Проект "Волшебница-осень или осенние изменения в природе"
проект по окружающему миру (2 класс) по теме

Амелина Светлана Алексеевна

В пректе участвовали все ученики нашего класса. Дети разделились на группы, каждая из которых отвечала за свою часть работы: "фотокорреспонденты"  фотографировали деревья в период листопада и данные заносили в таблицу; "художники" рисовали золотую осень и изучали картины известных живописцев: "поэты" писали стихи об осени и изучали народные литературные произведения, связанные этой темой; "исследователи" изучали внутреннее строение листьев под микроскопом, работали в настоящей химической лаборатории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мы, учащиеся 2 «А» класса,  представляем свой исследовательский проект под названием «Волшебница-осень или осенние изменения в природе»

В погожий осенний день мы всем классом отправились на экскурсию в парк. Красота была необыкновенная! Листья на деревьях и под ногами были такими пестрыми, такими нарядными. Как же так получается? Ведь совсем недавно они были одинаково зелеными. Может быть  это  Волшебница - осень красит  листья в разные  цвета? И почему одни деревья стоят в пышных уборах, а другие уже почти сбросили листву? Может быть,  это холодный осенний Ветер выбирает, с какого дерева сдуть листву? От чего это зависит? Мнения разделились,  и мы тоже разделились на две группы: творческую и научную, и решили  взглянуть на этот вопрос с разных точек зрения.

Гипотеза:

1. Деревья сбрасывают листву в разное время в зависимости от породы

2. В листьях содержатся особые красящие вещества, которые проявляются с приходом осени

Цель :
1. узнать, когда начинается и заканчивается листопад у разных видов деревьев
2. выяснить причину изменения цвета листвы осенью

Задачи  исследования:

  1. Изучить признаки осени в народных приметах и пословицах, а также в произведениях поэтов и художников
  2. Понаблюдать за разными деревьями во время листопада
  3. Разобраться с внутренними «секретами»  листа

Чтобы ничего не упустить, мы составили план исследования:

  1. Создание проектных групп.
  2. Изучение информации об осенних изменениях в природе.
  3. Изучение изображений осени в работах поэтов и художников.
  4. Создание своих творческих работ.
  5. Наблюдение за опаданием листьев.
  6. Изучение строения листа
  7. Анализ полученных результатов.
  8. Оформление собранного материла.

Творческая группа искала ответ, изучая народные приметы и пословицы …

  • В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая.
  • Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.
  • Если в октябре лист с березы и дуба опадет не чисто - жди суровую зиму.

Рассматривали  картины известных художников:  Левитана, Шишкина, Поленова, Куиджи

Читали  стихи:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

                                              А.Пушкин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

                                          И.Бунин

А затем  мы рисовали сами, писали короткие зарисовки и даже стихи об осени…

Но понять, почему же листья из зеленых превращаются в красные, желтые, оранжевые и багряные не смогли.

И обратились к  нашим «научным сотрудникам».

В это время некоторые из нас стали вести фотонаблюдение за деревьями, растущими неподалеку от дома. Мы фотографировали их на протяжении всего времени, пока не облетела листва.

Оказалось, что у разных деревьев разные же сроки сбрасывания листвы.
Результаты мы поместили в таблицу. Теперь стало понятно, что первой  начинает  желтеть и опадать береза, а самыми  стойкими оказались  дуб и каштан.

Следующим этапом  нашего исследования стала поездка в научный центр «Эврика-парк».
Нам  выдали самые настоящие микроскопы, кусочки  красного и желтого болгарского перца и зеленый листочек.
 Мы очень внимательно рассматривали образцы  под микроскопом. 

Мы увидели клетки, причем разной формы, а внутри было много маленьких зеленых зернышек. Нам объяснили, что эти зернышки называются хлорофиллом – он отвечает за зеленый цвет листьев и плодов и является самым сильным.

Нам показали, как можно сделать вытяжку хлорофилла из зеленых листьев.
Дальше было очень интересно: мы опускали зеленый листочек в пробирку со спиртом и на наших глазах лист начинал  бледнеть, а спирт быстро окрашивался в зеленый цвет. Это доказывало, что при неблагоприятных условиях хлорофилл разрушается.

Затем  капнули туда бензина и темно-зеленая жидкость расслоилась на изумрудно-зеленую и желтую! Оказывается, кроме хлорофилла в листьях содержатся и другие краски, только их не всегда видно.

