Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Дорошкевич Елена Анатольевна

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotoe_koltso_rossii.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Золотое кольцо» России

Цель урока:

для учителя: создание условий для раскрытия креативных способностей каждого учащегося в процессе работы в творческой мастерской.

для учащихся: создание творческого продукта.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся строить сообщения  в устной форме об истории городов «Золотого кольца», называть достопримечательности, символы Древних город России.

Метапредметные:

Регулятивные: прогнозирование - предвосхищать результат; оценка - владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; предметные - знакомиться  с историей городов и их символикой; рассматривать  достопримечательности.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество - предлагать помощь в сотрудничестве.

Личностные: самоопределение - проявляют ценностное отношение к историческим памятникам.

Оборудование:  интерактивная доска, мультимедийная презентация,  изображение храмов и церквей,  карта «золотого кольца», маршрутные листы, руль, фуражка.

Ход урока

1. Организационный момент.

Звенит, заливается школьный звонок,

Вас ждёт интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно даётся учение.

2. Индукция (создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого учащегося).

         Задача наша не проста
        Дорогу в прошлое  найти.
        Нас карта поведёт туда,
        А с ленью нам не по пути.

Метод «Подводящего к теме диалога».

- Какие древние города России вы знаете? (Москва, Санкт-Петербург)

- Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий)

- А сколько лет Санкт-Петербургу? (более 300 лет)

-Какие ещё древние города России вы знаете? (Владимир, Новгород, Ярославль и      др.)

-Ребята, посмотрите внимательно на карту. Как расположены города: Владимир, Суздаль,  Кострома,  Ярославль,  Ростов Великий?  (по окружности,  по кругу, по кольцу). (слайд 1)

- А знаете ли вы, что эти  города называют «Золотым кольцом» России? (Да)

- Почему? (Может быть это красивые города, может быть в них добывают золото).

Формулирование темы и цели  мастерской.

- Назовите тему нашей мастерской. («Золотое кольцо» России) (слайд 2)

- Сегодня мы с вами открываем творческую мастерскую поиска названия «золотое» кольцо России и поэтому на протяжении всего  урока  будем узнавать интересные факты из истории происхождения древних городов.

- В нашей мастерской сегодня работают мини - мастерские по интересам. Вы можете выбирать любую мастерскую, исходя из ваших возможностей, желания и настроения. Главное - соблюдать законы «мастерской». Давайте их повторим (закон круга, говори в полголоса, не перебивай говорящего, критикуешь – предлагай). 

3. Самоконструкция (создание первичного образа  о древних городах России).

Учитель читает стихотворение Яна Судрабкална:

На сколько обнимает глаз пространство

И может повернуться голова,

Разросся вширь могучий дуб славянства,

Живых ветвей поднявши купола.

Неотразимы русские заветы.

К их заразительности не глуха

Ни гордая отзывчивость поэта,

Ни робкая оглядка пастуха.

Во всём величье русского народа

Рождает восхищение и любовь.

О, русский край, за каждою невзгодой

Ты возрождался к счастью вновь и вновь!

- Ребята, в чём главная мысль данного стихотворения? (О красоте земли русской, о её достопримечательностях, о величии русского народа)

-Чтобы увидеть величие земли русской, её бескрайние просторы, нужно отправиться в путешествие.

- Вы любите путешествовать? (Да)

- Жизнь прекрасна тем, что можно путешествовать!

- Вот наш маршрутный лист.

- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по Золотому кольцу России на автобусе. (слайд 3)

- Прочитайте названия городов, по которым мы будем путешествовать.

Учитель обращается к одному из учащихся:

- Ты сегодня будешь водителем нашего автобуса. Ты отвечаешь за безопасность на маршруте. (Учитель выдаёт учащемуся руль и фуражку водителя)

- Автобус наш необычный, оборудован музыкальным и видео сопровождением. Итак, в путь! (слайд 3)

4. Социализация (работа в мини-мастерских).

- Ребята, давайте разделимся с вами на мини-мастерские (каждая мастерская выбрала себе название города «золотого кольца» России)

Первая   – город  Владимир;

Вторая  -  город Суздаль;

Третья -  город Кострома;

Четвертая  -  город Ярославль;

Пятая -  город Ростов Великий.  

Каждая группа выполняет индивидуальное задание, находя информацию в Интернете. Одновременно составляют историческую справку о достопримечательностях и символике городов  и отвечают на вопросы:  

1) Когда основан данный город?  

2) Кем был основан город?  

3) Символы и достопримечательности города.

5. Афиширование (представление результатов работы мини –мастерских, каждое выступление  учащихся записывается на диктофон).

Остановка – город Владимир (слайд 4)

- Ребята, мы приехали в город Владимир. Город большой, красивый, исторически известный.

- Но как же в нём не заблудиться? Кто нам в этом поможет? (экскурсовод).

- Выберите в своей мастерской экскурсовода, который познакомит нас с достопримечательностями города.

Выступает 1 мини-мастерская.

Работа с маршрутным листом:

1) Основан в 1108 году;

2) Князем Владимиром Мономахом;

3) Символ города – «Золотые ворота».

- Мы прощаемся с этим славным городом и отправляемся дальше в путь по маршруту. (слайд 5)

Остановка –город Суздаль

Выступает 2 мини-мастерская. (слайд 6)

Работа с маршрутным листом:

1) Основан в 1024 году;

2) Князем Юрием Долгоруким;

3) Успенский собор, Кремль.

