Главные вкладки

    Проект по окружающему миру (2 класс) по теме:
    Проект "Волшебница-осень или осенние изменения в природе"

    Амелина Светлана Алексеевна

    В пректе участвовали все ученики нашего класса. Дети разделились на группы, каждая из которых отвечала за свою часть работы: "фотокорреспонденты"  фотографировали деревья в период листопада и данные заносили в таблицу; "художники" рисовали золотую осень и изучали картины известных живописцев: "поэты" писали стихи об осени и изучали народные литературные произведения, связанные этой темой; "исследователи" изучали внутреннее строение листьев под микроскопом, работали в настоящей химической лаборатории.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мы, учащиеся 2 «А» класса,  представляем свой исследовательский проект под названием «Волшебница-осень или осенние изменения в природе»

    В погожий осенний день мы всем классом отправились на экскурсию в парк. Красота была необыкновенная! Листья на деревьях и под ногами были такими пестрыми, такими нарядными. Как же так получается? Ведь совсем недавно они были одинаково зелеными. Может быть  это  Волшебница - осень красит  листья в разные  цвета? И почему одни деревья стоят в пышных уборах, а другие уже почти сбросили листву? Может быть,  это холодный осенний Ветер выбирает, с какого дерева сдуть листву? От чего это зависит? Мнения разделились,  и мы тоже разделились на две группы: творческую и научную, и решили  взглянуть на этот вопрос с разных точек зрения.

    Гипотеза:

    1. Деревья сбрасывают листву в разное время в зависимости от породы

    2. В листьях содержатся особые красящие вещества, которые проявляются с приходом осени

    Цель :
    1. узнать, когда начинается и заканчивается листопад у разных видов деревьев
    2. выяснить причину изменения цвета листвы осенью

    Задачи  исследования:

    1. Изучить признаки осени в народных приметах и пословицах, а также в произведениях поэтов и художников
    2. Понаблюдать за разными деревьями во время листопада
    3. Разобраться с внутренними «секретами»  листа

    Чтобы ничего не упустить, мы составили план исследования:

    1. Создание проектных групп.
    2. Изучение информации об осенних изменениях в природе.
    3. Изучение изображений осени в работах поэтов и художников.
    4. Создание своих творческих работ.
    5. Наблюдение за опаданием листьев.
    6. Изучение строения листа
    7. Анализ полученных результатов.
    8. Оформление собранного материла.

    Творческая группа искала ответ, изучая народные приметы и пословицы …

    • В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая.
    • Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.
    • Если в октябре лист с березы и дуба опадет не чисто - жди суровую зиму.

    Рассматривали  картины известных художников:  Левитана, Шишкина, Поленова, Куиджи

    Читали  стихи:

    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса…

                                                  А.Пушкин

    Лес, точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный,

    Веселой, пестрою стеной

    Стоит над светлою поляной.

                                              И.Бунин

    А затем  мы рисовали сами, писали короткие зарисовки и даже стихи об осени…

    Но понять, почему же листья из зеленых превращаются в красные, желтые, оранжевые и багряные не смогли.

    И обратились к  нашим «научным сотрудникам».

    В это время некоторые из нас стали вести фотонаблюдение за деревьями, растущими неподалеку от дома. Мы фотографировали их на протяжении всего времени, пока не облетела листва.

    Оказалось, что у разных деревьев разные же сроки сбрасывания листвы.
    Результаты мы поместили в таблицу. Теперь стало понятно, что первой  начинает  желтеть и опадать береза, а самыми  стойкими оказались  дуб и каштан.

    Следующим этапом  нашего исследования стала поездка в научный центр «Эврика-парк».
    Нам  выдали самые настоящие микроскопы, кусочки  красного и желтого болгарского перца и зеленый листочек.
     Мы очень внимательно рассматривали образцы  под микроскопом. 

    Мы увидели клетки, причем разной формы, а внутри было много маленьких зеленых зернышек. Нам объяснили, что эти зернышки называются хлорофиллом – он отвечает за зеленый цвет листьев и плодов и является самым сильным.

