Разработка урока "Тела, вещества, частицы"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Чарнецкая Жанна Николаевна

Сценарий урока занял первое место на окружном конкурсе "Сделай свой урок интересным"

Скачать:


Предварительный просмотр:

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

С  УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА № 1234

Чарнецкая Жанна Николаевна

Педагогический стаж – 24 года.

Квалификационная категория – высшая.

Класс  -  3.

Тема: «Тела, вещества, частицы».

Тип урока: Урок  введения  нового  знания.

Оборудование: сосуды с водой, ложечки, сахар, пустой сосуд для образования смеси, схемы, таблицы, презентация, словарь С.И.Ожегова.

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с понятием «тело» и его составом, составом веществ (состоят из частиц), научить различать разные состояния веществ, познакомить с отличием смеси и чистого вещества; продолжить формирование умения работать с текстом, словарями, аргументировано доказывать свою точку зрения; развивать память, мышление, воображение;  продолжить формирование навыка работы в группе.

Аннотация: Данный урок является первым в разделе «Эта удивительная природа»

по программе А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» для 3 класса. На уроке формируются представления о телах (естественных и искусственных), о веществах и частицах, об отличие смеси и чистого вещества; опытным путем устанавливаются различия между твердыми, жидкими и газообразными  телами; доказывается существование мельчайших, невидимых глазом частиц (молекул и атомов). Обучающиеся учатся изображать частицы и их расположение (в твердом веществе, жидкости и газе) с помощью моделей.

Ход урока.

Этапы урока

Время

Примечания

  1. Самоопределение к деятельности (организационный  момент).

1 мин.

«Начало – больше половины целого»

 Аристотель

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Психологический настрой обучающихся, обеспечение рабочей обстановки на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Здравствуйте ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Что необходимо для того, чтобы урок достиг своих целей?

Давайте пожелаем друг другу удачи.

Кто готов к началу урока, садитесь.

 Необходимо уважительно относиться друг к другу, быть внимательными, сначала думать, потом говорить, активно работать и т.д.

  1. Наблюдение за погодой и её анализ.

1-1,5 мин.

Цель: продолжить формирование умений применять полученные знания на практике, вести наблюдения за изменениями

в природе, анализировать их, обозначать с помощью условных знаков, делать выводы, умозаключения.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Как обычно, начнем с наблюдения

за погодой.

Обучающиеся называют дату урока,  говорят об облачности, осадках, силе ветра, температуре воздуха в тени и

на солнце; сравнивают с погодой  

в предыдущие дни.

  1. Постановка  учебной задачи.

2 мин.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Сегодня на уроке мы  начинаем изучать  новый  раздел «Эта удивительная природа», откроем ещё одну её тайну.

Для того,  чтобы  узнать тему нашего урока, необходимо выполнить задание. Я назову  слова, а вы  попробуйте, применив воображение, увидеть то, что обозначают эти слова.

Ножницы, вода, капля росы, сахар, металл, сахарница.

Все ли слова позволяли точно представить  предмет, или были такие, которые предполагали много вариантов ответа?

Назовите слова, которые позволили точно представить  предмет.

 (Демонстрация слайдов презентации, слайд №2 или табличка).

Такие предметы, которые можно представить, потому что они имеют форму, какие-то очертания ученые назвали научным словом. 

Пытаются увидеть то, что обозначают   слова, названные учителем.

Нет, были такие, которые предполагали много вариантов ответа.

Ножницы,  капля росы, сахарница. 

  1. Совместное открытие знаний или

изучение нового материала.

9 мин.

Цель: организация учащихся на получение знаний

в процессе активной познавательной деятельности, с определением своего отношения к проблеме, научить аргументировать свою точку зрения, делать выводы на основе анализа.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

В словаре С.И.Ожегова есть четыре значения этого слова:

  1. Тело - отдельный предмет

в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом…

  1. Тело — организм человека или животного в его внешних, физических формах.
  2. Тело - часть организма…
  3. Тело - основная часть, корпус чего-нибудь.

Что же это за слово?

(Демонстрация слайдов презентации, слайд №3 или табличка).

Действительно, все предметы, которые нас окружают, называют телами.

(Демонстрация слайдов презентации, слайд №4 или табличка).

Как вам кажется, какое значение    интересует нас с вами?

Мы определили первую часть темы нашего урока.

(Демонстрация слайдов презентации, слайд №5 или табличка).

Возьмите приготовленные карточки. Разделите предложенные слова на две группы.

Карандаш, дерево, камень, книга, стол, облако, луна.  

(Демонстрация слайдов презентации слайд №6 или картинки)

По какому принципу разделили слова?

Все тела можно разделить

 на естественные и искусственные.

(Демонстрация слайдов презентации слайд №6 или схема).

Вспомните, пожалуйста, загаданные мной  в начале урока слова, которые вы не могли точно представить. Являются ли они телами? 

