инфомация для коллег
план-конспект по окружающему миру по теме

конспекты уроков по окружающему миру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-практикум (первое заседание клуба) по курсу "Окружающий мир"

УМК "Перспективная начальная школа". 3 класс.

Свойства воды в жидком состоянии

Цель и задачи урока: 

  • В ходе опытов выявить свойства воды при нагревании и охлаждении.
  • Познакомить учащихся со свойствами воды при замерзании
  • Обсудить с ними план доклада о свойствах воды.
  • Продолжить обучение детей проведению опытов, формулированию выводов по результатам опытов, фиксации выводов в письменном виде.

Основной метод обучения: 

  • Практическая деятельность с целью установления существенных свойств воды в жидком состоянии.

Основной структурный элемент урока: 

  • Опыт и анализ его результатов.

Дополнительные структурные элементы: 

  • Постановка цели.
  • Обсуждение плана работы и алгоритма действий.
  • Описание оборудования.

Оборудование и наглядные пособия: 

  • Учебники.
  • Тетради для самостоятельной работы. 
  • Карточки с правилами проведения опытов.
  • Колба с подкрашенной водой, в которую вставлена стеклянная трубка.
  • Фломастер.
  • Сосуд с тёплой водой.
  • Глубокие тарелки со льдом (по одной на каждую группу экспериментаторов).
  • Выставка книг о воде.
  • Пригласительные билеты.

Организационный момент. 

Учитель: 

  • Сегодня мы открываем первое в этом году заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир», председателем которого является Блохин Иван.

Постановка цели.

Председатель младшего научного общества:

  • Предлагаю записать тему заседания («Свойства воды в жидком состоянии») и обсудить план работы, а также регламент. Кроме того, к следующему уроку вы должны приготовить доклад о свойствах воды.

Учащиеся: 

  • Мы предлагаем сначала зачитать доклад Маши Ивановой «Что мы знаем о воде?» (Доклад помещён в учебнике. Маша – сквозной герой.) -  5 мин.
  • Затем провести опыты и на основании опытов определить свойства воды при нагревании и охлаждении, а также при замерзании. Выводы записать в тетради для самостоятельной работы (задание №32). – 30 мин.
  • Подведение итогов. – 5 мин.            

Изучение нового материала.

Председатель:

  • Прослушайте доклад Маши Ивановой «Что мы знаем о воде?» (Зачитывает его).
  • О каких свойствах воды нам напомнила Маша?
  • Что нового сообщила нам Маша о воде

Учащиеся 2 класса (приглашённые): 

  • Мы уже знаем, что чистая вода является растворителем, не имеет вкуса, запаха, бесцветна, прозрачна, принимает форму сосуда, обладает свойством текучести. Об этом Маша говорит в начале своего доклада.
  • Нам известно также, что жизнь на Земле невозможна без воды. Для многих растений и животных вода – это место жизни. Но без воды не могут прожить и те, кто обитает на суше. Об этом Маша сообщила в конце своего доклада.

Учащиеся 3 класса: 

  • Вода – это необыкновенное вещество, так как может находиться в одном месте в трёх разных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.
  •  Маша также объясняет, чем различаются твёрдое, жидкое, газообразное состояния этого вещества. Всё зависит от того, насколько сильно связаны между собой молекулы.  Молекулы – это маленькие частицы, из которых состоят все вещества (справка для второклассников).  Во  льду молекулы сильно связаны между собой. В воде – слабее, а у водяного пара они свободны друг от друга. Поэтому лёд сохраняет свою форму, вода принимает форму сосуда, а водяной пар занимает весь объём.

Председатель: 

  • Следующая часть нашего заседания посвящается проведению опытов, с помощью которых мы должны определить свойства воды при нагревании и охлаждении, а также при замерзании. Не забудьте результаты опыта оформить в Тетради  для самостоятельной работы (задание №32).
  • Напоминаю вам «Правила поведения при проведении опытов» (Раздаёт карточки, на которых эти правила напечатаны).          

Правила поведения при проведении опытов: 

  • Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
  •  Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
  • Опыты проводятся поочерёдно каждым учеником группы.
  • Когда опыт проводит один из учеников (экспериментатор), остальные молча наблюдают или по просьбе экспериментатора помогают ему.
  • Обмен мнениями по результатам проведённого опыта начинается только после того, как экспериментатор разрешает его начать.
  •  Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
  • Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только по разрешению председателя.
  • После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

Для работы учащиеся делятся на группы.

Председатель: 

  • Прежде чем проводить опыт, изучите в группах порядок его проведения на стр. 59 учебника.

