конспект урока окружающего мира "Знай и люби свой край" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

 Марина Викторовна Стогова

Данный конспект урока поможет учителю провести урок обобщения знаний по разделу. Использование различных форм работы позволяет развивать познавательную и творческую деятельность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znay_i_lyubi_svoy_kray.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ: окружающий мир

КЛАСС:      4 класс

ТЕМА:        «Знай и люби свой край»

УЧЕБНИК (автор): А.А.Плешаков

ТИП УРОКА:  обобщающий урок

Цели: 1. Обобщить и проверить знания учащихся по разделу

               «Родной край – часть большой страны».

           2. Развивать познавательную активность детей, расширять их кругозор.

           3. Развивать внимание, память, логическое мышление и творческие способности младших школьников. 

           4. Продолжить работу по формированию коммуникативных навыков учащихся.

           5. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родному тверскому краю.

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ), наглядные, практические (работа с картинками, с картой, самостоятельная работа), частично-поисковый.

Форма организации урока: урок – научная экспедиция

Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, работа в группах.

Оборудование:  настенная административная  карта Тверской области, карточки для индивидуальной работы, картинки с изображением растений и животных, компьютер, компьютерная презентация «Знай и люби свой край», выставка краеведческой литературы.

     

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА

1) Психологический и эмоциональный настрой

Прозвенел звонок, всех позвал на урок –

           На урок окружающего мира.

Давайте настроимся на урок положительно, а для этого возьмёмся за руки и образуем круг.

Другу руку протяни, если нужно, помоги.

2) Определение темы и целей урока.

- Как назывался раздел учебника, который вы изучали? («Родной край – часть большой страны»)

О чудесном нашем крае

                                            Будет разговор,

     О прекрасном милом крае,

                                            Где мы все живём!

Давайте, определим тему урока. Составление темы из рассыпавшихся слов.  Таблички: люби, край, и, Знай, свой. (Знай и люби свой край)

Это последний урок по этому разделу. Какова главная цель нашего урока? (Обобщить и проверить знания по данному разделу)

Я предлагаю провести не просто урок обобщения, а отправиться в научно- исследовательскую экспедицию по родному краю. С собой берём самое необходимое – наши знания, смекалку, взаимовыручку и хорошее настроение. Желаю вам успехов и новых интересных открытий!

 Работать мы сегодня будем индивидуально и в группах.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

 – Проверить вашу готовность к путешествию поможет небольшой

 блиц-опрос «Это должен знать каждый». (работа в группах с использованием сигнальных карточек)

Готовы?  (Слайд)

Как называется наш край?

1) Тверской       2) Калининский       3) Старицкий

(показать на карте Административная карта России севернее Москвы)

Где расположена Тверская область?

на Западно-Сибирской равнине  

на Восточно–Европейской равнине

на Средне-Сибирском плоскогорье

В какой природной зоне расположена Тверская область?

1) лесов   2) степей     3) тундры

Какой город является  областным центром Тверской области?

1) Старица        2) Тверь       3) Москва

С какими областями граничит? Найдите лишнее.

1) Смоленская  2) Рязанская  3) Московская  4) Псковская

5) Новгородская  7) Вологодская

(показать на карте Административная карта России)

Какую протяженность имеет Тверская область с севера на юг и с запада на восток?

1) 450 км и 350 км   2) 400 км и 300 км  3) 500 км и 250 км

Сколько административных округов входит в состав Тверской области?

30  2) 36  3) 29

-Как назывался наш блиц-опрос? («Это должен знать каждый»)

- Как вы думаете, а почему это важно знать? (Это наша Родина, а о месте, где мы родились и живём нужно знать всё)

Ответы на эти вопросы, действительно, должен знать каждый уважающий себя и свою малую родину человек.

- Вижу, что у вас есть достаточный для нашей экспедиции запас знаний.

- Итак, начальный пункт нашего путешествия – родной город Старица, а конечным пунктом будет наш областной центр г.Тверь.  (На карте обозначены флажками) В пути  придётся сделать несколько остановок, чтобы ещё раз обобщить, уточнить и проверить свои знания о родном крае. Вперёд, у вас всё получится!

