Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

    Дорошкевич Елена Анатольевна

    Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zolotoe_koltso_rossii.doc63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Золотое кольцо» России

    Цель урока:

    для учителя: создание условий для раскрытия креативных способностей каждого учащегося в процессе работы в творческой мастерской.

    для учащихся: создание творческого продукта.

    Планируемые результаты образования:

    Предметные: научатся строить сообщения  в устной форме об истории городов «Золотого кольца», называть достопримечательности, символы Древних город России.

    Метапредметные:

    Регулятивные: прогнозирование - предвосхищать результат; оценка - владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

    Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; предметные - знакомиться  с историей городов и их символикой; рассматривать  достопримечательности.

    Коммуникативные: инициативное сотрудничество - предлагать помощь в сотрудничестве.

    Личностные: самоопределение - проявляют ценностное отношение к историческим памятникам.

    Оборудование:  интерактивная доска, мультимедийная презентация,  изображение храмов и церквей,  карта «золотого кольца», маршрутные листы, руль, фуражка.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Звенит, заливается школьный звонок,

    Вас ждёт интересный, полезный урок.

    Чудесным пусть будет у вас настроение,

    Легко и прелестно даётся учение.

    2. Индукция (создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого учащегося).

             Задача наша не проста
            Дорогу в прошлое  найти.
            Нас карта поведёт туда,
            А с ленью нам не по пути.

    Метод «Подводящего к теме диалога».

    - Какие древние города России вы знаете? (Москва, Санкт-Петербург)

    - Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий)

    - А сколько лет Санкт-Петербургу? (более 300 лет)

    -Какие ещё древние города России вы знаете? (Владимир, Новгород, Ярославль и      др.)

    -Ребята, посмотрите внимательно на карту. Как расположены города: Владимир, Суздаль,  Кострома,  Ярославль,  Ростов Великий?  (по окружности,  по кругу, по кольцу). (слайд 1)

    - А знаете ли вы, что эти  города называют «Золотым кольцом» России? (Да)

    - Почему? (Может быть это красивые города, может быть в них добывают золото).

    Формулирование темы и цели  мастерской.

    - Назовите тему нашей мастерской. («Золотое кольцо» России) (слайд 2)

    - Сегодня мы с вами открываем творческую мастерскую поиска названия «золотое» кольцо России и поэтому на протяжении всего  урока  будем узнавать интересные факты из истории происхождения древних городов.

    - В нашей мастерской сегодня работают мини - мастерские по интересам. Вы можете выбирать любую мастерскую, исходя из ваших возможностей, желания и настроения. Главное - соблюдать законы «мастерской». Давайте их повторим (закон круга, говори в полголоса, не перебивай говорящего, критикуешь – предлагай). 

    3. Самоконструкция (создание первичного образа  о древних городах России).

    Учитель читает стихотворение Яна Судрабкална:

    На сколько обнимает глаз пространство

    И может повернуться голова,

    Разросся вширь могучий дуб славянства,

    Живых ветвей поднявши купола.

    Неотразимы русские заветы.

    К их заразительности не глуха

    Ни гордая отзывчивость поэта,

    Ни робкая оглядка пастуха.

    Во всём величье русского народа

    Рождает восхищение и любовь.

    О, русский край, за каждою невзгодой

    Ты возрождался к счастью вновь и вновь!

    - Ребята, в чём главная мысль данного стихотворения? (О красоте земли русской, о её достопримечательностях, о величии русского народа)

    -Чтобы увидеть величие земли русской, её бескрайние просторы, нужно отправиться в путешествие.

    - Вы любите путешествовать? (Да)

    - Жизнь прекрасна тем, что можно путешествовать!

    - Вот наш маршрутный лист.

    - Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по Золотому кольцу России на автобусе. (слайд 3)

    - Прочитайте названия городов, по которым мы будем путешествовать.