Каждая группа берёт на демонстрационном столе заранее подготовленные колбы с  подкрашенной водой, в которые вставлены стеклянные трубки. Экспериментатор цветным фломастером отмечает уровень воды в трубке. Затем опускает колбу в тёплую воду.

Ученики видят, что вода в трубке поднимается, её уровень снова отмечают фломастером. Ту же колбу экспериментатор опускает в тарелку со льдом. Все наблюдают, что уровень воды в трубке опускается ниже первой метки.

Учащиеся самостоятельно делают вывод:

  • При нагревании вода расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Председатель:

  • Точно сформулировать вывод и узнать причину наблюдаемых явлений вам поможет учебник, стр. 60.

Учащиеся (после прочтения):

  • При нагревании воды частицы, из которых она состоит, движутся быстрее. Они сталкиваются, отталкиваются и отскакивают друг от друга. Расстояние между молекулами увеличивается, и они занимают больший объём. Поэтому вода при нагревании расширяется.

Председатель: 

  • Тогда как объяснить, почему при охлаждении вода занимает в трубке меньше места, т.е. сжимается?

Учащиеся (делают предположение):

  • При охлаждении воды частицы, из которых она состоит, движутся медленнее, меньше сталкиваются и меньше отскакивают друг от друга. Расстояние между ними уменьшается, поэтому вода занимает меньше места, т.е. сжимается.

Председатель: 

  • В учебнике найдите ответ, только ли вода обладает такими свойствами расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении?

Учащиеся: 

  • Такими свойствами обладает не только вода, но и другие жидкости (спирт, ртуть, керосин, бензин).
  • Миша (сквозной герой) сказал, что теперь ему понятно, почему уровень спирта в трубочке термометра то опускается, то поднимается. Мне тоже это понятно: когда на улице становится теплее, то спирт расширяется, поэтому он опускается, а когда, наоборот, становится холоднее, то спирт сжимается, поэтому он поднимается

Учащиеся записывают результаты проведённого опыта в Тетрадь для самостоятельной работы (задание №32).

Председатель: 

  • Предлагаю всем познакомиться со свойствами воды при замерзании на стр. 61 учебника.

Учащиеся читают в учебнике на стр. 61  сообщение Кости Погодина (сквозной герой) и рассматривают рисунок опыта.

Председатель:

  • Расскажите об опыте Кости Погодина. К какому выводу он пришёл?

Учащиеся: 

  • Костя рассказал о своих наблюдениях за тем,  что происходит с водой при её замерзании. Вчера вечером он поставил баночку с водой, прикрытую крышкой, в морозильную камеру холодильника.
  • Костя предположил, что чем больше вода охладится, тем больше сожмётся. Следовательно, превратившись в лёд, вода займёт меньше места, чем занимала в жидком состоянии. Но утром Костя увидел не то, что ожидал. Замёрзшая вода, т.е. лёд, вылезла из банки и приподняла крышку.
  • Костя пришёл к выводу: вода при замерзании расширяется.

Председатель: 

  • Выскажите предположение, где может пригодиться знание свойств воды при замерзании?

Учащиеся: 

  • Знания о свойствах замерзающей воды используются строителями при прокладке к домам водопроводных труб. Их утепляют. Если этого не сделать, то в сильные морозы вода превратится в лёд и разорвёт трубы.  

Учитель:

  • Растениям замерзающая вода тоже приносит немало бед. Иногда зимой во время лыжных прогулок по лесу или парку можно услышать треск. Иной раз даже вздрогнешь от неожиданности. Это древесный сок, который остался с лета в стволах деревьев, замерзает, превращается в лёд и разрывает древесину. И внутри обращается трещина. Впоследствии глубокая рана на дереве долго не заживает. Края её сильно вздуваются, набухают. И когда она, наконец, зарастает. На стволе остаётся длинный выступающий гребень, словно большая складка, которая идёт по стволу на значительном протяжении. Этот "шрам", конечно, снижает качество древесины и уродует дерево.
  • Свойство воды расширяться при замерзании используют люди, когда хотят расширить тесную обувь. В полиэтиленовый пакет они наливают воду, кладут пакет в туфли и помещают их в морозильную камеру. Вода превращается в лёд, который занимает больший объём. Лёд расширяет обувь.

Председатель: 

  • Слово предоставляется нашим гостям, учащимся 2 класса. Что вы можете дополнить?

Учащиеся 2 класса:

  • Замерзающая вода даже горы может разрушать. При этом увеличиваются старые и образуются новые трещины на поверхности твёрдых глыб. 

Председатель:

  • Слово предоставляется библиотекарю.

Библиотекарь делает обзор книг о воде. При этом использует приготовленную к заседанию выставку научной литературы.  