    Нам показали, как можно сделать вытяжку хлорофилла из зеленых листьев.
    Дальше было очень интересно: мы опускали зеленый листочек в пробирку со спиртом и на наших глазах лист начинал  бледнеть, а спирт быстро окрашивался в зеленый цвет. Это доказывало, что при неблагоприятных условиях хлорофилл разрушается.

    Затем  капнули туда бензина и темно-зеленая жидкость расслоилась на изумрудно-зеленую и желтую! Оказывается, кроме хлорофилла в листьях содержатся и другие краски, только их не всегда видно.

    Кроме хлорофилла в листочках есть еще и другие клеточки – красящие вещества, – которые отвечают за другие цвета (красный, оранжевый, желтый). У каждого листочка свои красящие вещества. Чтобы хлорофилл в листочках сохранялся, нужен солнечный свет. Но вот наступает осень, дни становятся короче, солнечного света становится меньше – и вот тут начинают происходить совсем не волшебные превращения. Солнца не хватает, чтобы хлорофилл и дальше сохранялся в листочках, и он начинает разрушаться и другие краски становятся заметны.

     Из энциклопедии мы узнали, что желтая краска называется каротин – его очень много в моркови, облепихе, тыкве. А красная краска называется антоциан – она делает красными и фиолетовыми свеклу , вишню и др.плоды

    И вот результат: наши гипотезы подтвердились.

    • Действительно, срок листопада зависит от породы дерева. Самые первые опадают листья березы и осины, а вот в дубовой роще можно любоваться золотой осенью до конца октября
    • Никакого волшебства нет!

       В клетках растений содержится не только     зеленая, но и красная, и желтая краски, которые проявляются при похолодании и создают пестрый осенний ковер.

    Мы смогли  найти научное подтверждение своей гипотезе!
    Но все-таки осенний лес так похож на сказку!

    Спасибо за внимание!



    Предварительный просмотр:

    Литературно-музыкальная композиция

    «Несколько сцен из жизни Царкосельского лицея»

    Цели: 
    Рассказать о лицейском периоде в жизни А.С.Пушкина,  повысить культурный уровень учащихся.

    Участники:

    Александр Пушкин

    Антон Дельвиг

    Иван Пущин

    Вильгельм Кухельбекер

    Император Александр 1

    Учитель

    Три барышни

    Ведущий

    Лицеисты в черных брюках, белых рубашках, воротники подняты.

    Барышни в бальных платьях.

    Император в мундире, шляпе, эполетах, на груди синяя лента.

    Учитель в черном колпаке и черной мантии.

    Декорации, реквизит:

    2 стола, стулья, чернильницы с перьями, бумага, канделябр со свечами, ведомость текущей успеваемости лицеистов,  коробка с двумя револьверами.

    Плакат с отметками лицеистов, плакат с распорядком дня.

    Аудиозапись  гимна «Боже, царя храни», любого менуэта, «Шутка» Баха

    Сцена 1

    Под звуки менуэта появляются барышни.

    1 барышня:

    - Милочки, знаете ли вы, что в Царском Селе открывается лицей. Я слыхала, что папА говорил, что тридцать мальчиков будут готовить здесь к высокой государственной службе.

    2 барышня:

    -Лицей? Откуда такое название?

    1 барышня:

    - Наверно, это новое модное слово.

    3 барышня:

    - Ну что вы, милочки, Лицеем или Ликеем называлась одна из трех гимназий, основанных в 335 году до нашей эры Аристотелем. Она была расположена неподалеку от храма Апполона, где Аристотель обучал своих учеников. Обучение происходило в свободных непринужденных беседах и спорах во время прогулок по роще и давало великолепные результаты.

    1 и 2 барышни (вместе):

    - Какая ты умная!

    Барышни уходят.

    Сцена 2

    Ведущий:

    - 12 августа 1810 года царь Александр 1 подписал указ о создании особого закрытого бесплатного учебного заведения для 30-ти самых лучших детей дворянского происхождения – тех, кто будет преобразовывать Россию в европейском духе, в котором будут запрещены телесные наказания. Они будут воспитываться  под покровительством  самого царя.