    Учитель обращается к одному из учащихся:

    - Ты сегодня будешь водителем нашего автобуса. Ты отвечаешь за безопасность на маршруте. (Учитель выдаёт учащемуся руль и фуражку водителя)

    - Автобус наш необычный, оборудован музыкальным и видео сопровождением. Итак, в путь! (слайд 3)

    4. Социализация (работа в мини-мастерских).

    - Ребята, давайте разделимся с вами на мини-мастерские (каждая мастерская выбрала себе название города «золотого кольца» России)

    Первая   – город  Владимир;

    Вторая  -  город Суздаль;

    Третья -  город Кострома;

    Четвертая  -  город Ярославль;

    Пятая -  город Ростов Великий.  

    Каждая группа выполняет индивидуальное задание, находя информацию в Интернете. Одновременно составляют историческую справку о достопримечательностях и символике городов  и отвечают на вопросы:  

    1) Когда основан данный город?  

    2) Кем был основан город?  

    3) Символы и достопримечательности города.

    5. Афиширование (представление результатов работы мини –мастерских, каждое выступление  учащихся записывается на диктофон).

    Остановка – город Владимир (слайд 4)

    - Ребята, мы приехали в город Владимир. Город большой, красивый, исторически известный.

    - Но как же в нём не заблудиться? Кто нам в этом поможет? (экскурсовод).

    - Выберите в своей мастерской экскурсовода, который познакомит нас с достопримечательностями города.

    Выступает 1 мини-мастерская.

    Работа с маршрутным листом:

    1) Основан в 1108 году;

    2) Князем Владимиром Мономахом;

    3) Символ города – «Золотые ворота».

    - Мы прощаемся с этим славным городом и отправляемся дальше в путь по маршруту. (слайд 5)

    Остановка –город Суздаль

    Выступает 2 мини-мастерская. (слайд 6)

    Работа с маршрутным листом:

    1) Основан в 1024 году;

    2) Князем Юрием Долгоруким;

    3) Успенский собор, Кремль.

    Путешествие продолжается. (слайд 7)

    Музыкальная физминутка (путешествие с облаками). (слайд 8)

    Остановка – город Кострома

    Выступает 3 мини-мастерская. (слайд 9)

    Работа с маршрутным листом:

    1) Основан в 1152 году;

    2) Князем Юрием Долгоруким;

    3) Исаакиевский монастырь.

       Учитель обращает внимание учащихся на то, что в этом старинном городе очень много соборов, монастырей и церквей и проводит беседу по вопросам:

    - Давайте внимательно рассмотрим изображение.

    - Какие особенности имеют здания церкви и монастыря? (купола, кресты, башни)

    - А может быть  кто-то из вас был в церкви? (Да)

    - Что вы видели внутри? (Свечи, иконы, алтарь)

    - Как люди ведут себя в церкви? (Спокойно, тихо)

    - А  слышали вы музыку, которая там звучит? Какая она? (возвышенная, спокойная, торжественная)

    - Давайте послушаем. Закройте глаза.

     Звучит церковное песнопение. 

    - И мы  вновь отправляемся в путь. (слайд 10)

    Остановка – город Ярославль

    Выступает 4мини-мастерская. (слайд 11)

    Работа с маршрутным листом:

    1) Основан в 1010 году;

    2) Князем Ярославом Мудрым;

    3) Спасо-Преображенский монастырь.

    - А теперь мы направляемся к нашей последней остановке. (слайд 12)

    Остановка – город Ростов Великий

    Выступление  5 мини-мастерской  начинается со звона колоколов. (слайд 13)

    - Дети, вам понравился колокольный звон? (Да)

    - Какие чувства вы испытали? (Спокойствие, умиротворение)

    - Что вы услышали в этих звуках? (Вой ветра, голоса птиц)

      Работа с маршрутным листом:

    1) Основан в 862 году;

    2) Первое упоминание о Ростове в «Повести временных лет», нет сведений о  том, кто основал  его.

