Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
    рабочая программа (1 класс) по теме

    Хондрюкова Маргарита Вениаминовна

    Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении проводится рефлексия.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира в 3 классе (1-4)

    Программа. « Начальная школа ХХIвека».

    Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

    Тема: Ремёсла  в России.

    Цель:   Расширение  кругозор детей об общественной и культурной жизни России; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

    Задачи урока:      1. Дать основные понятия о ремёслах.  Познакомить и расширить знания   учащихся с разнообразием  ремёсел в России в ХVII-ХVIIIвеках

    2. Воспитывать уважение к культурным и национальным традициям.

     3.  Развитие коммуникативных умений : умение сотрудничать в процессе коллективной работы над учебной задачей; воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь;  умение  слушать и слышать собеседника.

    Методы обучения:

    наглядный,

    практический,

    словесный,

    проблемный.

    Формы организации познавательной деятельности:

    Фронтальная , индивидуально-самостоятельная  ,групповая , поисково-исследовательская

    Средства обучения: учебник, тетрадь № 2 на печатной основе, деревянные народные музыкальные инструменты, тесты для взаимопроверки, диск с записью звучания гуслей, презентация; игрушки.

    Дидактическое обеспечение: учебник, энциклопедия, толковый словарь, таблица- кроссворд, открытки, презентация ( слайды),гуашь, альбом, карточки с заданием, карточки с названием ремёсел.

    Ход урока.

    1. Вызов 

            Прозвенел звонок весёлый

            Все готовы?  Всё готово?

           Мы, сейчас, не отдыхаем,

           Мы, работать начинаем

          -Посмотрели друг на друга , улыбнулись. Пожелайте  удачи  на уроке

     - Ребята, где и когда мы живём?

    (Мы живём в XXI веке, на планете Земля, на материке Евразия, в стране Россия ,(Самарской области , Похвстневском районе , в селе Малое Ибряйкино, находимся в малоибряйкинской  школе в 3 классе  в кабинете №5 на втором  этаже, сейчас 9ч.25мин , идёт  урок окр. мира)

    -У вас на столах лежат листочки с тестами для проверки  знаний по изученной теме на прошлом уроке. Ответьте на  вопросы теста (2-3мин.)

    Взаимопроверка ( Слайд №1)

       - Ребята, послушайте  стихотворение «Прадеды» и попробуйте догадаться, о чём пойдёт сегодня речь на уроке.

    Кем был твой прадед на Руси –

    Свою фамилию спроси.

    Есть в каждом классе Кузнецов.

    Кто прадед Кузнецова?

    Он был из рода кузнецов,

    Отец отца отцова.

    У Гончарова прадед знал

    Гончарный круг и глину.

    У Дегтярёва – дёготь гнал,

    В дегтярне горбил спину.

    Быть может, юный Столяров

    И с долотом не сладит,

    А прадед был из мастеров,

    Он столяром был, прадед.

    С пилою Пильщиков дружил,

    Мял Кожемякин кожи.

    В атаки Воинов ходил,

    Стрельцов сражался тоже.

    Звучат, как музыка, как стих,

    Фамилии простые.

    Вглядись – и ты увидишь в них

    Историю России.

            - Так о чём же пойдёт сегодня речь на уроке?(о ремёслах) (Слайд№2)

            -Что вы знаете о ремеслах в России?(составление кластера)

    - Есть в нашем классе фамилии, которые рассказывают о занятии?(Столярова К  Кожевникова Д)

            

     

    1. Актуализация знаний.

    -Найдите   в словаре  значение слова  «РЕМЕСЛО»?

    (Ремесло это старинное понятие работы человека, его занятие, способ зарабатывания денег тем, что он умеет лучше всего)

    Как  вы думаете, а в нашем    селе были  ремёсла? А какие ?

    Выступление  Кожевниковой Д. о занятиях его прадеда.