    Звучит гимн «Боже, царя храни»

    Ведущий:

    - Господа, прошу встать! Их Величество Император Александр 1.

    Выход Императора.

    Читает по бумаге.

    - Божиею поспешествующею милостию

    Мы Александр  Первый – Император и Самодержец Всероссийский

    Московский, Киевский,  Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Царь Херсониса-Таврического, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, литовский…. И прочая, и прочая, и прочая.

    …Ныне отверзаем новое Святилище Наук! Некоторое число отличнейшего по талантам и нравственным качествам юношества МЫ желали предназначить особенно к важным частям Государственной Службы, а для образования его способность собрать оное и сие Святилище …

    В залог же особенного НАШЕГО к сему Училищу благоволения, даруем титло ИМПЕРАТОРСКОГО ЛИЦЕЯ.

    Император  уходит. Звучит музыка «Боже царя храни»

                                                               Сцена  3

    Звонок

    Выход лицеистов и учителя

    Учитель:

    - Из родительских объятий  Вы поступаете ныне под кров сего Священного Храма Наук. Здесь сообщены будут Вам сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина… Любовь к славе и отечеству должна быть Вашими руководителями!

    Вызывает лицеистов. Каждый по очереди делает шаг вперед.

    Учитель:

    - Дельвиг Антон!

    Дельвиг представляется:

    -Тося…

    Учитель читает: 

    - Насмешлив, упрям, впрочем, добр и весьма усерден, прилежания посредственного. Хладнокровие есть особенное его свойство.

    - Кюхельбекер  Вильгельм!

    Кюхельбекер  Вильгельм представляется:

    - Кюхля!

    Учитель:

    - Читал все книги обо всех вещах на свете, имеет много таланта, много прилежания, много доброй воли, много сердца, много чувств.

    - Пущин Иван!

    Пущин Иван представляется:

    - Жано!

    Учитель:

    - При счастливых  способностях отличается редким прилежанием, соединяя понятливость с рассуждением и, кажется, лучше ищет твердых нежели блистательных успехов.

    - Пушкин Александр!

    Пушкин Александр представляется:

    - Француз!

    Учитель:

    - Больше имеет понятливости, нежели памяти, более имеет вкуса, нежели прилежания, имеет  особую страсть к поэзии.

    - Прошу садиться, господа!

    Лицеисты рассаживаются за партами. Берут  бумагу, перья.

    Учитель раздает всем листы с заданиями. Все решают, один Пушкин  ничего не делает.

    - Пушкин, решайте уравнение!

    Пушкин:

    - Я не умею…

    Учитель:

    - Идите к доске и решайте, а вы все поспешайте!

    Пушкин долго думает, переминается с ноги на ногу, пишет какие-то формулы.

    Учитель:

    - Я все стою печально и смотрю…

    Пушкин,  улыбаясь:

    - Но уравнение равно нулю

    Учитель:

    - У Вас всегда и все нулю равняется! Вы на последней парте заседаете и все свои стихотворения сочиняете!

    Учитель:

    - Опишите  в стихах восход солнца.

    Скрипят перья.

    Кюхельбекер:

    - Восход солнца. Блеснул на западе румяный царь природы!

    Учитель: - И это все?

    Дельвиг:

    - Нет, не все. И изумленные народы

    Не знают, что и начинать:

    Ложиться спать или вставать?

    Пущин:

    - Это он у поэтессы Буниной строчку позаимствовал. Только там о закате солнца говорилось.

    Звонок. Перемена. Учитель вывешивает ведомость текущей успеваемости. Лицеисты собираются около нее и зачитывают вслух отметки. (см.Приложение)

    - Горчаков – рисование 0 – худо

    - Пушкин – военные науки 0 – худо, русская поэзия 1 – отлично, энциклопедия права 3 – хорошо

    - Дельвиг – немецкая риторика 2 – очень хорошо, физика 0 – худо

    Лицеисты (вместе):

    - Этот список – сущи бредни,

      Кто здесь первый, кто – последний,

      Всё нули, все нули

      Ай, люли-люли-люли!

