Конспект занятия "Загадки под водой"
план-конспект урока по окружающему миру (1,2,3,4 класс) по теме

Занятие проведено в объединении дополнительного образования "Земля и небо" с обучающимися 2 -ых классов. Можно использовать материал и при подготовке к урокам окружающего мира.Направлено на углубление знаний о подводном мире, расширение экологического представления, воспитание коммуникативных навыков, умений обсуждаь проблемы в коллективе . Уделяется большое внимание профориентационной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Zagadki_pod_vodoy.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение
Центр образования № 1601
 Северного административного округа

г. Москвы

Конспект

открытого занятия

объединения дополнительного образования

«Земля и небо» по теме:

«Загадки под водой»

                                                                                    Педагог дополнительного образования    

                                                                                                  Макарова Лариса Юрьевна

       

Тема: "Загадки под водой"

Место проведения: кабинет №307

Участники: члены объединения «Земля и небо» 2 «б» и 2 «г» классов.

Приглашены ученики, не посещающие объединение, родители.

Цели:

  1. Углублять знания  учащихся о подводном  мире, о его загадочных обитателях.
  2. Расширять экологические представления.
  3. Развивать основы экологической ответственности.
  4. Расширять представление о профессиях.
  5. Способствовать воспитанию коммуникативных навыков,  умения слушать и вступать в диалог, договариваться, находить общее решение практической задачи, участвовать в коллективном обсуждении проблем,  сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

  1. Компьютер, экран, проектор.
  2. Презентация «Загадки под водой».
  3. Фонограммы песен.
  4. Карточки с названиями групп «ихтиологи», «водолазы», «экологи», «океанологи».
  5. Карточки с заданиями.
  6. Выставка проектных работ, рефератов.
  7. Карта полушарий.

Ход урока.

Звучит песня «Синяя вода» в исполнении Ю.Антонова.

 Члены объединения «Земля и небо» 2 «б» и 2 «г» классов занимают свои места.

I. Педагог: Дорогие ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие, а куда – узнаете, разгадав загадку.

Кругом вода,
а с питьем беда
Кто знает,
где это бывает? (море)
Слайд №1

Мы побываем не только на морском дне, но и на дне океанов, познакомимся с интереснейшими обитателями подводного царства. О них нам расскажут наши ребята.

1-ый ученик: Обычно говорят, что море синее. В общем, это, конечно, правильно, но морская вода в разных частях Мирового океана имеет много оттенков. В полярных и умеренных морях из-за обилия одноклеточных водорослей она становится зеленоватой, а в период «цветения» даже темно-зеленой.

2 – ой ученик: Вблизи материков, в опресненных участках вследствие речного стока вода мутнеет, приобретает буроватый оттенок. Даже по названию отдельных морей можно судить о цвете их воды: Белое, Желтое, Красное, Черное моря получили свои имена далеко не случайно (показ на карте).

Представление групп:

а)Ихтиологи (заранее подготовленные ученики рассказывают о профессии ихтиолога)Слайд №2

Ихтиолог изучает существа,  живущие в море, изучает и описывает строение, эволюционное развитие, формы жизнедеятельности и особенности размножения рыб и круглоротых. Для этого он должен ловить рыб и изучать их мертвыми. Или же он должен спускаться глубоко под воду и наблюдать их жизнь. Широко проводят подводные наблюдения с помощью разных аппаратов (акваланги, батискафы, батипланы, средства подводного телевидения).

Океанологи(заранее подготовленные ученики рассказывают о профессии ихтиолога) Слайд №3

б) Океанолог - человек, который изучает, что происходит в глубинах морских. Океаноло́гия изучает взаимодействие океана и атмосферы и его  изменчивость, химический обмен океана с материками, атмосферой и дном, её экологические взаимодействия. Океанологию можно подразделить на следующие семь частей:

Морская биология изучает растения и животных океанов и их экологические взаимодействия.

Химическая океанология изучает химию океана.

Морская геология изучает геологию океанического дна.

Физическая океанология изучает физические свойства морской воды, процессы в океане (течения, волны, приливы), а также структуру вод в океане (водные массы).

Техническая океанология изучает приборы, используемые в океанологии; их применение в научных экспедициях и их ремонт. Промысловая океанология изучает влияние среды обитания на воспроизводство, распределение и поведение скоплений промысловых объектов с целью рациональной эксплуатации биологических ресурсов Мирового океана.

в) Водолазы (заранее подготовленные ученики рассказывают о профессии ихтиолога) Слайд №4

Водолаз — специалист, умеющий выполнять работы под водой в водолазном снаряжении и допущенный к производству водолазных спусков в установленном порядке. Профессия водолаза относится к числу профессий с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда.

Когда нужно сделать какую-нибудь работу под водой, например, построить опору для моста, осмотреть и подготовить к подъему затонувшее судно, заделать пробоину в днище корабля, на помощь приходят водолазы. Как же они могут длительное время работать под водой, часто на больших глубинах? Ведь там нет воздуха для дыхания, да к тому же давление намного выше обычного атмосферного, и чем глубже, тем оно больше, так как создается столбом воды.