(Демонстрация слайдов презентации слайд №7 или картинки).

Попробуйте назвать тела, которые состоят из  воды, сахара, металла.

(Демонстрация слайдов презентации слайд №8 или картинки).

Все тела состоят из веществ. Веществами называют то, из чего состоят все тела. Вода, сахар, металл – вещества. Мы определили вторую часть темы урока.

(Демонстрация слайдов презентации, слайд №9 или табличка).

Все ли вещества одинаковы?

Вещества бывают твёрдыми, жидкими и газообразными.

 (Демонстрация слайдов презентации слайд №10 или схема).

Приведите по одному примеру веществ в разном состоянии.

В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию, а сегодня мы проведём химический опыт, который поможет определить третью часть темы урока.

Возьмём сосуд с водой, опустим в него кусочек сахара, хорошо размешаем.

Как вы думаете, можно сказать, что

в сосуде находится одно вещество?

 Часто тела образованы не одним веществом,   а несколькими. Тогда мы говорим о смеси веществ, например, воздух – смесь разных газов, чай, кофе с молоком и т.д.  – смесь разных веществ.

(Демонстрация слайдов презентации, слайд №11 или табличка).

Хорошо читающий ученик читает цитаты из словаря С.И.Ожегова.

Тело. (Записывают в словарь).

Тело - отдельный предмет

в пространстве, а также часть пространства…

карандаш                 дерево

книга                        камень  

стол                          облако

                                  луна  

Есть тела, которые создала природа, а есть те, которые сделал своими руками человек.

Вода, сахар, металл.

Они телами не являются.

Капля воды или капля росы, кристалл или кусочек сахара, ножницы и т. д.

Вещества  отличаются друг

от друга.

Ответы детей.

 

Нельзя сказать, что в сосуде находится одно вещество, там вода и сахар.

  1.  Постановка  проблемной ситуации.

Цель: внутреннее принятие цели обучающимися, побуждение

к деятельности.

 Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Куда исчез сахар?

Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез, что произошло?

Попробуйте воду на вкус.

Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие частицы. Вещество состоит из частиц (молекул и атомов).

Мы определили  третью  часть темы урока. Какая же тема нашего урока? (Демонстрация слайдов презентации, слайд №12 или табличка).

Наша задача  познакомиться  

с понятием «тело» и  узнать из чего оно состоит, научиться различать разные состояния веществ, познакомить

с отличием смеси и чистого вещества.

Частицы (молекулы и атомы) отличаются друг от друга по форме, размеру, промежутками между ними

в разных состояниях вещества.

В твёрдых телах эти промежутки маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу, в жидкостях – промежутки увеличиваются, нарушая ровные ряды, самые большие промежутки в газах. Частицы (молекулы) постоянно движутся. Молекулы (частицы)

в твердых веществах сильно притягиваются друг к другу, так как промежутки между ними очень малы. Поэтому твердые тела сохраняют форму.

У жидких веществ промежутки между молекулами (частицами) немного больше, и молекулы могут перемещаться. Жидкости текучи.  

У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы

в газах свободно и очень быстро движутся. Газы летучи и занимают весь предоставленный объем.

(Демонстрация слайдов презентации, слайд №13 или таблица).

Ответы детей.

Пробуют одноразовыми ложечками воду.

Вода сладкая, значит, сахар не исчез.

Тела, вещества, частицы.  

  1. Психофизпауза.

5 мин.

Через 15 -20 мин. от начала урока, по мере утомляемости учащихся, после логического завершения этапа урока, определённого вида деятельности.

Цель: сохранение здоровья, устранения перегрузок,  снятие утомление, повышение умственной работоспособности учащихся,  обеспечение активного отдыха,   для поднятия   настроения.

  1. Первичное закрепление изученного.

5 мин.

Цель: проговаривание нового знания, обучение способам самостоятельного применения знаний.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

А сейчас попробуем применить полученные знания на практике.

Пожалуйста, откройте рабочую тетрадь на  странице 14. Выполним задание №1. Напоминаю, что необходимо не только дать ответ, но и аргументировать его. Остальные обучающиеся, как обычно, демонстрируют свою точку зрения

при помощи жестов.

Молодцы! Надеюсь,  вы так же успешно справитесь с заданием №4 на стр. 15.

Необходимо закрасить кружок в третьем ряду, т.к. все объекты (божья коровка, кленовый лист, воробей и Луна) являются естественными телами.

В первом ряду, кроме естественных тел (яблоко и солнце),  есть и искусственные тела (ложка и будильник), а во втором ряду изображены только искусственные тела).

Ответы детей.

  1. Самостоятельная работа

с самопроверкой по эталону.

4-5 мин.

Цель: каждый обучающийся для себя должен сделать вывод о том, что он уже знает, умеет.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Выполните второе задание

на раздаточной карточке.