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

1) Остановка «Поверхность нашего края»

 - Давайте вспомним основные формы земной поверхности. Разгадаем кроссворд.  Индивидуальная работа. Проверка в группах

Кроссворд на доске.

По горизонтали.

    2. Возвышенность высотой 300 м. (холм)

     3. Горы, созданные руками человека из отходов – пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых. (террикон)

     5. Углубление с пологими, заросшими растениями склонами.(балка)

По вертикали:

    1.Форма земной поверхности, имеющая подошву, склон и вершину,  высотой 1000 м.(гора)

     4.Углубление с крутыми осыпающимися склон (овраг)

     -Какое слово лишнее? (террикон)

 -  Что же представляет собой поверхность нашего края?                   (СЛАЙД)

(Холмистую равнину)

2) Остановка «Водоёмы нашего края»

-   Предлагаю  сделать её  на берегах живописной реки Волги. Вы изучали водоёмы нашего края. Много говорили о самом значительном водоёме края – Волге. Давайте проверим ваши знания.

Дифференцированная работа. Проверка в группах.

«Допиши словечко»

Волга - _________________ река нашей области. Её длина в пределах области ____________ км. Исток реки находится у юго-западной околицы деревни _______________________ Осташковского района Тверской области. Течение Волги _____________. Волга берёт начало на _________________ возвышенности и впадает в _____________________ море.

- Какое озеро является самым крупным в Тверской области? (Селигер)

- В чём его уникальность? (Селигер-это бесконечная цепочка островов)

3)Остановка «Полезные ископаемые» 

- Следующую остановку сделаем  в Ржевском районе рядом с крупным месторождением песчано-гравийных материалов, глин и известняка.              

- Давайте заглянем в недра нашей  земли?

а) Самостоятельная работа. Проверка в группах.

- Вспомнить, какие полезные ископаемые добывает человек на территории Тверской области, вам помогут условные обозначения. Возьмите карточки, подпишите  к каждому условному знаку соответствующее ему полезное ископаемое.                          (СЛАЙД)

(Торф, глина, песок, известняк, бурый уголь, минеральные воды)

 - Каким способом добываются практически все эти полезные ископаемые в наше крае? (в карьерах)

- Выработанные карьеры, как рваные раны остаются на поверхности земли.

-Что с ними можно сделать? (пруд,  разводить рыбу)

Молодцы! Отправляемся дальше.

ФИЗМИНУТКА (авторская)

По Тверской земле шагаем

И её мы изучаем.( ходьба на месте)

Вот поля, Вот леса. (взмахи руками вправо и влево)

Слышим птичьи голоса (поднимаем голову вверх)

Свежий воздух мы вдыхаем (глубокий вдох)

И душою отдыхаем. (выдох)

Нагулялись, надышались( ходьба на месте)

По домам все разбежались(бег на месте, садимся за парты)

4) Остановка «Природные сообщества»

- А сейчас уйдем подальше от населённых пунктов и шумных проезжих дорог и сделаем остановку на лоне природы рядом с государственным природным заповедником, расположенном на территории Нелидовского, Андрепольского и   Селижаровского районов и называется он Центрально-лесной биосферный заповедник.

- Мы будем вести себя тихо и незаметно.

- На территории заповедника, произрастают коренные еловые леса, которые когда-то целиком покрывали нашу область. Есть здесь могучие, в три обхвата ели.Благодаря чуду да бездорожью, ещё сохранились многие виды растений и животных разных природных сообществ.

- Какие природные сообщества вы знаете? (лес, луг, водоём)      

- Проверим, хорошо ли вы их знаете.                                   

а) Самостоятельная работа в группах с картинками

- Названия растений вы хорошо знаете, посмотрим, сумеете ли вы их определить.

- Внимательно рассмотрите картинки, узнайте, кто на них изображён. Вспомните, к какому природному сообществу они принадлежат.

 

  Проверка фронтальная:

- Назовите и покажите жителей леса.

-------------------------- луга.

-------------------------- водоёма.

 (дети выходят к доске)

б)   Дидактическая игра «Узнай меня» 

- Богат  наш край разнообразием животных. Сейчас вы сами их назовёте.

