Конспект урока окружающего мира по теме "Самый маленький материк. Природа Австралии", 4 класс по Занкову
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Дуйсенгазина Алмагуль Ширажаденовна

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растительного и животного мира Австралии.

Предполагаемый результат:  к концу урока дети должны осознать характерные особенности материка Австралия.

Данный урок разработала для конкурса "Учитель года". Урок прошёл интересно, необычно, живо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: окружающий мир

Автор: учитель начальных классов Дуйсенгазина А.Ш.

Класс: 4

Учебник:  Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков  «Окружающий мир», часть 2.-Самара: Издательство «Учебная литература», 2008г.

Тема:  «Самый маленький материк. Природа Австралии»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растительного и животного мира Австралии.

Задачи:

личностные: способствовать формированию интереса к урокам окружающего мира;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность; принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

познавательные: сформировать знания о характерных растениях и животных Австралии, климате и природных особенностях.  

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, обеспечить развитие монологической и диалогической речи, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, развивать умение полно и чётко выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, проявлять интерес к общению и групповой работе; уметь участвовать в совместном решении проблемы, высказывать и аргументировать свою точку зрения;

Предполагаемый результат:  к концу урока дети должны осознать характерные особенности материка Австралия

Оборудование: учебник, видео, фото растения и животные Австралии, карточки с заданиями

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация к учебной деятельности.

-        Внимание! Внимание! Вас приветствует туристическое агентство

« Незабудка». Уважаемые гости  займите свои места.

- А вас, ребята,  я приглашаю к сотрудничеству. Меня зовут Алмагуль Ширажаденовна. Я директор туристического агентства  «Незабудка». Вам предлагаю поработать в моём агентстве сотрудниками. Задача моего турагентства организовывать заочные туры по материкам.

- Как вы думаете, чем вообще занимаются туристические агентства?

 - Правильно организуют путешествия.

- Организуют путешествия.

- Ко мне поступил необычный заказ. Заказчики прислали видео о необычном материке, но сомневаются, стоит ли туда ехать, что можно там увидеть интересного и чем может запомниться путешествие? Давайте посмотрим видео.

( просмотр видео)

- Куда хотят отправиться в путешествие наши клиенты?

- Мы должны сделать такую рекламу данному материку, чтобы заказчики захотели непременно посетить его.

- Предположите,  о чём мы должны рассказать?

- Правильно,  мы должны так рассказать о растениях, животных, климате, чтобы привлечь в Австралию путешественников.

Смотрят видео

- В Австралию

-О растениях, о животных, о климате и природных особенностях.

III. Построение проекта выхода из затруднения.

- Для этого  вы будете работать в группах. Первая группа будет собирать информацию о том, когда и кто открыл Австралию, каков климат и природные особенности, вторая – о растениях, третья – о животных. В помощь вы возьмёте учебник, дополнительный материал и задания в карточках.

Первая группа:

  •  Кто открыл Австралию, в каком веке это произошло?
  • Рассказать о материке. Почему материк называют самым, самым?
  • Каков климат Австралии?

Вторая группа:

  • Сколько видов растений встречаются только в Австралии? (900) видов.
  •  В чем особенность эвкалиптовых деревьев? (Не дают тени).
  • Какие группы растений встречаются в Австралии?
  • Приведите примеры растений Австралии.
  • Как они приспособились к природным условиям?

Третья группа:

  • Какая главная особенность Австралии? (Сумчатые млекопитающие).
  • Назовите группы животных, которые обитают в Австралии?
  • Как они приспособились к природным условиям?
  • Назовите растительноядных животных и хищников.
  • Какие животные занесены в Красную книгу?

Работа в группах (10 минут)

VI. Физминутка

- Как вы думаете, на чём можно добраться до Австралии? Показать движениями виды транспорта под музыку.(самолёте, корабле). (включить фон)

- На самолёте, на корабле.

