ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНА ИГРА
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Михалкина Ольга Васильевна

Интеллектуально-познавательная игра "Задача нашего века - сохранить здоровье человека" для 4 класса.

Задачи этого мероприятия:

  • повторить и закрепить правила безопасного поведения: при пожаре, в быту, встрече с незнакомыми людьми, на улицах города, при чрезвычайных ситуациях;
  • воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь товарищей;
  • воспитывать сознательное и ответственное отношение к своим поступкам;
  • прививать навыки безопасной жизнедеятельности;
  • прививать кругозор; развивать речь учащихся, умение делать выводы, артистические способности и воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon INTELLEKTUALNO.doc61.5 КБ
Office presentation icon Intelletualno-poznavatelnaya_igra.ppt2.97 МБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНА  ИГРА

«ЗАДАЧА  НАШЕГО  ВЕКА -

СОХРАНИТЬ  ЗДОРОВЬЕ  ЧЕЛОВЕКА»

ЦЕЛИ: 

  • формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств;
  • воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий по выходу из чрезвычайных и экстремальных ситуаций;
  • формирование и развитие у учащихся высокого чувства долга и ответственности за порученное дело, выдержки и самообладания, инициативы и находчивости, взаимной выручки.

ЗАДАЧИ:

  • повторить и закрепить правила безопасного поведения: при пожаре, в быту, встрече с незнакомыми людьми, на улицах города, при чрезвычайных ситуациях;
  • воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь товарищей;
  • воспитывать сознательное и ответственное отношение к своим поступкам;
  • прививать навыки безопасной жизнедеятельности;
  • расширять кругозор; развивать речь учащихся, умение делать выводы, артистические способности и воображение.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный диапроектор, «Цветок Безопасности»; выставка книг и рисунков по теме; секундомер; разрезные картинки для задания «Найди нужное»; набор дорожных знаков; карточки с заданиями; бейджи с названиями номинаций.

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. Организационный момент.

Начинается игра.

Вам знанья показать пора.

Опасности нам надо знать,

Чтоб себе и другу помогать.

Ведь задача нашего века –

Сохранить здоровье человека!

  1. Вступительная беседа.

- Итак, мы начинаем нашу интеллектуально-познавательную игру, которая так и называется «Задача нашего века – сохранить здоровье человека». Слайд 

Объяснение правил игры.

  • Сегодня вам предстоит показать знания о правилах безопасного поведения.
  • В игре участвуют 5 смешанных команд 4 А и 4 Б классов, которые имеют свои названия: «Спасатели», «Здоровейка», «Огнеборцы», «ОЗОЖ», «Оптимисты».
  • Каждая команда получает задание. За каждый правильный ответ – 1 балл.
  • По результатам подсчёта команда становится победителем в одной из пяти номинаций.

- А вести подсчёт будет наше справедливое жюри: представители родительских комитетов классов…

- Ребята, вы любите читать книги? Встречались ли вы с героями, которые пренебрегали правилами безопасности своей жизни? Им бы не мешало помнить основные правила безопасности жизнедеятельности, а мы их сегодня и вспомним, побываем в различных жизненных ситуациях. А поможет нам в этом волшебный цветок, состоящий из 5 лепестков – Цветик - Пятицветик. Как он называется, вы узнаете, если разгадаете кроссворд. (На экране - кроссворд) Слайд

Загадки для кроссворда:

- Все отгадки каким-либо образом связаны с темой нашего занятия.

  1. Навстречу нам, поднявши пыль,

Летит шальной … (автомобиль)

  1. Огород скорей полей-ка,

Подруга садовода … (лейка)

  1. Весной страшна, но не коза.

Ударит молнией … (гроза)

  1. Он не чайник, не будильник.

Спасёт продукты … (холодильник)

  1. Я землю копала – Ничуть не устала,

Кто землю копал, Тот и устал. (лопата)

  1. В костре горят, но не трава,

Корявы   и сухи … (дрова)

  1. Играть с ней - скверная привычка,

Опасная игрушка … (спичка)

  1. Он всё время занят делом,

Всю округу красит мелом. (снег)

  1. Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (осень)

  1. Это вовсе не насос.

Дом очистит … (пылесос)

  1. Идут ко мне унылые -

С морщинками, со складками,

Уходят очень милые –

Весёлые и гладкие!

Значит я надёжный друг,

Электрический … (утюг)

- Так как же называется наш Пятицветик? (Безопасность)

- А лепестки у Цветика - Пятицветика не простые, в них кроются опасности, которые могут подстерегать вас в жизни.

  1. Конкурсная программа.

1. Бытовые опасности.

- Какие же опасности нас могут подстерегать на синем лепестке предупреждает Григорий Остер.

Если табуретку ты на стол поставишь

И поставишь верху маленький свой стульчик,

А потом положишь стопку толстых книжек,

Выйдет путь отличный прямо к самой люстре.

Если осторожно будешь подниматься,

И беды в дороге если не случится,

То довольно скоро можешь оказаться

В первой же ближайшей от тебя больнице,

В гипсе руки, ноги, в бинте поясница.