- Какое животное могло бы о себе так сказать?                       (СЛАЙДЫ)

 

  * Я самое крупное травоядное животное в лесах Тверской области. (Лось)

  * А я в наших лесах – лучший строитель, такой уютной хатки как у меня ни у кого нет (бобр)

  * Я  - самое чистоплотное животное в лесу (барсук).

  *  А меня «кормят ноги», охочусь я в стае. Ох и голодно мне зимой! (волк)

  *  Я  крупный лесной хищник из отряда кошачьих (рысь).

  * Я тоже хищница. Только охочусь всегда ночью, очень хорошо вижу, бесшумно летаю (сова).

  * Моё любимое время года – лето. Очень люблю малину, мёд, но иногда  во мне просыпается страшный хищник (медведь)

   - Какое животное лишнее? Почему?

(Бобр, т.к. обитает в природном сообществе водоём, а остальные в лесу. Сова, т.к. птица, а остальные звери)

- Почему лес, луг, водоём называют природными сообществами?

(Их обитатели живут сообща, связаны невидимыми нитями)

- Человек не должен вмешиваться в жизнь природных сообществ, чтобы не нарушать в них природного равновесия.

- Именно потому, что природа находится под охраной и человек не воздействует на неё, в  заповедниках Тверской области обитают  животные, занесённые в Красную книгу России. Перечислите их.                                   (СЛАЙД)

(Выхухоль (ровесник мамонтов), беркут, скопа, кречет , сапсан, змееяд, чёрный аист, орлан-белохвост…)

- Все эти животные есть и в нашей Красной книге. 

- Пора идти дальше.

 

5)Остановка «Экологическая»

- Стоило нам выйти за пределы заповедной зоны и эту картину можно наблюдать на каждом шагу.  (Мусор в лесу)                             (СЛАЙД)

- Вот здесь-то нам обязательно нужно остановиться и посмотреть на творение рук человеческих.

- Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину? (Грустное, неприятное, отвращение…)

- А я испытываю чувство стыда перед природой, перед родным краем за то, что мы, живущие в 21 веке, и в космосе побывали и к другим планетам лететь собираемся, а свою землю в порядок привести не можем.

- К сожалению,  невозможно всю природу нашей области сделать большой заповедной зоной, отгородить её от человека длинной колючей проволокой. Да это и не нужно.

- А что необходимо сделать? (Людям изменить своё отношение к природе)

«Подбери правильную подпись к знаку»

              1. Нор звериных, птичьего гнезда

                  Разорять не будем никогда.

                  Пусть птенцам и маленьким зверятам

                  Хорошо живётся с нами рядом!

              2. Я на кусте у родника

                  Не тронул сети паука.

                 Я поглазел на муравьёв:

                  У них домище –

                  Будь здоров!

                  Я долго по лесу шагал и никого не напугал.

              3. Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

                  Чтобы души не стали пусты,

                  Охраняются звери, охраняются змеи,

                  Охраняются даже цветы.

               4.Ты, дружок, смотри, не подкачай

                   Все деревья ты люби и охраняй!

                   Раны, нанесённые тобой

                   Станут для дерева бедой!

               5. Не руби берёзы белой,

                   Не губи глуши лесной!

                   Не губи и зла не делай!

                   А особенно весной!

               6. Нет в природе лишнего – поверь!

                   Что не нужно человеку – любит зверь.

                    Не губи то, что не нужно тебе,

                    Думай о природной среде!

- Помните, что начинать нужно с себя, со своего класса, с территории своей школы, со своего города.

6) Остановка «Сельскохозяйственная» 

- Какие отрасли сельского хозяйства вам известны? (растениеводство и животноводство)

Давайте вспомним основные отрасли растениеводства.

Работа в группах. Разгадать кроссворд с подсказками.

1) Эта отрасль включает в себя выращивание зерновых культур, картофеля, подсолнечника, льна.(полеводство)

о

е

о

о

2) Эта отрасль включает в себя выращивание капусты, моркови, томатов, лука …(овощеводство)

о

о

е

о

о

3) Эта отрасль включает в себя выращивание фруктов (плодоводство)

о

о

о

о

4) Эта отрасль включает в себя выращивание роз, тюльпанов, гвоздик (цветоводство)

е

о

о

о

- Какие отрасли развиты в Тверском крае? (полеводство, овощеводство)

Давайте вспомним основные отрасли животноводства.

