки;

    в)  ни то ни другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Мероприятие "Чтобы помнили....", посвящённое памяти о ВОВ

Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещавших о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопл...

Урок по окружающему миру для учеников 2 класса с Задержкой психического развития по теме «Лесные опасности» УМК «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир»

На уроке дети знакомятс   с опасностями, которые могут подстерегать в лесу. Разрабатываем  правила безопасного поведения в лесу.Сочетание различных направлений  работы.Речевое развитие,...

Презентация к уроку окружающего мира "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)" 1 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Воздействие человека на окружающую среду" 1 класс...

Классный час на тему: "Великая Отечественная Война «Помнят люди"" 2 класс

laquo;Великая Отечественная Война: «Помнят люди»» 2 класс...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий природный мир" 2-3 класс, "Окружающий социальный мир" 2-3 класс 8 вид (2 вариант)

Календарно-тематическое планирование по предмету: "Окружающий мир" 2-3 класс 8 вид (2 вариант)...