- Где может случиться такая беда с ребёнком? О каких опасностях идёт речь? (О бытовых) 

(Переворачивается синий лепесток с названием опасности.)

- А теперь проверим, умеете ли вы соотносить бытовые опасности с их последствиями. За 1 минуту вы должны выбрать номера опасностей и записать рядом с последствиями, предложенными на ваших карточках синего цвета. Слайд

(Команды сдают карточки жюри. Одновременно с подсчётом осуществляется проверка интерактивно.)

«Спасатели» - получение ожога (7,9);

«Здоровейка» - удар электрическим током (1,4, (9));

«Огнеборцы» - получение травмы (2,3,5,6);

«ОЗОЖ» - отравление организма (8, (7));

«Оптимисты» - гибель человека (1,4,5, (3,8))

  1. Опасный незнакомец.

(Сценка «Стук в дверь», в которой ребёнок, оставшийся в квартире один, открывает дверь постучавшемуся.)

- Что может произойти дальше?  Какая опасность может вас подстерегать?...

- И следующий жёлтый лепесток так и называется ОПАСНЫЙ  НЕЗНАКОМЕЦ.

- А теперь вам предстоит выполнить задание, на обсуждение которого даётся 30 секунд. Объясните, какие правила безопасного поведения нарушили сказочные герои, почему с ними случилась беда.

(На экране появляются сказочные герои:1. Колобок («Спасатели»),2. Буратино («Здоровейка»), 3. Красная Шапочка («Огнеборцы»),4. Петушок - золотой гребешок («ОЗОЖ»), 5. Кай («Оптимисты»). На жёлтых карточках номер героя для каждой команды.)  Слайд

Опрос команд.

- Это в сказках, а как вы поступите в жизненных ситуациях?

Если вас зовут купаться,
В телевизоре сниматься.
Обещают дать конфет.
Что ответить нужно?
( Нет).

 Вам предложат обезьянку,
Или даже денег банку,
Или даже в цирк билет -
Отвечаем твердо…
 ( Нет).

- А сейчас ребята дадут вам несколько важных советов.
Чтение стихотворения Е. Тамбовцева- Широкова “Кто твой друг и кто твой враг”.

1. Забывать нельзя никак,
Кто твой друг, а кто твой враг.
Дома ты один остался.
Вдруг в двери звонок раздался
Незнакомцам ты не верь -
Отворять не надо дверь.

2. Мама Глеба на работе.
Вдруг к нему подходит тетя:
“ На, конфетку, дорогой,
В зоопарк пойдем с тобой!”
Мальчик с тетей не пошел.
Это очень хорошо!
У чужих людей не надо
Брать конфет и шоколада.

3. Во дворе гулял Антон,
Чемодан увидел он.
Но сказала Катя строго:
"Чемодан, Антон, не трогай,
Открывать его опасно.
Это даже детям ясно:
Можешь ты, его открыв,
Вызвать страшной силы взрыв.»

4. Ну, а кто тогда твой друг?
Оглянись, дружок, вокруг!
Кто на свете лучший самый?
Ну, конечно, это - мама!

5. Кто дает тебе совет?
Это - папа, это - дед!
Бабушкино угощенье-
И оладьи, и печенье
И вкусны, и безопасны.
Это всем, конечно, ясно!
В зоопарк, в кино, в поход
Нас учитель поведет.
Забывать никак нельзя,
Кто враги, а кто – друзья!

  1. Правила дорожные.

Сценка «Дорожные знаки»

Выходят дети с перевёрнутыми обратной стороной дорожными знаками.

- Мы, жители страны Дорожных знаков, находимся в беде. Мы попали в плен к Помехе-Неумехе. Она нас заколдовала. И теперь мы никому не можем показать правил уличного движения. А в стране нашей происходят постоянные аварии. Помогите нам! Мы сможем открыться только тогда, когда вы отгадаете «дорожные» загадки.

- Ребята, вы догадались, о каких правилах безопасности гласит зелёный лепесток? (ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ)

- Поможем дорожным знакам?

- В таком случае вы должны обсудить и выбрать из данных на зелёной карточке дорожных знаков нужный, разгадав загадку, и объяснить, в каких случаях используется этот знак.

«Спасатели»

Знак водителей стращает,

Путь машинам запрещает.

Не пытайтесь сгоряча

Ехать мимо кирпича.( въезд запрещён)

       «Здоровейка»

Этот знак такого рода:
Он на страже пешехода
Переходим с мамой вместе
Мы дорогу в этом месте.

(пешеходный переход)

«Огнеборцы»

Перейти через дорогу
Вам на улице всегда
И подскажут и помогут
Эти яркие цвета. (
светофор)

«ОЗОЖ»

В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

«Вам ходить запрещено!»

(Движение пешеходов запрещено)

       «Оптимисты»

Едут здесь одни машины.

Грозно их мелькают шины.

У тебя велосипед?

Значит – стоп! Дороги нет!

(движение на велосипеде запрещено)

(Видеоклип «Наказ от Сени»)

Динамическая  минутка «Песня пожарных»

А сейчас, мои друзья,

Нам сидеть никак нельзя!