Путешествие продолжается. (слайд 7)

Музыкальная физминутка (путешествие с облаками). (слайд 8)

Остановка – город Кострома

Выступает 3 мини-мастерская. (слайд 9)

Работа с маршрутным листом:

1) Основан в 1152 году;

2) Князем Юрием Долгоруким;

3) Исаакиевский монастырь.

   Учитель обращает внимание учащихся на то, что в этом старинном городе очень много соборов, монастырей и церквей и проводит беседу по вопросам:

- Давайте внимательно рассмотрим изображение.

- Какие особенности имеют здания церкви и монастыря? (купола, кресты, башни)

- А может быть  кто-то из вас был в церкви? (Да)

- Что вы видели внутри? (Свечи, иконы, алтарь)

- Как люди ведут себя в церкви? (Спокойно, тихо)

- А  слышали вы музыку, которая там звучит? Какая она? (возвышенная, спокойная, торжественная)

- Давайте послушаем. Закройте глаза.

 Звучит церковное песнопение. 

- И мы  вновь отправляемся в путь. (слайд 10)

Остановка – город Ярославль

Выступает 4мини-мастерская. (слайд 11)

Работа с маршрутным листом:

1) Основан в 1010 году;

2) Князем Ярославом Мудрым;

3) Спасо-Преображенский монастырь.

- А теперь мы направляемся к нашей последней остановке. (слайд 12)

Остановка – город Ростов Великий

Выступление  5 мини-мастерской  начинается со звона колоколов. (слайд 13)

- Дети, вам понравился колокольный звон? (Да)

- Какие чувства вы испытали? (Спокойствие, умиротворение)

- Что вы услышали в этих звуках? (Вой ветра, голоса птиц)

  Работа с маршрутным листом:

1) Основан в 862 году;

2) Первое упоминание о Ростове в «Повести временных лет», нет сведений о  том, кто основал  его.

3) Успенский собор и звонница.  

В качестве дополнительной информации  один из учащихся рассказывает  о финифте (миниатюрной живописи по эмали).

- В истории всегда можно найти много нового и интересного. Но наше путешествие подходит к концу, и мы останавливаем наш экскурсионный автобус.  

- Вот и закончилось наше путешествие.  Вы познакомились с древними городами   России. Теперь вы знаете, что каждый город имеет свою судьбу, своё прошлое. Они проделали сложный путь в своём историческом развитии от первых дней рождения до сегодняшнего дня. Города имеют свои особенности: природные условия, традиции, обычаи, архитектуру.

- Ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие? (Да).

-Будем делиться впечатлениями. Что вам понравилось? (Достопримечательности    городов, архитектурные сооружения).

- Что есть общего в этих городах? (В каждом городе очень много соборов, церквей, монастырей).

- Так почему же эти города называют «Золотым кольцом» России? (Объединив все города  между собой,  мы  получили  некоторое подобие кольца.  А так как в этих древних городах много соборов и церквей с золотыми куполами, то  все города можно назвать золотыми. Поэтому их и называют «Золотым кольцом» России). (слайд 14)

6. Разрыв (кульминация творческого процесса: инсайт (озарение), новое видение предмета, явления).  

- Как вы думаете, можем ли  мы  сами создать  видеоролик на основе полученных знаний?

7. Социализация (создание творческого продукта)

- Работа над настоящим видеороликом очень долгая и трудоёмкая. А у нас, к сожалению, мало времени, поэтому каждая мини-мастерская создаст по 3-5 слайдов с фотографиями достопримечательностей древних городов России.

 По мере создания слайдов, Мастер  вставляет их в фотоклип, накладывает звук.

8. Афиширование (показ фотоклипа) 

9. Рефлексия.  (слайд 15)

- Закончите предложения:  

Сегодня в мастерской:

  • я открыл для себя …
  • я почувствовал …
  • я открыл …
  • я задумался …
  • я помог …
  • я создал …

- Торжество красоты и нравственности, культуры, духовности нашего народа –    это богатство России, то чем она славилась во все века. «Золотое кольцо» России – это кольцевой туристический маршрут от Москвы через Древние русские города: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострому, Суздаль, Владимир, Углич.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наша страна - Россия". Конспект урока окружающего мира в 1 классе ("Начальная школа XXI века")

Конспект урока со слайдами презентации, карточками для фронтальной и парной работы и ссылками на задания в пространстве учителя....

Конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК "Школа России" "Формы земной поверхности".

    Тема урока« Формы земной поверхности . Водоёмы .» .      Урок рассчитан на учащихся 2 класса  .      Урок позволяет ра...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Начальная школа 21 века" по теме "Насекомые леса"

Конспект открытого урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века" 2 класс. Тема урока "Насекомые леса"....

Презентация к конспекту урока окружающего мира во 2 классе "Начальная школа 21 века" по теме "Насекомые леса"

Презентация  к уроку окружающего мира 2 класс по программе "Начальная школа 21 века". Тема "Насекомые леса". Презентация поможет учителю сделать урок наглядным, интересным, запоминающимся....

Конспект урока окружающего мира "Растениеводство" 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний об одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводством, группами растений; формирование знаний о  культурных растениях.Планируемые резуль...

Конспект урока окружающего мира «Города России. Проект» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну.Планируемые результаты:Предметные: знать: п...

Презентация + Конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Ориентирование на местности.

Конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Ориентирование на местности....