Конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК "Школа России" "Формы земной поверхности".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Колесниченко Елена Николаевна

 

      Тема урока« Формы земной поверхности . Водоёмы .» .

      Урок рассчитан на учащихся 2 класса  .

      Урок позволяет расширить представление детей о формах земной поверхности , строении холмов и гор , видах водоёмов ;

      даёт первоначальное представление о природе в целом ;

       воспитывает любовь к родному краю , к Родине ,бережное отношение к природе , уважительное отношение к себе , к людям , к тому , что сделано руками человека .

      Содержание урока соответствует утверждённому минимуму знаний .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_zemnoy_poverhnosti_.vodoyomy.doc315.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе .

    Тема урока : « Формы земной поверхности . Водоёмы .»

Цели урока :

  • дать первоначальное понятие об основных формах земной поверхности; познакомить со строением холмов и гор ;
  • познакомить учащихся с видами водоёмов ; научить различать части реки , сравнивать реку и озеро ;
  • способствовать формированию экологизированного  мировоззрения учащихся .

Тип урока : получение новых знаний .

Оборудование :

  • картинки « Холмистая равнина», «Овраг», «Горы», «Холм», «Река», «Части реки»;
  • карточки-задания ;
  • физическая карта России ;
  • презентация.

     Ход урока :  

  1. Оргмомент .

  1. Повторение пройденного материала .

  1. Индивидуальная работа по карточкам .
  2. Фронтальный опрос :

        —Как называется земная поверхность, которую мы
видам вокруг?
(Горизонт)

       - Как называется граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью? (Линия горизонта.)
       —
Названия основных сторон горизонта. (Север, юг, запад, восток)
       —
Как называется прибор для определения сторон горизонта? (Компас.)
       —
Начертите маршрут путешественника, если 1 клетка это путь, который путешественник проходит за 1 час:
       
«Путешественник вышел из точки А и два часа шел на север, затем 2 часа — на запад, 2 часа на север и 2 часа на восток. Затем он сделал привал (точка В на схеме) и отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час — на восток, 2 часа на юг и З часа на восток. Здесь он переночевал (точка С). Утром отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час — на восток, 4 часа на юг и 2 часа на запад. Путешественник устал и сделал привал (точка Г)). Затем он отправился дальше: 2 часа шел на север, 1 час — на запад, 2 часа на юг, 2 часа на запад.. И вернулся домой.


       3 . Сообщение темы и целей урока .

        4 . Работа по теме урока . Формы земной поверхности .


Путешествуя по планете, люди видят вокруг себя много интересного. Например, отгадайте, что:

 
       
Носит бабка снежную шапку.
       Каменные бока закутаны в облака.
(Гора)


       (
Учитель вывешивает таблицу «Горы», просит детей объяснить, что это такое.)


        - Горы — это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. Одиночную гору встретишь редко, чаще всего горы расположены рядами горными хребтами.


       (
Дети рассматривают фотографию, произносят хором слова «горные хребты».)

 
       - Но на Земле есть и ровные или почти ровные участки. Это равни
ны.


        (Учитель вывешивает на доске таблицу «Равнины». )


       - Равнины бывают
плоские и холмистые.

        ( По ходу объяснения появляется схема :

        - Возвышения на равнине — это холмы. Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами — это овраги.
Если холм и гора  возвышаются над земной поверхностью, можно ли сделать вывод , что это одно и то же?(Ответы  детей.)
Давайте рассмотрим схемы горы и холмы  и сравним между собой. В чем их сходство? (Сходство: возвышаются над окружающей местностью, имеют одинаковые части. подошву (подножие), склоны, вершину).


       (
Учитель объясняет и показывает на схеме «Части холма и горы» подошву, склоны , вершину ).


       - Чем отлают холм и гора?
(Горы выше — холмы имеют высоту до 200 м, горы — более 200 м. В горах есть выходы скальных пород на которых ничего не растет, а холмы всегда имеют почву и  покрыты растительностью.)


       
5 . Физкультминутка .

        6 . Работа по теме урока . Какие бывают водоёмы ?

Отгадайте загадки:

Не проедешь, не пройдешь -                                                                                                 Обойдешь сторонкой.
И водицы не попьешь
С синеватой пленкой.
(Болото)


Шириною широко,
Глубиною глубоко,
день и ночь о берег бьется.
Из него воды не пьется,
Потому что не вкусна — и горька, и солона.
(Море)


Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий — в море.
(Река)


Молодые березки
Свои перед ним
Поправляют прически.
И месяц, и звезды — В нем все отражается...
Как это зеркало называется?
(Пруд)

К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился — весной.
(Ручей)

        (Учитель демонстрирует картинки водоёмов.) 