Превратились, верь - не верь,

Мы в пожарных все теперь.

Дружно, вместе, не зевай,

Всё за мною повторяй!..

  1. Пожар.

- Ребята, вы догадались, о чём будет гласить красный лепесток?.. Слайд

Детям предлагаются проблемные ситуации.

Что делать при обнаружении пожара? (Проблемная ситуация.)Слайд

-   А сейчас представьте себе ситуацию:

Вы сидите на уроке в своём кабинете,  и вдруг случается пожар в школе.

- Как вы узнаете об этом? (Прозвенит длинный звонок и прозвучит голосовое оповещение.)

- Что мы должны делать? (Покинуть здание. Эвакуироваться через главный или запасной выход.)

- А как мы должны эвакуироваться? (Организованно, быстро и спокойно, без паники.)

-  ИТАК:

Каждый юный гражданин при обнаружении пожара или признаков горения ОБЯЗАН:

  • Эвакуироваться в безопасное место быстро, но без паники. Слайд

- Теперь представьте:

Вы находитесь дома. Вдруг чувствуете запах гари, повышение температуры воздуха, видите воспламенение чего-то, задымление.

- Что вы будете делать? (Ответы детей.)

  • Немедленно сообщить об этом взрослым, они могут погасить его. Слайд
  • Сообщить об этом в пожарную часть по телефону «01», а в нашем посёлке «3-31-06» (при этом необходимо назвать адрес, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию). Слайд

Память хорошая у тебя есть:

Пожарным звони три – тридцать один – ноль – шесть. (3-31-06)

- А теперь вам предстоит наклеить на красную карточку всё, чем можно потушить огонь, выбрав из рисунков, предложенных вам.

  1. Чрезвычайные ситуации.

- А пятый сиреневый лепесток посвящён чрезвычайным ситуациям.

- Ребята, посмотрите на экран и скажите, какие из этих понятий происходят не по вине человека, а из-за природных изменений. Слайд

- Может ли человек предотвратить стихийные бедствия? А что в силах человека? (Уметь и знать правила поведения для того чтобы спастись.)

- Вам предстоит командой выполнить тест на сиреневой карточке «Природные  стихийные бедствия».

- Так что надо делать, если землетрясение застало вас на улице?

а) бежать домой;      б) отойти на открытое место;  в) сесть в машину.

- Если вы оказались в завале, нужно:

а) Досмотреть себя, убрать острые обломки, звать на помощь, когда слышны голоса спасателей;

б) громко кричать, паниковать;        в) ничего не делать.

8.        Как вести себя при смерче или урагане?

а) спрятаться в укрытие (подвал, погреб, под мост);        

б) остерегаться оборванных электрических проводов;в)остаться на открытом месте.

9. А если вас настигло наводнение? Будете ли спускаться в подвал?

- Вы замечательно отвечаете, надеюсь вы не растеряетесь, если случится стихийное бедствие!

  1. Подведение итогов.
  1. Пока жюри совещается, ведущие подводят итоги.

- Ребята, взгляните ещё раз на наш цветок безопасности. Так каких опасностей надо остерегаться, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье?

- Как вы считаете, если мы будем выполнять все правила безопасности поведения, сможем ли мы сохранить цветок Безопасности в нашей стране?

- Сможем ли мы решить задачу нашего века – сохранить здоровье человека? (Ответы дети показывают с помощью сигнальных карточек)

  1. Награждение команд-номинантов.
  2. Рефлексия.

- Пригодились ли вам в игре знания, которые вы приобрели в течение четырёх лет обучения в школе?

- Удалась ли сегодня игра? (Ответы дети показывают с помощью сигнальных карточек)

- Кто считает, что отлично проявил себя, поаплодируйте себе!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон по окружающему миру

Интеллектуальный марафон по окружающему миру включает следующие мероприятия: Интеллектуальная игра «Три стихии», 3 класс КВН «Природа вокруг нас», 2 класс. КВН «Дом, в котором мы живём», 4 класс....

Педагогические возможности клуба интеллектуального развития как формы организации внеурочной деятельности в школе для становления личностных компетентностей у младших школьников

Педагогическое сопровождение и поддержка развития способных и одаренных детей актуальная проблема современной практики. Способом решения данной проблемы может стать организация на базе школы клуба инт...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" для учащихся 3-4 классов. Играют две команды из 5-6 человек. Можно провести игру в математическую неделю....

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

«Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности»

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования

Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования...

Тренировочная таблица «Интеллектуальный бой по русскому языку» - интеллектуально-развивающая игра для учащихся начальной школы

Методическое пособие по русскому языку "Интеллектуальный бой по русскому языку" предназначено  для обучающихся начальной школы. Это -  комбинирование игровых технологий и технологи...


 

Комментарии

Билявская Наталья Витальевна

Ольга Васильевна! Спасибо за разработку мероприятия. Я работаю по теме "Формирование ЗОЖ". Обязательно использую Ваш материал. Только на презентации оформляйте титульный лист: ФИО, школу, город. Это защитит Ваши авторские права. С ув. Билявская Н.В.
Лепезина Елена Сергеевна

Очень понравилось! Спасибо!