Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира по теме "Самый маленький материк. Природа Австралии", 4 класс по Занкову
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

    Дуйсенгазина Алмагуль Ширажаденовна

    Тип урока: урок открытия нового знания

    Цель урока: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растительного и животного мира Австралии.

    Предполагаемый результат:  к концу урока дети должны осознать характерные особенности материка Австралия.

    Данный урок разработала для конкурса "Учитель года". Урок прошёл интересно, необычно, живо.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_2.docx26.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока

    Предмет: окружающий мир

    Автор: учитель начальных классов Дуйсенгазина А.Ш.

    Класс: 4

    Учебник:  Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков  «Окружающий мир», часть 2.-Самара: Издательство «Учебная литература», 2008г.

    Тема:  «Самый маленький материк. Природа Австралии»

    Тип урока: урок открытия нового знания

    Цель урока: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растительного и животного мира Австралии.

    Задачи:

    личностные: способствовать формированию интереса к урокам окружающего мира;

    регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность; принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

    познавательные: сформировать знания о характерных растениях и животных Австралии, климате и природных особенностях.  

    коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, обеспечить развитие монологической и диалогической речи, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, развивать умение полно и чётко выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, проявлять интерес к общению и групповой работе; уметь участвовать в совместном решении проблемы, высказывать и аргументировать свою точку зрения;

    Предполагаемый результат:  к концу урока дети должны осознать характерные особенности материка Австралия

    Оборудование: учебник, видео, фото растения и животные Австралии, карточки с заданиями

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Мотивация к учебной деятельности.

    -        Внимание! Внимание! Вас приветствует туристическое агентство

    « Незабудка». Уважаемые гости  займите свои места.

    - А вас, ребята,  я приглашаю к сотрудничеству. Меня зовут Алмагуль Ширажаденовна. Я директор туристического агентства  «Незабудка». Вам предлагаю поработать в моём агентстве сотрудниками. Задача моего турагентства организовывать заочные туры по материкам.

    - Как вы думаете, чем вообще занимаются туристические агентства?

     - Правильно организуют путешествия.

    - Организуют путешествия.

    - Ко мне поступил необычный заказ. Заказчики прислали видео о необычном материке, но сомневаются, стоит ли туда ехать, что можно там увидеть интересного и чем может запомниться путешествие? Давайте посмотрим видео.

    ( просмотр видео)

    - Куда хотят отправиться в путешествие наши клиенты?

    - Мы должны сделать такую рекламу данному материку, чтобы заказчики захотели непременно посетить его.

    - Предположите,  о чём мы должны рассказать?

    - Правильно,  мы должны так рассказать о растениях, животных, климате, чтобы привлечь в Австралию путешественников.

    Смотрят видео

    - В Австралию

    -О растениях, о животных, о климате и природных особенностях.

    III. Построение проекта выхода из затруднения.

    - Для этого  вы будете работать в группах. Первая группа будет собирать информацию о том, когда и кто открыл Австралию, каков климат и природные особенности, вторая – о растениях, третья – о животных. В помощь вы возьмёте учебник, дополнительный материал и задания в карточках.

    Первая группа:

    •  Кто открыл Австралию, в каком веке это произошло?
    • Рассказать о материке. Почему материк называют самым, самым?
    • Каков климат Австралии?

    Вторая группа:

    • Сколько видов растений встречаются только в Австралии? (900) видов.
    •  В чем особенность эвкалиптовых деревьев? (Не дают тени).
    • Какие группы растений встречаются в Австралии?
    • Приведите примеры растений Австралии.
    • Как они приспособились к природным условиям?

    Третья группа:

    • Какая главная особенность Австралии? (Сумчатые млекопитающие).
    • Назовите группы животных, которые обитают в Австралии?
    • Как они приспособились к природным условиям?
    • Назовите растительноядных животных и хищников.
    • Какие животные занесены в Красную книгу?

    Работа в группах (10 минут)

    VI. Физминутка

    - Как вы думаете, на чём можно добраться до Австралии? Показать движениями виды транспорта под музыку.(самолёте, корабле). (включить фон)

    - На самолёте, на корабле.