Пожалуйста, 1 вариант соедините рисунки с надписью, 2 вариант, подумайте, где изображен рисунок расположения частиц в твёрдых телах, жидкостях и газах, подпишите их, вариант, ответьте на вопросы?

Проверьте себя с помощью учебника, рисунок на странице 35.

(Демонстрация слайдов презентации, слайд №14 или таблица).

Ответы учащихся. (Дифференцированное задание:

  • одни учащиеся стараются определить соответствие схемы  состоянию вещества: соединить  рисунки с готовой надписью,
  • другие – сами подписывают рисунки,
  • третьи отвечают на вопросы: Почему твердые тела не распадаются на молекулы и атомы? Почему воду можно переливать?  Почему так быстро распространяются запахи

в воздухе?).

Самопроверка. Первая и вторая группа учащихся открывают учебники, учащиеся третьей группы получают карточки с правильными ответами, проверяют свою работу.

  1. Рефлексия деятельности (подведение итогов урока).

2-3 мин.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ребята, вы хотите проверить свои знания,  узнать,  удалось ли решить поставленную задачу?                                                                     Согласны ли вы с  утверждениями?          -  Все  тела созданы природой.                   -   Предметы, имеющие форму, очертания, которые можно представить точно называются телами.                                                               - Вещества бывают жидкими, твердыми         и газообразными.                                          - Вещества состоят из более мелких частиц (молекул и атомов).                        - Все тела состоят только из одного вещества.                                                                                                                                                                (Демонстрация слайдов презентации, слайд №15 или таблица).

 Ответы учащихся.

Самопроверка.

  1. Домашнее задание.

1-2 мин.

Цель: усвоение, включение нового знания в систему знаний, создание связующего звена между данным и следующим уроком.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Изучив параграф, подготовить ответы

на вопросы и выполнить задания

на стр.37, поработать с толковым словарем, задание в тетради по данной теме выполните по желанию. Есть вопросы по домашнему заданию?

Обучающиеся задают вопросы. Если они есть.

  1. Самооценка работы на уроке и выставление отметок.

1-2 мин.

Цель: самооценка результатов деятельности своей и одноклассников.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

А сейчас пришло время проанализировать работу в течение урока и оценить ответы.

(Учитель высказывает свою точку зрения по поводу работы на уроке обучающихся и выставляет отметки).

Обучающиеся анализируют и оценивают свои ответы.

  1. Двигательная активность.

Работа в группах. Игра «Живая модель».

5 мин.

Цель: восполнить недостаток движений школьника

 в полном объеме, снять усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, восстановить силы  обучающихся, снять статическое напряжение. 

Продумайте танец   с изображением   веществ в разном состоянии. Каждая группа получает задание в конверте, какое состояние вещества изобразить

( например, первая  группа –   твердое, вторая –  жидкое и третья –  газообразное). Учитель, если необходимо, оказывает помощь в выборе движений и расположения

в пространстве.

Одна группа демонстрирует, остальные  отгадывают, частицы какого вещества изображали участники других групп.

А теперь все вместе попробуем изобразить частицы того вещества, которое я назову.

Железо, вода, сахар, кислород, лёд.

У всех твердых веществ расстояние между частицами меньше, чем у жидкостей, а у льда – больше, чем у воды  в жидком состоянии. Но об этом мы поговорим на следующем уроке при изучении темы «Разнообразие веществ».

3 мин.

 

2 мин.

Обучающиеся изображают  

частицы твердого вещества (ученики  медленно, практически стоя на месте,   двигаются очень близко друг

к другу, выстраиваясь  ровными рядами),

жидкости (ученики   двигаются быстрее, увеличивая промежутки между собой и нарушая ровные ряды, создавая ощущение движущейся толпы),  

газов (ученики   двигаются гораздо быстрее,  удаляются еще дальше  друг от друга).

Обучающиеся изображают.

Самоанализ урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тела, вещества, частицы.

Презентация составлена к уроку окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова 3 класс...

Тест «Тела, вещества, частицы».

Данный тест позволяет быстро и эффективно проверить знания учащихся. Тест создан по новому образовательному стандарту Е.М.Тихомирова....

Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» УМК "Школа России"

Тип урока: Урок открытия новых знанийОбразовательная цель:  создать условия для ознакомления с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы», формирования представлений о телах и веществах, ис...

Разработка урока по окружающему миру "Тела, вещества, частицы".

Разработка урока по окружающему миру "Тела, вещества, частицы"....

Тест по окружающему миру 3 класс - тема «Тела, вещества, частицы",«Разнообразие веществ»

Тест по окружающему миру 3 класс  - тема  «Тела, вещества, частицы»,«Разнообразие веществ»...

Тест «Тела, вещества, частицы», «Разнообразие веществ»

Тест «Тела, вещества, частицы», «Разнообразие веществ»...

Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы»

Тип урока: Урок открытия новых знанийОбразовательная цель:  создать условия для ознакомления с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы», фо...