    Лицеисты убегают

    Сцена 5

    Появляются барышни под «Шутку» Баха

    1 барышня

    - Говорят, в Лицее изучают многие иностранные языки, риторику, словесность, русскую и мировую историю, географию, науки математические и физические…            Ой, а дальше я забыла…

    2 барышня:

    - Я слыхала, душечки, что у лицеистов ранний подъем, затем повторение уроков, учебные занятия по 7 часов в день, обязательные гимнастические упражнения,  летом купание зимой «окрылив ноги железом» катание на коньках. А вот, обратите внимание на их распорядок дня (показывает на вывешенный на доске плакат или выведенный на экран распорядок – см.Приложение)

    3 барышня:

    - И  преподают там главные науки русские педагоги, а не иностранцы. Ах как это ново!

    1 барышня:

    - А вы не забыли, что сегодня у князя N бал? Пора прихорашиваться.

    Барышни убегают.

    Сцена 6

    Бал, звучит менуэт сначала тихо, затем громче. Входят пары, Пушкин и одна из барышень танцуют, остальные стоят.

    Ведущий:

    - Первую платоническую, истинную поэтическую любовь возбудила в юном Пушкине Бакунина. Она часто  приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение производили общий восторг всей лицейской молодежи.

    Это была первая робкая и стыдливая юношеская любовь – с «безмятежной тоской», со «счастьем тайных мук», с радостью на долгие дни от мимолетной встречи или приветливой улыбки. Любовь эта отразилась в целом ряде стихотворений Пушкина

    Пушкин:

    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.

    В томленьях грусти безнадежной,
    В тревогах шумной суеты,
    Звучал мне долго голос нежный
    И снились милые черты.

    Шли годы. Бурь порыв мятежный
    Рассеял прежние мечты,
    И я забыл твой голос нежный,
    Твои небесные черты.

    В глуши, во мраке заточенья
    Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слез, без жизни, без любви.

    Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.

    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.

    Пущин:

    Все в ней гармония, все диво,

    Все выше мира и страстей,

    Она покоится стыдливо

    В красе торжественной своей, Она кругом себя взирает:

    Ей нет соперниц, нет подруг,

    Красавиц наших бледный круг

    В ее сияньи исчезает.

    Кюхельбекер:

    Она мила – скажу меж нами –

    Придворных витязей гроза,

    И можно с южными звездами

    Сравнить, особенно стихами,

    Ее черкесские глаза.

    Какой задумчивый в них гений,

    И сколько детской простоты,

    И сколько томных выражений,

    И сколько неги и мечты…

    Барышни раскланиваются и уходят.

    Сцена 7

    Ведущий:

    - Товарищи Пушкина, знающие его впечатлительную натуру и отзывчивое, мягкое сердце искренне любили его. Далеко не первый в науках, ветреный и остроумный, задира и хвастун, он часто сам наталкивался на ссоры.

    Пущин:

    - Не дай Бог попасть на язычок Французу: осрамит – не отмыться! Кто так мастерски пишет эпиграммы из нас? Да, пожалуй, никто. Вчерашнего дня закрыли Пушкина случайно в библиотеке. А наутро и эпиграмма готова. Что было!...

    Пушкин:

    Намедни слив объелся я,

    Никита ж запер дверь оплошно.

    И было мне, мои друзья,

    И кюхельбекерно, и тошно

    Кюхельбекер:

    - Ах, кюхельбекерно! Стреляться! На двадцати шагах! Сегодня! Нет, Сейчас!

    Лицеисты:

    - Да полно, что вы, что вы!

    Кюхельбекер:

    - Стреляться!

    Подходят к ящику с револьверами, который держит Ведущий, расходятся в разные стороны, затем встают спиной друг к другу, отсчитывают по  три шага и поворячиваются друг к другу лицом.

    Несколько секунд не поднимают оружие, потом медленно начинают поднимать. Пушкин отбрасывает оружие и кидается на шею Кюхле.

    Пушкин:

    - Прости, Кюхля, прости!

    Обнимаются.

