Главные вкладки

    Осенние изменения в природе
    план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) на тему

    Задыхайло Галина Ивановна

    Урок Окружающего мира в 1 классе по программе "Школа 2100"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon osennie_izmeneniya_v_prirode.doc111 КБ
    Office presentation icon fizminutki_2.ppt992 КБ
    Файл dozhd_po_kryshe.rar984.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Осенние изменения в природе

    Урок окружающего мира 1 класс по программе «Школа 2100»

    Цели:

    1. Познакомиться с осенними явлениями, научить отличать признаки осени
    2. Объяснить, как живые существа готовятся к зиме
    3. Продолжить формирование понятий “неживая природа”, “живая природа”, актуализировать представления о жизненных формах растений.
    4. Учить наблюдению за поведением животных.
    5. Продолжить формирование умения эстетически воспринимать природу вокруг себя.
    6.  Формировать представления об экологических связях и зависимостях явлений и объектов живой природы.

    Оборудование: 

                Картины осени, плакат-панно, разрезные картинки: солнце в тучках, человек под дождем, животные, мелодия Чайковского «Осень»,  звукозапись «Шум дождя», физминутка для глаз «Осень», стихи

    ХОД  УРОКА

                 Учитель: Сегодняшний урок мне хочется начать со слов великого русского поэта А.С.Пушкина:

                Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса—
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса...

                Посмотрите внимательно на иллюстрации на доске и назовите тему нашего урока.  

                О какой  поре пишет поэт?

    Учащиеся: Об осени.

    Учитель: Назовите слова, которые подтверждают ваше предположение.

    Учащиеся: Золотая одежда леса, природы увяданье.

    Учитель: А что мы называем природой?  Перечислите все то, что относится к природе.

    Учащиеся: Дерево, куст, трава, ворона, собака, камень, небо, солнце и т. д.

                (Для учителя. Дети могут называть объекты, сделанные руками человека: дом, машина, водопровод или называть растения: береза, сирень, горец, одуванчик и т. д. Дайте всем высказаться, а затем подведите итог.)

    Учащиеся: облака, небо, солнце, растения, животные.

    Учитель: Все то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их. 

    Учащиеся: Неживая и живая природа. Ребята, в течение урока мы с вами будем составлять панно

                     (панно – ватман с заранее нарисованной полянкой и хмурым небом с капельками дождя)

    Учитель:

                Крупно, дробно, зачастил
    И всю землю напоил.

    (включаю звукозапись (Дождь) 

    Учитель: Два дня назад “небо прохудилось” и пошел осенний дождь.

               Сравните по продолжительности и температуре летний и осенний дождь.

    Учащиеся:  Осенью он долгий и не такой теплый. А летом можно под дождем купаться, радоваться прохладе, которую он дает в жару

               (прикрепляем на панно человечка под зонтом)

    Ученик читает стихотворение:

    Ходит осень по дорожке,

    Промочила в лужах ножки.

    Льют дожди

    И нет просвета.

    Затерялось где-то лето.

    Ходит осень,

    Бродит осень.

    Ветер с клена листья

    Сбросил.

    Под ногами коврик новый,

    Желто – розовый –

    Кленовый.

    Учитель: Вспомните, как чувствовали солнышко летом?

    Учащиеся: Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко.

    Учитель: Летом солнце на небе было высоко, потому оно грело жарче, сильнее. А сейчас солнце   расположено ниже к земле, поэтому оно греет слабее и на улице становится холоднее.

    Учитель: Почему осенью не видно солнца?

               (прикрепляем солнце в тучках)

                Летят орлицы по синему небу,
    Крылья распластали,
    Солнышко застлали.

    Учитель: Часто ли плыли облака по летнему небу?

    Учащиеся: Нет, редко.

    Учитель: Кого они вам напоминают?

                (Для учителя. Поставленный вопрос требует ответа об объектах живой природы, которые отвечают на вопрос кто? Однако дети обычно перечисляют предметы, которые они видят в данный момент. Выслушайте, а затем уточните признаки живого и отберите объекты живой природы.)