Помогают водолазам выполнять подводные работы специальные костюмы из водонепроницаемой ткани. Главная часть такого костюма - шлем. В шлеме имеются три круглых окошечка-иллюминатора с толстыми прозрачными стеклами. Со шлемом соединяется длинная резиновая трубка-шланг, по которому к водолазу поступает воздух. На ноги надеваются специальные водолазные калоши, носки которых обиты медью, а подошвы свинцовые, чтобы легче было перемещаться по дну. Ведь без этих добавочных грузов разница между весом водолаза и выталкивающей силой, действующей на него, будет очень маленькой, и положение водолаза на дне будет очень неустойчивым.

Водолазный костюм — снаряжение для безопасного погружения под вод

Батискаф - глубоководный автономный (самоходный) аппарат для океанографических исследований. Батискаф состоит из лёгкого корпуса — поплавка, заполненного более лёгким, чем вода, наполнителем (бензином), и стального шара — гондолы. В поплавке находятся цистерны с балластом и аккумуляторные батареи. В гондоле размещаются экипаж батискафа, аппаратура управления, система регенерации воздуха, радиостанция для связи в надводном положении, ультразвуковой телефон, телевизионная камера и научно-исследовательские приборы. Снаружи устанавливаются электродвигатели с гребными винтами и светильники.

Современные батискафы оборудованы устройствами для взятия проб грунта, фотоаппаратурой и дистанционно управляемыми манипуляторами для ведения подводных работ.

Батискаф пока остаётся единственным средством исследования человеком предельных глубин океана.

г) Экологи (заранее подготовленные ученики рассказывают о профессии эколога) Слайд №5

Экологи — это те специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или летом выпадает снег. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека.

II. Работа в группах.

Детям предлагается ознакомить присутствующих с представителями подводного  мира.

Защита подготовленных проектов.  

Ихтиологи рассказывают о различных видах рыб: (Слайд №6)

Морской конёк относится к рыбам, но немногим напоминает её. Голова у него, как у пони. Вместо чешуи его тело покрыто твёрдыми пластинками и колючими шипами. Хвост похож на змеиный. Морской конёк ведёт себя не так, как другие рыбы. Обычно он обвивает свой хвост вокруг какой-нибудь водоросли, чтобы его не унесло течением. Когда он плывёт, то передвигается с помощью единственного плавника, расположенного на спине и перемещается по воде в вертикальном положении. Рот морского конька имеет форму трубки, через которую он засасывает пищу. В отличии от других рыб у него имеется отчётливо выраженная шея и подвижная, похожая на конскую голова, расположенная под углом к телу

Рыба – зебра (Слайд №7).

Акулы (Слайд №8).

Акула-нянька (Слайд №9).

III. Игра со зрителями.

Зрителям предлагаются загадки о подводных обитателях. Сопровождается показом слайдов с изображением  животных (Слайд №10-13)

1. Ловко мусор собирает,
Дно морское очищает.
( Краб).

2. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног –
Вот и весь я - … (осьминог).

3. Через море – океан
Плывет чудо – великан,
А ус во рту прячет. (кит).

4. Кто же в море
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
В море… (черепахи).

5. Как плывут они красиво –
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды… (дельфины).

IV. Слово просят экологи.

1 эколог: К сожалению, подводные обитатели тоже нуждаются в защите. Нефтяные пятна от судов растекаются по поверхности морей. Они не пропускают в воду кислород, и подводные жители задыхаются. Эти тёмные пятна не пропускают и солнечные лучи, которые необходимы живым существам.

2 эколог: В моря и океаны попадают сточные, канализационные воды, радиационные отходы, которые оседают на дно.

Множество животных гибнет в мировом океане вследствие необдуманных поступков человека, которые опасны для природы и самого человека.

V.  Подведение итогов.

Педагог: А в заключение нашей встречи  мне хотелось бы предложить всем участникам ответить на вопросы викторины:

– Как называются приборы, позволяющие человеку изучать подводный мир?
– Какие морские животные похожи на цветы?
– Сколько конечностей у морской звезды?

- Снаряжение для безопасного погружения под воду.

- Какую работу выполняют океанологи?

Хотелось бы обратить ваше внимание на выставку работ учащихся из природного морского материала. Все участники поделились своими соображениями по поводу защиты мирового океана и его обитателей. У вас есть бумага, карандаши, фломастеры. Изобразите свои мысли в виде плаката, призывающего человечество к разуму. Организуется выставка плакатов.

Занятие заканчивается исполнением песни «Вместе весело шагать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Круговорт воды в природе"

Цели: 1) Сформировать у детей представление о переходе воды и одного состояния в другое и о круговороте воды в природе, как важнейшем явлении; 2) Развивать логическое мышление, наблюдательность, вообр...

Конспект урока. Круговорот воды в природе

В данном уроке соблюдены требования к современному уроку...

Конспект урока "Берегите воду"

Конспект урока "Берегите воду"...

Конспект урока- исследования "Вода.Свойства воды.Охрана вод"

Конспект  урока - исследования по ФГОС нового поколения "Вода.Свойства воды. Охрана вод" по окружающему миру 3 класс по программе А.А.Плешакова содержит практическую работу по изучению свойств во...

Конспект урока " На воде и в лесу"

В конспекте описаны дейятельность учителя и деятельность учащихся на уроке. Показана работа учеников в паре, в группе. На уроке формируются представления об опасностях, которые могут быть в лесу и на ...

Конспект открытого урока "Вода"

поурочное планирование для урока...