Кроме хлорофилла в листочках есть еще и другие клеточки – красящие вещества, – которые отвечают за другие цвета (красный, оранжевый, желтый). У каждого листочка свои красящие вещества. Чтобы хлорофилл в листочках сохранялся, нужен солнечный свет. Но вот наступает осень, дни становятся короче, солнечного света становится меньше – и вот тут начинают происходить совсем не волшебные превращения. Солнца не хватает, чтобы хлорофилл и дальше сохранялся в листочках, и он начинает разрушаться и другие краски становятся заметны.

 Из энциклопедии мы узнали, что желтая краска называется каротин – его очень много в моркови, облепихе, тыкве. А красная краска называется антоциан – она делает красными и фиолетовыми свеклу , вишню и др.плоды

И вот результат: наши гипотезы подтвердились.

  • Действительно, срок листопада зависит от породы дерева. Самые первые опадают листья березы и осины, а вот в дубовой роще можно любоваться золотой осенью до конца октября
  • Никакого волшебства нет!

   В клетках растений содержится не только     зеленая, но и красная, и желтая краски, которые проявляются при похолодании и создают пестрый осенний ковер.

Мы смогли  найти научное подтверждение своей гипотезе!
Но все-таки осенний лес так похож на сказку!

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

«Несколько сцен из жизни Царкосельского лицея»

Цели: 
Рассказать о лицейском периоде в жизни А.С.Пушкина,  повысить культурный уровень учащихся.

Участники:

Александр Пушкин

Антон Дельвиг

Иван Пущин

Вильгельм Кухельбекер

Император Александр 1

Учитель

Три барышни

Ведущий

Лицеисты в черных брюках, белых рубашках, воротники подняты.

Барышни в бальных платьях.

Император в мундире, шляпе, эполетах, на груди синяя лента.

Учитель в черном колпаке и черной мантии.

Декорации, реквизит:

2 стола, стулья, чернильницы с перьями, бумага, канделябр со свечами, ведомость текущей успеваемости лицеистов,  коробка с двумя револьверами.

Плакат с отметками лицеистов, плакат с распорядком дня.

Аудиозапись  гимна «Боже, царя храни», любого менуэта, «Шутка» Баха

Сцена 1

Под звуки менуэта появляются барышни.

1 барышня:

- Милочки, знаете ли вы, что в Царском Селе открывается лицей. Я слыхала, что папА говорил, что тридцать мальчиков будут готовить здесь к высокой государственной службе.

2 барышня:

-Лицей? Откуда такое название?

1 барышня:

- Наверно, это новое модное слово.

3 барышня:

- Ну что вы, милочки, Лицеем или Ликеем называлась одна из трех гимназий, основанных в 335 году до нашей эры Аристотелем. Она была расположена неподалеку от храма Апполона, где Аристотель обучал своих учеников. Обучение происходило в свободных непринужденных беседах и спорах во время прогулок по роще и давало великолепные результаты.

1 и 2 барышни (вместе):

- Какая ты умная!

Барышни уходят.

Сцена 2

Ведущий:

- 12 августа 1810 года царь Александр 1 подписал указ о создании особого закрытого бесплатного учебного заведения для 30-ти самых лучших детей дворянского происхождения – тех, кто будет преобразовывать Россию в европейском духе, в котором будут запрещены телесные наказания. Они будут воспитываться  под покровительством  самого царя.

Звучит гимн «Боже, царя храни»

Ведущий:

- Господа, прошу встать! Их Величество Император Александр 1.

Выход Императора.

Читает по бумаге.

- Божиею поспешествующею милостию

Мы Александр  Первый – Император и Самодержец Всероссийский

Московский, Киевский,  Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Царь Херсониса-Таврического, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, литовский…. И прочая, и прочая, и прочая.

…Ныне отверзаем новое Святилище Наук! Некоторое число отличнейшего по талантам и нравственным качествам юношества МЫ желали предназначить особенно к важным частям Государственной Службы, а для образования его способность собрать оное и сие Святилище …

В залог же особенного НАШЕГО к сему Училищу благоволения, даруем титло ИМПЕРАТОРСКОГО ЛИЦЕЯ.

Император  уходит. Звучит музыка «Боже царя храни»

                                                           Сцена  3

Звонок

Выход лицеистов и учителя

Учитель:

- Из родительских объятий  Вы поступаете ныне под кров сего Священного Храма Наук. Здесь сообщены будут Вам сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина… Любовь к славе и отечеству должна быть Вашими руководителями!

Вызывает лицеистов. Каждый по очереди делает шаг вперед.

Учитель:

- Дельвиг Антон!

Дельвиг представляется:

-Тося…

Учитель читает: 

- Насмешлив, упрям, впрочем, добр и весьма усерден, прилежания посредственного. Хладнокровие есть особенное его свойство.

- Кюхельбекер  Вильгельм!