    3) Успенский собор и звонница.  

    В качестве дополнительной информации  один из учащихся рассказывает  о финифте (миниатюрной живописи по эмали).

    - В истории всегда можно найти много нового и интересного. Но наше путешествие подходит к концу, и мы останавливаем наш экскурсионный автобус.  

    - Вот и закончилось наше путешествие.  Вы познакомились с древними городами   России. Теперь вы знаете, что каждый город имеет свою судьбу, своё прошлое. Они проделали сложный путь в своём историческом развитии от первых дней рождения до сегодняшнего дня. Города имеют свои особенности: природные условия, традиции, обычаи, архитектуру.

    - Ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие? (Да).

    -Будем делиться впечатлениями. Что вам понравилось? (Достопримечательности    городов, архитектурные сооружения).

    - Что есть общего в этих городах? (В каждом городе очень много соборов, церквей, монастырей).

    - Так почему же эти города называют «Золотым кольцом» России? (Объединив все города  между собой,  мы  получили  некоторое подобие кольца.  А так как в этих древних городах много соборов и церквей с золотыми куполами, то  все города можно назвать золотыми. Поэтому их и называют «Золотым кольцом» России). (слайд 14)

    6. Разрыв (кульминация творческого процесса: инсайт (озарение), новое видение предмета, явления).  

    - Как вы думаете, можем ли  мы  сами создать  видеоролик на основе полученных знаний?

    7. Социализация (создание творческого продукта)

    - Работа над настоящим видеороликом очень долгая и трудоёмкая. А у нас, к сожалению, мало времени, поэтому каждая мини-мастерская создаст по 3-5 слайдов с фотографиями достопримечательностей древних городов России.

     По мере создания слайдов, Мастер  вставляет их в фотоклип, накладывает звук.

    8. Афиширование (показ фотоклипа) 

    9. Рефлексия.  (слайд 15)

    - Закончите предложения:  

    Сегодня в мастерской:

    • я открыл для себя …
    • я почувствовал …
    • я открыл …
    • я задумался …
    • я помог …
    • я создал …

    - Торжество красоты и нравственности, культуры, духовности нашего народа –    это богатство России, то чем она славилась во все века. «Золотое кольцо» России – это кольцевой туристический маршрут от Москвы через Древние русские города: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострому, Суздаль, Владимир, Углич.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Наша страна - Россия". Конспект урока окружающего мира в 1 классе ("Начальная школа XXI века")

    Конспект урока со слайдами презентации, карточками для фронтальной и парной работы и ссылками на задания в пространстве учителя....

    Конспект урока окружающего мира, для 3 класса. Тема: «Золотое кольцо России»

    Знакомство детей с городами Золотого Кольца России Ростовом Великим и Ярославлем с их достопримечательностями...

    Конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК "Школа России" "Формы земной поверхности".

        Тема урока« Формы земной поверхности . Водоёмы .» .      Урок рассчитан на учащихся 2 класса  .      Урок позволяет ра...

    Конспект урока окружающего мира в 3 класса, программа "Школа 2100" Аквариум- маленькая искусственная экосистема"

    Урок окружающего мира, раздел "Обитатели Земли" , тема урока " аквариум - маленькая искусственная экосистема"...

    Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Начальная школа 21 века" по теме "Насекомые леса"

    Конспект открытого урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века" 2 класс. Тема урока "Насекомые леса"....

    Презентация к конспекту урока окружающего мира во 2 классе "Начальная школа 21 века" по теме "Насекомые леса"

    Презентация  к уроку окружающего мира 2 класс по программе "Начальная школа 21 века". Тема "Насекомые леса". Презентация поможет учителю сделать урок наглядным, интересным, запоминающимся....

    Конспект урока окружающего мира "Растениеводство" 3 класс УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: формирование знаний об одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводством, группами растений; формирование знаний о  культурных растениях.Планируемые резуль...