          III. Изучение нового материала.

    1.Работа по учебнику , стр.129-130 ( рисунок – схема ) «Ремёсла в России в ХVII-ХVIIIвв.»

        - Сегодня мы поговорим о том, какие ремёсла были в России в ХVII-ХVIIIвв.

          а) Рассмотрите рисунок-схему , расскажите:

    • Какие существовали ремёсла?
    • Какие изделия производило каждое ремесленное общество?

     

          б)Рассмотрите разные ремесленные изделия, изображённые на рисунке (стр.85).

    • Как выдумаете, можно ли об этих изделиях сказать, что их сделал очень умелый, талантливый , творческий человек?
    • Почему вы так считаете? Докажите.
    • А как называются  такие люди, которые всё своё время посвящают изготовлению  нужных в хозяйстве вещей  ручным способом?
    • Как вы думаете, какими качествами должен был обладать ремесленник?

    в) Откройте толковый словарь в учебнике и прочитайте значение слова  РЕМЕСЛЕННИКИ. (слайд№3)

    2. КРОССВОРД

    Задание:   угадай ремесленников по материалу, с которым они работают

              1)глина;

    2)железо;

    3) стекло;

                    4) золото;

    5) дерево;

            6)ткань.

    ОТВЕТЫ: гончар, кузнец, стеклодув, ювелир, плотник, ткач(слайды №3,4,5,6,7,8)        

    (по вертикали слово РЕМЕСЛЕННИКИ)

    -А какие ремесла дошли до наших дней?

    Учитель: «  Раньше ремесленникам не нужно было ходить на охоту или возделывать свои поля - они получали пищу от соплеменников в обмен на свои изделия».

    • Как вы думаете, где ремесленники могли обменяться своими изделиями?
    • А что такое ярмарка?

    Сообщение ученика о значении слова ЯРМАРКА из толкового словаря

    3.Работа по иллюстрации в учебнике , стр.81 « Русская ярмарка»+( слайд№4)

    • Рассмотрите рисунок.
    • Расскажите, вы каких ремесленников  вы видите на картинке?
    • Зачем на Руси устраивали такие ярмарки?

    IV. Работа в группах.        

    -Я предлагаю вам сегодня быть ремесленниками и  отправиться  в путешествие в ХVIII век в ремесленную мастерскую , а затем – на Русскую  ярмарку со своими изделиями.

      «В самом начале развития ремесла ремесленник, как правило, работал один. Но это было не очень выгодно, потому что одному ему было трудно добиться больших результатов. Тогда мастера стали объединяться в бригады (артели). Теперь они могли принимать от населения заказы. Одни артели ходили по селам, городам в поисках заказов. Таких работников называли СТРАНСТВУЮЩИМИ. Другие оставались на одном месте , жили постоянно в одном селе или городе. Как память об этом остались названия улиц – Гончарная, Кирпичная, Кожевенная, и  др.»

          Вот и мы с вами работать будем в группа ( в бригадах).

    1.Деление на группы:

     -Перед вами разрезанные открытки на 4-е части. Соберите  из четвертинок – целую открытку, это и будет группа ремесленников.

    Итак, получилось 6 групп (бригад).

    На доске карточки с названием ремёсел (закрытые).

    Один из представителей группы выбирает карточку с название ремесла.

    1-я группа – гончары;

    2-я группа – кузнецы;

    3-я группа – стеклодувы;

    4-я группа – ювелиры;

    5-я группа – плотники;

    6-я группа – ткачи.

    2.Помните о правилах работы в группе!

    • выслушивать до конца своего товарища, не перебивать его;
    • вежливо и доброжелательно обращаться с партнёрами;
    • помогать, если возникнут проблемы;
    • работать активно, серьёзно относясь к полученному заданию;
    • испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса.

    3.Творческое задание  для групп о ремёслах (на карточках):

    /С помощью учебника, энциклопедии/

    1.Расскажи, что ты знаешь  о  данном ремесле?