(показ)

IV. Реализация построенного проекта.

 

- Итак, вы поработали в группах. А теперь совместными усилиями мы расскажем о  материке  - Австралия.

- Но прежде давайте покажем на карте Австралию.

- Слово предоставляю первой группе.

 Рассказать  о материке. Почему материк называют одиноким?

-А теперь слово предоставляю второй группе.

-Приведите примеры растений Австралии. Чем примечательны растения? Какие растения на ваш взгляд могут привлечь путешественников? Расскажите о них.

- Теперь очередь третьей группы

-Перечислите группы животных обитающих в Австралии. Назовите зверей, птиц.

Какие животные привлекут внимание путешественников? Расскажите о них.

- Взаимосвязаны ли климат и растения, растения и животные.  Давайте покажем эту взаимосвязь.

-  Что интересного можем предложить нашим туристам в путешествии по этому материку. Дорогие сотрудники кто из вас может сделать рекламу Австралии? Пожалуйста, подойдите к рекламному щиту и заинтересуйте нас данным материком.

(15 минут)

Рассказ о Джеймсе Куке (Саша) и особенностях страны (Лера).

Рассказ о эвкалипте.(Дарина)

Рассказ о рыжем кенгуру (Анна), коале (Арсен), черношейном аисте (Дария).

Австралия – особый континент на нашей планете. Вот уже многие миллионы лет он удален от других континентов и сохранил своеобразный растительный и животный мир. Вдоль побережий в горах раскинулись леса из эвкалиптов, пальм и древовидных папоротников. Среди животных почти каждый вид необычен. Около половины австралийских зверей – сумчатые. В сумке – самки носят детенышей. Символами Австралии стали утконос и симпатичный коала, кенгуру и ехидна.

VII.Рефлексия

Оценивание работы учащихся.

Составление синквейна.

- А теперь мы с вами напишем «Синквейн» на тему «Австралия»

1-я строка-название стихотворения, тема (существительное);

2-я строка-описание темы (2 прилагательных);

3-я строка-действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме);

4-я строка-чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);

5-я строка-повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное).

- Давайте спросим у наших гостей,  захотели ли они посетить Австралию.

- Кому было интересно на уроке, возьмите на память визитку.

Австралия

маленькая, необычная

привлекает, удивляет, завораживает

Меня заинтересовала удивительная Австралия.

материк (государство, часть света)

Бутылочное дерево

  • Кроме эвкалиптов широко распространены бутылочные деревья. Они имеют оригинальный бутылкообразный ствол, толстый у основания и резко суживающийся кверху. В дождливое время года в стволе деревьев скапливаются большие запасы влаги, которые расходуются в засушливый период. В подросте этих лесов много кустарников и трав, пестрящих яркими цветами.

                Она располагается под нами

                Там, очевидно, ходят вверх ногами,

                Там наизнанку вывернутый год.

                Там расцветают в октябре сады,

                Там в январе, а не в июле лето,

                Там протекают реки без воды.

                Они в пустынях пропадают где-то.

                Там в зарослях следы бескрылых птиц,

                Там кошке в пищу достаются змеи,

                Рождаются зверята из яиц.

                И там собаки лаять не умеют.

                                                Г. Усова

Кук Джеймс (родился 27 ноября 1728 г., в Англии – умер 14 февраля 1779 г. на острове Гавайи), английский мореплаватель, трижды обогнувший Землю, первый антарктический мореход, первооткрыватель восточного побережья Австралии, Новой Зеландии; капитан высшего ранга. Родившись в семье батрака-поденщика, с 7 лет стал работать вместе с отцом, в 13 лет начал посещать школу, где научился читать и писать, в 17 лет нанялся в ученики приказчика к торговцу в рыбацком поселке и впервые увидел море. Во время последнего путешествия открыл Гавайи, поплыл дальше, но, натолкнувшись на сплошные льды, вернулся на зимовку на Гавайские острова, где в очередной ожесточенной схватке с жителями был убит. Кук обладал выдающимися способностями и сам «сделал себя» благодаря огромному трудолюбию, несгибаемой воле и целеустремленности. «Стремиться и достигать» – вот девиз его жизни; он шел к намеченной цели мужественно, не страшась трудностей и неудач, не теряя присутствия духа.. Его именем названо более 20 географических объектов, в том числе  три залива, две группы островов и два пролива.