    Учитель: О каком объекте неживой природы мы еще не беседовали? Послушайте подсказку.

                Неизвестно, где живет,
    Налетит — деревья гнет.
    Засвистит — по речке дрожь,
    Озорник, а не уймешь

    Учащиеся: Это ветер, если он дует сильно, то деревья сгибаются и даже могут сломаться. А когда дует на воду в речке, то она рябит. Поэтому его называют озорником.

                (Для учителя. При отгадывании загадок необходимо требовать от детей приводить признаки, по которым они находят ответ.)

    Учитель: Сделаем вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью?

    ВЫВОД: Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее.

    ФИЗМИНУТКА        

    Учитель:  А теперь после отличной работы нам с вами полагается небольшая передышка – физкультурная разминка! А так как мы с вами «путешествуем» по осеннему лесу, то и тема разминки будет осенняя: выходите ребята из-за парт. Встаньте между рядами так, чтобы всем было место для выполнения упражнений. Повторяем за мной слова и упражнения.
    Учащиеся повторяют за учителем слова и упражнения.

    Собрались и полетели утки в дальнюю дорогу.
    Все присели на корточки, потом встали, руки в стороны и взмахи руками вверх-вниз.
    Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу.
    Дети расставляют руки и ноги в стороны и изображают медвежью
    походку вперевалку, наклоняются «за ветвями», «строят берлогу».
     

                Заяц в мех оделся белый, стало зайчику тепло.
    Становятся прямо, руки сгибают перед собой и изображают заячьи прыжки.
    Носит белка целый день про запас грибы в дупло.
    Делают наклоны, срывают грибы и складывают их в дупло.
    Рыщут волки темной ночью за добычей по лесам.
    Бег трусцой на месте.
    Меж кустов к тетерке сонной пробирается лиса.
    Дети изображают осторожно крадущуюся лису.
    Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко.
    Срывают с верхних веток орехи и прячут их внизу в мох.
    Хвою щиплют глухари.
    Кистями рук делают щипковые движения.
    Зимовать к нам прилетели северяне-снегири.
    Дети делают махи руками и присаживаются на корточки.

    Учитель: А сейчас поиграем. Я буду читать загадки о деревьях.

                 Ствол белеет,
    Шапочка зеленеет.
    Стоит в белой одежке,
    Свесив сережки.

                Назовите признаки, по которым отгадали.

    Ученица читает стихотворение:

    В золотой карете,

    Что с конем игривым,

    Проскакала осень

    По лесам и нивам.

    Добрая волшебница

    Все переиначила,

    Ярко – желтым цветом

    Землю разукрасила.

    С неба сонный месяц

    Чуду удивляется,

    Все кругом искрится,

    Все переливается!

               (Для учителя. У березы на одном дереве образуются мужские и женские соцветия — сережки, то есть это растение называется однодомным. Мужские сережки формируются на побегах в год, предшествующий цветению, они перезимовывают, и весной цветки раскрываются. Женские сережки можно обнаружить только весной при развертывании побегов.

    Учитель:

                В красном платьице девица
    Вышла с осенью проститься,
    Осень проводила
    Платье снять забыла.

    Учащиеся: Это рябина. Признак — красные плоды. Они украшают дерево, поэтому люди сравнивают с девицей.

    Ученик читает стихотворение:

    Осень на опушке краски разводила,

    По листве тихонько кистью проводила:

    Пожелтел орешник, и зарделись клены,

    В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

    Утешает осень:

    - Не жалейте лето!

    Посмотрите – роща золотом одета!

     Учитель: Что же это за девица?

                     Не швея, не мастерица,
        Ничего сама не шьет,
       А в иголках круглый год.

    Учащиеся: Это ель. Признак — иголки, которые являются листьями. Они опадают не сразу, а постепенно, поэтому дерево всегда зеленое.