    2.Изготовь ( нарисуй) изделия.

    3.Расскажи, из чего оно сделано?

    4. Каково его назначение?

     V .   Практическая работа.

    VI.  Контроль:

    -А теперь , вы со  своими изделиями отправляетесь  на Русскую ярмарку.

            После окончания работы мастера каждой бригады  оформляют выставки своих изделий, убирают все лишнее. Начинается Русская ярмарка. Дети показывают свои изделия и рассказывают, как и из чего они сделаны и для чего предназначены, а потом обмениваются изделиями.

    -Какую из пословиц мы могли бы выбрать девизом нашего  урока?

    Пословицы о труде, ремеслах

    1. Без дела жить – только небо коптить.
    • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
    • Берись за то, к чему ты годен.
    • Век живи, век трудись, и трудяся, век учись.
    • Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
    • Все скоро сказывается, да не все скоро делается.
    • Всяко ремесло честно, кроме воровства.
    • Всякая работа мастера хвалит.
    • Всякое умение трудом дается.
    • Два дела разом не можно взять в руки..
    • Имею ремесло – и на камне хлеб достану.

    VII. Обобщение

    И в заключение урока мне бы хотелось, чтобы вы прочитали замечательные слова..

    .. мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным  преемником лучших традиций.

    -Как вы понимаете смысл этих строк?

    -Я думаю, что многие из вас захотят стать преемником многих традиций России и может быть, в будущем, своим трудом прославят свое имя.

    VIII. Рефлексия

      Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

    • сегодня я узнал…
    • было интересно…
    • было трудно…
    • я выполнял задания…
    • я понял, что…
    • теперь я могу…
    • я почувствовал, что…

    IХ. Домашнее задание :

    по желанию подготовить дополнительный материал

    ( детская энциклопедия «Я познаю мир. История»)

    «Как мы узнаём о жизни людей в далёком прошлом», «Счёт лет в истории»

    в старых газетах и журналах найдите картинки или фотографии с изображением различных предметов и событий, относящихся к прошлому, настоящему или будущему, наклейте в тетрадь по окружающему миру, подпишите: «прошлое», «настоящее», «будущее».

    Узнать, кто из родственников или знакомых владеет  каким – либо ремеслом.



    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    общеобразовательная школа  с.  Малое Ибряйкино Похвистневского р-на Самарской об.

     

     "Трудовичок"  

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  Программа внеурочной деятельности

    обучающихся  1-4 классов

     

    Составитель: Хондрюкова Маргарита Вениаминовна,

                        учитель начальных классов.

    с. Малое Ибряйкино 2013г.

     Пояснительная записка

        Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Систематическое участие школьников в общественно полезном труде (ОПТ). Участие ребят в общественно–полезном труде способствует улучшению санитарно-гигиенического состояния школы, воспитанию трудолюбия и ответственности у школьников. Необходимо научить школьников не мешать друг другу во время работы, не отвлекаться на посторонние дела. Они должны научиться правильно и быстро надевать спецодежду, убирать на рабочих местах, подметать пол и т.п., то есть овладеть теми конкретными умениями, на формирование которых не имеет смысла тратить учебное время в дальнейшем обучении. Выполнение социально значимых объектов труда в течение  всего учебного года, позволяют сберечь денежные средства школы, что немаловажно в современных социально экономических условиях.

         В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. В процессе трудового воспитания учащиеся познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Педагоги стараются воспитать в школьниках нравственное отношение к труду, вызвать интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего труда для общества

    Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка через вовлечение его в общественно полезный труд; развитие трудовых умений и навыков; воспитание трудолюбия.

    Задачи:

    Учить детей видеть и понимать необходимость общественно-полезного труда.

    Дать первоначальные представления о ведущей роли труда

    Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

    Развивать  первоначальные навыки коллективной работы; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий, умение соблюдать порядок на рабочем месте.

     Возраст детей, участвующих в реализации программы:

    Программа рассчитана на детей 1-4  класса.