Особенности страны. Австралия – самый маленький материк и самый большой остров,  состоящий из материковой части, южного острова – Тасмания и множества небольших островов, разбросанных вдоль побережья. Страна омывается водами двух великих океанов (Тихим – с востока и юга и Индийским – с запада) и 4 морями (Арафурским, Коралловым, Тасмановым и Тиморским). Это один из самых древних материков.

Эвкалипт. Самые высокие растения на земле: царственный эвкалипт достигает 152 м. Они невероятно быстро растут, отмечен случай, когда за 9 лет эвкалипт вырос до 20 метров. Диаметр ствола 1 метр. Древесина эвкалипта очень плотная, тяжёлая (тонет в воде), не гниёт. Поглощает в сутки 320 литров воды, поэтому эти деревья высаживают в заболоченных местах. Листья эвкалипта обращены к солнцу не лицевой стороной, а ребром, поэтому это дерево не даёт тени. В листьях эвкалипта много эфирных масел, которые убивают бактерии, даже малярийные комары не выносят их запаха. Широко применяются листья в медицине при простуде, воспалении лёгких. Австралийцы зовут эти деревья «деревьями чудес», «алмазами лесов».

Коала, или сумчатый медведь, – один из самых известных и популярных зверей на нашей планете. Животные эти ведут древесный образ жизни и питаются исключительно листьями эвкалиптов, причем из более чем 500 видов эвкалиптов, растущих в Австралии, они кормятся только на 10–20.

Рыжий кенгуру. Рыжий (красный) кенгуру, наряду с гигантским серым кенгуру – самый крупный из кенгуру и сумчатых млекопитающих вообще. Длина тела взрослых самцов достигает 140 см, длина хвоста – 100 см, а весить они могут более 80 кг. Спасаясь от опасности, эти животные могут преодолевать одним прыжком 12 и более метров, подпрыгивая в высоту более чем на 3 метра! Распространены рыжие кенгуру почти по всей Австралии, в том числе в ее центральных, пустынных районах.

Черношейный аист, или азиатский ябиру, – крупная птица семейства аистовых. Распространен довольно широко; помимо Северной Австралии встречается также на Новой Гвинее и во многих районах Юго-Восточной Азии вплоть до Индии. Подобно другим аистам, питается всевозможными мелкими животными, которых собирает главным образом на сырых участках, по берегам водоемов и на мелководье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира на тему: "Учимся быть самостоятельными" 1 класс. "Школа 2100"

Тема: Учимся быть самостоятельными (продолжение).Цели:– научить правилам безопасного поведения в квартире в отсутствие взрослых. Урок построен  в соответствии с требованиями ФГОС НОО п...

конспект урока окружающего мира "Знай и люби свой край" 4 класс

Данный конспект урока поможет учителю провести урок обобщения знаний по разделу. Использование различных форм работы позволяет развивать познавательную и творческую деятельность учащихся....

Конспект урока окружающего мира по теме:"Царства живой природы".

В игровой форме дети знакомятся с царствами живой природы и их представителями. Выполняя занимательные задания,  ребята закрепляют полученные знания....

конспект урок окружающего мира в малокомплектной школы. Тема "Грибы" - 2 класс, "Наш край"- 4 класс

Данный урок проведён в малокомплектной школе. Урок "Грибы" по УМК "Перспектива", урок "Мой край" по УМК "Школа России". Автор учебников - А А Плешаков....

Урок окружающего мира "Животные нашего края. Охрана природы" 3 класс

Тип урока: изучение нового материалаЦель: Познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию экологического сознания; расширить знания о заповедниках Краснод...