         - Река, море, пруд, ручей, болото что это такое? Назовите одним словом. (Водоемы.)
       
- Какие еще бывают водоемы? (дети называют, учитель записывает на доске.)

       -  На какие 2 группы можно разделить все перечисленные водоёмы ?  ( Те , которые созданы природой , и те , которые создал человек.)

      - То есть естественные и искусственные водоёмы . ( Дети называют , какие водоёмы относятся к естественным , какие к искусственным .)

                                                               ВОДОЁМЫ

                                         естественные                        искусственные

   

        ( На доске появляется схема : )

ЧАСТИ РЕКИ                        
исток
русло
берега
устье


       - На своем пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в нее и отдают свою воду. Они называются
притоками.
       
- Дога дайтесь, какие притоки называются левыми, какие правыми.

 
       
7. Работа по учебнику (стр. 82)

         - Попробуйте объяснить, чем река отличается от озера ? ( Река – это постоянный водоток , Озеро – это природный водоём со стоячей водой .)


       
8. Закрепление изученного .


       
- Назовите основные формы земной поверхности.
       
Что такое равнина, горы, холмы, овраги? В чем сходство и различие между холмом и горой?
       
Объясните, что такое подошва (подножие), вершина склон горы или холма.
       
Рассмотрите фотографии на стр. 78. Под какими номерами изображены овраг, холм, гора? (Дети показывают карточки с цифрами от 1 до 3.) докажите.
       
Какая форма земной поверхности в нашем крае равнинная или гористая?   Есть ли в нашем крае холмы, овраги?                                                                                                        - Назовите части реки.
       - Объясните, что такое исток, русло, берега, притоки.
       - Какие водоемы относят к естественные, какие к искусственным ?
 
       
— Чем отличается река от озера?  

        Работа с кроссвордами .

1 . Формы земной поверхности .

По горизонтали:
2. Равнины, которые имеют ровную поверхность, это ... равнины.

4. У горы, у холма он бывает крутой или пологий.

 6. Возвышенности на равнинах называются ...

7. Ровные или почти ровные участки земной поверхности.

 9. Горы, расположенные рядами, называют ...

10. Место, где начинается холм или гора, называют подошвой или

По вертикали:

 
1. Равнины, имеющие на поверхности возвышенности (холмы).
З. Эти чудо-великаны
Носят каменные кафтаны.
Белые шапки на макушках,
До облаков достают верхушкой.
5. Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами.

8. Самая высокая часть холма или горы.

Ответы:
По горизонтали:
2. Плоские. 4. Склон. б. Холмы. 7. Равнины. 9. Горные хребты. 10. Подножие.
По вертикали: 1. Холмистьте. З. Горы. 5. Овраг. 8. Вершина.

2. Водоёмы


По горизонтали:

2. К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
Родился весной.

  1. Моря, океаны, озера, ПРУДЫ — все это
    б. Огромное пространство соленой воды.
    7. Чуть дрожит на ветерке
    Лента на просторе.
    Узкий кончит в роднике,
    А широкий — в море.


По вертикали:

1. Искусственный водоем.

4. Молодые березки
Свои перед ним
Поправляют прически.
И месяц, и звезды
В нем отражаются.
Как это зеркало называется?

5. Шириною широко,
Глубиною глубоко,
день и ночь о берег бьется.
Из него воды не пьется,
Потому что не вкусна —
И горька, и солона.

8. Выход подземных вод на поверхность, то же самое, что родник.

Ответы:
По горизонтали: 2. Ручей. 3. Водоемы. б. Океан. 7. Река.

По вертикали: 1. Пруд. 4. Озеро. 5. Море. 8. Ключ.

        9 . Домашнее задание .


1. Читать учебник на стр. 76—83; уметь пересказывать .
2. Знать изученные термины уметь объяснять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)

Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Формы земной поверхности"

Предмет:окружающий мирКласс:2гТема урока:Цели урока: Познакомить учащихся с видами земной поверхности Планируемые результаты:предметные:Формировать умение определять различные формы земной поверх...

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Школа России"

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира 1 класс "Школа России" на тему:"Когда появилась одежда?"

Предлагаю конспект урока, презентацию и дидактический материал к уроку по окружающему миру....

Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...

Конспект урока окружающего мира Тема "Золотое кольцо России (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: закрепление  представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России»....