Индивидуальная работа. Проверка в группах «Найди пару» (соединить стрелками отрасль и животных, которые к ней относятся)

Овцы, козы                             пчеловодство

Пчёлы                                      мелкий рогатый скот

Коровы                                    кролиководство

Кролики                                  крупный рогатый скот

Гуси, куры, утки                     коневодство

Лошади                                   птицеводство

Карп, сазан                             свиноводство

Свиньи                                    рыбоводство

- Какие отрасли развиты в Тверском крае? ( мясное и молочное скотоводство, птицеводство, свиноводство, рыбоводство)

Тверская область считается сельскохозяйственным краем и располагает большими возможностями для развития сельского хозяйства, этому благоприятствуют природные условия края.

7) Заочная экскурсия по Твери

Тест «Я знаю родной край»

1.Где расположена Тверская область?

а) на Западно-Сибирской равнине  

б) на Восточно–Европейской равнине

в) на Средне-Сибирском плоскогорье

2.В какой природной зоне расположена Тверская область?            

а) лесов   б) степей     в) тундры

3.Поверхность Тверского края

а) равнинная     б) гористая  в) холмистая равнина

4.В Тверской области добывают….

а) торф, нефть, известняк, песок, глину

б) торф, бурый уголь, известняк, песок, глину

5.Исток Волги находится возле деревни

а) Волгоначалье    б) Волгоисточье        в) Волговерховье

6. В Тверской области развиты такие отрасли растениеводства, как:

а) полеводство, цветоводство

б) полеводство, овощеводство

в) овощеводство, цветоводство

7.Основными отраслями животноводства Тверского края являются:

     а) пчеловодство, кролиководство, коневодство

     б) скотоводство, птицеводство, свиноводство, рыбоводство

     в) скотоводство, птицеводство, свиноводство, рыбоводство, пчеловодство

Проверка в парах. Выставление отметок.

 Итог урока

- Понравилось вам путешествовать по родному краю и изучать его?

- Что особенно запомнилось, было интересно?

- Сумели ли мы достигнуть поставленной задачи обобщить и проверить свои знания?

 - Давайте нарисуем весёлую рожицу, которая  покажет ваше настроение и отношение к уроку (три вида изображения настроения: весёлое, грустное, обыкновенное)

- Мне тоже очень понравилась наша экспедиция, а ещё больше понравились ваши знания.

- Конечно, на уроках окружающего мира  пока вы получили лишь самые основные сведения о родном крае, но в нашей области осталось ещё очень много тайн и загадок, не открытых вами. Ответы на все интересующие вопросы вы сможете найти в дополнительной краеведческой литературе.

Показать выставку краеведческой литературы.

- Закончить урок хотелось бы словами писателя Ю.К.Ефремова:

                              И с гордостью скажу родному краю:

                              «Люблю и знаю. Знаю и люблю.            (хором)

                              И тем полней люблю, чем глубже знаю»

- Продолжайте изучать свой край, свою малую родину. Любите её, защищайте и помните, что именно от вас зависит, каким наш тверской край будет в будущем.

- Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"

В данной папке находится конспект урока  и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....

Конспект урока окружающего мира "В царствое грибов" 3 класс

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" . Автор Н. Ф. Виноградова....

Конспект урока окружающего мира по теме "Воздух" (2 класс)

На уроке окружающего мира по теме "Воздух" продолжается формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения возд...

Конспект урока окружающего мира "Учение на Руси", 3 класс

Конспект урока окружающего мира составлен по учебнику О.Т. Поглазовой (УМК "Гармония", 3 класс) с использованием презентации, позволяет наглядно и в доступной форме рассказать детям о возникновении уч...

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

Конспект урока окружающего мира "Смена времен года" 2 класс

.Данный конспект-урок составлен для урока окружающего мира. Тема урока "Смена времен года". Использовалась с УМК "Школа 2100", но можно использовать и с другими комплектамУрок составлен таким образом,...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....