Конспект урока окружающего мира "Смена времен года" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Ахатова Гаухар Ойбековна

.Данный конспект-урок составлен для урока окружающего мира. Тема урока "Смена времен года". Использовалась с УМК "Школа 2100", но можно использовать и с другими комплектамУрок составлен таким образом, чтобы дети в течение урока смогли выявить причины смены времен года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh.mir_.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока окружающего мира   во втором   классе

УМС  «Школа 2100»

Тема урока: Смена времён года

Цели: организовать деятельность  учащихся по формированию представлений о временных изменениях в природе; создать условия для уточнения  знаний  детей о временах года, причинах смены времён года.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты: предметные –  развитие умений устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, знать причину смены времен года; личностные -   целостное восприятие окружающего мира; способность к рефлексивной самооценке собственных действий;                          метапредметные  - извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов, наблюдений для решения учебной задачи; освоение норм коммуникативного взаимодействия.

Основные понятия:    смена времен года

Формы организации учебной деятельности:   групповая, фронтальная

Учебно-методическое  обеспечение: учебник  « Окружающий мир» ( Наша планета Земля) А. А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, УМК « Школа 2100», рабочая тетрадь к учебнику  « Окружающий мир»( Наша планета Земля) А. А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, плакаты, теллурий.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

 - Прочитайте девиз урока.

 - Что хотите от сегодняшнего  урока?


 Задача: организовать детей на работу по теме урока

  (Регулятивные УУД)


2.Актуализация опорных знаний

 Задача: актуализировать знания детей для восприятия нового материала.

  -Чтобы открыть новое, необходимо вспомнить уже  изученное.                                     Выберите  тот   вывод, к которому мы пришли на прошлом уроке (плакат на доске)

      1)Ночь наступает, так как на небе появляется Луна.

      2)Планеты вращаются вокруг Солнца под воздействием закона всемирного тяготения.

      3) День и ночь наступают из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнцем.

-Кто пришёл к этому же выводу?

- Какие движения Земли вы знаете?


-К чему приводит движение вокруг своей оси?

Постановка проблемного вопроса

-К чему приводит движение Земли вокруг Солнца?

(Познавательные УУД)

- Как вы думаете, чему будет посвящён урок?

- В конце урока вы должны ответить на вопрос: что произойдёт при вращении Земли вокруг Солнца?

   

 3.Совместное « открытие» знаний

 (Коммуникативные, познавательные УУД)


 Задача: показать наглядным способом причину смены времен года.

- Вашему вниманию предлагаются конверты с заданием.  Обсудите и скажите,  каким образом ваши задания будут связаны с основным вопросом урока?









- Где можно найти ответ на вопрос?

-Проведём небольшое исследование.

У каждой группы на столах стоят лампы и глобусы. Какую роль будет играть  лампа?

- Представьте сначала, что поверхность Земли – это ваша рука. Включим лампу. Поднесём  руку на таком расстоянии от лампы, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете?

- Теперь, оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимите её вверх. Что вы ощущаете?

- Верните в начальное положение. Что теперь?

-Опустите вниз. Тепло ли руке?

-Почему?

- Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали.

- Сделаем вывод. Расскажите о том, как падают лучи на руку в первом, втором и третьем  случаях.

-Так почему в первом положении руке было теплее?

  - Проделаем такой же  опыт с глобусом - моделью Земли. У глобуса есть воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля (плакат на доске).

Куда будет направлена ось Земли при вращении Земли вокруг солнца?

Вывод: Земная ось (воображаемая линия от Северного полюса к Южному) наклонена к плоскости орбиты Земли под определенным углом и направлена всегда в одну точку — на Полярную звезду.

- Когда вы будете передвигать глобус вокруг лампы, не забывайте соблюдать направление воображаемой оси.

- Проведём опыт с исследователем  из первой команды, остальные оценивают его действия.

-Расположи глобус около лампы и направь его ось на Полярную звезду.

-Куда смотрит ось Земли: на Солнце или от него?

-  Как выдумаете, что несут солнечные лучи: свет, тепло или то и другое?

- Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: В Москве или в Австралии.

- Как вы думаете, какое время года в Москве?

Приглашается исследователь из другой команды.

-Передвинь глобус вокруг Солнца. Куда должна смотреть его ось?

