Ознакомление с окружающим миром
план-конспект урока (окружающий мир, 2,3 класс) по теме

Голодова Людмила Васильевна

Открытый урок по окружающему миру с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_okruzhayushchim_mirom.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с окружающим миром.

Открытый урок с применением ИКТ.

( 2-3 класс)

 Учитель начальных классов

Голодова Людмила Васильевна

Тема: « Семена – путешественники»

Цель урока: расширить кругозор детей, дать новые знания о том. Как размножаются растения, познакомить с различными растениями и семенами, напомнить о связях между человеком и окружающей средой.

Оборудование: коллекция плодов, семян;

                            рисунки различных плодов и семян;

                            дидактическая игра, географическая карта.

  1. Вступительное слово учителя.

Черёмуха.

Черёмуха душистая                                    Черемуха душистая,

С весною расцвела.                                     Развесившись стоит,

И ветки золотистые                                    А зелень золотистая

Что кудри завила.                                       На солнышке горит.

Кругом роса медвяная                               Ручей волной гремучею

Сползает по коре,                                      Все ветки обдает

Под нею зелень пряная                             И вкрадчиво под кручею

Сияет в серебре.                                         Ей песенки поёт.

                                                                               ( С. Есенин)

А рядом у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Вот такое красивое стихотворение о черёмухе написал русский поэт.

 - Понравилось  стихотворение?

 - А когда цветёт черёмуха?

 - Вы видели цветущую черёмуху? ( показывает картинки)

 - Что ещё вы знаете об этом дереве?

 - Из плодов черёмухи делают лекарство, которое помогает при расстройстве желудка;

 - запах черёмухи отпугивает насекомых – комаров, мух. Поэтому ее сажают вблизи домов;

 - вещества, которые выделяет черёмуха, убивают микробов;

 -если рядом с блюдцем воды поставить веточку черёмухи, то вода очистится;

- это необыкновенное дерево – оно украшает природу и нашу жизнь.

Всего несколько дней цветет черемуха, и тогда  все дерево покрывается белым цветом, словно снег выпал в мае.

 - Но это дерево очень страдает.

 - От чего  оно страдает?

От нашего  невежества.

Глянем мы на цветущую черемуху, а на ней белых кистей нет. Все цветущие ветки обломали люди.

 - А зачем? Чтобы украсить жилище?

 - Можно ли ставить букет черемухи в доме?

- Нет . От резкого дурманящего запаха начинает болеть и кружиться голова.

Так пусть это дерево радует нас среди живой природы. Не обламывайте черемуху!  Не заставляйте её страдать!

  1. Опрос.

На дом вы получили задание по  теме « Плоды и семена»

  1. Какие виды плодов вы знаете?
  2. Сочные и сухие.
  3. Какой плод у черёмухи?
  4. Сочный, костянка, внутри плода есть косточка.
  5. Покажите сочные плоды на картинках.

(дети показывают)

  1. Сочные плоды бывают двух видов. Каких?
  1. Ягода, костянка.
  2. Какую мякоть в своей основе имеют сочные плоды?
  3. Покажите сухие плоды!
  4. Какие разновидности сухих плодов вы знаете?
  5.  Семянка, зерновка, боб, стручок, коробочки.
  6. На каких растениях ещё сейчас можно увидеть плоды и семена?
  7. На рябине, ольхе, клене, лиственнице, сосне, ели ( шишки), ясене.
  1. Игра

Знаете ли вы плоды и семена известных вам растений?

На доске карточки с различными видами плодов и семян. Рядом в неправильной последовательности написаны названия растений.

Дети стрелкой соединяют карточку с названием растений. Класс следит за правильностью выполнения работы.

  1. Как распространяются семена растений?

  1. Объявление темы урока.

Сегодня на уроке мы узнаем о том , как распространяются семена, узнаем, что семена многих растений- великие путешественники.

Сообщение учителя. Отправляются семена путешественники – искать новые, необжитые места.

У каждого семечка, семени или плода свой « транспорт». Большие тяжелые плоды дуба – жёлуди. Орехи лещины падают рядом с деревом и ждут, когда « носильщики» перенесут их в другие места. Белки, мыши, птицы не  заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят желуди и орехи и разнесут их по норам и дуплам. Стоит потрудиться: ведь желуди и орехи « платят» за путешествие « носильщикам». Эти плоды – для них вкусные и ценные запасы на зиму. Весной забытые и потерявшиеся плоды дадут ростки новых деревьев и кустарников.

Большинство семян – любители полетать. Это самый быстрый и удобный способ попасть в далекие края. Многие семена крылаты. Например, семена клена похожи на пропеллер. А мелкие орешки берёзы с двумя прозрачными крылышками по  бокам. Орешек вяза лежит в середине небольшого круглого опушенного крыла. А светло- коричневое семечко лиственницы  расположилось с краю похожего на парус крылышка.

Подхваченные ветром. Летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветром! Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной им предстоит большая работа выращивать новое дерево.

  1. Как  распространяются семена?
  2. По воздуху, их переносят животные.
  3. Как распространяются  семена знакомых вам растений?
  4. Например, рябины, ели, сосны, ясеня.

Сейчас ребята расскажут ещё много интересного о семенах.

Сообщение учащихся ( готовит учитель с детьми накануне урока)

Слайд ( подорожника)

Первый ученик.  Есть растения – « зайцы», которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком. Куда он – туда и они. Когда подорожник появился в Северной Америке, то местные индейцы называли его « следом белого человека».