    Срок реализации: 4 года.

    Содержание работы

    Ежемесячно  и включает в себя следующие виды работ: 

    • генеральная уборка классов,        
    • оформление наглядности для уроков,                
    • работа с книжным фондом,                                            
    • изготовление поделок для выставки,
    • уход за растительностью в классе и школе;
    • соблюдение порядка в столовой;
    • внешняя опрятность.

    Сезонно (апрель-октябрь) и включает в себя следующие виды работ:

    • посадка цветов на пришкольном участке;
    • прополка и полив растений на пришкольном участке;
    • субботник по уборке территории школы от листвы и снега, улиц села.

    В ходе реализации данной программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

    •        ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

    •        трудолюбие;

    •        элементарные представления о различных профессиях;

    •        первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

    •        первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

    •        потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах общественной деятельности;

    •        мотивация к самореализации в общественно полезной деятельности.

                                     Тематическое планирование по классам.

    1 класс.

    Месяц

    Мероприятия

    Сентябрь

    октябрь

    1. Беседа о дежурстве по классу. Практикум-дежурство по классу

    2. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски

    3. Организация своего рабочего места (дома).

    4. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    5. Поздравительная открытка к  «Дню старшего поколения»

    Ноябрь

    декабрь

    1. Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора

    2. Удаление мусора, остатков растений, сухих веток и т.д.

    3. Организация своего рабочего места (дома).

    4. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

     5.Практикум-дежурство по классу

    6. Поздравительная открытка к «Дню матери»

    Январь

    Февраль

    Март

    1. Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы)

    2. Размножение комнатных растений

    3. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    4. Организация своего рабочего места (дома).

    5. Практикум-дежурство по классу

    6. Поздравительная открытка к 8 марта

    7. Поздравительная открытка к 23 февраля

    Апрель

    Май

    1. Изготовление дидактического материала

    2. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий

    3. Организация своего рабочего места (дома).

    4. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    5. Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора.

    6. Практикум-дежурство по классу

    7. Поздравительная открытка к 9 мая

       Июль

    август

     Исследовательская работа на пришкольном  участке

    2 класс.

    Месяц

    Мероприятия

    Сентябрь

    1. Уход за комнатными цветами (пересаживание, рыхление почвы)

    2. Уборка школьного двора

    3. Рыхление приствольных кругов деревьев и кустарников

    4. Практикум-дежурство по классу

    5. Организация своего рабочего места (дома).

    6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    Октябрь

    1. Уборка школьного двора (подмести листья, собрать мусор)

    2. Удаление мусора с клумб, рыхление почвы

    3. Влажная уборка классной комнаты

    4. Уход за комнатными растениями.

    5. Организация своего рабочего места (дома).

    6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    7. Поздравительная открытка к  «Дню старшего поколения»

    Ноябрь

    1. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски

    2. Изготовление кормушек

    3. Сухая чистка одежды щеткой

    5. Организация своего рабочего места (дома).

    6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    7. Поздравительная открытка к «Дню матери»

    Декабрь

    1. Вывешивание кормушек, подкормка птиц

    2. Мытье стен и дверей классной комнаты

    3. Изготовление наглядного материала.

     4. Работа с книжным фондом

    5.  Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы)

    6. Организация своего рабочего места (дома).

    7. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    Январь

    1. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий

    2. Посадка лука на зелень

    3. Подкормка зимующих птиц

    4. Организация своего рабочего места (дома).

    5. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    Февраль

    1. Изготовление учебных пособий

    2. Уход за растениями.

    3. Мелкий ремонт учебников и книг

    4. Мытье парт, подоконников, батарей в классной комнате

    5. Организация своего рабочего места (дома).

    6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    7. Поздравительная открытка к 23 февраля

    Март

    1. Мелкий ремонт книг и журналов из библиотеки

    2. Влажная уборка классной комнаты

    3. Пересадка и размножение комнатных растений

    4. Организация своего рабочего места (дома).