Кюхельбекер  Вильгельм представляется:

- Кюхля!

Учитель:

- Читал все книги обо всех вещах на свете, имеет много таланта, много прилежания, много доброй воли, много сердца, много чувств.

- Пущин Иван!

Пущин Иван представляется:

- Жано!

Учитель:

- При счастливых  способностях отличается редким прилежанием, соединяя понятливость с рассуждением и, кажется, лучше ищет твердых нежели блистательных успехов.

- Пушкин Александр!

Пушкин Александр представляется:

- Француз!

Учитель:

- Больше имеет понятливости, нежели памяти, более имеет вкуса, нежели прилежания, имеет  особую страсть к поэзии.

- Прошу садиться, господа!

Лицеисты рассаживаются за партами. Берут  бумагу, перья.

Учитель раздает всем листы с заданиями. Все решают, один Пушкин  ничего не делает.

- Пушкин, решайте уравнение!

Пушкин:

- Я не умею…

Учитель:

- Идите к доске и решайте, а вы все поспешайте!

Пушкин долго думает, переминается с ноги на ногу, пишет какие-то формулы.

Учитель:

- Я все стою печально и смотрю…

Пушкин,  улыбаясь:

- Но уравнение равно нулю

Учитель:

- У Вас всегда и все нулю равняется! Вы на последней парте заседаете и все свои стихотворения сочиняете!

Учитель:

- Опишите  в стихах восход солнца.

Скрипят перья.

Кюхельбекер:

- Восход солнца. Блеснул на западе румяный царь природы!

Учитель: - И это все?

Дельвиг:

- Нет, не все. И изумленные народы

Не знают, что и начинать:

Ложиться спать или вставать?

Пущин:

- Это он у поэтессы Буниной строчку позаимствовал. Только там о закате солнца говорилось.

Звонок. Перемена. Учитель вывешивает ведомость текущей успеваемости. Лицеисты собираются около нее и зачитывают вслух отметки. (см.Приложение)

- Горчаков – рисование 0 – худо

- Пушкин – военные науки 0 – худо, русская поэзия 1 – отлично, энциклопедия права 3 – хорошо

- Дельвиг – немецкая риторика 2 – очень хорошо, физика 0 – худо

Лицеисты (вместе):

- Этот список – сущи бредни,

  Кто здесь первый, кто – последний,

  Всё нули, все нули

  Ай, люли-люли-люли!

Лицеисты убегают

Сцена 5

Появляются барышни под «Шутку» Баха

1 барышня

- Говорят, в Лицее изучают многие иностранные языки, риторику, словесность, русскую и мировую историю, географию, науки математические и физические…            Ой, а дальше я забыла…

2 барышня:

- Я слыхала, душечки, что у лицеистов ранний подъем, затем повторение уроков, учебные занятия по 7 часов в день, обязательные гимнастические упражнения,  летом купание зимой «окрылив ноги железом» катание на коньках. А вот, обратите внимание на их распорядок дня (показывает на вывешенный на доске плакат или выведенный на экран распорядок – см.Приложение)

3 барышня:

- И  преподают там главные науки русские педагоги, а не иностранцы. Ах как это ново!

1 барышня:

- А вы не забыли, что сегодня у князя N бал? Пора прихорашиваться.

Барышни убегают.

Сцена 6

Бал, звучит менуэт сначала тихо, затем громче. Входят пары, Пушкин и одна из барышень танцуют, остальные стоят.

Ведущий:

- Первую платоническую, истинную поэтическую любовь возбудила в юном Пушкине Бакунина. Она часто  приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение производили общий восторг всей лицейской молодежи.

Это была первая робкая и стыдливая юношеская любовь – с «безмятежной тоской», со «счастьем тайных мук», с радостью на долгие дни от мимолетной встречи или приветливой улыбки. Любовь эта отразилась в целом ряде стихотворений Пушкина

Пушкин:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Пущин:

Все в ней гармония, все диво,

Все выше мира и страстей,

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей, Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг,

Красавиц наших бледный круг

В ее сияньи исчезает.

Кюхельбекер:

Она мила – скажу меж нами –

Придворных витязей гроза,

И можно с южными звездами

Сравнить, особенно стихами,

Ее черкесские глаза.

Какой задумчивый в них гений,

И сколько детской простоты,

И сколько томных выражений,

И сколько неги и мечты…

Барышни раскланиваются и уходят.

Сцена 7

Ведущий:

- Товарищи Пушкина, знающие его впечатлительную натуру и отзывчивое, мягкое сердце искренне любили его. Далеко не первый в науках, ветреный и остроумный, задира и хвастун, он часто сам наталкивался на ссоры.