               (Для учителя. Часто дети используют названия растений, принятые в разговорной речи. Они полагают, что елка и ель — два разных растения. Поэтому учитель должен приводить названия природных объектов по научному. При рассматривании деревьев необходимо обращать внимание детей на красоту внешнего облика растения, окраску ствола и листьев, форму листовых пластинок, доступную для понимания этого возраста детей (пальчатая, линейная, треугольная, ромбическая), то есть стремиться к эстетическому восприятию природных объектов.)

    Учитель: Молодцы, отгадали все загадки правильно. Итак, вы назвали: береза, рябина, ель. Каким общим словом можно их определить?

    Учащиеся: Это деревья. На какие две группы мы делили деревья?

    (Лиственные и  хвойные)

    Учитель: В последующих наших наблюдениях мы выясним: какое растение последним сбросит листья. А как называется явление природы, когда деревья сбрасывают листья?

    Учащиеся: Листопад.        

    Ученик читает стихотворение:

     Листья солнцем наливались.

    Листья солнцем пропитались.

    Налились, отяжелели,

    Потекли и полетели,

    Зашуршали по кустам,

    Поскакали по сучкам.

    Ветер золото кружит,

    Золотым дождем шумит!

    Но какой же лес без птиц и зверей? Они тоже готовятся к зиме. А как они готовятся?

     ВЫВОД: Меняют мех на зимний, некоторые птицы улетают на юг, готовятся к зимней спячке, делают запасы на зиму.

    Учитель: Все верно! 

    Давайте заселим наш лес животными

    Кто забыв про все тревоги

    Спит зимой в своей берлоге?

    (прикрепляем на панно фигуру медведя)

    В дупле живет

    Да орешки все грызет?

    (прикрепляем фигуру белку)

    Это что за зверь лесной?

    Встал как столбик под сосной

    И стоит среди травы

    Уши – больше головы?

    (прикрепляем фигуру зайца)

    Хитрая плутовка

     Рыжая головка,

     Хвост пушистый – краса!

     А зовут ее …

    (прикрепляем фигуру лисы)

    ФИЗМИНУТКА для глаз «Осень»

    Работа в паре -  А сейчас мы с вами поработаем Мастерами Мозаики (собрать в паре картинку-мозаику про осень) под музыку великого русского композитора Д.И. Чайковского

    По завершении оформляем выставку картин

    Учитель:  Промелькнуло быстро лето

                     Пробежало по цветам,
    За горами бродит где-то
    И без нас скучает там.
    В двери к нам стучится осень,
    А за осенью — зима
    Мы ее не ждем, не просим,
    А она идет сама.        

    Учитель: Грустим ли мы с вами о лете?

    Учащиеся: Конечно, но его уже не вернешь. Пришла осень.

    Учитель: Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний дивный уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Пожалуйста, попробуйте дома об этом нарисовать. На стр 5 в тетради.

    Рефлексия: Посмотрите на этих Пушистиков и покажите, с каким настроением вы уходите с урока.

    (цветные у каждого на столе)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира "Осенние изменения в природе"

    Материал содержит конспект урока окружающего мира "Осенние изменения в природе" для 1 класса ("Школа 2100")...

    "Осенние изменения в природе"

    Презентация к уроку окружающего мира 2 класс....

    Осенние изменения в природе. Аппликация из цветной бумаги.

    Интегрированный урок по окружающему миру и изобразительному искусству. Дети отправляются в путешествие по осеннему лесу, расширяют знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, ...

    Проверочный тест по теме: «ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ"

           Проверочный тест по теме: «ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ"...

    Урок-экскурсия в городской парк «Осенние изменения в природе».

    Наблюдение за осенними изменениями в природе....

    Проект "Волшебница-осень или осенние изменения в природе"

    В пректе участвовали все ученики нашего класса. Дети разделились на группы, каждая из которых отвечала за свою часть работы: "фотокорреспонденты"  фотографировали деревья в период листопада и дан...