    Сцена 8

    Ведущий:

    -         Наступили грустные дни расставания с тихим городком и тенистыми парками, где прошли школьные годы. Прощай, скромная комната №14 на четвертом этаже, где Пушкин готовился к классным занятиям, писал стихи, перед сном разговаривал через тонкую перегородку с другом Пущиным.  Прощайте, липовые аллеи, сияющее озеро с белыми лебедями, уединенные дорожки в зарослях жимолости и сирени, где было так хорошо мечтать над страницами книги и думать о будущем!

    За долгие шесть лет Лицей сумел вложить в своих воспитанников, в их ум и сердца. Отсюда вынес Пушкин свой светлый и ясный взгляд на мир и людей. В каждом лицеисте было воспитано такое чувство личного достоинства, непременной особенностью которого было в то же время уважение к другому, чувство дружбы, родства и братства.

    Каждый год бывшие лицеисты собирались вместе, чтобы вспомнить молодые годы,  поговорить о настоящем. Пушкиным было написано множество стихов, посвященных этой дате – 19 октября.

    Пушкин:

    19 октября.

    Пора и мне…пируйте, о друзья!

    Предчувствую отрадное свиданье;

    Запомните ж поэта предсказанье:

    Промчится год, и с вами снова я,

    Исполнится завет моих мечтаний;

    Промчится год, и я явлюся к вам!

    О сколько слез и сколько восклицаний,

    И сколько чаш, подъятых к небесам!

    Лицеисты берутся за руки.

    Друзья мои, прекрасен наш союз!

    Он,  как душа,  неразделим и вечен –

    Неколебим, свободен и беспечен,

    Срастался он под сенью дружных муз.

    Куда бы нас не бросила судьбина

    И счастие куда б ни повело,

    Все те же мы: нам целый мир чужбина,

                     все вместе

    Отечество нам Царское Село!

    Далее идет показ документального фильма «Пушкин. Лицейские годы»                        или «Юность поэта».



    Предварительный просмотр:

    Расписание жизниhttp://bibliopskov.ru/img/licey2.jpg

     лицеистов.

    6 утра – подъем по звонку

    С 7 до 9 часов – класс (учебные занятия)

    В 9 часов – чай с белой булкой

    С 9 до 10 часов – первая прогулка

    С 10 до 12 часов – класс

    С 12 до 1 часу – вторая прогулка

    В 1 час – обед из трех блюд

    С 2 до 3 часов – чистописание или рисование

    С 3 до 5 часов – класс

    В 5 часов – чай

    С 5 до 6 часов – прогулка

    С 6 до половины 9-го – повторение уроков или дополнительные занятия для отстающих

    В половине 9-го  - ужин, молитва

    После ужина до 10 часов – отдых, развлечения

    В 10 часов – сон

    Табель          успеваемостиhttp://bibliopskov.ru/img/licey2.jpg

    Горчаков

    рисование

    0 - худо

    Пушкин

    военные науки

    русская  поэзия

    риторика

    (французское красноречие)

    арифметика

    0 – худо

    1 – отлично

    1 – отлично

    0 - худо

    Дельвиг

    немецкая риторика

    физика

    2 – очень хорошо

    0 - худо

    Кюхельбекер

    фехтование

    арифметика

    3 – хорошо

    2 – очень хорошо

    Пущин

    энциклопедия права

    география

    немецкий язык

    3 – хорошо

    5 – имеет сведения

    4 - посредственно


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Осенние изменения в природе

    Урок Окружающего мира в 1 классе по программе "Школа 2100"...

    Урок окружающего мира "Осенние изменения в природе"

    Материал содержит конспект урока окружающего мира "Осенние изменения в природе" для 1 класса ("Школа 2100")...

    "Осенние изменения в природе"

    Презентация к уроку окружающего мира 2 класс....

    Осенние изменения в природе. Аппликация из цветной бумаги.

    Интегрированный урок по окружающему миру и изобразительному искусству. Дети отправляются в путешествие по осеннему лесу, расширяют знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, ...

    Проверочный тест по теме: «ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ"

           Проверочный тест по теме: «ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ"...

    Урок-экскурсия в городской парк «Осенние изменения в природе».

    Наблюдение за осенними изменениями в природе....