Пущин:

- Не дай Бог попасть на язычок Французу: осрамит – не отмыться! Кто так мастерски пишет эпиграммы из нас? Да, пожалуй, никто. Вчерашнего дня закрыли Пушкина случайно в библиотеке. А наутро и эпиграмма готова. Что было!...

Пушкин:

Намедни слив объелся я,

Никита ж запер дверь оплошно.

И было мне, мои друзья,

И кюхельбекерно, и тошно

Кюхельбекер:

- Ах, кюхельбекерно! Стреляться! На двадцати шагах! Сегодня! Нет, Сейчас!

Лицеисты:

- Да полно, что вы, что вы!

Кюхельбекер:

- Стреляться!

Подходят к ящику с револьверами, который держит Ведущий, расходятся в разные стороны, затем встают спиной друг к другу, отсчитывают по  три шага и поворячиваются друг к другу лицом.

Несколько секунд не поднимают оружие, потом медленно начинают поднимать. Пушкин отбрасывает оружие и кидается на шею Кюхле.

Пушкин:

- Прости, Кюхля, прости!

Обнимаются.

Сцена 8

Ведущий:

-         Наступили грустные дни расставания с тихим городком и тенистыми парками, где прошли школьные годы. Прощай, скромная комната №14 на четвертом этаже, где Пушкин готовился к классным занятиям, писал стихи, перед сном разговаривал через тонкую перегородку с другом Пущиным.  Прощайте, липовые аллеи, сияющее озеро с белыми лебедями, уединенные дорожки в зарослях жимолости и сирени, где было так хорошо мечтать над страницами книги и думать о будущем!

За долгие шесть лет Лицей сумел вложить в своих воспитанников, в их ум и сердца. Отсюда вынес Пушкин свой светлый и ясный взгляд на мир и людей. В каждом лицеисте было воспитано такое чувство личного достоинства, непременной особенностью которого было в то же время уважение к другому, чувство дружбы, родства и братства.

Каждый год бывшие лицеисты собирались вместе, чтобы вспомнить молодые годы,  поговорить о настоящем. Пушкиным было написано множество стихов, посвященных этой дате – 19 октября.

Пушкин:

19 октября.

Пора и мне…пируйте, о друзья!

Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

О сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

Лицеисты берутся за руки.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он,  как душа,  неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас не бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

                 все вместе

Отечество нам Царское Село!

Далее идет показ документального фильма «Пушкин. Лицейские годы»                        или «Юность поэта».



Предварительный просмотр:

Расписание жизниhttp://bibliopskov.ru/img/licey2.jpg

 лицеистов.

6 утра – подъем по звонку

С 7 до 9 часов – класс (учебные занятия)

В 9 часов – чай с белой булкой

С 9 до 10 часов – первая прогулка

С 10 до 12 часов – класс

С 12 до 1 часу – вторая прогулка

В 1 час – обед из трех блюд

С 2 до 3 часов – чистописание или рисование

С 3 до 5 часов – класс

В 5 часов – чай

С 5 до 6 часов – прогулка

С 6 до половины 9-го – повторение уроков или дополнительные занятия для отстающих

В половине 9-го  - ужин, молитва

После ужина до 10 часов – отдых, развлечения

В 10 часов – сон

Табель          успеваемостиhttp://bibliopskov.ru/img/licey2.jpg

Горчаков

рисование

0 - худо

Пушкин

военные науки

русская  поэзия

риторика

(французское красноречие)

арифметика

0 – худо

1 – отлично

1 – отлично

0 - худо

Дельвиг

немецкая риторика

физика

2 – очень хорошо

0 - худо

Кюхельбекер

фехтование

арифметика

3 – хорошо

2 – очень хорошо

Пущин

энциклопедия права

география

немецкий язык

3 – хорошо

5 – имеет сведения

4 - посредственно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенние изменения в природе

Урок Окружающего мира в 1 классе по программе "Школа 2100"...

Урок окружающего мира "Осенние изменения в природе"

Материал содержит конспект урока окружающего мира "Осенние изменения в природе" для 1 класса ("Школа 2100")...

"Осенние изменения в природе"

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс....

Осенние изменения в природе. Аппликация из цветной бумаги.

Интегрированный урок по окружающему миру и изобразительному искусству. Дети отправляются в путешествие по осеннему лесу, расширяют знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, ...

Проверочный тест по теме: «ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ"

       Проверочный тест по теме: «ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ"...

Урок-экскурсия в городской парк «Осенние изменения в природе».

Наблюдение за осенними изменениями в природе....

Рекомендации для родителей по теме: "Осень. Изменения в природе."

Данный материал можно представить для родителей в приемной группы....