-Ось земли смотрит на Солнце или от Солнца?

- Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: в Москве или в Австралии? Какое время года в Москве?

-Попробуем сделать вывод.  Почему так произошло?

- Обратимся к учебнику с. 59


Пока наше полушарие повёрнуто к Солнцу, дни у нас долгие, лучи прямые, время года – лето.

-Пока наше полушарие повёрнуто от Солнца, дни у нас короткие, лучи косые, время года – зима.

-Как вы думаете, что произойдёт, когда Земля совершит полный круг вокруг Солнца?

-За какой период это произойдёт?

Вывод: что же происходит при вращении Земли вокруг Солнца?

- Ответили ли мы на главный вопрос урока?

- Какая основная причина смены времени года?

Почему летом день длится дольше?


- Почему зимой холодно?























Физминутка.

4. Первичное закрепление. (Познавательные, регулятивные УУД)

Задача: закрепить новые знания 



-Какие у вас ещё возникли вопросы в связи с рассматриваемым нами материалом?

- Обратимся к плакату ( изображение живой природы). Как действует вращение Земли вокруг Солнца на живую природу?


5. Самостоятельная работа с  самопроверкой в классе.

Задача: проверить степень усвоения учащимися нового материала.















- Вернитесь  к заданиям, которые получила каждая группа в начале урока. Сравните свои предположения.
















-Чей же вывод оказался наиболее близким к правильному?


Моделирование. –Попробуйте символами изобразить направление солнечных лучей на Землю и подписать времена года вокруг земного шара.


6. Рефлексия

   Задача: оценить степень усвоения материала учащимися.

  (Регулятивные УУД)

-Какое задание было самым трудным?



7. Итог урока. (Регулятивные УУД)

 Задача: подвести итог работы по изучаемой теме.

-Поработайте в паре: расскажите друг другу, в чём же причина смены времени года?

-Где пригодятся знания?

8. Домашнее задание

Задача: закрепить полученные знания при выполнении домашнего задания.

1.Выполнить схематический рисунок движения Земли вокруг Солнца.

2.Дополнительный материал для любознательных с.62-63 в учебнике.

3.Узнать есть ли место на нашей планете, где бывает только ночь или день, зима или лето.

Мы науки изучаем,

Об открытиях мечтаем.

Будем знанья получать,

Чтоб потом их применять.

- Открыть новые знания.

Задача: настроиться на восприятие учебного материала.


Задача: вспомнить материал прошлого урока для включения его в систему новых знаний.





День и ночь наступают из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по- разному освещается Солнцем.









(Дети поднимают руки)

 Движение вокруг своей оси, движение вокруг Солнца.

 К смене дня и ночи.


Затруднение с ответом.




Мы узнаем, что происходит на земле, когда она движется вокруг Солнца.

Вопрос записан на плакате и оставлен на доске до конца урока (для самоконтроля).


Работа в группах (дети озвучивают правила при работе в группах, главное – правило поднятой руки)

Задача: выяснить причину смены времен года.

1группа - Летом тепло и день длиннее ночи, а зимой холодно и дни короче. Почему?

2группа -   Наступил октябрь и жители Австралии дружно стали покупать купальники.  Почему?

3группа - Жители Африки никогда не играли в снежки.  Почему?

4 группа - На полюсах никогда не тает лед. Почему?

Версии групп.



В книге, энциклопедии, интернете.



Лампа будет играть роль Солнца.


 Наблюдение за учителем, соблюдение правил безопасности с электрическими приборами, повторение действий за учителем.

 

Руке очень тепло.



Руке уже не так тепло.


 

 Руке опять тепло.

Руке не так тепло.

Дети высказывают свои мнения.


Рисуют в тетрадях, учитель на доске.

В1-ом случае лучи падают прямо на руку, а во втором и третьем случаях лучи падают наискосок.

Потому что лучи были прямые, а значит и ближе к источнику тепла.






Обсуждение в группах.

Версии детей.













Ученик выполняет инструкцию.



Думаю, что от Солнца.


И свет, и тепло.



В Австралии больше тепла.

В Москве зима, а в Австралии – лето.




На Полярную звезду.


Думаю, что к Солнцу.


Теперь теплее в Москве.


Теперь в Москве лето, а в Австралии – зима.

 Версии детей.

Чтение исследователем из третьей группы.