    (показ)

    IV. Реализация построенного проекта.

     

    - Итак, вы поработали в группах. А теперь совместными усилиями мы расскажем о  материке  - Австралия.

    - Но прежде давайте покажем на карте Австралию.

    - Слово предоставляю первой группе.

     Рассказать  о материке. Почему материк называют одиноким?

    -А теперь слово предоставляю второй группе.

    -Приведите примеры растений Австралии. Чем примечательны растения? Какие растения на ваш взгляд могут привлечь путешественников? Расскажите о них.

    - Теперь очередь третьей группы

    -Перечислите группы животных обитающих в Австралии. Назовите зверей, птиц.

    Какие животные привлекут внимание путешественников? Расскажите о них.

    - Взаимосвязаны ли климат и растения, растения и животные.  Давайте покажем эту взаимосвязь.

    -  Что интересного можем предложить нашим туристам в путешествии по этому материку. Дорогие сотрудники кто из вас может сделать рекламу Австралии? Пожалуйста, подойдите к рекламному щиту и заинтересуйте нас данным материком.

    (15 минут)

    Рассказ о Джеймсе Куке (Саша) и особенностях страны (Лера).

    Рассказ о эвкалипте.(Дарина)

    Рассказ о рыжем кенгуру (Анна), коале (Арсен), черношейном аисте (Дария).

    Австралия – особый континент на нашей планете. Вот уже многие миллионы лет он удален от других континентов и сохранил своеобразный растительный и животный мир. Вдоль побережий в горах раскинулись леса из эвкалиптов, пальм и древовидных папоротников. Среди животных почти каждый вид необычен. Около половины австралийских зверей – сумчатые. В сумке – самки носят детенышей. Символами Австралии стали утконос и симпатичный коала, кенгуру и ехидна.

    VII.Рефлексия

    Оценивание работы учащихся.

    Составление синквейна.

    - А теперь мы с вами напишем «Синквейн» на тему «Австралия»

    1-я строка-название стихотворения, тема (существительное);

    2-я строка-описание темы (2 прилагательных);

    3-я строка-действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме);

    4-я строка-чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);

    5-я строка-повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное).

    - Давайте спросим у наших гостей,  захотели ли они посетить Австралию.

    - Кому было интересно на уроке, возьмите на память визитку.

    Австралия

    маленькая, необычная

    привлекает, удивляет, завораживает

    Меня заинтересовала удивительная Австралия.

    материк (государство, часть света)

    Бутылочное дерево

    • Кроме эвкалиптов широко распространены бутылочные деревья. Они имеют оригинальный бутылкообразный ствол, толстый у основания и резко суживающийся кверху. В дождливое время года в стволе деревьев скапливаются большие запасы влаги, которые расходуются в засушливый период. В подросте этих лесов много кустарников и трав, пестрящих яркими цветами.

                    Она располагается под нами

                    Там, очевидно, ходят вверх ногами,

                    Там наизнанку вывернутый год.

                    Там расцветают в октябре сады,

                    Там в январе, а не в июле лето,

                    Там протекают реки без воды.

                    Они в пустынях пропадают где-то.

                    Там в зарослях следы бескрылых птиц,

                    Там кошке в пищу достаются змеи,

                    Рождаются зверята из яиц.

                    И там собаки лаять не умеют.

                                                    Г. Усова

    Кук Джеймс (родился 27 ноября 1728 г., в Англии – умер 14 февраля 1779 г. на острове Гавайи), английский мореплаватель, трижды обогнувший Землю, первый антарктический мореход, первооткрыватель восточного побережья Австралии, Новой Зеландии; капитан высшего ранга. Родившись в семье батрака-поденщика, с 7 лет стал работать вместе с отцом, в 13 лет начал посещать школу, где научился читать и писать, в 17 лет нанялся в ученики приказчика к торговцу в рыбацком поселке и впервые увидел море. Во время последнего путешествия открыл Гавайи, поплыл дальше, но, натолкнувшись на сплошные льды, вернулся на зимовку на Гавайские острова, где в очередной ожесточенной схватке с жителями был убит. Кук обладал выдающимися способностями и сам «сделал себя» благодаря огромному трудолюбию, несгибаемой воле и целеустремленности. «Стремиться и достигать» – вот девиз его жизни; он шел к намеченной цели мужественно, не страшась трудностей и неудач, не теряя присутствия духа.. Его именем названо более 20 географических объектов, в том числе  три залива, две группы островов и два пролива.