Закрепление нового материала. 

Председатель:

  • Предлагаю обсудить контрольные вопросы:
  1.  Почему нельзя оставлять на морозе бутылки с питьевой водой?
  2. Почему вода, замерзающая в земле, ведёт к образованию трещин на асфальтированных дорогах? (Вода при замерзании расширяется).
  3.  Почему опасно нагревать полную до краёв кастрюлю с водой на газовой плите? (Вода при нагревании расширяется и выливается из налитой до краёв кастрюли на газовую плиту)            

Подведение итогов. 

Председатель (обращается к учащимся 3, 2 классов, а также к другим приглашённым):

  • Выскажите своё мнение о заседании..            

Домашнее задание: 

  • учебник стр. 57 – 62,
  • подготовить доклад о свойствах воды,
  •  повторить дома с родителями опыт, который провел Костя Погодин



Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Конспект урока в первом класс

Тема: Наши помощники - органы чувств.

Цели: Закрепить знания учащихся об основных органах чувств человека и их значении в жизни человека; развивать умение применять полученные знания на практике; развивать внимание, воображение, логическое мышление.

Материалы необходимые к уроку:

изображения Миши и Лены;

картинки с изображением органов чувств;

предметы или предметные картинки: яблоко, вата, сахар, карандаш, мяч, телефон, апельсин, птица, лимон;

рисунок  с изображением □ ○ ◊

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Урок сегодня необычный. В гостях у нас Миша и Лена.

  1. Сообщение темы и целей урока:

Миша и Лена хотят проверить, что вы узнали о наших помощниках- органах чувств. Сегодня мы с вами поиграем в игру – соревнование и проверим ваши знания.

  1. Вступительное слово:

А чтоб нам начать нашу игру, надо разделиться на две команды:

1команда Лены – первый ряд

2команда Миши – второй ряд

В нашей игре 6туров. Итак, начнем. За каждый правильный ответ команда будет получать звездочку, по окончанию игры подведем итог.

  1. Тур: «Дорисуй»

Задание: дорисуйте, недостающие органы чувств

Молодцы, отлично справились! Играем дальше!

  1. Тур: « Отгадай, загадку»

Задание: прослушать загадку об органе чувств, отгадку нарисовать

Проверка: команды показывают нарисованный орган чувств и называют его.

  1. Тур: «Кто быстрее?»

Задание: назвать предмет и органы чувств, которые  помогают вам его узнать

(яблоко, вата, сахар, карандаш, апельсин, мяч, телефон, птица, лимон)

  1. Тур: «Продолжи фразу»

Задание: продолжи предложение:

Видим-

Слышим-

Чувствуем запах-

Ощущаем вкус-

Воспринимаем на ощупь-

  1. Тур: «Проверь свои органы чувств»

Задание: по одному участнику из каждой команды с помощью своих органов чувств должны определить предмет на ощупь

1.На ощупь (телефон, утюг)

2.На вкус (лимон, яблоко)

3.На слух (произнести услышанный звук)

4.Раставить предметы, как были нарисованы на рисунке

5.Какой запах почувствовали (духи, мандарин)

6. Тур: «Соедини слова»

Задание: в карточках соедините слова, которые обозначают одно и тоже

Глаза                    осязание

Нос                        орган слуха

Руки                        зрение

Уши                         орган вкуса

Рот и язык              обоняние

Подведение итогов игры:

Лена и Миша очень довольны, тем, что вы очень хорошо знаете наших помощников – органов чувств. Вы отлично справились со всеми заданиями.

Итог урока:

Скоро прозвенит звонок,

И закончится урок!

Понравился ли вам сегодняшний урок?

Почему органы чувств – это наши помощники?

Все ли органы чувств важны для человека, или без некоторых из них мы можем обойтись?

Берегите себя! И свои органы чувств, ведь они ваши главные помощники!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

инфомация для коллег

материалы для прохождения аттестации по новой форме. данные: лето 2011 года, Ленинградская область, ЛОИРО...

инфомация для коллег

календарно - тематическое планирование технология 1 класс...

Юбилейные капустники для коллег по школе

Как здорово, когда в коллективе царит дух творчества! Многим моим коллегам уже 50... Я предлагаю вашему вниманию сценарии юбилейных капустников, которые можно провести в школе и порадовать юбиляров....

Письмо коллегам

Эссэ, с которым я выступала на конкурсе "Самый классный классный". пусть будет кому-то полезным!...

Отзыв о коллеге.

Краткий отзыв о коллеге руководителя школьного методического объединения учителей начальной школы....

Выступление на коллегии Министерства образования Московской области

Использование электронного дневника в учебно-воспитательном процессе...