 В Москве снова наступит зима, а в Австралии –лето.





За год.


 Смена времён года.

Самопроверка.

Да.

Наклон земной оси и движение Земли вокруг Солнца.

Солнце поднимается высоко над горизонтом.

 Солнце низко над горизонтом. Чтение вывода в учебнике на с. 59

Наклонное положение оси Земли сохраняется в течение всего года, поэтому Солнце освещает поверхность Земли по-разному. Часть года Северный полюс повернут к Солнцу, а вторую часть года к Солнцу наклонен Южный полюс. Из-за этого наклона прямые лучи Солнца иногда освещают участок поверхности Земли к северу от экватора, иногда к югу от экватора. Это различие падения солнечных лучей на участке земной поверхности и вызывает смену сезонов в различных районах Земного шара. Когда Северный полюс повернут к Солнцу, в странах к северу от экватора — лето, к югу — зима. Когда прямые солнечные лучи падают на Южное полушарие — здесь наступает лето, а в Северном полушарии — зима.






Задача: попробовать применить полученные знания для выполнения типовых заданий.

 -Мы знаем, что времена года сменяют друг друга и почему так происходит.

Версии детей.

Выполнение типовых заданий.




Задача: самостоятельно проверить степень усвоения материала.


Работа по учебнику с.56-57, в рабочей тетради с.18-19

1 группа  наблюдает за птицами

2 группа -  за растениями

3 группа -  за животными

Вывод по группам. Общий вывод.

Жизнь природы изменяется по сезонам. Меняется время года, меняется температура, соответственно меняется жизнь растений и животных. Животные и растения приспосабливаются к природным изменениям, чтобы выжить.


1 группа: пока наше полушарие повёрнуто к Солнцу, дни у нас долгие и тёплые, лучи прямые, время года лето, а когда повёрнуто от Солнца, дни у нас короткие, а ночи длинные, лучи косые, время года – зима.

2 группа: в это время в Австралии лето, потому что материк находится в южном полушарии, самое холодное время попадает на июнь, июль, август.

3 группа: Африка имеет высокие температуры и считается самым жарким материком. Причина этого — в географическом расположении континента: вся территория Африки находится в жарких климатических поясах.

4 группа: полюса всегда получают  косые солнечные лучи, поэтому поверхность не согревается, лед не тает.

   ☼  → лето ● зима

 (проверка по образцу на доске)





Задача: оценить свою работу на уроке.

У каждого ребенка лист с началом предложений – закончить.

          Я научился…

          Было трудно …

          Было интересно …

          Мои ощущения …


Задача: вспомнить ключевые слова по теме урока, подумать какими новыми знаниями по теме урока можно поделиться с товарищами.



Задача: зафиксировать задание в дневнике, подумать, в каких книгах можно найти ответ на третий пункт домашнего задания.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая работа по окружающему миру "Временные изменения в природе". 3 класс.

Контрольная работа по окружающему миру "Временные изменения в природе"...

Проект по окружающему миру "Машины времени" 2 класс

Проект позволяет   расширить знания детей об истории транспорта, об экологических проблемах, связанных с транспортом, формирует навыки безопасного поведения на...

Урок окружающего мира "Путешествие во времени". 4 класс. ОС "Школа 2100"

Конспект урока с нагладностью. Данный урок проводится в конце изучения раздела "Человек и прошлое человечества" и позволяет организовать комплексное повторение изученного материала в форме интеллектуа...

Урок окружающего мира во 2 классе УМК "Школа 2100" по теме "Смена времен года"

Урок разработа согласно ФГОС Тип урока:  открытие нового знанияЦель: – организовать деятельность  учащихся по формированию представлений о временных изменениях в природе; создать условия для...

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Измерение времени" 2 класс УМК "Планета заний"

Презентация к уроку окружающего мира  на тему "Измерение времени" 2 класс УМК "Планета заний"...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе по теме: "Смена времен года"

Тип урока:  открытие нового знанияЦель: – организовать деятельность  учащихся по формированию представлений о временных изменениях в природе; создать условия для уточнения  знаний...

Тест по окружающему миру на тему «В путь по реке времени», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Данная  работа проводится во время изучения раздела "По родным просторам". В конце проверочной работы имеются ответы. Оценивать можно следующим образом:5 - выполнено правильно от 90% - ...