    5. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    6. Поздравительная открытка к 8 марта

    Апрель

    1. Рыхление приствольных кругов деревьев и кустарников

    2. Удаление мусора, остатков растений в школьном дворе

    3. Мытье парт, подоконников, батарей в классной комнате

    4. Посев цветочно-декоративных растений

    5. Организация своего рабочего места (дома).

    6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    Май

    1. Уборка школьного двора

    2. Уход за цветочно-декоративными растениями

    3. Мелкий ремонт учебников и книг

    5. Организация своего рабочего места (дома).

    6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    7. Поздравительная открытка к 9 мая

    Июль

    август

    Исследовательская работа на пришкольном  участке

    3 класс.

    Месяц

    Мероприятия

    Сентябрь

    1. Заготовка семян древесных и кустарниковых пород

    2. Перекопка почвы, разравнивание почвы на пришкольном участке

    3. Посадка и посев цветочных растений

    4. Работа по благоустройству школьного двора

    5. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски

    6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    Октябрь

    1. Уборка школьного двора (подмести листья, собрать мусор)

    2. Уход за растениями.

    3. Работа по благоустройству школьного двора

    4. Мелкий ремонт мебели (закручивание болтов в стулья)

    5. Генеральная уборка класса

    6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    7. Изготовление поделок к  «Дню старшего поколения»

    Ноябрь

    1. Уход за комнатными растениями

    2. Мелкий ремонт учебников и книг

    3. Уход за растениями.

    4. Работа по благоустройству школьного двора

    5. Мелкий ремонт мебели

    6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    Декабрь

    1. Работа по очистке школьной территории от снега

    2. Уход за комнатными растениями

    3. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски

    4. Мелкий ремонт книг и журналов

    5. Изготовление поделок к Новому году

    6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    Январь

    1. Мелкий ремонт мебели

    2. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски

    3.  Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    4. Подкормка зимующих птиц

    5. Работа по очистке школьной территории от снега

    Февраль

    1. Уход за комнатными растениями.

    2. Подкормка зимующих птиц

    3. Мелкий ремонт учебников и книг

    4. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    5. Изготовление поделок к  23 февраля

    Март

    1. Работа по благоустройству школьного двора

    2. Изготовление поделок к  8 марта

    3. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски

    4. Уход за комнатными растениями

    5. Мелкий ремонт мебели

    6.Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    Апрель

    1. Удаление мусора, остатков растений в школьном дворе

    2. Уход за комнатными растениями

    3. Перекопка и  разравнивание почвы  на пришкольном участке

    4. Посев цветочных растений

    5. Мелкий ремонт мебели

    6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    Май

    1. Уборка школьного двора

    2. Уход за комнатными и овощными культурами

    3. Выращивание цветочно-декоративных растений

    4. Генеральная уборка класса

    5 Подготовка поздравления к  9 мая.

    6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    Июль

    август

    Исследовательская работа на пришкольном  участке

    4 класс.

    Месяц

    Мероприятия

    Сентябрь

    1. Вводное занятие, посвященное живой природе

    2. Экскурсия на природу.

    3. Сбор плодов, семян к урокам труда.

    4.Уход за комнатными, уборка овощными культур.

    5. Работа по благоустройству школьного двора

    6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    Октябрь

    1. Перекопка и выравнивание почвы

    2. Влажная уборка классной комнаты

    3. Уход за кустарниками и подготовка их к зиме

    4. Уход за комнатными растениями

    5. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    6. Изготовление поделок к  «Дню старшего поколения»

    Ноябрь

    1. Уход за комнатными растениями

    2. Изготовление кормушек из пакетов

    3. Сбор рябины (для подкормки зимующих птиц)

    4. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий

    5. Изготовление поделок к  «Дню матери»

    6. Влажная уборка классной комнаты

    7. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    Декабрь

    1. Изготовление кормушек из картона

    2. Изготовление кормушек из полиэтиленовых бутылок

    3. Изготовление кормушек из фанеры в школьной мастерской

    4. Развешивание кормушек на деревьях

    5. Уход за комнатными растениями

    6. Влажная уборка классной комнаты

    7. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    Январь

    1. Проращивание семян для витаминной подкормки.