Слайд ( верблюдка – Маршала)

Второй ученик. В 1812 году армия Наполеона отступала за пределы России. Русские войска,  победоносно завершив первую Отечественную войну, проходят по Европе и в 1814 году вступают в Париж. Вместе с обозом. Который должен обеспечить питанием людей и лошадей, попадает в Париж новое для Франции  растение – верблюдка  Маршала.

Слайд ( стог сена)

Третий ученик. Используя сено, человек незаметно для себя рассыпал  вместе с сеном самые разнообразные плоды и семена далеко от их родных мест.

Слайд 4.

Четвёртый ученик.

Прибыл в порт иностранный пароход, нагруженный зерном. Прежде чем пустить зерно в разлом, на мельницах его очищают, а примеси удаляют. Среди этих примесей встречаются семена различных растений.

Сообщение учителя. Растения путешествуют не только на пароходах, но и просто по воде. К берегам Индии постоянно прибывало волнами крупные орехи весом до 16 кг -20 кг. Долгое время считалось, что это плоды неизвестных пальм, растущих на дне моря. В 1743 году загадка была разгадана: между Индией и Мадагаскаром были открыты Сейшельские острова. На них и нашли редкую сейшельскую пальму. Слайд 5( показать плод этой пальмы) У плодов, которые держатся на воде, есть много клеток и полостей, наполненных воздухом. Эти воздушные подушечки не позволяют плоду или семени быстро пойти ко дну.

Пятый ученик. Слайд 5

Сообщение об элодее ( канадской  водоросли).

Учитель:

Все любят гулять по лесу. Пройдя сквозь заросли, мы вдруг обнаруживаем на одежде какие – то колючки.

  1. Что это за растения и как же они прицепились к одежде? Репейник, череда имеют много  различных крючков, зацепок.
  2. Как человек использует свойства этих растений? Например, он придумал застежки – липучки, а помогли этому растения.
  3. Растения, которые распространяются при помощи человека и животных, называются « наездниками».

Шестой ученик. Слайд 6.

На  шерсти  бродячих собак, на овечьей шерсти встречаются цепкие головки лопуха, гравилата, череды, репейника. Которые невозможно вычесть. У растений много различных крючков, зацепок. Зубчиков – приспособлений для того , чтобы удерживаться и путешествовать как можно дальше.

Птицы, наземные животные и муравьи могут быть « носильщиками» семян и плодов, например сочных ягод.

  1. Какие связи существуют между деревом и животными?
  2. Кто может переносить желуди?

На слайде нарисован дуб, около дуба животные, птицы.

Кто пришел к дубу?( кабан, мышь, лиса, сойка, белка, волк)

( дети называют « носильщиков», учитель показывает)

Итак: мы установили связь между деревом и животными. Узнали, кто помогает распространению семян дуба. Есть растения, которые сами заботятся о своем распространении, тем самым сохраняя в природе данную особь растений.

Седьмой ученик. Слайд 7

Растения – артиллеристы. Понаблюдаем за садовой фиалкой, которую называют анютиными глазками. Пока ее коробочки не созрели, они фонариками поникли на длинных цветоножках. Но как только приходит пора  созревания, фонарики приподнимаются, раскрываются тремя лодочками – и семена вылетают из них, выдавливаемые подсыхающими створками.

У кислицы, растущей в тенистых хвойных лесах, под давлением набухающей ткани резко загибаются назад створки коробочки. Семена получают толчок и разлетаются в разные стороны.

5. Закрепление.

Подведем итог. Вспомните все, о чем мы рассказывали на уроке, и попробуйте выделить основные способы распространения семян:

  1. По воздуху;
  2.  По воде;
  3. С помощью животных;
  4. С помощью человека.
  1. Зачем человек специально распространяет семена растений?
  2. Чтобы сохранить природу в ее перевозданности и сохранить экологическое равновесие в природе.

Разрушая окружающую среду, а это живая и неживая природа, мы разрушаем свой дом. Сохранить наш дом – это долг разумного существа. Которым является человек.

Закрепление по учебнику.

6.Подведение итога урока

  1. Над какой темой мы  сегодня работали на уроке?
  2. Как распространяются семена?

Слайд о книгах:  помогли нам книги следующих авторов: Корабельников « Краски природы», Головкин « Рассказы о растениях- переселенцах».

      7. Домашнее задание.

Подготовить рассказ о путешествии семян.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков ознакомления с окружающим миром в 3 классе

Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и разработано по учебнику Плешакова А. А. ...

УРОК ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

1 КЛАСС ТЕМА: « Вода и ее свойства». ...

Интегрированный урок: Ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.

Интегрированный урок: ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.Цели: -расширить кругозор о планетах Солнечной системы; -отрабатывать письменные и у...

Урок ознакомления с окружающим миром в 1 классе "Свойства снега и льда"

Опытным путем  учащиеся  1 класса знакомятся с некоторыми физическими свойствами снега и льда; анализируя и систематизируя накопленные знания по теме, ищут ответ на вопрос Снеговика-помощник...

Ознакомление с окружающим миром. Россия - страна лесов. 4 класс

Презентация «Ознакомление с окружающим миром. Россия - страна лесов». 4 класс...

План-конспект урока по ознакомлению с окружающим миром во 2 классе. Учитель: Липатова В.И.

Тема:Животные живого уголка и нашей местности.Цель: Закрепить и расширить знания детей о диких и домашних животных.Задачи:Обучающие:  формировать представления детей  о разнообразии жи...