    Особенности страны. Австралия – самый маленький материк и самый большой остров,  состоящий из материковой части, южного острова – Тасмания и множества небольших островов, разбросанных вдоль побережья. Страна омывается водами двух великих океанов (Тихим – с востока и юга и Индийским – с запада) и 4 морями (Арафурским, Коралловым, Тасмановым и Тиморским). Это один из самых древних материков.

    Эвкалипт. Самые высокие растения на земле: царственный эвкалипт достигает 152 м. Они невероятно быстро растут, отмечен случай, когда за 9 лет эвкалипт вырос до 20 метров. Диаметр ствола 1 метр. Древесина эвкалипта очень плотная, тяжёлая (тонет в воде), не гниёт. Поглощает в сутки 320 литров воды, поэтому эти деревья высаживают в заболоченных местах. Листья эвкалипта обращены к солнцу не лицевой стороной, а ребром, поэтому это дерево не даёт тени. В листьях эвкалипта много эфирных масел, которые убивают бактерии, даже малярийные комары не выносят их запаха. Широко применяются листья в медицине при простуде, воспалении лёгких. Австралийцы зовут эти деревья «деревьями чудес», «алмазами лесов».

    Коала, или сумчатый медведь, – один из самых известных и популярных зверей на нашей планете. Животные эти ведут древесный образ жизни и питаются исключительно листьями эвкалиптов, причем из более чем 500 видов эвкалиптов, растущих в Австралии, они кормятся только на 10–20.

    Рыжий кенгуру. Рыжий (красный) кенгуру, наряду с гигантским серым кенгуру – самый крупный из кенгуру и сумчатых млекопитающих вообще. Длина тела взрослых самцов достигает 140 см, длина хвоста – 100 см, а весить они могут более 80 кг. Спасаясь от опасности, эти животные могут преодолевать одним прыжком 12 и более метров, подпрыгивая в высоту более чем на 3 метра! Распространены рыжие кенгуру почти по всей Австралии, в том числе в ее центральных, пустынных районах.

    Черношейный аист, или азиатский ябиру, – крупная птица семейства аистовых. Распространен довольно широко; помимо Северной Австралии встречается также на Новой Гвинее и во многих районах Юго-Восточной Азии вплоть до Индии. Подобно другим аистам, питается всевозможными мелкими животными, которых собирает главным образом на сырых участках, по берегам водоемов и на мелководье.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира на тему: "Учимся быть самостоятельными" 1 класс. "Школа 2100"

    Тема: Учимся быть самостоятельными (продолжение).Цели:– научить правилам безопасного поведения в квартире в отсутствие взрослых. Урок построен  в соответствии с требованиями ФГОС НОО п...

    конспект урока окружающего мира "Знай и люби свой край" 4 класс

    Данный конспект урока поможет учителю провести урок обобщения знаний по разделу. Использование различных форм работы позволяет развивать познавательную и творческую деятельность учащихся....

    Конспект урока окружающего мира по теме "Мы - жители Земли" (2 класс)

    I. Познакомить детей с названиями планет, обращающихся вокруг Солнца.2.Познакомить детей с порядком следования планет по мере  уда­ления от Солнца.3.Показать учащимся место Земли во   В...

    Конспект урока окружающего мира по теме:"Царства живой природы".

    В игровой форме дети знакомятся с царствами живой природы и их представителями. Выполняя занимательные задания,  ребята закрепляют полученные знания....

    Урок окружающего мира "Животные нашего края. Охрана природы" 3 класс

    Тип урока: изучение нового материалаЦель: Познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию экологического сознания; расширить знания о заповедниках Краснод...