    2. Раскладывание корма по кормушкам

    3. Работа по очистке школьной территории от снега

    4. Влажная уборка классной комнаты

    5.Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    6. Уход за комнатными растениями

    Февраль

    1. Подкормка зимующих птиц

    2. Генеральная уборка класса

    3. Поделки к празднику 23 февраля

    4. Уход за растениями в классной комнате

    5.Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    Март

    1. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

    2. Изготовление поделок к празднику 8 марта

    3. Генеральная уборка класса

    4. Уход за растениями в классной комнате

    5. Мелкий ремонт учебников и книг

    Апрель

    1. Проращивание лука

    2. Подготовка почвы к посеву овощных культур, цветов.

    4. Уход за растениями в классной комнате

    5. Мелкий ремонт учебников и книг

    6. Влажная уборка классной комнаты

    Май

    1. Посадка цветочно-декоративных растений

    2. Высадка овощных культур на пришкольном участке

    3. Генеральная уборка класса

    4. Изготовление открыток к 9 мая.

    5.Уход за растениями в классной комнате

    Июль

    август

    Исследовательская работа на пришкольном  участке

                                                             

                                                ЛИТЕРАТУРА

    1. Актуальные вопросы трудового воспитания младших школьников на современном этапе. Программно-методическое пособие. - Славянск- н/К: ИЦ СФАГПИ, 2000.-32с.

    2. Аверичев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников? //Педагогика, 1991, №12 с. 34-39

    3. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики. - М.: Педагогика, 1981 с. 68-78, с. 103-120.

    4. К вопросу о формировании мотивов трудовой деятельности младших школьников // Оценка эффективности образовательных технологий: Тез. докл. 2-й Всероссийской науч.- практ. конф. Ч. И - Славянск - н/К, 2000. - С. 95-96. Соавт.:Е.А. Мозговой, Т.С. Юрьева.

    5. К вопросу о методах трудового воспитания младших школьников // Проблемы и перспективы реализации базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации: Сб. науч. тр. - Славянск-н/К, 2000. - С. 237 - 241. Соавт.: Е.А. Мозговой,Т.С. Юрьева.

    6. О трудовом воспитании в младшем школьном возрасте//Оценка эффективности образовательных технологий: Тез. докл. 2-й Всероссийской науч.-прак. конф. Ч. II - Славянск - н/К, 2000. - С.-102-104.

    7. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания // Педагогика, 1992, № 7-8 с. 3-10


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Моя школа, мой класс"

    Урок  содержит описание методов, приёмов, целей, задач по   теме "Моя школа и мой класс"....

    Конспект урока окружающего мира по теме "Самый маленький материк. Природа Австралии", 4 класс по Занкову

    Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растительного и животного мира Австралии.Предполагаемый результ...

    Конспект урока окружающего мира «Почему нужно много есть овощей и фруктов?» 1 класс.

    На данном уроке окружающего мира учащиеся знакомятся со вторым правилом здорового образа жизни, а именно: здоровым полноценным питанием. В процессе усвоения учебного материала у учащихся формируется п...

    Конспект урока окружающего мира "Почему нужно чистить зубы и мыть руки?" 1 класс

    Конспект урока  окружающего мира в 1 классе А.А. Плешаков "Почему нужно чистить зубы и мыть руки?"...

    Конспект урока окружающего мира по теме: "Как мы общаемся с миром", 1 класс, УМК "Перспектива"

    Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с  органами чувств и признаками, отличающих человека от других живых существ.Планируемые результаты:Предметные:Знать:-органы чувств;- признаки, от...